Правда и кривда о Распутине
Он возглавлял полицию в 1916\17гг, (а служил в «охранке» в Петрограде с 1906 года — так что знал о Распутине поболее всех других). Эти воспоминания были впервые опубликованы в России в 2004 году, в сборнике «Охранка: воспоминания руководителей охранных отделений (М., Новое литературное обозрение. 2004). Ранее они были опубликованы на Западе (на английском языке) под названием, данным самим автором – «Охрана – русская тайная полиция».
Эти воспоминания он написал в конце 1920-х годов в Париже, и у него в те годы, вероятно, не было причин искажать историю Распутина в угоду кому бы то ни было. Итак, вот что писал о Распутине директор Департамента:
<<Множество раз я имел возможность встречаться с Распутиным и беседовать с ним на разные темы. В подобных случаях я всегда поражался терпению и старательности, с которыми он вникал в суть темы, каждого он слушал с напряженным вниманием, стараясь не потерять нить разговора. Очень редко он вставлял замечание, и, когда он делал это, оно, как правило, оказывалось к месту. Не раз я слышал, как он прерывал напыщенный бред точным восклицанием, которое немедленно опускало болтуна с небес на грешную землю. <…>
Распутин не лез в первые ряды политической арены, его вытолкнули туда прочие люди, стремящиеся потрясти основание российского трона и империи… он не осознал, что просто является марионеткой в руках гнусных интриганов.
Эти предвестники революции стремились сделать из Распутина пугало, чтобы осуществить свои сатанинские планы. Поэтому они распускали самые нелепые слухи, которые создавали впечатление, что только при посредничестве сибирского мужика можно достичь высокого положения и влияния…
Ум и природная смекалка давали ему иногда возможность трезво и проницательно судить о человеке, только раз им встреченном. Это тоже было известно царице, поэтому она иногда спрашивала его мнение о том или ином кандидате на высокий пост в правительстве. Но от таких безобидных вопросов до назначения министров Распутиным – очень большой шаг, и этот шаг ни царь, ни царица, несомненно, никогда не делали…
И тем не менее люди полагали, что все зависит от клочка бумаги с несколькими словами, написанными рукой Распутина… я никогда в это не верил, и хотя иногда расследовал эти слухи, но никогда не находил убедительных доказательств их правдивости.
Случаи, о которых я рассказываю, не являются, как может кто-то подумать, моими сентиментальными выдумками; о них свидетельствуют донесения агентов, годами работавших в качестве слуг в доме Распутина и, следовательно, знавших его повседневную жизнь в мельчайших деталях>>.
Из воспоминаний А.Т.Васильева (продолжение):
<<Его политические взгляды, насколько он их вообще имел, были достаточно простыми. Он был не более, чем обычный российский патриот и искренний монархист, но не в том смысле, который придается этому слову сегодня: он не был ни левым, ни правым конституционным монархистом, так как монархия была для него своего рода религией. Россия без царя была чем-то, что он не мог себе представить. Тонкости так называемой высокой политики были далеки от круга его интересов, и он совершенно не мог понять, к чему в конечном счете стремятся различные партии, группировки в Думе, газеты. Его основные политические принципы состояли просто в умиротворении, насколько это было возможно, врагов царя. Так, однажды он разъяснил мне с большим пылом свою точку зрения, что министры должны направить всю свою энергию на восстановление мира со всеми внутренними врагами. Он сказал, что сожалеет о последних, так они не ведают, что творят, а все, что нужно, это разъяснить им их ошибки, и все беспорядки сразу прекратятся. Хотя он не разбирался в политике, но проявлял огромный интерес ко всему, что представлялось ему практически важным и ценным для людей; даже в петербургских гостиных он оставался достаточно крестьянином, чтобы сочувствовать крестьянам и понимать их нужды. <...>
Если он случайно упоминал царя или царицу, его высказывания были необычайно уважительны как в словах, так и в тоне и были сделаны с ощущением неловкости, нерешительности. Никогда я не слышал от него бахвальства связями с царской семьей, никогда не видел его пьяным…
Несмотря на все это, я, конечно, знал очень хорошо – наверное, лучше, чем многие другие – что у слухов о его самоуверенном поведении в высшем обществе есть основания. Кроме того, разве я не имел возможности в любое время просмотреть полицейские рапорты, имеющие отношение к этому делу? Однако надо заметить, что никто в подвыпившем состоянии не владеет вполне своим языком и что его враги часто старались напоить его, а затем задать провокационные вопросы, на которые он давал необдуманные ответы.
Конечно, Распутин имел слабость к вину и женщинам, но это не было следствием его крестьянского происхождения. До того, как он получил возможность войти в петербургское высшее общество, у него не было подобных крайностей, как показывают расследования; скорее уж они появились в новом и развращенном обществе городских жителей, которые намеренно старались развратить и испортить его, чтобы таким образом дискредитировать царя и его супругу. Однажды преуспев в очернении имени Распутина, эти люди стали плести сети вокруг него… Распутин не лез в первые ряды политической арены, его вытолкнули туда прочие люди, стремящиеся потрясти основание российского трона и империи… он не осознал, что просто является марионеткой в руках гнусных интриганов.
Эти предвестники революции стремились сделать из Распутина пугало, чтобы осуществить свои сатанинские планы. Поэтому они распускали самые нелепые слухи, которые создавали впечатление, что только при посредничестве сибирского мужика можно достичь высокого положения и влияния…>>
О СЕКСУАЛЬНОСТИ И РАСПУТСТВЕ РАСПУТИНА
Нет сомнений в том, что «хлыстовство» оказало некоторое влияние на Распутина. Хотя дважды (в 1903 и 1907 гг.) Духовная консистория (РПЦ) проводила расследования на этот счет («хлысты» были запрещенной сектой) и ничего не смогла доказать, но множество других свидетельств, собранных «Чрезвычайной следственной комиссией» Временного правительства (начала работу 4 марта 1917 г. и работала вплоть до большевистского переворота), подтверждают его начальное «хлыстовство».
Свидетельства (в том числе духовных лидеров «хлыстов») подтверждают, что он примерно до 1905–1907 гг. выработал некое свое личное учение и отошел от «хлыстов». Они считали, что он извратил их учение. Он считал, что достиг вершины «хлыстовства»: проявил «бога в себе», в нем поселился «святой дух», он сам стал «христом», – и пошел выше и дальше их, «хлыстов». Хлысты считали проявление «бога в себе» (через преодоление плоти грехом и покаянием) вершиной, а Распутин посчитал это для себя новой «стартовой площадкой».
После встречи с Иоанном Кронштадским (весной 1903 года) он решил, что предназначен для более высокой миссии, чем быть одним из многих сектантов. Конечно, эта его идея основывалась и на достигнутой им способности (через многие мучения и укрощения плоти) исцелять и даже пророчествовать.
Однако даже в этом достигнутом им состоянии Распутин невыразимо страдал по женской плоти. Он обладал яростным темпераментом и не смог достичь духовной чистоты и высоты таких христианских святых (признанных РПЦ), как, например, Серафим Саровский. Это не было связано с какими-то особыми размерами его полового члена, но, скорее, с особенностями его личного сексуального потенциала (либидо). Вероятно, эти страдания, при уже достигнутых им способностях к целительству и пророчествам, привели его к мысли о том, что сексуальные страдания – тоже знак свыше, что его миссия связана с исцелением людей также и от греха похотливости, разврата.
Подчеркнем, что речь идет не о гармоничной сексуальной жизни в христианском браке, а именно о «блуде», о похоти, о разврате. О том, что мы называем «сексуальной свободой». Известно например (из материалов той же «Чрезвычайной комиссии», ее следственной части номер 13, по расследованию деятельности «темных сил»), что Распутин никогда не преследовал замужних женщин в том случае, если они заявляли ему о своем взаимном счастье в браке (см. также Э.Радзинский. «Распутин», с.271). Кстати, именно поэтому взаимная любовь Царицы к Царю была для него священна.
Далее логика Распутина такова. Но если женщина не любит мужа и все же живет с ним в браке (даже и освященном Церковью, и не изменяя мужу), то она греховна. Не говоря уже об изменяющих мужу и просто «развратных» женщинах. Все, что не несет в себе истиной Любви, для Распутина было преступно – и он полагал себя избранным для исцеления таких женщин через сексуальную связь с ним самим. Удивительно, но, судя по всему, через сексуальный акт с ним многие женщины действительно избавлялись от похоти и начинали другую жизнь!
Время от времени (а точнее – почти каждый день) он проверял свою способность избегать греха похоти самому, – то ли чтобы убедиться в своей духовной силе, то ли в надежде, что сексуальные страдания оставляют его и ему можно прекратить свою странную (и скандальную для внешнего мира) миссию. Эта проверка заключалась в его практически ежедневном (и постоянно фиксировавшемся наружным наблюдением переодетых агентов полиции) посещении им проституток. Многократно в донесениях полиции повторяется:
«Проводя время с высокопоставленными дамами, не прекращает посещение проституток». Однажды агентам полиции удалось «подсмотреть», чем же он с ними занимается. Из донесения агента:
«Распутин купил ей две бутылки вина, сам не пил… попросил раздеться, осмотрел тело и ушел».
Известно также, что после посещения проституток он «ходил по улице, размахивая руками, хлопая себя по туловищу и разговаривая сам с собой», то есть явно не в себе. Естественно, у любого мужчины после таких упражнений может «крыша поехать». Вероятно, не всегда ему удавалось выдержать искушение. Но он старался…
Один из образованных петербургских друзей Распутина (Филиппов) рассказал в 1917 году об одном из редких с ним разговоров о женщинах (вообще-то Распутин избегал разговоров о женщинах с «непосвященными»). Вот что он рассказал:
«Распутин считал, что в женщинах мало “духовного горения”. Между тем, по Распутину, человек всегда должен “утончаться” и даже в отношениях с женщинами не столько пользоваться ими физически, сколько ощущать утонченные чувства от близости к женщинам, а этого, – прибавил Распутин, бабы не понимают… – Святые – так те раздевали блудниц, смотрели на них, утончались, но не допускали сближения… И сам Распутин верил, что утончая нервы и испытывая высочайшие платонические состояния, можно, например, подняться на воздух…»
Он стремился к святости, но не достиг ее. И, вероятно, избранный им путь к святости был все же сомнительным. То, что может позволить себе старец-отшельник, уже в святости, не может быть избрано как путь к святости.
Однако, все это очень сложные вопросы, и вряд ли мы здесь можем дать "окончательное заключение". Можно лишь точно утверждать, что Распутин стремился к святости и, пожалуй многого достиг на этом пути. Помешала ему на этом пути Первая мировая война. Немногие знают, что до войны он практически не пил. Он страстно хотел предотвратить эту войну, зная о том, что она закончится трагической катастрофой России. Но не смог. И, как простой мужик, пустился "во все тяжкие". Не так, конечно, как это описывали его враги при жизни и затем советские историки, но все же он срывался. Тем не менее, не потерял свои целительские и провидческие способности.
Николай II и Александра Федоровна знали его отношение к сексу. К тому же сами они, пребывая во взаимной любви, были весьма откровенны между собою в этих вопросах. Именно глубоким знанием натуры и духовных устремлений Распутина (и, главное, болезнью ребенка) объясняется их хладнокровное отношение ко всем многочисленным доносам о «разврате» Распутина, ко всем скандалам, с ним связанным. Известно, что, например, Николай II в ответ на очередное донесение полиции о хождениях Распутина вместе с группой женщин в баню сказал: «Он и в бане проповедует Евангелие».
Напомним также эпизод, касающийся Анны Вырубовой, которая считалась «главной развратницей царского вертепа» и главной любовницей Распутина. Напомним, что она была арестована в марте 1917 года и много раз допрашивалась «Чрезвычайной комиссией» Временного правительства. Так вот, после первого же допроса она потребовала медицинского освидетельствования, которое показало, что «главная развратница» была… девственницей.
РАСПУТИН и ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
В июне 1914 года Распутин с дочерью Марией уезжает в Покровское.
Одна из мстительниц антираспутинской секты («Новой Галилеи») последовала за ним. Это была Хиония Гусева. Когда-то красавица, умная, серьезная и целомудренная, она из чувства ненависти к плотскому греху молила Бога «освободить» ее от красоты – и после первых же отношений с мужчиной она заразилась сифилисом. Теперь она кутала обезображенное лицо в платок. 29 июня (ст.ст.) 1914 года семья Распутина была дома. После обеда он идет на почту, отправить телеграмму царице. Наталкивается на нищенку, тянущую руку за милостыней. Пока он шарит в карманах, она выхватывает спрятанный в лохмотьях нож и со всей силы бьет его в живот. Он отталкивает ее, бьет по голове и падает; кровь брызжет из широкой раны, лезут наружу кишки. Мужики хватают одержимую, она кричит: «Пустите меня! Я убила антихриста!».
Не убила. Не антихриста. Он доползает до дому и теряет сознание. Ближайший врач за восемьдесят верст, в Тюмени. Ему телеграфируют. Доктор Владимиров в рекордный срок, за восемь часов преодолевает такое расстояние и успешно оперирует старца. Хионию чуть не растерзала разъяренная толпа. Потом ее поместят в психиатрическую лечебницу как невменяемую.
В Петербурге царская семья в шоке; Николай II требует установить Распутину охрану. А между тем над Европой сгущались тучи. Еще за две недели до покушения на старца, 15 июня 1914 года, в Сараево боснийский студент Гаврила Принцип убил эрцгерцога Франца-Фердинанда (наследника австрийской короны) и его супругу. Распутин давно уже говорил Николаю II, что война была бы губительна для России. Не он один говорил так в окружении императора, но только Волхв собирался молиться (так, как только он умел), чтобы снискать у Бога предотвращения войны. Он и поехал в Покровское, чтобы сосредоточиться, подготовить себя к молитвам. И вот – как нарочно – удар Хионии надолго приковывает его к больничной койке, да еще и не дома, а в больнице в Тюмени!
10 июля Австро-Венгрия предъявляет Сербии ультиматум на неприемлемых условиях. Тем не менее Сербия под давлением со всех сторон и по совету союзницы-России соглашается на все из них, кроме одного – о допуске австрийской полиции на ее территорию. 15 июля Австрия объявляет Сербии войну. Тогда многим каждый день казалось, что мир висит на волоске, но достаточно было бы еще одного, какого-то незначительного, но чудесного усилия, чтобы тучи разошлись. Может быть, молитва Волхва спасла бы мир? Спасла бы Россию? Не знаю. Гуси, как известно, спасли Рим. А вот Гусева, быть может, погубила Россию. Хиония – имя двух святых мучениц IV-го века, обе были сожжены за веру. Хиония Гусева, быть может, разожгла, как говорится, пожар мировой войны.
... В последние годы некоторые историки выдвинули весьма обоснованную версию о том, что за антираспутинской сектой, за Хионией Гусевой, стояли очень влиятельные силы в МВД России, сторонники войны, "ястребы".
Распутин, узнав 16 июля (между прочим, день памяти Хионии IV века) о начале частичной мобилизации в России, телеграфирует из Тюмени: «Не беспокойся о войне. Придет время накрутят хвоста (Германии). Сейчас время еще не пришло. Несчастным (Сербии) воздастся». Еще ранее он говорил, что с этой войной «придет конец России и императору». Как известно, сам Николай II колебался. И все же приказ о всеобщей мобилизации был объявлен. Распутин отправляет Царю отчаянную телеграмму::
«ДРУГ ГОВОРЮ ЕЩЕ УЖАСНАЯ БУРЯ НАД РОССИЕЙ БОЛЬ И ГОРЯ ОГРОМНЫЕ НОЧЬ НЕ ВИДНА ОДНО МОРЕ СЛЕЗ СКОРО БУДЕТ МОРЕ КРОВИ ЧЕГО СКАЖУ НЕТ СЛОВ НЕОПИСУЕМАЯ ОШИБКА Я ЗНАЮ ВСЕ ХОТЯТ ОТ ТЕБЯ ВОЙНЫ ДАЖЕ ВЕРНЫЕ ОНИ НЕ ЗНАЮТ ЭТО ГИБЕЛЬ. СТРАШНА КАРА ГОСПОДНЯ ЕСЛИ ОНА ОТЫМЕТ УМ НАЧАЛО КОНЦА. ТЫ ЦАРЬ ОТЕЦ НАРОДА НЕ ПОЗВОЛЬ СУМАСШЕДШИМ ЗАВЛЕЧЬ И ПОТЕРЯТЬ ВЕСЬ НАРОД. ВОТ ПОБЕДЯТ ГЕРМАНИЮ А РОССИЮ. КОГДА ДУМАЕШЬ ОБ ЭТОМ НЕТ МУКИ ВО ВСЕ ВЕКА ВСЯ В КРОВИ ГОРЕ БЕЗКОНЕЧНОЕ. Григорий».
Волхв сокрушен в своем горе, отчаянно шлет в столицу телеграмму за телеграммой, почти каждый день! Поздно, все поздно. 19 июля всеобщую мобилизацию объявляет Германия. В тот день Распутин отправляет телеграммой нечто непонятное: «Я верю, я надеюсь на мир, они готовят большое зло. Мы не виновны. Это очень жестоко не видеть нас. Окружение воспользовалось случаем тайком в сердце, сумеют ли нам помочь?».
Получив очередную телеграмму, теперь еще и такую, совсем непонятную, - и это сразу после отказа Вильгельма передать спор между Сербией и Австро-Венгрией в Гаагский суд, - Николай II раздражается против старца: война стучится в дверь, и все кругом и так напряжено. Он рвет телеграмму на глазах у всех. Все одобряют, кроме царицы. Александра Федоровна убеждена, что Распутин не может ошибаться. Но ей, «немке» (как писали продажные газеты тех лет), теперь придется очень сложно, как бы она ни любила Россию. С 21 по 23 июля (все по ст.ст.) 1914 года в войну вступают Франция и Англия; Австро-Венгрия объявляет войну России.
***
Примечание:
Это я теперь, в 2008г, называю Григория Ефимовича Распутина "Волхвом" (с большой буквы), а тогда, еще до первой встречи Распутина с Николаем и Александрой, дважды его жизненный путь расследовала Духовная консистория РПЦ, его рекомендовали несколько высокопоставленных иерархов РПЦ, и затем Иоанн Кронштадтский благословил его после этого, и после этого еще духовник Царской семьи беседовал с Распутиным - и ТОЛЬКО ПОСЛЕ всего этого Распутин был принят Николаем и Александрой.
Ну а я - да, я считаю Г.Е.Распутина последним Волхвом империи, который был при этом искренне верующим православным человеком, прекрасно знал Евангелия (и вообще Новый и Ветхий Заветы), обладал целительскими и провидческими способностями, стремился к христианской святости, но не достиг ее.
***
УБИЙСТВО РАСПУТИНА. АНГЛИЙСКИЙ СЛЕД.
См. статьи:
http://www.duel.ru/200502/?02_7_11
Цитата:
<<Историческую сенсацию вызвала в мире работа двух бывших британских специалистов в области разведки, которые установили, что Григорий Распутин был убит секретным агентом Скотлэнд-ярда. В документах, готовящихся к публикации, утверждается, что работавший в Зимнем дворце английский шпион Освальд Райнер застрелил Распутина на квартире князя Феликса Юсупова...>>
Далее, см. по ссылке.
Феликс Юсупов и Осальд Рейнер были друзьями (или хорошими знакомыми) еще с юности, по Англии, по учебе в Оксфорде.
Понятно, что англичане подозревали Распутина в тайных переговорах с немцами (с их агентами влияния в Петрограде) о сепаратном мире. Никаких доказательств этого не было и нет до сих пор. Конечно, Распутин встречался в 1916г со многими десятками людей ежедневно, в том числе и с агентами влияния немцев в Петрограде, но это вовсе не значит, что он МОГ вести с ними какие-то переговоры о сепаратном мире, не говоря уже о том, что он вел их.
Однако, к концу 1916 году общее безумие и паранойя в Петрограде (накачанные и продажной прессой, и нелегальными листками, и ежедневной устной клеветой и сплетнями) достигли таких масштабов, что скорее трудно было найти тех, кто не верил этой лжи - верили или сомневались не в пользу Распутина почти все. Увы. Это было какое-то повальное безумие!
Враги России нашли ахиллесову пяту Царской семьи, и их удар был точен.
С убийства Распутина началось падение России в пропасть 1917 года.
Англичане, вероятно, поддались, во-первых, общему безумию насчет Распутина - тем более что Александру Федоровну они в измене точно не подозревали, и посол Бьюкенен в категорической форме сообщал об этом в Лондон (что она вне подозрений, и что она - искренняя патриотка России, и сторонница войны до победного конца).
Однако, во-вторых, убийство Распутина было выгодно им еще и потому, что это ослабляло Царскую семью - а они хотели видеть Россию после общей победы в Первой мировой как республику, или, по крайней мере, как конституционную монархию английского типа. Они понимали силу Николая Второго, и что с ним Россия может быть конституционной монархией, но не английского типа, а с сильным и влиятельным Государем. Вероятнее всего, они хотели бы видеть во главе России слабого Михаила Александровича - в качестве, например, регента при малолетнем царе Алексее Николаевиче.
Николай Второй был для врагов России слишком силен, слишком независим, слишком знающ и опытен, слишком патриот и защитник интересов исключительно России!
16 ДЕКАБРЯ 1916 ГОДА. ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ РАСПУТИНА.
(все - на документальной основе)
(Отрывок из моего сценария художественного фильма о Николае Втором, полностью сценарий см. http://www.proza.ru/2014/08/21/1633 )
Действующие лица:
- Распутин – Григорий Ефимович Распутин (1869 или 1871 г.р.-1916); в отличие от довоенного времени – теперь взгляд его недоверчив, колюч, хотя по-прежнему проницателен;
- Матрена – Матрена Распутина (1898 г.р.), старшая дочь Распутина;
- Варя – Варвара Распутина (1901 г.р.), младшая дочь Распутина;
- Катя – Катя Печеркина, прислуга в квартире Распутина;
- Вырубова – Вырубова Анна Александровна (1884-1964), фрейлина и ближайшая подруга императрицы; располневшая и несколько постаревшая, сильно хромает (после ж\д катастрофы 1915г);
- Протопопов – Протопопов Александр Дмитриевич (1866-1917), член партии октябристов, депутат Третьей и Четвертой Думы (с 1914 г. – товарищ председателя Думы); с 16 сентября 1916 года – министр Внутренних дел; энергичен, умное волевое лицо, живые глаза – однако в его облике есть что-то нервическое;
Место и время действия:
16 декабря 1916 года, Петроград,
ПЕТРОГРАД, ГОРОХОВАЯ УЛИЦА. КВАРТИРА РАСПУТИНА.
На экране –квартира Распутина на Гороховой 64. Его дочери в своей комнат, что-то обсуждают; на тумбочке - часы-будильник (время – около 18 часов). Слышен голос Распутина в прихожей – видно, что он пришел из бани.
МАТРЕНА
(выходит в прихожую):
Папа, ты в бане был?
РАСПУТИН
(невесело):
Да, доча, в баньке.
МАТРЕНА:
Сегодня ж пятница – неурочный банный день твой. И что невеселый? Не помню тебя после бани в плохом настроении.
РАСПУТИН:
Надо было… Помыться-попариться мне… А невеселый… Чего ж веселиться мне…
ВАРЯ
(тоже выходит в прихожую):
Папка, а мы из гостей только что!
РАСПУТИН:
Я помню, помню. Вижу, довольны… Ну, идите к себе, за ужином пообчаеся еще.
Раздевается, идет в свою комнату, затем в столовую. Прислуга (Катя)ставит на стол бутылку мадеры, легкую закуску. Звонок в дверь. Прислуга открывает дверь, входит Вырубова. Матрена встречает ее, принимает подарки. Они проходят в столовую. Матрена уходит.
РАСПУТИН:
Здравствуй, Аннушка… Ты из Царского, от Мамы? Как там ножка у Алеши? Надо ль мне ехать?
(наливает ей бокал, она пригубливает)
ВЫРУБОВА:
Ножка лучше. Он не ходит еще, но опухоль спала, и почти не болит. Ее величество считает, что положение не так серьезно, чтобы тебе надо было ехать в Царское.
РАСПУТИН:
И слава Богу… Ножка пройдет. Только врачей к нему не подпускайте. Я сегодня приглашен к Маленькому на ужин, к полночи поеду к нему на Мойку… Во дворец его.
ВЫРУБОВА:
К Феликсу? Григорий! Я прошу тебя, не езди к нему!
РАСПУТИН
(грустно):
Феликс просит меня его жену исцелить… По женским делам. Ирину.
ВЫРУБОВА:
Ты же знаешь, ему женщина в постели не нужна. Он Ирину «диетой» называет. Ему мальчики нужны.
РАСПУТИН:
Знаю, Аннушка, все знаю. И более твоего знаю. Но – должен ехать я… Я ему нужен.
ВЫРУБОВА:
Ты надеешься его исцелить от порока? Брось, Григорий! Он играет с тобой в опасную игру. Ты – в опасности! Он порочен безвозвратно, он всех за собой потянет!
РАСПУТИН:
И это знаю. И более твоего знаю… Надо ехать мне…
ВЫРУБОВА
(помолчав, внимательно глядя на него):
Мы с тобой изменились, Григорий Ефимович…
РАСПУТИН:
Все меняется, Аннушка… Время не красит… А такое время (машет рукой)
ВЫРУБОВА:
Я помню, как первый раз увидела тебя рядом с Царем, в комнате больного царевича. Рядом с Николаем ты казался великаном…
В столовую заглядывает Варя, благодарит Вырубову за подарки.
РАСПУТИН:
Спасибо за подарки, Аннушка. Дети рады.
ВЫРУБОВА:
Григорий Ефимович, не езжай к Юсуповым. Сам подумай – не унизительно ли тебе ездить в гости ночью к тем, кто стыдится принять тебя в днем или вечером!
РАСПУТИН:
Не затем он меня ночью приглашает, чтоб унизить…
ВЫРУБОВА:
А зачем же? Почему ночью?
РАСПУТИН:
Ну, Аннушка… Может, и не поеду. Успокойся.
ВЫРУБОВА:
Обещай, что не поедешь к нему!
РАСПУТИН:
Обещаю, милая. Обещаю.
Вырубова прощается, уходит. Прислуга (Катя) собирает ужин на стол: рыба, черный хлеб, мед. Входят Матрена и Варвара, садятся ужинать. Распутин разламывает хлеб руками, пьет мадеру, постепенно веселеет.
МАТРЕНА:
Любимая еда твоя – рыба и мед. И хлебушек черный. Вкусно! Я тоже люблю.
РАСПУТИН:
Вот, замуж за своего Бориса выйдешь – будешь готовить чего ему нравится.
МАТРЕНА
(краснеет):
Я с Соловьевым только месяц как познакомилась. Какая свадьба, папа?
РАСПУТИН:
Через годок свадьбу сыграете, я знаю.
Обедают, затем Распутин вновь обращается к Матрене.
РАСПУТИН:
Идем ка со мною. Надоть мне тебе сказать.
Идет с Матреной в свою спальню, открывает бюро, вынимает пачку ассигнаций.
МАТРЕНА:
Что?
РАСПУТИН:
Это твое приданное. Три тыщи рублей тут. Бери и спрячь в своей комнате.
МАТРЕНА:
Папа, свадьба-то через год… Зачем сейчас?
РАСПУТИН:
Так надоть. Завтра поймешь.
МАТРЕНА
(недоуменно пожимает плечами, берет деньги):
А ты что, в гости сегодня собираешься? Вон, рубашку какую красивую приготовил (показывает на лежащую красивую шелковую рубашку, вышитую голубыми васильками).
РАСПУТИН:
Собираюсь. А рубашка – да, любимая. Царица сама василечки вышивала…
Матрена берет деньги, идет в свою комнату. Камера показывает будильник – время около 19 часов. Раздается звонок в дверь, Варя открывает, входит Протопопов. Здороваются. Вид у него подавленный. Она провожает его в столовую. Там – Распутин и Матрена.
ПРОТОПОПОВ
(дочерям Распутина):
Барышни… Девушки, у меня с Григорием Ефимовичем серьезный разговор.
Матрена и Варя уходят к себе. Через дверь приглушенно слышны голоса. Матрена и Варя прислушиваются.
РАСПУТИН:
Здравствуй, Александр Дмитриевич… Что скажешь?
ПРОТОПОПОВ:
Григорий Ефимович, тебя хотят убить.
РАСПУТИН:
Знаю.
ПРОТОПОПОВ:
Я советовал бы тебе несколько дней не выходить из дома. Здесь ты в безопасности.
РАСПУТИН:
Не могу.
ПРОТОПОПОВ:
Отмени все встречи.
РАСПУТИН:
Поздно.
ПРОТОПОПОВ:
Ну так скажи, по крайней мере, куда ты собрался?
РАСПУТИН:
Не могу, это не моя тайна.
ПРОТОПОПОВ:
Ты не понимаешь, насколько все серьезно. Весьма влиятельные особы замыслили посадить на трон царевича и назначить регентом великого князя Николая Николаевича. А тебя либо сошлют в Сибирь, либо казнят. Либо просто убьют. Я знаю заговорщиков, но сейчас не могу назвать. Все, что я могу – это удвоить охрану в Царском Селе. Может, ты сегодня все же останешься дома? Твоя жизнь нужна Их величествам. Подумай.
РАСПУТИН:
Ладно.
(тихо, про себя):
я умру, когда Богу будет угодно.
Протопопов прощается, уходит такой же подавленный, как пришел.
РАСПУТИН:
Матрена, Варя, подите сюда. Матрена, возьми-ка Евангелие Иоанна, почитай мне с начала.
Матрена читает Евангелие Иоанна («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог…»). Камера отъезжает вновь в комнату дочерей, сквозь дверь слышен приглушенный голос Матрены, на который накладывается тиканье часов («Он сказал: Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя… А посланные были от фарисеев…»). Камера показывает циферблат: 22, 23 часа. Дочери ложатся спать. Видно, что Матрена боится за отца. Варвара засыпает. Матрена лежит, смотрит на часы. В тишине – тиканье часов. Матрена тоже засыпает, вздрагивает во сне.
Распутин в тишине собирается в гости. Не может застегнуть ворот рубашки (пальцы дрожат); Катя из кухни видит это, подходит к нему и застегивает ворот. Катя уходит на кухню, за перегородку, тоже ложится спать. Распутин ложится на кровать, что-то шепчет (не слышно что). Часы, в комнате дочерей продолжают тикать часы.
Около часа ночи раздается звонок в дверь.
********************************
В ночь с 16 на 17 декабря 1916 года во дворце Юсуповых Григорий Распутин был зверски убит заговорщиками, в число которых входили князь Феликс Юсупов, Великий князь Дмитрий Павлович, Пуришкевич, Сухотин, Лазаверт и, вероятно, один из сотрудников английского посольства.
*********************************
Об истории создания и распространения мифов о Распутине до 1917 года, в мартобре 1917-го и в СССР см. мою обзорную статью "Затянувшаяся Агония":
http://proza.ru/2009/11/07/1313 "
Свидетельство о публикации №208102100613
Надежда Халилова 18.07.2020 12:35 Заявить о нарушении