Лекция Далай-ламы. Побуждающая карма

Будда учил, что существуют страдания, причиной которых являются действие и отрицательные эмоции и учил тому способу, которым мы можем избавиться от страдания и достичь счастья. Объясняя эти четыре благородных истины, Будда изложил известную схему взаимозависимого возникновения. Сначала возникает неведение, затем отрицательное действие, третье – сознание, в котором проецируются
эти действия. Страдания являются результатом нашего отрицания, эмоций и действий.

И чтобы остановить страдание, надо действием, старанием, используя причино-следственные схемы устранить отрицательные эмоции. Если мы сможем обнаружить движение этой схемы в обратном порядке, то мы сможем остановить отрицательные эмоции и дурные действия, освободиться от страдания. Таким образом исчезает страдание.

Четыре благородные истины говорят:
 во-первых, о страдании как о непосредственном опыте каждого, но не только чувство страдания, есть более глубокие уровни его.
Есть три типа страдания. Что для нашего опыта головная боль? Больше всего мы страдаем от изменчивости, которая состоит в том, что все предыдущее превращается в нежелательное. Другой тип страдания – обусловленное страдание – это характеристика самого природного перехода, борьба на уровне отрицательных эмоций, идущая к карме.
То, что исходит из отрицательных эмоций и кармы, всегда неправда, всегда приносит страдание. Для понимания существования страдания и страдания изменчивости: объяснялись как переживание несчастья и переживание счастья, которые постоянно меняются, имеют тонкий характер.

Когда мы говорим о второй благородной истине - происхождение отрицания, то есть две причины страдания: отрицательные эмоции и отрицательные действия. Здесь главное – отрицательные эмоции. Когда мы говорим об этом – это означает снять такие состояния. Существует много таких состояний сознания. Одни положительные, другие – отрицательные. Когда мы говорим об отрицательных эмоциях, это такие состояния сознания, которые возникают в нашем уме, приводя весь поток сознания в возмущение, в поток отрицательной энергии, лишают наше сознание мира и покоя.

Отрицательные действия. Они должны пониматься в рамках причинно-следственной связи.
 Два типа явления: одни постоянные (что не изменяется) и непостоянные (изменяются в результате причин и условий), они зависят от них.
Изменяя причины и условия, мы можем изменить явление. Этот процесс формирования причин и результатов вполне естественен, он относится к природе вещей.

 В этом общем законе причинно-следственных связей мы говорим о двух причинах страдания: отрицательные эмоции, в результате которых испытываем страдание, и эти переживания переходят в то, что мы называем грехом – особый неприятный вид переживания страданий. А когда говорим о карме - отрицательные действия, то мы говорим о том, как отрицательные действия совершаются в результате отрицательных эмоций, приносят свои дурные плоды.
Отрицательные действия - источник страдания. Они мотивируются отрицательными эмоциями, которые в свою очередь являются особыми ментальными факторами, вне нашего сознания. И этот процесс является сущностью кармического процесса. Когда ментальное действие включается в действие, то происходит два типа действия: умственное и физическое. Это два типа кармы. Возьмем пример, два объекта: ваш друг и ваш враг. Когда ваш ум занят вашим другом, вы чувствуете близость. Это умственный фактор, когда включается объективное понимание, как приятное – друг.

Возникают отрицательные эмоции – привязанность, предвзятость. Вы ее выражаете в форме слов, физических действий, приближенных к вашему другу. Эти два действия – словесные действия и физические – мотивирующие факторы – это побуждающая карма.

Когда вы видите врага, то вы используете ненавистные слова и просто злые, физические действия ваши агрессивны. Эти слова и физические действия говорят о возникновении отрицательных эмоций, переходящих в физическую неприязнь, ненависть, то возникают они от неведения относительно реальности.

Философские школы будут представлять это по-своему.
Высшая школа – матхематика – использует логику и разум и с ее точки зрения неведение – это ложное представление о реальности. Так как в данном предмете реальность является обозначениями нашего ума, возникает отрицательная эмоция на основании неведения и представляет объект ненависти отрицательным, и мы начинаем испытывать ненависть к нему.
Представляя объект привязанности, существующий самостоятельно, независимо, мы начинаем испытывать привязанность к нему.
Из-за неведения различные типы отрицательных эмоций и возникают. В форме ненависти, привязанности и т.д. они побуждают к отрицательным действиям, которые приносят свои плоды.

Но некоторые думают, что эти действия кармы не существуют до того, как они произвели результат. Возникает отрицание эмоциональной речи, действия. Как тогда мы совершаем негативное действие? Оно является совершившимся. Когда действие совершенно исчезает, но остаются отпечатки. И они остаются в нашем сознании, и оно передает эти отпечатки в будущее, когда они начнут нас побуждать к новым действиям и эти новые действия и станут плодом действий, совершенных в прошлом. Когда мы говорим об этих отпечатках, мы можем прояснить это на примере.
В начале нашей жизни у каждого из нас есть какие-то переживания, которые мы испытали несколько дней назад. Мы вспоминаем, но мы не об  этом говорим. Мы говорим о тех переживаниях, которые могут быть и сегодня, и вчера, но которые мы не помним,  но которые оставляют отпечаток в потоке сознания. И когда мы испытываем неудобства, неприятности, это может быть результат действия этих отпечатков, сохраненных в нашем сознании.

Действия, оставляющие отпечаток на потоке сознания, говорим мы, но что такое поток сознания? Это не физический объект, не имеет физических свойств, эти переживания не являются физическими, поскольку относятся как к внешним, так и внутренним объектам.
 
Ум - это не физическое, в соотношении непереживания ум  характеризуется свойствами ясности и способностью воспринимать. Существует много уровней сознания. Некоторые состояния возникают от физических действий. Но если вы попытаетесь рассмотреть истинную природу сознания, то корни его и находятся в этой светоносной ясной природе сознания, откуда и происходят все остальные состояния сознания, более тонкие и более грубые.

Когда мы говорим о коренной причине сознания, то она чрезвычайно тонка. И для того, чтобы доказать непрерывность сознания, мы можем напомнить о том, как
пациент излагает свои переживания врачу, психоаналитику и иногда эти переживания могут простираться и в прошлую жизнь. Некоторые дети хорошо помнят о прошлой жизни. В Индии, например, две девочки имеют по две пары родителей:  из  этой и прошлой жизни. Их воспоминания были настолько живыми, что родители из прошлой жизни считают их своими детьми. Некоторые ученые исследуют эти явления.
Еще одним доказательством непрерывности сознания является тот факт, что чем больше мы анализируем сознание, тем больше мы входим в его содержание.
Есть особая тренировка в медитации, когда мы начинаем записывать улучшение когнитивных способностей.

Продолжение здесь:
Лекция Далай-ламы. Вызов неведению
http://proza.ru/2008/09/07/164

Из первой лекция Далай-ламы в Риге-2001
http://proza.ru/2008/09/07/165


Рецензии
Отрицательные действия. Они должны пониматься в рамках причинно-следственной связи.

Григорий Аванесов   04.02.2021 08:42     Заявить о нарушении
Отрицательные действия - итог отрицательных мыслей,
неверно понятые, искаженные причинно-следственные связи.

Валентина Томашевская   04.02.2021 15:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.