Сто грамм Родины
Однажды один человек средних лет ехал в электричке домой с работы. У себя на рабочем месте в столе ему вдруг попалась на глаза книга «Антология мирового анекдота». Видимо ее оставил кто-то из бывших сотрудников. Человек решил ее взять с собой почитать в дороге. Ну кто не заинтересуется анекдотами?! И время незаметно пролетит в дороге. Прочитав предисловие Эльдара Рязанова о том, что такое анекдот вообще, и анекдот социально-политический в частности, человек средних лет кинул взгляд на следующую страницу. На следующей странице начиналось короткое произведение Лукиана «От поколения к поколению». (Лукиан – античный писатель-сатирик и мыслитель из сирийского города Самосаты. Жил во 2-м веке н.э.). Произведение было посвящено размышлениям о Родине, или Отчизне. Это показалось странным. Как соотносятся между собой философские размышления о Родине и анекдоты? Однако, потом дошло – нет ничего странного. Хороший (не пошлый) анекдот – это веселое короткое произведение, содержащее в себе обличение пороков общества или конкретного человека. А то, что обличает пороки, всегда направлено на исправление того, о ком или о чем анекдот. Анекдот – устное фольклорное творчество на злобу дня. А социально-политический анекдот, как думается, высшая его форма. Из предисловия Эльдара Рязанова: «Конечно, социально-политический анекдот – форма протеста, разновидность борьбы против власти – глупой, жестокой, неправедной. Безоружные люди – бедные, бесправные, униженные – сводили таким образом счеты с ненавистным режимом… И нередко исполнителей за это нещадно наказывали»1. Анекдоты сочиняет и рассказывает тот, кто любит свою Родину - делает вывод человек средних лет. Порок есть зло. И оно обличается, высмеивается. Следовательно, понятия «Родина» и «добро» взаимосвязаны. Но здесь необходимо понимать - то, что является добром в глазах одних людей, может оказаться злом в глазах других. Как нередко и бывало в истории. И еще не факт, что тех, кто исполнял социально-политические анекдоты, всегда незаслуженно наказывали. Поэтому, на вещи надо смотреть объективно. А это подчас непросто. И если каждый понимает добро и зло по-своему, то у каждого своя родина. И все же не случайно помещено произведение Лукиана. Видимо, составители сборника, предвидя возможные споры читателей на тему анекдота и Родины, желали показать, что думали о Родине лучшие представители древности.
Так размышлял человек средних лет, ехавший в электричке. Он вдруг вспомнил споры со своим приятелем. «Для меня Родина, - говорил приятель, - это моя семья, мои дети, мои родители, то место, где я родился».
Но пора бы уже «человеку средних лет» дать какое-нибудь имя. Автор преднамеренно не сделал этого до сих пор, оставляя его безымянным, потому что какая разница, как его зовут? Ведь масса людей, таких как он, имеют лишь смутные представления о таких важнейших понятиях. Но уже и то хорошо, что случайно попавшаяся на глаза книжка, заставила снова об этом задуматься. Назовем героя рассказа Андреем, а его приятеля Сергеем. Иначе просто неудобно будет вести диалог.
- А для меня Родина более высокое понятие, и оно не сводится к родственникам и территории, - отвечал Андрей, - хотя это и может являться частью Родины - Родины, именно с большой буквы.
- Так что же в твоем понимании Родина? Родина от слова род, - парировал Сергей.
- Да, но не в генетическом смысле слова. Ты же прекрасно знаешь, что у плохих родителей могут рождаться очень хорошие дети. И наоборот. То есть родители и дети могут быть совершенно разными людьми, с совершенно противоположными интересами и стремлениями. Так же как у одних и тех же родителей могут быть совершенно разные дети. Возьми себя и свою сестру. Тебя, по крайней мере интересует, политика, философия, богословие, судьбы мира и всего человечества. А ей, кроме своего дома и хозяйства, ничего больше не надо. Помнишь кинофильм «Белое солнце пустыни»? Абдула произносит крылатую фразу: «Хороший дом, хорошая жена, - что еще человеку надо, чтобы встретить старость?».
- То есть ты хочешь сказать, что у нее своя родина, у меня своя?
- Конечно. А то, что вас родили одни и те же родители, так что с того? Вы родственники только по плоти. И это еще что! Ты не хуже меня знаешь, как ближайшие родственники могут враждовать друг с другом. Из-за имущества, денег, наследства и прочего. Готовы растерзать друг друга. И чаще гораздо проще найти общий язык с совершенно посторонними людьми, чем с такими родственниками.
- Да, это верно. Но почему же так происходит?
- Один Бог знает. Но родство может быть только духовным. А я думаю, что дух и плоть со временем созидает соответствующую. Неслучайно единодушные друг с другом супруги, прожившие в браке много лет, становятся похожими друг на друга. Они не только единомысленны, но и единоплотны.
- Ты много таких встречал?
- К сожалению, нет.
На этом диалог, обычно, заканчивался. Проходило время. Друзья встречались вновь и подобные разговоры возобновлялись в той или иной форме. Андрей был более принципиальным человеком, а вот Сергея часто «заносило». Нередко друзья вместе выпивали (спиртное как бы являлось приложением к беседе) и Сергей признавался:
- А вот мне часто хочется одновременно горького и сладкого, холодного и горячего.
- Плохого и хорошего, - продолжал его мысли Андрей.
- Да.
- Так вот поэтому ты до сих пор между небом и землей и не знаешь, где твоя родина.
Сергей при этом иногда начинал злиться и категорически отказывался выпивать за Родину в понимании Андрея.
Однако, мы увлеклись. Пора бы представить на суд читателя рассуждения Лукиана на тему Родины.
Он пишет:
«Старая это истина, что «нет ничего сладостнее отчизны». В самом деле, разве существует что-либо не только более приятное, но и более священное, более возвышенное, чем родина. Ведь всему, что люди считают священным и исполненным высокого смысла, научила их родина, ибо она дает им жизнь, вскармливает и воспитывает их. Пусть многих восхищает могущество и великолепие чужих городов, пышность строений, зато все любят отечество. Многие наслаждались – и даже слишком – созерцанием бесчисленных чудес в чужих краях, но никто не был настолько обольщен их обилием, чтобы забыть родину»2 .
Электричка шла медленно, ехать было долго. Андрей прочитал этот абзац и посмотрел в окно. Поле, короткие перелески. А вон впереди какой-то пруд. «А ведь это все Родина», - подумал он. Впереди продолжали простираться родные просторы. «Почему мне больше всего хочется бывать на природе? Да потому что здесь красиво, привольно, нет привычной городской суеты и выхлопных газов. Здесь отдыхаешь и телом, и душой, - текли мысли Андрея, - и есть ли вообще человек, который бы не любил природу? А сколько поэтов посвятило замечательных стихотворений природе: лесам, полям, небу, морю! Я не могу что-то припомнить, чтобы кто-то из поэтов так же восторгался шиком и блеском городов. Вот деревня еще да. Но она ближе к природе. Человек раскрепощается и возвращается в свое естественное первозданное состояние. Зачем вообще нужны эти каменные склепы – саркофаги?» Андрей вспомнил, что саркофаг - слово греческого происхождения и буквально означает «пожиратель плоти». Ужас! Мурашки пробежали по телу.
Из рассуждений Лукиана следует, что родина – это нечто приятное, священное и возвышенное. Это то, что исполнено высокого смысла, то, что дает жизнь, кормит, воспитывает и т. д. Но это все, как бы сказали ученые, характеристика объекта. Это эпитеты, предикаты. Но где же само определение? И опять же: для одного человека приятное, священное и возвышенное – это одно, для другого – может быть совсем другое. Один не мыслит себя без служения государству и обществу, а другому на все наплевать. Один хороший человек, другой, к примеру, вор. И у обоих свои понятия о родине. Разве не так? Андрею вспомнился эпизод из кинофильма «Берегись автомобиля», где герой Папанова говорит герою Миронова: «Твой дом – тюрьма. Тебя посадят, а ты не воруй». Твой дом (читай родина) – тюрьма.
Но что же такое Родина с большой буквы? А это то, что существует само по себе и не зависит от представлений конкретного человека или группы лиц. Это разумное, доброе, вечное. То, что должно воплощаться в самом человеке, потому как (и всякий нормальный человек с этим согласится), думается, мы призваны сеять и приумножать это разумное, доброе, вечное. И какая разница, в какой стране живет человек и какой он национальности, к какой этнической группе он принадлежит. И если бы это все понимали, человечество давно бы стало единой цивилизацией.
Так в чтении и размышлении незаметно пролетело время. Электричка подъехала к городу Н. Андрей вышел на платформу, по подземному переходу вышел в город. Хотелось перекусить. Он вспомнил, что немного в стороне находится кафе-закусочная. Зашел. Посетителей почему-то было очень мало, хотя рабочий день для большинства давно должен был кончиться. Было около 7 вечера. Подошел к прилавку и остолбенел. Наряду с давно привычными бутербродами и прочей закуской в ассортименте была водка в разлив под названием «Родина». Андрей и раньше сюда заходил, но водку «Родина» увидел впервые. То есть вообще первый раз. В каких-либо магазинах он ее тоже не видел. За ним в очереди стоял мужичок средних лет. По виду не алкаш, не пьяница. Видно, тоже решил просто зайти перекусить. Андрей не смог не поделиться с ним нахлынувшими чувствами:
- Вот как бывает! Представляете, сейчас ехал в электричке, читал и размышлял о Родине, а тут, смотрю, водка, оказывается, такая существует.
- Ну вот сейчас и выпьем за Родину, - улыбаясь, произнес мужчина.
Они взяли по 100 грамм и по бутерброду с колбасой.
И выпили. За Родину.
________________
1. К вам мой попугай не залетал ?: Соц.- полит. анекдот /Подгот. текста, примеч. О.И. Сытника; Редкол.: Ю.В.Никулин и др.; Предисл. Э.А. Рязанова. – К.: Изд-во «Довира»; М.: Ин-т социокульт. интеграции: Собеседник, 1995. с.3.
2. Там же, с.5.
Свидетельство о публикации №208090400177
Уважаемый Виталий,здравствуйте! Приглашаю Вас принять участие в конкурсе Алые Паруса Любви по теме: «Мы любовью к Родине богаты». Мы будем рады (оргкомитет конкурса) видеть Вас среди его участников. Ваши мысли о Родине интересны. Мы хотели бы , чтобы они стали известны, помогли многим людям в нелёгкий нынешний час нашей страны. Ссылка на Условия конкурса: http://www.proza.ru/2013/01/02/1139 Эта тема сейчас важна, и каждому из нас по возможности нужно внести свою лепту в воспитание людей будущего Отчизны. С уважением и надеждой – координатор конкурса – Павлова Вера Калиновна. Мы ждём Вас с этим произведением -
Павлова Вера Калиновна 18.03.2013 16:39 Заявить о нарушении