Цинизм как форма существования. За и против

Итак, начнем со стандартного определения:
Цинизм — поведение или личностная позиция, выражающие осознанное, или демонстративное пренебрежение к нравственным нормам, этическим ритуалам, как мешающим или «избыточным» для решения практических задач и «лишенным» практического смысла.
Из определения следует, что циник – это, прежде всего, практик. Так ли это? Мне кажется, что сущность и корни цинизма намного шире и глубже, чем мысли о разумности и пользе.
Вот еще одно определение:
ЦИНИЗМ (от греч. kynismos - учение киников), нигилистическое отношение к человеческой культуре и общепринятым правилам нравственности; см. также Аморализм.

Прежде всего, не следует путать цинизм с прагматизмом и нигилизмом. Безусловно, циник смыкается с прагматиком в желании приблизить философию, абстрактное знание к жизни, практике, конкретной жизнедеятельности людей, «прояснить» мысли и верования. Но в отличие от прагматика, циник не заражен верой в целесообразность как основу любого действия, в отличие от нигилиста – не отрицает всего. У него есть своя вера, но скептическое отношение к любой традиционной религии как способу ограничиться иррациональными ответами на фундаментальные вопросы бытия. Циник отрицает не чудеса, а их трансцендентную основу, считая, что происхождение любого чуда имеет рациональное объяснение, только некоторых объяснений наука пока не знает.

Цинизм имеет весьма различные корни, мотивы и формы. Хотя трудно представить себе ребенка, родившегося циником, но о предрасположенности к циничному восприятию действительности говорить можно, если его с рождения окружают соответствующие люди и атмосфера: происходит импринтинг соответствующего стереотипа поведения. При этом цинизм может быть как оружием сильного, так и защитной маской слабого, но он всегда развивается при столкновении идеалистических ожиданий с жесткостью реальной жизни: «небо разбивается о землю», когда человек сталкивается с «пограничными» состояниями («глядит в лицо» смерти), необходимостью часто принимать жесткие решения, касающиеся многих людей, либо – с очевидными проявлениями людских пороков. И тогда индивид, сознательно или бессознательно, сужает поле своей деятельности, ограничиваясь тем, что он может и должен делать из рациональных соображений, «отсекает» лишние эмоции. Таким образом, можно сказать, что, в определенной степени, цинизм – способ в любых обстоятельствах заниматься своим делом, не тревожа окружающих «по пустякам». Но это лишь одна сторона цинизма.

В принципе, если цинизм не является сознательной позицией, но лишь защитной маской, за ним может скрываться что и кто угодно – от нежной, сверхчувствительной души до опустившегося неудачника и агрессора, опустошенности, безверия и эмоциональных проблем. Он может быть реакцией на цепь неудач, данью моде или стереотипу поведения (например, у подростков) и т.д. Но циник «по убеждению», прежде всего, умеет видеть смешное там, где другие видят страшное или святое. И прежде всего – в самом себе. При этом циник – не обязательно профессиональный клоун (о профессиях мы еще поговорим ниже), но он считает, что смех побеждает страх, на котором держится здание убеждений моралиста, и приближает к пониманию законов мира. Именно поэтому, а также из-за убеждения «Цель оправдывает средства» циников (например, их ярчайшего представителя - Никколо Макиавелли) так часто обвиняли в аморализме, в том, что для них «нет ничего святого». Одна из лучших иллюстраций этого в современной литературе – разговор Хорхе и Вильгельма Баскервильского в «Имени Розы» Умберто Эко, где первый объясняет второму, почему не хочет, чтобы люди прочли вторую часть «Поэтики» Аристотеля – о смехе:

«Смех - это слабость, гнилость, распущенность нашей плоти. Это отдых для крестьянина, свобода для винопийцы. Даже церковь, в своей бесконечной мудрости, отводит верующим время для смеха - время праздников, карнавалов, ярмарок. Установлены дни осквернения, когда человек освобождается от лишних гуморов, от лишних желаний и замыслов.... Самое главное - что при этом смех остается низким занятием, отдушиной для простецов, поруганьем таинства - для плебеев».

Циник не то чтобы не любит людей - он просто слишком хорошо их знает. Кроме того, в силу отсутствия страха перед моральными и религиозными «ай-яй-яй»-ями он старается быть объективным и говорить правду, что было не раз подмечено:
• Циник - это человек, который вслух говорит то, что мы думаем. (Пьер Данинос)
• Цинизм — это неприятный способ говорить правду. (Лилиан Хеллман)
• Чувство объективного восприятия реальности люди, им не обладающие, часто называют цинизмом. (Джордж Бернард Шоу)

Цинизм, как взгляд на ситуацию в определенном разрезе, способен помочь и ситуативно, не будучи жизненным убеждением. Например, как способ (само)защиты от нежелательных эмоций, от эмоциональной неадекватности (в частности, это одно из эффективное орудий сотрудника службы доверия при разговоре с потенциальным самоубийцей). Он может быть полезен, чтобы «не загружаться» при разговорах на эмоционально тяжелые темы: о смерти, болезнях, кризисах, политике и т.п.

Проявляется ли цинизм, когда человек не может повлиять на ситуацию? Спорно. Проявляется, если человек выбирает и реализует наиболее практически возможный и действенный путь выхода из ситуации, пусть и с неоказанием помощи тем, кому (на его взгляд) невозможно ее оказать. Если человек просто застывает в ожидании [чуда] – это беспомощность либо смирение.

Цинична ли толпа? И становится ли циником человек, ставший частью толпы? Мой ответ: нет. Толпа хаотична, внушаема и готова поверить в любое чудо. Циник не только не заражается настроением толпы, но и может изменить его, повести за собой (если ему нужно), потому что не теряет голову. Я бы сказал, что цинизм – прививка от стадности.

Безусловно, у цинизма не одни лишь достоинства. Альбер Камю считал его «вечным искушением», Герберт Уэллс – «юмором в плохом настроении». Действительно, он неприменим (и даже вреден) в ситуациях, требующих вдохновения, нестандартного воображения, энтузиазма, эмоционального участия, иррационального выхода из ситуации, установления контакта с людьми другой культурной традиции... Видимо, люди, склонные к цинизму по роду деятельности, тоже иногда снимают этот «защитный механизм», подобно тому, как неудобно париться в бане в бронежилете. Кстати, вот неполный перечень профессий, способствующих развитию цинизма: военный, врач, работник силовых органов и ритуальных служб, юрист, политик, репортёр, финансист, программист…

Может ли циник быть счастлив? Безусловно, может – в тех рамках, которые себе поставил.
В заключение хочу сказать: цинизм сам по себе не хорош и не плох, им надо уметь пользоваться, но не слишком на него уповать, зная, что это лишь одно из средств, которыми слепой пытается решить задачу – понять, как выглядит слон.


Рецензии
У перечисленных Вами профессий, цинизм есть защита от стрессов, вызванная необходимостью профессиональной деятельности.
Однако, цинизм, как отсутствие сострадания к товарищам по роду, есть самое большое Зло на Земле.
Не мешало бы встряхивать представителей этих профессий регулярным помещением их самих в ситуации страдания их жертв, типа сборов, устраиваемых для военнообязанных. Где бы им возвращали адэкватность гуманного поведения, со специализацией относительно профессий.
Сейчас наука открыла, что воздействием определённых полей на правовисочную область можно как уменьшить, так и увеличить сострадание.
Необходимость такой процедуры давно назрела в нашем мире творения Зла.

Эдуард Снежин   01.03.2011 07:18     Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.