Дарите мне цветы

       Антонину Павловну все уважают. Еще до революции она окончила Екатеринодарскую женскую гимназию. Потом, в институте получила диплом агронома. Вышла замуж. Родители мужа сразу оценили ее редкие качества, и невестка стала их любимицей.
       Семейная жизнь Антонины Павловны была связана с бесконечными переездами по городам и весям. А первые годы замужества омрачены непомерным горем – смертью двух дочурок. Потом родился сын. Он как бы снова вдохнул в нее жизнь.
       Коленька в семье Мариненко прекрасно воспитан. Гости всегда охотно бывали в их доме. Мальчик никому и никогда не докучал, а гостеприимству хозяйки не было предела. Семейство это всегда окружали добропорядочные люди.
       Родители а мальчике души не чаяли. Хотя воспитывали в строгости. Как-то Коля сильно заболел. Он метался в бреду, стонал и задыхался, а в полночь у него случился криз.
       Антонина Павловна едва не лишилась рассудка. Перед глазами предстала страшная участь дочерей. Она бежала по ночному городу к участковому врачу и молила Господа, чтобы сын дождался помощи. Врач успокаивал ее и заверял, что все будет хорошо, но материнский разум не воспринимал ничего. Войдя в комнату, она вопросительно посмотрела на мужа. Николай Федосеевич сказал, что они с сыном давно ждут ее. Антонина Павловна тихо заплакала.
       До войны с немецкими захватчиками родина послала главу семейства Мариненко работать в Киев, там же обвинили его во вредительстве и сослали в Сибирь. Не забыли и об Антонине Павловне. В 24 часа она была выдворена из столицы советской Украины. Без права проживания в крупных городах страны. С трудом, всеми правдами и неправдами, удалось ей обосновать на Кубани. Со временем перебралась в краевой центр. Через три года вернулся домой Николай Федосеевич - больной, надломленный. Его реабилитировали, восстановили на руководящей работе. Антонина Павловна инспектировала хлебозаготовки.
       Прошли годы. В квартире, в которой всегда бывало многолюдно и весело, осталась одна хозяйка. Муж умер, сын, полковник в отставке, живет в другом городе.
       До последнего времени Антонина Павловна сдавала небольшую меблированную комнатку студентам. Она с большим уважением относится к тем молодым людям, которые стремятся получить образование. Поэтому всегда старается создать для своих квартирантов настоящие домашние условия.
       Она почти все делает сама. Движение – это ее девиз и секрет долголетия. Антонина Павловна считает, что человек постоянно должен быть в делах и заботах. Конечно, хлопотно ей управляться в свои 88, но она не может смириться с мыслью, что в ее доме больше никого нет, не о ком думать и заботиться…
       Больше всего Антонина Павловна любит готовить обеды и что-нибудь для тех, кто привыкли у нее столоваться, вкусненькое… Она прекрасная хозяйка. По общему мнению, ей особенно удаются пироги. Надо сказать, что кухня в ее жизни занимает особое место. Она может простоять у плиты целый день. Правда, к вечеру буквально с ног валится, но зато душа ее на месте. Свежий обед для Антонины Павловны – дело святое. Ничто не может ей помешать выполнить свои главные женские обязанности по дому. Разве что болезнь. Но даже лежа на тахте и обставившись микстурами, она умудряется руководить трапезой.
       Много лет Антонина Павловна сама ведет свое скромное хозяйство и крутится, как белка в колесе. Тридцать лет получала она пенсию в шестьдесят рублей. Не очень-то на нее разживешься. Пенсии все равно не хватало даже при ее искусстве экономить и сводить концы с концами. Дачи Антонина Павловна не заимела, а хочется, чтобы в доме, как в прежние времена, не выводились фрукты и овощи, а на столе, в чешской вазе, красовался букетик из роз. Приходится ходить на рынок. Правда, потом за это слишком дорогое удовольствие нужно долго расплачиваться. На некоторое время начисто забываешь о мясе. Ну, а как не угостить приятелей и друзей, на день рождения или в праздники не созвать гостей? Сын, конечно, помогает, но ведь это не выход из положения. Если бы не квартиранты, давно по миру пошла бы.
       Антонина Павловна безумно любит цветы. Всю жизнь они трогают ее душу, не перестают волновать и радовать. Это совершенное чудо природы она воспринимает, как самый щедрый дар ее. Мне она как-то сказала, что когда закончит свои земные дни, гроб с ее телом, усыпанный цветами, пусть вынесут на руках.

       Ее любимое время года – весна. С ней она тоже как бы просыпается от зимней хандры и однообразия. Но главное – это то, что можно совершенно спокойно и уверенно ходить по улице, где нет гололедицы и слякоти, которые так и подстерегают, как будто чувствуют ее слабость в ногах и головокружение…
       За чашкой чая Антонина Павловна любит поговорить о жизни, о том, как изменились люди и сколько всяких проблем сами себе создали.
       Есть у нее давний друг – 90-летний профессор, Пожалуй, одиночество - единственная истинная причина, которая заставляет его трудиться в научно-исследовательском институте растениеводства. Он часто звонит ей, справляется о здоровье, а в праздники и дни рождения является с роскошным букетом цветов и коробкой дорогих «Ассорти».
       Через неделю я приглашен к Антонине Павловне по случаю дня рождения ее сына. Я уже предвкушаю удовольствие от изысканных блюд хозяйки под аккомпанемент привычного разговора. К приему гостей она готовится задолго до торжества. Выуживает из памяти свои самые лучшие рецепты домашних тортов и пирогов, готовит холодное или заливное, всевозможные салаты и закуски, взбивает несколько видов крема.
       Вскоре старость, так богатая на «Сюрпризы», серьезно напомнила о себе. Антонина Павловна почти смертельно заболела и целый месяц, чего никогда не было в ее жизни, провалялась на больничной койке. Она уже и не надеялась выкарабкаться. Но судьба даровала ей шанс на жизнь, наградив, правда, инвалидностью.
       - Я так плакала, когда узнала, что стала инвалидом, - призналась она мне.
       - Это вы для врачей инвалид, - успокаивал я ее. – А для нас, ваших добрых знакомых и друзей, вы все та же Антонина Павловна: милая, гостеприимная, непоседливая и нестареющая.
       И сын, и врачи успокаивают ее, говорят, что для глубокой старости это не столь уж и большое диво, нужно смириться, не нервничать, соблюдать строжайшую диету и еще тысячу всяких ограничений и рекомендаций. Словом, отречься от многого привычного.
       Ну, нет! Все, что угодно, только не смирение! Пусть она инвалид, пусть трудно дышать и часто кружится голова, поднимается давление на дню сто раз и не покидает слабость. Все это так. Но ни болезни, ни инвалидность не смогут отнять у нее главного – силы духа. «А, где наша не пропадала?!» - решила Антонина Павловна. И рискнула на Новый год (кто знает, может последний раз) созвать небольшую компашку.
       Стол был, конечно, не таким роскошным, как в прежние времена, но все равно разнообразным и вкусным. Если бы не пришли в ее дом гости, она не уснула бы. Для нее это означало бы не иначе, как окончание ее жизни, а для званых гостей – гостеприимство ее дома, двери которого всегда открыты для всех, кто сюда приходит уже много лет, будто совершая какой-то приятный ритуал, который останется в памяти у каждого до самого конца.


Рецензии
Когда встречаешь таких людей, это, как подарок судьбы...
Спасибо за прекрасный рассказ о замечательном человеке!
С уважением,

Марина Фадеева   28.06.2013 22:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.