Повесть Княжна. Часть 3

Часть III.
Глава I.

Утреннее солнце светило прямо в глаза княжны. Оно, будто будило её, напоминая о предстоящих хлопотах, пусть даже приятных....
Мария встала, потянулась к верху, надела лёгкий розовый халат и подошла к окну.
-Какой день то чудесный! И погода такая хорошая, и праздник ждёт меня. Скоро собираться…. Боже, спасибо тебе, я буду молиться, за такой подарок судьбы, как Императорский приём! Там ведь будет Дмитрий, а главное… цесаревич Александр…. Хотя, я больше чем уверена, что Его Высочество даже внимания на меня не обратит, кто я такая? А ответ таков, я простая княжна….
Даже от таких размышлений настроение у Мари не упало. Она ведь так ждала этого дня и не могла встретить его с грустным лицом.
Она оделась, естественно не без помощи прислуги, и спустилась вниз к родителям. Те встретили её восхищённо.
- Маша, боже мой, какая ты красивая в этом платье! Глаз не оторвать… - выразил восхищение отец.
- Ну что вы, папенька, вы слишком мне льстите… - немного смутилась Мария.
- Нет, моя дорогая Мари, папенька наш абсолютно прав, это не лесть, это правда, чистая, правда. Ты выглядишь просто великолепно, слов нет… - сказала maman, потом посмотрела на часы и спохватилась, - У нас осталось не так много времени, пойдём причёсываться, приводить себя в порядок. Ведь скоро ехать!
Мать с дочерью ушли. Князь Андрей Николаевич только вздохнул, он то был давно собран. Ни причёсок ему делать не надо, ни платья покупать….
Настал долгожданный час, княжеская чета спустилась в холл дворца, где стояли все их приближённые и слуги. Все они приветствовали эту дружную семью восхищёнными взглядами.
- Бог мой, как она хороша! - вскрикнула кухарка Варя, смотря на княжну.
Остальные поддержали её. Прислуга провожала Елагиных до кареты, ведь такое событие, как проводы семейства на Императорский приём всегда отмечалось.
Князь, княгиня и княжна сели в шикарную карету и отправились в Царское Село. Сначала все сидели спокойно: супруги вели беседу о чём-то своём, а Мария смотрела в окошко, вглядываясь в даль. Лёгкое волнение к родителям пришло тогда, когда их дочь закричала.
- О, Боже милостивый, это же Императорский дворец! Он… весь такой лазурный, цветом, как… моё платье! Какая красота!
- Мари, не смей восторгаться при всех, во дворце это не принято! У тебя и так привилегия, тебе шестнадцать, а ты уже едешь к Его Величеству. Помни о приличиях, дочка… - немного поругала её княгиня.
- Простите, маменька, я всё знаю и понимаю. Я и не собиралась себя так вести, просто… от неожиданности… - оправдывалась Мария, щёки её покраснели.
- Не надо, не ругайтесь, дорогие мои, всё нормально. Кстати, мы уже подъезжаем - вступился князь за дочь.
Мария Андреевна смотрела в окно и не могла оторвать глаз от этого великолепия. Аккуратно постриженные газоны, множество цветов на клумбах, античные скульптуры, маленькие фонтаны, а главное дворец. Такой величественный, цветом, словно небо, обрамленное золотой тесьмой. Марии казалось, что он парит над землёй. Перед дворцом стояло много карет и экипажей, придворные встречали гостей и провожали внутрь. У княжны не осталось больше слов, и она просто следовала за родителями и за их провожатым.
Внутреннее убранство дворца поражало. Столько ярких красок, золотых украшений, старинная мебель…. От обилия всего этого у Мари немного закружилась голова. Она была отнюдь не бедной княжной и жила в модных интерьерах, но… такого изыска не видела никогда. Это были ещё не все впечатления. Главное впереди, прямо за этой золочёной резной дверью.
Именно там, за этой дверью и проходил приём, в Золотом зале Екатерининского дворца. Гостей было ещё не много. Старшие Елагины повели дочь в глубь зала, где у трона стоял Император Николай Александрович и его сын Цесаревич Александр Николаевич, остальных членов Императорской фамилии пока не было видно.
- Здравствуйте, Ваше Величество, Ваше Высочество! Для нашей семьи большая честь присутствовать на этом приёме - начал приветствие князь Андрей Елагин.
- Очень рад, очень рад вам, князь, княгиня. Приветствую и вас, княжна. Вашим родителям не стоило скрывать от нас так долго вашу красоту!- Император поцеловал руку Ольге Александровне и Марии.
- Благодарю вас, Ваше Величество. Я счастлива, быть у вас сегодня - Мари пыталась соблюсти все приличия.
- Я тоже очень рад познакомиться с вами, княжна- Александр Николаевич подошёл к ней, поклонился, поцеловал руку.
Маша посмотрела на него. Посмотрела впервые так близко. Она долго мечтала об этой встрече с Царской семьёй, в особенности с наследником престола. Он оказался не таким, как его описывал Дмитрий. По крайней мере, так показалось самой Марии. Высокий молодой человек со светло русыми, слегка вьющимися волосами, в тёмном обличии. На его камзоле было множество разных лент и знаков, обозначающих высокий статус юноши. На вид ему было действительно лет девятнадцать. Лицо у наследника было совсем обычным, даже немного весёлым.
Мария немного смутилась оттого, что он стоит рядом, и её щёки снова чуть-чуть порозовели, но это, напротив придало ей ещё больше очарования.
- Мария Андреевна, Ваше высочество, - наконец, представилась княжна и сделала реверанс.
- Александр Николаевич - тоже решил он отрекомендоваться, - Может быть, пока бал не начался, прогуляемся? Я покажу вам дворец.
- С удовольствием, Ваше Высочество! Я давно мечтала увидеть этот замечательный дворец - ответила Мари и протянула Цесаревичу руку.
Они шли по залу, притягивая взгляды гостей. Но это не тревожило ни Марию, ни Александра, эта пара просто следовала к дверям лёгким спокойным уверенным шагом. Уверенность эта была лишь внешней. На самом деле оба очень сильно волновались, оттого, что впервые друг друга видят, что идут вместе гулять. Мария не верила своему счастью общения с наследником, а он в свою очередь не мог разгадать характер своей спутницы. Александр всё шёл и думал, светская она барышня, или всё-таки простая, искренняя, добрая русская княжна. Конечно, ему хотелось бы верить, что она олицетворяет образ второй.
- Может быть, вы хотите прогуляться по саду. Он великолепен! Вам обязательно понравится… - предложил Цесаревич, решив проверить, что же она ему ответит.
- Ваше Высочество, я думаю, что лучше вы сегодня покажете мне дворец, ведь, если мы пойдём в сад, не успеем на праздник… - робко ответила Мари, ей не хотелось огорчать его.
- Мария Андреевна, я могу быть откровенен с вами?
-О, да, конечно, Ваше Высочество. В чём дело? - забеспокоилась Княжна Елагина, и уже было, подумала о том, что, может быть, сделала что-то не то.
- А, вы знаете, мне совершенно расхотелось идти на бал после того, как я увидел вас…. Я бы лучше погулял с вами… - вздохнул Александр Николаевич.
- Почему вам так грустно, Ваше Высочество? - спросила Мария, когда они зашли в одну из гостиных дворца.
-Понимаете, в кое веки захотелось прогуляться, подышать свежим воздухом, пообщаться с такой прекрасной юной особой, как вы… и вот, ничего не получилось… - разоткровенничался Александр.
- А вы что, не гуляете в свободное время? И не можете пообщаться с юными особами - удивилась Мария.
Он помолчал, улыбнулся и сказал:
- Свободное время…, а у меня нет свободного времени. Его Величество говорит, что моё время для отдыха это сон, балы и другие празднества. У меня такой плотный график. И минутку передохнуть не удаётся: учителя, боевая подготовка, фехтование.… Ой, простите меня, княжна я, кажется, забылся. Вы не подумайте…. Просто, вы спросили, а я, кажется, слишком углубился в ответ… - оправдывался сам Цесаревич, ему было явно не по себе.
- Что вы, что вы, Ваше Величество! Вы ничуть не провинились передо мной…. Я даже рада, что вы поведали мне о своей жизни. Вам ведь, наверное, даже не с кем поговорить.
-Спасибо, вам, княжна. Вы ангел, который спас меня от одиночества! Ведь, вы единственная девушка, которая со мной нормально разговаривает в этом дворцовом мире! - радостно ответил Наследник престола, а потом добавил - Мари, а вы бы могли приехать к нам в гости?
- Ну, если вы приглашаете меня, Ваше Высочество, то я согласна приехать к вам ещё раз.
- Я так рад, так рад, Мария Андреевна! Вы вдохнули в меня жизнь - произнёс Александр, поцеловал руку Княжне и посмотрел на часы, стоящие в комнате - О, нам пора, праздник скоро начнётся, пойдёмте.
Пока Мария вместе с Цесаревичем следовали в Золотой зал, князь Дмитрий Орлов искал княжну среди гостей.
Он увидел княгиню Елагину, подошёл к ней, поприветствовал:
- Здравствуйте, княгиня, очень рад видеть вас! А вы разве приехали без Марии Андреевны? Я надеялся увидеть её здесь….
Ольга Александровна засмеялась и ответила:
- Не волнуйтесь, Дмитрий, Мари приехала во дворец. Она пошла, гулять с Его Высочеством и скоро вернётся.
- Спасибо, Ольга Александровна… я пойду… - говорил он спокойно, а в душе его звучали такие слова - Я понял. Именно этого я и боялся. Цесаревич познакомился с ней…. Чувствую, что это только начало….
В этот момент Мария с Александром зашли в зал, загремела музыка, все замерли в ожидании, вышел Император и сказал вступительное слово, поблагодарил присутствующих. Опять зазвучала музыка, вышел какой то человек и объявил.
- Дамы и господа, вальс!
Дмитрий быстрым шагом пошёл к княжне, чтобы пригласить на танец, но не успел. Цесаревич уже опередил его. Мария увидела князя Орлова, улыбнулась, он поцеловал ей руку и поприветствовал Александра.
- Здравствуйте, Ваше Высочество!
- Приветствую вас, Дмитрий! Рад вас видеть, очень рад. Познакомьтесь, эта прекрасная княжна Елагина - ни о чем, не подозревая, сказал Цесаревич.
- Мы уже давно знакомы с Марией Андреевной.
- Да, Ваше Величество. Мы с Дмитрием Михайловичем уже месяц, как познакомились, - пояснила Мари.
Видя в князе соперника, наследник повёл Марию танцевать, а Дмитрий стоял и смотрел на них всё это время.
Князь Михаил Орлов, который не мог больше наблюдать за одиноким сыном, подошёл к нему.
- Почему ты не танцуешь, Митя?
- Мария Андреевна приглашена Цесаревичем… - растерянно протянул он.
- А с другими барышнями мой сын не танцует! - сделал вывод Михаил Степанович.
-Да, вы правы, отец….
-Я не хочу расстраивать тебя, Дмитрий, но соперничество с Его Высочеством дело бесполезное….
- А с чего вы взяли, что я буду вести с ним борьбу, папа? - спросил Орлов-младший.
-Я знаю, что ты влюблён в княжну Марию и одобряю твой выбор. И не нужно больше это скрывать - Князь пытался объяснить сыну.
- Отец, вы не правы…. Я не люблю княжну! Я…, я уже ничего не понимаю… - Дмитрий был разбит.
- Не надо, сынок, успокойся. Скоро объявят мазурку, будь готов, - сказал князь, похлопал сына по плечу и ушёл.
Князь Дмитрий ещё несколько минут стоял и задумчиво смотрел ему в след.
- Дамы и господа, мазурка! - услышал он и пошёл приглашать Марию.
Как только Дмитрий добился своего, и она подала ему свою нежную, маленькую ручку, облачённую в белую кружевную перчатку, появился Цесаревич.
- Простите, Ваше Высочество, но Дмитрий Михайлович уже пригласил меня - сказала ему Мария, и пошла под руку с князем в центр зала.
Во время танца они разговаривали.
- Мари, ну, как вам во дворце?
- О, Дмитрий Михайлович, здесь просто чудесно! А вы, знаете, Его Высочество пригласил меня ещё в гости к нему…
- Да? Ну, в таком случае я рад за вас - говорил Дмитрий с болью в голосе - Я вижу, он очаровал вас, Мария Андреевна?
- Ну, право, Дмитрий Михайлович! Что вы такое говорите? Его Высочество очень хороший человек. Мы с ним даже подружились.
- Я вижу, что вы изменяете своим правилам, Мария Андреевна, - как-то резко говорил Орлов.
- Что вы имеете в виду? - не поняла княжна.
- Раньше вы танцевали только со мной… - недоговорил он.
- Ах, вот, о чём вы! - догадалась Мария - Ну, да, я танцевала с Цесаревичем, ну и что же? Вы же знаете, что вы всё тот же мой друг!
- Нет, нет, ничего. Простите, я, наверное, слишком….
- Ревнив! - шутя, сказала княжна Мария и звонко засмеялась, - Полно вам, Дмитрий Михайлович обижаться из-за такого пустяка!
Она так посмотрела на него, что Дмитрию пришлось признаться в душе самому себе.
- Я влюбился….
После мазурки был небольшой перерыв, и все юные пили лимонад, а те, кто постарше вино и шампанское.
Дмитрий Михайлович первым принёс княжне стакан с шипучим напитком, а Цесаревичу пришлось признать, он снова опоздал….
Удивительным делом было смотреть на эту троицу молодёжи: Мария, немного уставшая от такого пристального внимания, Дмитрий, не отходящий от неё ни на шаг, и Александр Николаевич, который не мог понять происходящего.
Цесаревич, естественно был персоной главной на этом юношеском балу. Любая княжна или графиня мечтала танцевать с ним, но почему-то следовал он только за Елагиной…
Наследник русского престола, был сегодня, словно, околдован красотой и, казалось бы, совсем обычными манерами княжны.
Да, конечно, Мария не походила на примитивную для него светскую кокетку. Она была другой и не стремилась следовать принятым во дворе правилам, могла поспорить с Александром, высказать своё мнение. Как подумал он сам:
- В Мари есть, какая то необыкновенная смесь всего истинно русского: красота, ум, твёрдость характера, манеры…. Она так естественна, не наиграна. Такой и должна быть будущая Императрица! - потом одумался, - О, Боже, что я говорю! Она же княжна, а не принцесса какая нибудь иностранная…. Хотя, может, это судьба? - спрашивал Цесаревич сам у себя - Мне же пророчили в жёны девушку с таким прекрасным благозвучным именем Мария….
Пока удручённый Александр находился в думах, оркестр играл заключительный танец, и Мария с Дмитрием танцевали его вместе. Танцевали так, словно в последний раз. Гости смотрели на них с удивлением и завистью, так красиво они танцевали….
Но всё же и этот праздник закончился, пора было разъезжаться. княжна Елагина и князь Орлов попрощались, подошёл Цесаревич, поцеловал Мари руку.
- Я не прощаюсь с вами, Мария Андреевна, мы ведь с вами скоро увидимся. Правда?
- Конечно, Ваше Высочество! Назначайте любой день, и мы с родителями обязательно к вам приедем - ответила Маша.
- Послезавтра, во вторник, пятого июля. Приезжайте прямо утром! Я буду ждать вас с нетерпением. Я покажу вам все, что есть в Царском, потом мы поедем в Гатчину, в Петергоф, там так красиво! Вам понравится! - воодушевлённо вещал Александр.
- Благодарю вас, Ваше Высочество! Вы очень добры ко мне…. Но, я ведь знаю, что у вас почти нет свободного времени…. Как же вы будете уделять мне столько внимания? - Мария пыталась умерить его пыл.
Дмитрий же стоял и смотрел на всё это с глубоким недоумением на лице. Он думал в душё.
- Да, что же она делает, в конце концов?! Неужели Мария не понимает, что дружба с Цесаревичем до добра не доведёт? - Но мысли эти были только в душе…
-Вы знаете, княжна, Его Величество, мой отец, не такой уж и строгий в воспитании. Я уже поговорил с ним, и, как только он узнал, что я желаю провести время с вами, он тут же согласился. Государь сказал, что если я с княжной Елагиной, то мне можно отдохнуть. Не правда ли, это хорошая новость? - как ребёнок радовался наследник.
- Это прекрасная новость, Ваше Высочество! Ну, что ж, мне пора ехать. До свиданья Дмитрий Михайлович, до свиданья, Ваше Высочество! - она откланялась и уехала с родителями домой.
Закончился вечер, наступила ночь. Как ни странно, но сегодня Мария заснула быстро, да и спала очень тихо и сладко. Ведь, столько хорошего произошло с ней сегодня. У кого ещё так бывает?


Рецензии
меня захватила эта повесть... Даже странно

Татьяна Черномаз   12.08.2009 12:23     Заявить о нарушении
Это же хорошо! =)

Мария Филиппова-Коренева   13.08.2009 05:34   Заявить о нарушении
эТО точно!

Татьяна Черномаз   13.08.2009 07:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.