Древнее название Угреша

В книге Александра Ратшина “Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России”, изданной в 1852 году, говорится, что Николо-Угрешский монастырь расположен «в 15 верстах от Москвы, на левом берегу Москвы-реки, на урочище, издавна известном под именем Угреши, около коего протекает река, называемая также Угрешею».
Название этой речки на межевых планах и картах второй половины XIX века разнится: на плане 1877 года [1] значится «река Хрупонь», а на плане 1855 года [2] — «ручей Чертолье», на карте середины XIX века, исправленной и дополненной в 1852–1858 годах — «река Горка». Это означает, что обмелевшую речку, обращенную возле монастыря в каскад прудов, в окрестных селениях называли по-разному, что и отразилось в межевых планах. Ситуация, когда одно и то же место, населенный пункт или река имеют несколько названий, встречается нередко. И наоборот, названия часто повторяются. Например, Чертольем (ранее Черторьем) называли местность и реку к западу от Московского Кремля в районе современных улиц Пречистенка, Остоженка, Сивцев Вражек. Произошло это название, как полают, от слова «черторой» — овраг, рытвина от воды. Неудивительно, что в нашей местности ручей, протекающий в овраге, называли Чертольем, Хрупонью [3], Угрешей и Горкой (в окрестностях и сейчас много горок).
Название «Угреша» очень древнее, и многие местные жители неправильно относили его только к территории Николо-Угрешского монастыря. По старинному преданию, это название дал святой благоверный князь Дмитрий Донской:
«Благоверный Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской изыде из града Москвы противу нечестиваго Мамая Царя Татарского, и отошед от Москвы пятьнадесять поприщ ста в шатрах на месте злачнем для преупокоения с воинством своим, и явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца, вапою украшенный, звездами светло окружаемый и великим светом осияваемый, стоящ о себе на воздусе над древом, зовомым сосною, ту стоящею, никем же держимый, и молящуся ему Великому Князю Димитрию Иоанновичу Донскому сниде сама с высоты святая оная икона и вдадеся в честные руце его.
По возвращении же Благоверному Князю от брани с преславною победою, достиже паки оного места на нем же оный образ явлением чудесне в честные руце его вдадеся, и о дарованной ему победе, благодарив Бога и Угодника Божия Николая, моляся соверши молебное пение с воинством своим, и в то же время сам Благоверный Великий Князь Димитрий Иоаннович с Благоверными Князи и Боляры нарече оное место прозванием Угреша, еже зовется тем именем до сего дне; и повелел на оном месте сооружити храм во имя и в честь Святителя Угодника Христова Николая Чудотворца; и воздвигну ту обитель славну и удовольвова ю и к пропитанию всеми потребными неоскудно».
Переложение на современный русский язык таково: «Благоверный великий князь Дмитрий Иванович Донской вышел из града Москвы против нечестивого Мамая, царя татарского, и отойдя от Москвы на пятнадцать верст с воинством своим, установил шатры на месте, поросшем густыми травами, для отдыха. И явился ему на этом месте пречудный образ Николая Чудотворца, красками разукрашенный, звездами светло окруженный и ярким светом осиянный, стоящий сам по себе в воздухе над древом, называемым сосною, здесь растущим, никем не поддерживаемый. Молящемуся ему великому князю Дмитрию Ивановичу сошла сама с высоты эта святая икона и далась в честные руки его.
По возвращении же благоверного князя с битвы с преславною победою он достиг снова того места, где образ чудесно в честные руки к нему снизошел, и о дарованной ему победе, благодарив Бога и Угодника Божия Николая, совершил молебен со своим воинством. И в то время сам благоверный великий князь Дмитрий Иванович с благоверными князьями и боярами нарек это место именем Угреша, которым оно зовется до сего дня, и повелел на этом месте соорудить храм во имя и в честь святителя угодника Христова Николая Чудотворца и воздвиг тут обитель славную и удовольствовал ее щедро всем необходимым к пропитанию».
Предание, записанное неизвестно кем и когда, издавна хранилось в обители. Оно изложено в рапорте, отправленном игуменом Варнавой [4] в духовную консисторию в августе 1781 года в ответ на указ представить данные по истории монастыря. Резкое стилевое различие текста предания и остальной части рапорта говорит о том, что Варнава воспользовался более ранним источником, не дошедшим до нас. Оригиналы многих древних документов Николо-Угрешского монастыря не сохранились из-за многочисленных набегов и пожаров. Кроме того, во время эпидемии чумы в 1771 году умерли почти все угрешские монахи, а часть документации была сожжена из боязни заражения. Однако в отделе рукописных книг Российской государственной библиотеки хранится сделанный в первой трети XVII века список хронографа, датируемого 1599 годом, где изложено предание об основании Николо-Угрешского монастыря.
К этому преданию во многих источниках добавляется радостное восклицание Дмитрия Донского при виде чудесной иконы: «Сие вся угреша сердце мое!» («Это все согрело мое сердце!»). Явление образа Николая Чудотворца накануне Куликовской битвы укрепило дух князя, придало ему уверенности в победе над Мамаем. Слово «угреша», представляющее собой форму глагола «угреть» (буквальный перевод «угрели»), отражало настроение князя в момент явления иконы, и, по преданию, он нарек место, точнее урочище, Угрешей.
О речке Угреше в предании умалчивается. Между тем, ее название очень древнее и определяет иную версию происхождения топонима Угреша. Вот что пишет известный специалист по топонимике Е.М. Поспелов: «Название урочища обычно связывают с рекой Угреша. Возможность былого существования этой речки косвенно подтверждается наличием гидронимов Угра, Угричка и Угреша в верховье бассейна Оки; Угриня в бассейне Западного Буга, Угр в бассейне Западной Двины, Ugra в Литве. Размещение этих гидронимов свидетельствует о вероятности их балтийского происхождения» [5].
Речь здесь идет о финно-угорском происхождении всех названий, приведенных выше. Обширные местности Восточно-Европейской равнины с VII века до н.э. по VII н.э. были заселены финно-угорскими племенами, относящимися к дьяковской культуре, названной так по деревне Дьяково близ Коломенского, где впервые археологи раскопали древнее городище. Позже нашли подобные городища в районе Капотни и Нижних Котлов. В ходе археологических раскопок в Томилинском лесопарке, проведенных в 1950-е годы при строительстве испытательного полигона, были открыты культурные слои городища, относящиеся к IV в. до н.э. — XI в. н.э., более ранние из которых принадлежат дьяковской культуре.
В V–VI веке сюда пришли первые славяне-вятичи, от которых ныне остались селища и курганы с захоронениями. Немало курганов находилось в Орехово-Борисове и Царицыне, но самый древний был найден у села Беседы. В 1970-е годы при ведении работ на территории Николо-Угрешского монастыря под руководством архитектора О.Б. Морозова было обнаружено захоронение богатой вятичанки, относящееся ко времени основания Москвы. Великолепные ювелирные украшения были переданы в музей истории и реконструкции Москвы [6].
Славяне вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством. Несмотря на суровость нрава, вятичи спокойно уживались с финно-угорскими племенами, мирно разделив с ними территории. Может быть, поэтому и сохранились на многие века древнейшие финно-угорские и балтийские названия. Например, племена балтийского происхождения, называемые голядь, жили в подмосковных краях вплоть до XIV века. О них напоминает название речки Голяденка. На этой речке, ныне заключенной в трубу, стояло село Выхино, волостной центр в XIX — начале XX века. Речка имела еще несколько названий: Чурилиха, Люблинка, Пономарка.
Предположительно, Угреша — это трансформировавшееся с течением времени финно-угорское выражение «унгур ша», что означает «луговая река». Великолепные заливные луга в нашей местности действительно были, что подтверждает и предание об основании Николо-Угрешского монастыря, где говорится, что стан Дмитрия Донского был на месте, поросшем густыми травами.
Аргументом в пользу финно-угорского происхождения названия Угреша является существование речки Угреша в верховьях Оки и, возможно, в Ярославской области, где до сих пор есть деревня Угреша. В этой деревне побывал осенью 2001 года глава подмосковного г. Дзержинского В.И. Доркин, но узнать происхождение названия ему тогда не удалось [7]. Как выяснилось из исторических и статистических изданий, в XIX — начале XX века деревня имела также название Спирово [8], под которым обозначалась на картах. По данным переписи, в 1859 году в казенной деревне Спирово-Угреша в 37 верстах от г. Ярославля, близ р. Сотьма, было 13 дворов, где проживало 89 человек: 30 мужчин и 59 женщин [9]. Известный ярославский ученый и краевед А.А. Титов в своем исследовании по Ярославскому уезду [10] писал, что в 1880-е годы деревня Спирово-Угришь, расположенная в живописной местности при прудах, входила в Шопшинскую волость, в ней было 14 дворов. Жители занимались в основном земледелием (главной культурой был овес), в зимнее время ткали холсты, валяли валенки.
По переписи 1923 года, в деревне Угреша-Спирово [11] Великосельской волости Ярославского уезда насчитывалось 19 хозяйств, население составляло 102 человека, в том числе 42 трудоспособного возраста. Постепенно название Спирово вышло из употребления. Ныне деревня Угреша входит в сельский округ Татищев Погост Ростовского района. Постоянно в ней проживает несколько человек, на лето приезжают дачники. В пользу самостоятельного происхождения названия деревни Угреша говорит наличие финно-угорских топонимов в округе, например, Шопша, и гидронима Угра [12].
Таким образом, версия о финно-угорском происхождении гидронима Угреша, появившегося предположительно в конце I тысячелетия до н.э., хорошо аргументирована. Однако это вовсе не ставит под сомнение достоверность предания об основании Николо-Угрешского монастыря, а свидетельствует о переосмыслении названия Угреша, совпавшего по звучанию с древнерусским словом. В словаре «Географические названия России» предание приводится как одна из версий происхождения названия Угреша [13].
Урочище у слияния рек Угреши и Москвы было удобным местом поселения, поэтому здесь существовало древнее селище вятичей, от которого остался курган с женским захоронением. Название селища неизвестно: оно могло совпадать с именем одной из рек или нет, могло неоднократно меняться. Скорее всего, к XIV веку исходный смысл древнего гидронима Угреша забылся, и, возможно, урочище стали называть Угрешей после явления иконы Николая Чудотворца Дмитрию Донскому, придавая этому слову новое, «славянское» значение.
В свою очередь, Угрешский монастырь получил название по местности, где был основан. Не случайно в летописях XV–XVI веков и в более поздней литературе довольно часто встречаются выражения: «к Николе на Угрешу», «от Николы на Угреше», «монастырь Николы, что на Угреше».
С появлением служебного поселения близ монастыря начинают употребляться топонимы, производные от слова «Угреша». Населенный пункт называли «Угрешская слобода» или просто «Угреша». Из переписной Ландратской книги 1713 года известно, что в слободе было 16 дворов, где проживало 53 человека. Один двор пустовал, потому что его хозяин, подьячий Карп Борисов, умер; в двух дворах жили конюхи, в двух других — повара, в четырех — дворовые крестьяне. Еще были дворы служебника, солодовника и мыльника (то есть банщика). В монастыре в то время было 33 насельника в основном пожилого и старческого возраста: самым молодым был 50-летний игумен Мефодий, самым старым — 85-летний хранитель архива и письмоводитель Моисей [14].
На карте[15], составленной Иваном Мичуриным в 1739 году, обозначено: «Николо-Угрешский монастырь и слобода». В штате монастыря тогда числилось 25 работников: стряпчий — 1, подьячие — 3, дворовые — 6, конюхи — 3, сторожа — 4, повара — 2, истопник, огородник, садовник, скотник, дворник и часовод [16].
В различных документах второй половины XVIII века, например в Указе Московскому уездному суду от 16 октября 1797 года, употребляется название Угрешская слобода. По сведениям 1859 года, в Московском уезде значатся Николо-Угрешский монастырь (80 чел. мужского населения) и Угреша — «служная казенная слобода», в ней 9 дворов, где проживало 56 человек: 23 мужского пола и 33 женского. Самым крупным селением в округе была тогда деревня Гремячево — 88 дворов (647 человек), затем следовала Капотня — 80 дворов, Кишкино — 70 дворов, Люберцы — 57 дворов, Денисьево — 32 двора [17]. Дабы не утомлять читателя статистическими данными за разные годы по Угрешской слободе, Капотне, Люберцам и населенным пунктам, которые некогда были приписными владениями Николо-Угрешского монастыря, а ныне вошли в черту г. Дзержинского, приводим их в приложении к книге в виде отдельной таблицы. Отметим только, что цифры красноречиво свидетельствуют о постепенном росте числа хозяйств в селениях.
Интересные сведения о работниках монастыря, живших в Угрешской слободе, можно почерпнуть из архивных дел [18]. Среди этих работников были даже династии. Например, по ревизской сказке 1857 года значится служитель Тимофей Захаров, 56 лет (в штате с 1822 года), обученный токарному делу, его жена Неонила Григорьевна, 54 лет, их сын Александр Тимофеевич, 25 лет (в штате с 1852 года), с женой Матроной Георгиевной, 19 лет. К сожалению, старший сын Тимофея Захарова Федор умер в подростковом возрасте.
По данным исправника Московского уезда В.П. Афанасьева [19], «слобода служная Угреша» находилась в Выхинской волости, в 6,5 верстах от ст. Люберцы, в 1 версте от Угрешской дороги, у речки Святой Колодезь. Было в ней 15 дворов, две лавки и трактир. Располагалась слобода в районе современных улиц Бондарева и Спортивной между монастырем и деревней Гремячево, в которой была еще одна лавка и трактир.
На карте Московского уезда, изданной Московским земством в 1900 году [20], рядом с монастырем значится «Николо-Угрешская слобода» (третий вариант названия населенного пункта). На карте 1850-х годов[21], как и на более поздней, относящейся к 1910-м годам, селение просто названо «Слобода», а на «Экономической карте Ухтомского района»22, изданной в 1931 году, вновь обозначена «Угрешская слобода». В документах первых лет советской власти этот населенный пункт фигурирует то как Угрешская слобода, то как деревня Угреша. Например, в списке, составленном Ухтомским райсоветом в октябре 1919 года, значится «дер. Угреша 20 [дворов]» [23].
В 1920 году был создан групповой Угрешский сельсовет, куда входили деревни Кишкино, Денисьево с Алексеевкой, Гремячево, Угрешская слобода и Александровка, которая была избрана местом расположения сельсовета. В конце 1925 года Угрешский сельсовет был разукрупнен на три: Кишкинский, Денисьевский и Гремячевский. В Денисьевский сельсовет вошла также деревня Алексеевка, а в Гремячевский — Угрешская слобода, которая просуществовала до застройки в 1930-х годах ул. Бондарева, бывшей Клубной. Территория слободы вошла в черту пос. имени Дзержинского, ставшего самостоятельной административной единицей в 1938 году.
На картах XIX — первой трети XX века кроме Угрешской слободы имеются другие названия, производные от слова «Угреша»: Угрешские харчевни (на берегу Москвы-реки), озеро Угрешское (между Угрешской слободой и Москвой-рекой).
До 1979 года были на карте Москвы в районе станций метро “Пролетарская” и “Таганская” улицы Большая Угрешская и Малая Угрешская (до 1951 года Сукино Болото). До революции существовали еще Большая Угрешская площадь и Николо-Угрешский проезд. Застройка здесь велась во второй половине XIX века. Как следует из справочника “Улицы Москвы. Старые и новые названия”, упомянутые выше наименования были даны в честь Николо-Угрешского монастыря. Возможно, это связано с тем, что на Таганке находился дом, полученный обителью в 1859 году в собственность по завещанию купца П.М. Александрова, щедрого благотворителя, пожертвовавшего на нужды Угреши около 400 000 рублей — огромную по тем временам сумму. В здании, где в советское время был известный магазин «Звездочка», располагалось подворье Николо-Угрешского монастыря.
Наречение улиц, площади и платформы в честь Николо-Угрешского монастыря ярко свидетельствует о значительном влиянии обители на духовную и культурную жизнь Москвы и окрестностей во второй половине XIX — начале XX века, а также о привлекательности для наших предков самого названия Угреша, происхождение которого связывали с исконно русским словом “угреть”.
В советское время из-за отрицательного отношения к религии «православные» названия стремились изменить. Малую Угрешскую упразднили в связи с реконструкцией района. В 1979 году Большую Угрешскую переименовали в Стройковскую в честь рабочего-революционера металлургического завода Гужона (ныне “Серп и Молот”) Арсения Емельяновича Стройкова (1890–1919), политкомиссара Красной Армии, погибшего под Царицыным (ныне Волгоград). Еще в 1925 году Стройковским назвали переулок, в связи с упразднением которого и переименовали Большую Угрешскую улицу.
В другом случае название, производное от «Угреша», в советское время, наоборот, дали. В Москве на Малом кольце Окружной железной дороги, построенной в 1904–1908 годах и служившей границей города до 1917 года, есть платформа Угрешская, названная в честь Николо-Угрешского монастыря. Здесь железная дорога пересекалась с Угрешским шоссе. Платформа расположена в муниципальном округе “Печатники” на территории Люблинского района примерно в 10 км от Николо-Угрешского монастыря. В настоящее время, как и вся Окружная железная дорога, она используется в основном для производственных целей. Рядом пролегают улица Угрешская, 1-й и 3-й Угрешский проезды, названные по платформе в 1951 и 1955 годах, когда здесь началась застройка промышленной зоны. В этом же районе протекает Угрешский ручей протяженностью 3,2 км, названный по Угрешской улице. По ней проходит трамвайная линия, расположены стадион СК “Подшипник”, НИИ “Синтез”, сборный пункт призывников, автосервис, другие предприятия и учреждения. Ближе всего находится станция метро “Кожуховская”, подальше — “Автозаводская”, “Текстильщики” и “Волгоградский проспект”.
В недавнем прошлом многие жители пос. им. Дзержинского не знали, что расположенный на его территории полуразрушенный монастырь назывался Николо-Угрешским, а местность — Угрешей. В наши дни названия, производные от «Угреша», становятся все популярнее. В г. Дзержинском есть улица Угрешская, издается газета «Угрешские вести», вещают радио Угреша» и кабельное телевидение «Угреша», появились кафе «Угреша», кафетерий «Угрешская слобода», туристическая фирма «Угреша-тур», гостиница «Угреша», ООО «Угрешская торгово-промышленная компания», предприятия «Угреша-Сервис», «Угреша-Электросервис», «Угрешская охрана» и другие. Вновь возрожденный Николо-Угрешский монастырь поражает своим благолепием, растет его известность и значимость в религиозной и культурной жизни.
Жизнестойким оказалось название «Угреша», появившееся более двух тысячелетий назад!


       Ссылки и комментарии

1. РГАДА, ф. 1205, оп. 1, ед. хр. 62.
2. РГАДА, ф. 1205, оп. 1, ед. хр. 48.
3. Объяснение этого названия нам найти не удалось. Можно предположить, что оно происходит от прилагательного «хрупкий»: речка, возможно, имела много изломов.
4. РГАДА, ф. 1205, оп.1, ед. хр. 1, л. 2–5.
5. Поспелов Е.М. Географические названия России. — М.: Книжная находка, 2003. С. 118.
6. Заметка о находке захоронения вятичанки на Угреше была опубликована в газете «Вечерняя Москва». Содержание изложено по ксерокопии, в которой дата публикации не отмечена.
7. Угрешские вести (УВ), 2001, № 45.
8. Название Спирово происходит от имени Спир, сокращенного от Спиридон.
9. Списки населенных мест Российской империи. Т. 50: Ярославская губерния. — Спб.: Издание Центрального статистического комитета МВД, 1865.
10. Титов А.А. Ярославский уезд. Историко-археологическое и статистическое описание с картой Ярославского уезда. — М., 1883.
11. Важно, что в двойном наименовании название Угреша вышло на первое место.
12. Как писал А.А. Титов, эта речка, в отличие от более известной Угры в Калужской области, имела второе название — Ремта.
13. Поспелов Е.М. Географические названия России. — М.: Книжная находка, 2003. С. 118.
14. Благово Д.Д. Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря. — Москва, 1872. С. 7–8.
15. Карта не лишена погрешностей: например, на ней не обозначена деревня Гремячево.
16. РГАДА, ф. 1205, оп. 1, ед. хр. 86.
17. Списки населенных мест Российской империи. Т. 24: Московская губерния. — Спб.: Издание Центрального статистического комитета МВД, 1862.
18. РГАДА, ф. 1205, оп. 1, ед. хр. 89.
19. Описание Московского уезда с указанием в оном станов, волостей, урядов и селений. Составлено исправником Московского уезда В.П. Афанасьевым. — М., 1884.
20. УВ, 2001, № 45.
21. УВ, 2001, № 44–45.
22. УВ, 2001, № 46.
23. УВ, 2001, № 47.

Статья опубликована в книге:
Егорова Е.Н., Антонова И.В. Угреша. Страницы истории. — Дзержинский: ДМУП «Информационный центр», 2005. — 296 с., ил., вкл.

Илюстрация: Угрешская слобода и окрестности на экономической карте
Ухтомского района. 1931 г.


Рецензии
Здравствуйте, Елена Николаевна!
Посмотрела содержание Вашей страницы и с удовольствием занесу Вас в мои избранные, чтобы не потерять, не забыть ненароком, не упустить такое счастье. Мне очень интересно и очень хочется прочитать всё, что увидела в содержании.
Вот и эту главу читала с радостью. Так замечательно было мне понять значение слова "угреша", особенно применительно к Николушкиной иконе, о которой читала и которую видела, а название так до конца и не понимала. Теперь сижу радостная. Спасибо Вам!
Елена Николаевна, домашние мои помогли понять, что это Вы - та добрая душа, которая предложила мое скромное в номинацию. Если вдруг ошиблись, простите, пожалуйста.
Не люблю и не могу быть неблагодарной. А потому от всей моей души спасибо великое!!!
Тронута Вашим вниманием, Елена Николаевна.
Очень надеюсь не разочаровать Вас тем, как переживаю номинацию. Для меня пуще всего важно, чтобы не было стыдно перед Богом и людьми. А еще, чтобы каждому, кто заглянет читать мое скромное, стало в жизни хоть капельку радостнее и светлее.
Еще раз спасибо!
С поклоном и признательностью,
с пожеланиями многой светлой радости,

Ольга Суздальская   13.01.2016 16:24     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Ольга. Рада, что вас заинтересовала и понравилась моя страница на прозе.ру. Там действительно много всего интересного и познавательного.
Я действительно номинировала вас на "Народного писателя". Мне особенно понравился рассказ "Подарок на Рождество". Смотрю, и другим он симпатичен, т.к вы сейчас на 10-м месте по голосованию - это очень хороший результат. Так что я не ошиблась.
Конечно, этот конкурс непросто выиграть, но и задача номинации на этом этапе состояла в том, чтоб на ваше творчество обратили внимание завсегдатаи портала.
Желаю вам успехов.

Елена Николаевна Егорова   14.01.2016 20:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.