Волчонок. Чеченские мотивы

- Хохол, залетайте, этаж чист!
- Разошлись! Сядем здесь! Чехи приуныли… Серый – приготовь чего-нибудь! Вован, Коршун – по окнам! Эскимос – на дверь, в караул! Ухо – готовь связь, доложись, что на ночь здесь встаем. Чехи молчат, дальше идти бессмысленно, отдых нужен.
Я осмотрелся. Квартира четырехкомнатная, расположимся достаточно комфортно. Главное – сидеть тихо. Все смешалось. Непонятно – где свои, где чечены. Вчера взвод Кулешова три раза брал один и тот же дом и уходили. Да и мой взвод за неделю боев уже два раза усиливали. Из первого состава – двенадцать человек осталось. В первые же двадцать минут первого же боя, шесть человек легло. Отправили на штурм дома, где пятьдесят чехов сидело – один взвод, при положенных четырех, как минимум. У самого приклад два раза прошили… Размышления прервал Ухо: « Хохол, Тетерев дал добро! С утра дожидаемся танки, и с ними – дальше. Ориентировочно – в пять утра.»
Три часа на отдых. Они с ума там посходили, что ли? Мы, практически, двое суток на ногах.
- Взвод! Отбой! 2 с половиной часа на отдых. Серый, еду оставим на утро. Подъем в 4.30. Тебе к этому времени приготовить что-нибудь надо. Ясно?
- Так точно!
- Плешивый, Конюх, Орел – через час сменить караул. Конюх. Меня за 15 минут до подъема разбуди.

Все затихло. Я закрыл глаза и окунулся в сладкую дрему. Прошло максимум минут двадцать, как где-то, совсем рядом, услышал шорох. Я приоткрыл глаза и увидел, что из-за дверцы полуразбитого шкафа выглядывал ствол. В какую-то долю секунды, ударил изо всех сил ногою в дверь шкафа, в это же мгновение прозвучала короткая очередь. Я тут же приоткрыл дверцу и со всего маху двинул ногой внутрь шкафа, тут же, нанес прикладом еще несколько ударов по оседающему телу, пока не почувствовал, что оно обмякло и опустилось на пол. За спиной уже несколько стволов смотрело в ту сторону.
- Не стрелять! Конюх, осмотри его.
- Хохол, добей эту мразь!
Что – то меня смущало в этом чечене. Что-то было не так.
- Орел, посвети!
Луч фонаря осветил лицо. Медленно побежали мурашки. Голос за спиной огласил представшую картину:
- Мужики. Это же баба!.. Брюхатая!
- Хохол. Вован умер! Она его зацепила!
- Хохол, дай добить!
- Отставить!
- Эта сука нас бы здесь ни мало положила, если бы не ты. А волчонок в брюхе таким же волком вырастет и будет детей твоих валить!
- Отставить, я сказал!
- Хохол, ребенок, после твоего приклада, По-любому, не выживет! Мы ей же добро сделаем, суке, чтоб не мучилась!
- Отставить разговоры! Что не понятно?
- Хохол, бля, она Вована замочила! У него двое детей и жена при родах умерла. Дети с бабкой останутся, которой самой жить осталось – совсем ничего. – Голос за спиной чуть не плакал, а я не мог отвести взгляд от лежащей чеченки.
Мысли стаей витали в голове. Я знал его жену. Мы с Вованом в одном классе учились. Рита – в параллельном. Я же у них и свидетелем на свадьбе был. Риты больше нет. Вована тоже. Никита с Колей одни остаются.
- Хохол, внизу – чехи. – Голос Эскимоса даже не шептал, а шипел.
- Сколько?
- Не знаю. Они, наверное, выстрелы услышали, зашевелились. Может, после нас пришли.
- А ты, спал, что ли, на дверях?
- Командир, отвечаю, ни звука не слышал.
- Так, эскимос и Плешивый – на двери! Малейшее шевеление – открываете огонь. Сами не полезем, черт их знает, сколько там чехов. Ухо – рапорт в штаб! Конюх – ко мне!
- Да, командир!
- Значит, смотри, Конюх, делай что хочешь, но откачай эту дуру!
- Не буду, Хохол! Стреляй, но не буду!
- Слушай, Конюх, не время в бирюльки играть! Ты меня знаешь, я за свои слова отвечаю! Или ты ее с того света мне достаешь, или я тебя вслед за ней отправляю!
- Хохол, ты не прав! – Дог за спиной уже почти в голос принялся, было, защищать своего товарища.
- Слышишь, Дог, Хохол прав! Пусть она и сука, но ребенок – это святое! Конюх, вытаскивай ее, если Хохол не сдержит слова, то я тебя вслед за ней отправлю! – За меня вступился Немой.
Немого уважали и боялись. Точней, боялись и уважали. Говорил он мало, но всегда по делу. Он нам достался в наследство. В первый день боев, его взвод накрыли. Он один остался со всего взвода. Хотели домой отправить, но он надавил на какие-то свои связи, его к нам и закинули. Мы его в тот раз из под шквального огня и вытащили. Немой поклялся, что пока не отомстит, будет здесь, до конца всей заварушки.
Конюх начал откачивать чеченку. Я подошел к дверям.
- Эскимос, что там?
- Они, по ходу, сами бояться проверять. Перешли на шепот, себя не выдают.
- Хорошо, следи!
- Хохол! – Конюх, каким то испуганным голосом, звал к себе.
- Хохол! Это пи..ец! У нее давным-давно воды отошли!
Я не знаю, как называется ступор, который напал на меня и на всех остальных. Это конец!
- Хохол, выход один – добить! – Дог за спиной опять зашевелился. – Внизу – чехи. Нас накроют в мгновение ока!
- Дог, я сначала тебя добью!
- Хохол, на улице – январь! Воды нет! Она итак на полторы ноги на том свете. Внизу добрая сотня духов. Ребенок не выживет никак! Она – тоже не жилец! Из-за них взвод положим! – Конюх напирал на своем.
В это время послышался шепот Коршуна: « Всем лечь! Снайпер в окне напротив! » В какую то секунду взвод слег на пол и постарался отползти ближе к окнам. Чтоб тяжелей просматриваться.
- Коршун, снять сможешь?
- Я его на долю секунды увидел и потерял!
Слева раздалось бурчание Конюха: « Приплыли! Так не бывает! Хохол, уберем ее, и вся проблема? Другого решения нет. »
- Конюх, заткнись! Бери бабу и тащи в ванну! Сопля тебе посветит. Принимай роды! Делай что хочешь, хоть рот ей скотчем залепи, но вытащи их обоих! И ни дай Бог, если я от вас хоть звук услышу!
- Немой. Хоть ты пойми, нас положат! Всех! И ее с волчонком тоже! Ни за что положат!
- Конюх, тебе командир сказал что делать! Если бы я сам мог принять роды, давно бы там был!
- Немой! Это безумие! Волчонок почти наверняка уже мертв!
- Снайпер исчез! Проверил несколько раз, как в воду канул!
- Хорошо, Коршун, продолжай следить! Если какая-нибудь сволочь оторвет жопу от пола – сначала я прострелю, а потом чех добьет! Всем ясно?
- Так точно! – сквозь смех шепотом пронеслось по комнате.
- Теперь тебе, Конюх. Заткнись и ползи принимать роды! Если донесется хоть звук – первой полетит твоя голова! Эскимо, как чехи?
- Тишина!
- Хорошо! Остальным могу сказать лишь одно – молитесь! Немой, помоги, пожалуйста, этому ветеринару, чтобы глупостей не натворил! Если этот дятел чего-нибудь учудит, реши сам, на месте, что делать! – это скорее для устрашения Конюха сказал. Он трусоват немного, но иногда его страх можно и использовать.

На улице уже светало. У меня затекли ноги. Нервно закурил. Снайпер знает, что мы здесь, внизу – тоже. Но они не знают, сколько нас и бояться. Упыри ждут подкрепления. Мы тоже танков ждем. Может, парочку дадут, хоть попугаем их.
Я бывал в разных переделках и всегда находился выход. Сегодня он тоже должен быть. От танков нам мало пользы, только в качестве « попугать » пригодятся. Подкрепления точно не дадут.
В этот момент в ванной раздался пронзительный детский визг. Ребенок жив! С одной стороны – отлегло, с другой, я понял – все пропало. Нас скоро накроют.
Я подполз к ванной, приоткрыл дверь и просунул туда свой бушлат, чтобы Конюх завернул ребенка.
- Она жива?
- Да, хохол, жива! – принимал бушлат Немой.
- Как ребенок?
- Хрен знает. Конюх молчит, пересрался, будь здоров, я его там пару раз пуганул. Вроде нормально. Мальчонка!
- Что с ними, волчарами, станется? – послышался голос Конюха.
- Хохол, если выйдем отсюда живыми, можно я Конюху пару раз морду почешу?

- Эй, шакалы! Давай поговорим? – откуда-то снизу раздался голос.
- А как с вами, чурками разговаривать, если вы кроме АКМа ни хрена не понимаете? – крикнул я в ответ.
- Не груби, начальник, давай на лестничной клетке, один на один побазарим?
- Хорошо. Я иду! Скажи снайперу, чтоб не шмальнул ненароком.
- Это не наш. У меня связи с ним нет.
Сволочи. Придется ползти до дверей.
На лестничной клетке ко мне вышел бородатый вакх, примерно одного со мной возраста.
- Ну, что, командир, будем знакомиться?
- А смысл есть? При следующей встрече ни я тебя, так ты меня положишь.
- Чей ребенок плакал?
- Ваш, конечно, мы бы своего сюда не потянули.
- Только родила?
- Откуда знаешь?
- Это вы, шакалы, в каменных джунглях пасетесь, забыли природу, не можете первый детский крик ребенка отличить.
- Давай-ка, поаккуратней со словами, я ведь и обидеться могу.
- Отдай нам ребенка и мать.
- Забудь. Куда ты ее, в горы потянешь? Ей помощь нужна. А у вас больниц нет, а врачи или похоронены давно, или бок о бок с тобой автоматы держат.
- На хрена она тебе, начальник?
- Не твоего ума дело.
- Слушай, начальник, вас там – один взвод, мы вас за час здесь положим, может и меньше. Танки Ваши накрыли пол часа назад. Не дождетесь. Снайпера вашего мы убрали еще час назад. Ты ведь Хохол? Да? На что ты, Хохол, рассчитываешь?
Нам конец. Чех прав.
- Слушай, меня, абрек! Можешь мне поверить, ребята постоят до конца. Ребенка я тебе не отдам, и мать тоже. Им помощь нужна. Утром в любом случае, сюда придут наши. Ты ничего не добьешься, даже если отобьете ребенка у нас, вас положат вместе с ним утром.
Чех закурил. Он прекрасно знал, что утром наших здесь не будет, но и понимал, что ребенок им тоже ни к чему.
- Мальчик родился, или девка?
- Пацан.
- Хороший джигит будет. Почти под свист пуль родился. Ладно, начальник, я уведу своих. В этот дом никто из наших не войдет. Обещай, что вы не будете огнем поддерживать, что бы на улице не происходило.
- Слово офицера.
- Рапортуй своим, могут прислать вертолет на крышу, забрать пацана. Никто их не тронет, обещаю.
- А если это подстава?
- Слышь, начальник, я тоже человек. Мы с тобой воюем по разные стороны, но я тебя уважаю за то, что ты не тронул ребенка. Нашего ребенка. Подстав не будет. Слово офицера. Я тоже у вас майором был. Вызывай вертушку, мы уйдем. Но как только улетят – не обессудь. Накроем. Хороший ты мужик, Хохол. Если хочешь, можете уйти на вертолете.
- Ты же знаешь, что мы не уйдем.
- Знаю. Но предложить, по совести, должен.
Я закурил. Чех тоже. Минуту мы постояли молча. Он продолжил.
- Хохол, у тебя дети есть?
- Да!
- А у меня нет!
- А тебе они ни к чему. Ты по военной тропе пошел. У тебя тыла нет, только передовая.
- Может и так. Ладно. Давай. Надеюсь, больше не свидимся. На этом свете. А на том, Аллах рассудит.

С тех пор прошло четыре года. 12 человек только тогда вышло живыми. Конюха уложили первым. Немого контузило. Не судьба было ему воевать. Он сейчас на Псковщине. Воспитывает Рустама. Того пацана. Чеченка погибла. Когда нас накрывали, она взяла у убитого Конюха автомат и вместе с нами отбивалась от чехов. Потом прыгнула на гранату. Многих из нас спасла. Я забрал к себе Никиту и Кольку. Хорошие ребята растут. Колька на Вовку похож, Никитка – на Ритку. С того боя – мало что помню. Когда чеченка накрыла гранату, я был рядом. Потом – потерял сознание и очнулся уже в госпитале. Через несколько месяцев, на одной зачистке, видел того вакха. Подорвался на растяжке, когда от БТРа убегал. Жалко. Мужик был.


Рецензии
1. К вопросу о терминологии. Вакх - древнеримский бог виноделия. Ваххабит - "вах". Чечен - "чех" или "чича" (я, правда, не знаю, насколько политкорректно употребление этих слов). Ваххабит и чечен - не синонимы. БТР - "бэтэр", БМП и БМД - "бэха", танк - "коробочка", АКМ (равно как и АК-74, и АКСУ, и все остальные модификации) - "калаш". Называют их там так, не я придумал.
2. К вопросу о кулинарии. Что к 4.30 должен был приготовить на завтрак Серый? Яичницу с беконом и кофе-глиссе? Сухпай у каждого бойца свой и поедается без предварительной термической обработки, поскольку состоит из консерв и галет/сухарей.
3. К вопросу о лексике. Фразы "Так точно" и "Никак нет" из армейского лексикона давным-давно ушли. Тем более их не употребляют во время боестолкновения. Тем более бойцы спецназа (вы ведь именно спецназ описываете?)
4. К вопросу о том, что в жизни всегда есть место подвигу. Чеченская мать, взявшая автомат, чтобы сражаться вместе с теми, кого она же из автомата же пыталась час назад убить... Чеченская мать, накрывшая своим телом гранату... Всё очень лубочно и потому абсолютно неправдоподобно и безжизненно. Вдобавок возникает законный вопрос - где в это время находился новорожденный ребёнок? Пока чеченка воевала, кто-то из профессиональных солдат кормил его грудью?
5.К вопросу о тактике. "Бэтэры" в зачистках не участвуют. Это обусловлено относительно слабой бронёй и вооружением. Броневую и огневую поддержку чаще всего обеспечивают "бэхи", реже - "коробочки". Растяжки при зачистке не ставятся, а напротив, снимаются. Поэтому на какой растяжке подорвался убегавший от БТР "мужик"-чеченец - вообще непонятно.

Вопрос: насколько вы знакомы с темой, на которую пишете?
Варианты ответов: а) Я там был. б) Мне друг рассказывал. в) В кино видал. г) Чукча - писатель, чукча сам всё знает.
Ненужное закорябать.

ЗЫ Извините за грубость, уважаемый, терпеть не могу, когда люди не своим делом занимаются.

Борода Лопатой   11.11.2008 15:48     Заявить о нарушении
Давайте отвечу на Ваш комментарий в обратном порядке.
1. Насчет того, насколько знаком - там не был, однако в силу того, что пришлось отдавать долг родине 5 лет, достаточно наслышан - много друзей были. Сам писал заявление на перевод, но всякий раз его отклоняли, к моему сожалению. Знаком больше со второй чеченской, о первой знаю меньше, но в этом рассказе описана как раз первая.
2. То что ВАХ - мне известно, однако замечу, что в устной речи звучание больше напоминает ВАКХ, в тексте же указано звучание а не правописание.
3. Бэтэр, коробочка, бэха, калаш и иже с ними - тоже достаточно хорошо знаю что употреблялись, но рассказ написан не столько для тех кто там был, а больше для тех кто не был, поэтому в силу этой причины, не стал употреблять терминологию в тексте. Из всей терминологии использовал только ЧЕХ.
4. Касательно сухпая - возникает законный вопрос к вам - для вас сухпай - это пачка печений? Вам напомнить его содержимое? Вы его не разогретым пробовали? Известно ли Вам, что из содержимого сухпая варили прекрасный суп. Рецептуру подсказать? И замечу, что во второй чеченской этих ошибок уже не допускали, во время первой же погибло достаточно много человек благодаря приготовлению пищи и курению. Не приминул возможностью сделать это отступление на ужин в рассказе.
5. По поводу ТАК ТОЧНО и НИКАК НЕТ, позвольте полюбопытствовать, а Вы сами давно служили? Вообще то, они до сих пор употребляются и касательно первой чеченской - их не отменяли. Насчет второй - да соглашусь. И про спецназ - касается того же самого. Вам напомнить кто в первой учавствовал?
6. Касательно накрывания гранаты - это можно комментировать очень долго. Было такое. БЫЛО!!! В РЕАЛИИ. И дети были, подрывавшие себя гранатами.
7. Комментировать можно долго. Закончу тем, что моим ротным одно время был человек, у которого в первую погибло 90% личного состава. У него на глазах. Поверьте, опыт общения с ним дал мне очень многое, а учитывая что он был прямым начальником, он с нас три шкуры драл, чтобы чего то подобного не повторилось. Касательно смазанного конца - я не буду спорить, что есть то есть, рассказ писал одним днем, на конец уже устал, а закончить нормально все времени не было.
8. И последнее - напомню Вам что рассказ в первую очередь художественный, а не исторический. предназначен для обычного читателя. Несмотря на то, что послужить в Чечне не удалось, имею пулевое ранение в область шеи. Пара - тройка милиметров и общаться нам с вами не довелось бы. А состояние когда лежишь весь в крови и не понимаешь жив ты или уже нет, поверьте, добавляет опыта.
Я бы с удовольствием оспорил некоторые Ваши замечания, но честно говоря не хочется. В них изрядная доля правды, но исправлять отдельные моменты я не буду, по описанным выше причинам. Спасибо большое за столь подробный комментарий. И попрошу отнестись к моему без обид, как и я к Вашему.

Евгений Новиков -Нева   15.11.2008 00:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.