Сила мысли

Давным давно это было.
Тогда г.Горький уже не был, но ещё и не стал Нижним. Точнее — в 1965г.
На физфак ГГУ наведывался аккуратный сильно пожилой человек с живым лицом и стесавшимися от долгой службы зубами. Весьма профессорского вида. Пётр Арсентьевич Скороглядов.
Старшекурсники, с которыми я совместно снимал угол на улице Грузинской, успели рассказать о нём всё и называли его Питер Арсентьич. Будучи преподавателем физики в техникуме во время войны или сразу после неё, он прочно повернулся на почве этого предмета. Формула поворота проста: по Питер Арсентьичу выходило, что РАБОТА зависит от СИЛЫ и ВРЕМЕНИ, а не от скалярного произведения силы на перемещение под действием этой силы.
Примеры тоже просты: рука со временем устаёт держать гирю и без перемещения так же, как и "работающий" двигатель стоящего автомобиля пожирает горючее пропорционально времени. Более серьёзный источник его вдохновения: Справочник по тягам ракетных двигателей и расходам топлива — Федосеева и Синьярёва.
Ну, естественно, масса смешных выводов типа: первый этаж небоскрёба можно не отапливать. Сила давления на цоколь колоссальная. Умножай на время и подсчитывай барыши от экономии.
Студенты физфака потешались, но битыми оказывались сами: его быстрая реакция, острый язык и весьма своеобразная логика надолго отбивали у них желание поглумиться.
Наши профессора, боялись навязанных им дискуссий и просто прятались, едва завидя фигуру с портфельчиком. Даже Виталий Лазаревич Гинзбург оказывался жертвой своей доверчивости, подкупленный респектабельным видом физика. А замечательный лектор по мат-анализу, Михаил Александрович Солдатов однажды был застигнут укрывавшимся за дверью, и смущённо объясняя секретарше деканата причину, скрутил свою шляпу в трубочку. Увидев, что Питер Арсентьевич свернул в другую сторону, он развернул шляпу и обрёл прежнюю уверенность. Чем не сценарий для Чаплина?

И вот однажды мне представился шанс совершить подвиг. Я встроился в кружок, обступивших его студентов, подхватил тему спора и в азарте проигнорировал звонок к началу очередной пары.
НЕСКОЛЬКО РАЗ я "неопровержимо" зажимал его в кольцо, но он неожиданно "сметал все фигуры" и как змей горыныч с новенькой пышущей головой начинал всю бодягу сначала.
Вдруг, он оценил очередную удавку моих аргументов и, подводя итог нашей дискуссии, рёк: "Молодой человек! Года через два — потом понял, что продешевил, и поправился — нет, лет через пять Вы достигнете моего уровня!"

Так мы расстались. Я — с хорошо усвоенным уроком, что паранойю, шизофрению и прочие "...Ю" силой мысли, логикой и доводами не вылечишь.

------------------------
В некоторой связи с изложенным также находится и эта заметка:
http://proza.ru/2008/07/22/64


Рецензии
На мой взгляд, параноиков все же к студентам подпускать не надо - молодым и незащищенным перед авторитетом профессора/преподавателя очень сложно учиться. Я работала на кафедре с одним профессором физики - экспериментально объединили в одну кафедру всех преподавателей одного факультета - и гуманитариев, и физиков-математиков. Мне с ним приходилось контачить только как с завкафедрой, но бедным студентам доставалось. За грамматические ошибке в черновике во время подготовки к экзамену студент мог получить "неуд" и загреметь в армию вместо учебы, студенты-экономисты почему-то целый семестр слушали курс об учении Елене Блаватской - даже не помню, под каким соусом он его преподносил.
Кажется, он попался на взятке от студента и уехал в другой город, и весь институт ликовал. ОН не был глупцом - в его время диссертации писали сами, но его "изюминки" были несносны. Хотя говорят, что все гении и талантливые люди имеют определенные отклонения.
Вы учились у В.Гинзбурга? Мне нравится его фраза ""Атеизм - лекарство от глупости".
С уважением.

Татьяна Хожан   20.02.2012 00:12     Заявить о нарушении
Тут закралась неточность. Питер Арсентьич преподавал не в Университете, а в техникуме. Да и то я не знаю, когда у него поворот случился, он всё ещё преподавал или нет. А в Университет он просто любил приходить, подискутировать, но больше - попытаться продвинуть свои революционные идеи, заручившись поддержкой авторитетов. Он и Амбарцумяну письма писал.
Студенты спрашивали: "Ну, что?" - он честно говорил, что тот не разобрался и ответил что-то вроде: "Конечно, все могли бы собраться и лошадь назвать трамваем. Но какое это имеет отношение к действительности?"
Вреда принести он уже не мог никому.
К сожалению, у Гинзбурга я не учился. Просто я восхищаюсь и уважаю его позицию и взгляды. Но, будучи законченным атеистом, я фразу не считаю справедливой. Думаю, он сказал её, видимо, когда его сильно достали.
Или всё же у нас разный опыт. После тщательных размышлений, наблюдений я пришёл к пониманию того, что атеизм не может быть мерилом ума или порядочности, впрочем как и вера. А вера не может быть свидетельством глупости, впрочем, как и атеизм. Считаю, что у меня есть основания для такого заключения.

Геннадии Полубесов   20.02.2012 01:36   Заявить о нарушении
Скорее всего, Гинзбурга действительно достали, когда он сказал эту фразу. Я пользуюсь ею именно в такие моменты. :)) Вы правы - невозможно установить какое-то мерило порядочности и ума в зависимости от веры или неверия во что бы то ни было.
А вот приходящих доморощенных изобретателей или разглагольствующих умников, знающих, "как благоустроить Россию" тоже периодически встречала - у них непрошибаемая логика. :)
С уважением.

Татьяна Хожан   20.02.2012 01:46   Заявить о нарушении
Я убедился, что позицию взрослого человека в диспуте изменить практически нет никаких шансов. Поэтому возможен лишь обмен точками зрения. И дай бог, чтобы этот обмен проходил без грубости, хамства и подтасовок, без краплёных карт, с уважением к чужим заблуждениям.
А уж у шизофреников - смешно и наивно даже сколь-нибудь надеяться.
Хотя, Питер Арсеньтьич мог так отбрить! - но был до интеллигентности корректен. Подлости и фальши не было. Он уважал оппонента. Сейчас это редкость. Мне приходилось спорить с одним телеведущим. Лучше не вспоминать.

Геннадии Полубесов   20.02.2012 02:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.