Побывавшая в аду. Ираида Гербер

       В центре представленной здесь фотографии милая старушка, которую зовут Ираида Гербер.Она – единственный человек с ТАКОЙ фамилией в городе Нурата Навоийской области Узбекистана, где живут в основном таджики и узбеки. Впрочем, с этой фамилией бывшая артистка Ленинградского мюзик-холла довольно быстро рассталась в узбекском местечке, ибо после того как оклемалась она здесь, пережив ленинградскую блокаду, положил на неё глаз местный дехканин Нурулла Хамраев, да так крепко положил, что стали они Хамраевыми оба, и он и она.
       И родилась у «однофамильцев» дочь Лола, что на снимке слева, а через время появилась и внучка, что справа от бабушки на фотографии.
       А навёл меня, навоийского журналиста, на эту славную женщину находящийся на фото справа от автора этих строк местный тележурналист, один во всех лицах на нуратинском телевидении, мастер на все руки Махмуд Холназаров.
 - У нас живёт женщина, чудом вырвавшаяся из блокады,- сказал мне Махмуд.- Хотите познакомиться?
 Вопрос коллеги был, в сущности, риторическим, ибо ответ на него был ясен заранее, ведь я постоянно публиковал в узбекистанской прессе материалы о фронтовиках и даже книгу выпустил «Всем смертям назло» к 50-летию Победы. К сожалению, моё знакомство с Ираидой Гербер состоялось уже после того, как книга увидела свет как в русском, так и в узбекском дополненном и расширенном вариантах. Кабы знал я эту женщину прежде, она заняла бы достойное место в моём сборнике очерков об участниках второй мировой.
       Рассказ об этой женщине был бы одним из самых жутких; рядом с ним можно было бы поставить разве что повествование о проживающей сейчас в Израиле Асе Вольгендлер, найденной мною, между прочим , благодаря упоминанию её имени в еженедельнике «Секрет», в одной из публикаций (шибко за это благодарен вам, коллеги из «Секрета»).У Аси Исааковны немцы живьём сожгли мать и брата в Одессе, а сама она, пройдя через гетто и плен, по чистой случайности осталась жива, пройдя свой мученический путь, словно по лезвию бритвы.
       А у Ираиды Гербер умерли во время блокады, прямо у неё на руках мать, муж и полуторагодовалый сынишка. Умерли от голода.
       Мне пришла в голову мысль записать рассказ блокадницы на видеоплёнку, благо, для Махмуда Холназарова это не было проблемой. Бывшая артистка поведала страшную свою историю, причём речь её перед видеокамерой была настолько качественной (позволю себе такое слово), что разбив её исповедь чудом сохранившейся афишей мюзик-холла тридцатых годов прошлого века и несколькими фотографиями из её, Ираиды, молодости, мы с Махмудом смонтировали небольшой видеофильм, названный «Побывавшая в аду».
 Махмуд Холназаров показал его на своём телевидении, а я в дальнейшем представил его на Санкт-Петербургском фестивале любительских лент «Белые ночи-2003»,и во время показа видел, что жутко становится от рассказа нуратинской старушки даже многое знающим о блокаде местным участникам международного киносмотра.
       Менее всего мне хотелось бы действовать на ваши нервы, уважаемый читатель, описывая ужасы, которыми изобиловал кошмарный монолог героини нашей с Махмудом видеоленты. Ибо всё, что рассказывала эта 85-летняя женщина,- за пределами реальности.
 Можете ли вы, к примеру, представить себя охотящимися на кошек ради употребления их в пищу?
       А она, с невероятным трудом поймав на улице полуживую мурку, не могла её убить, дабы сварить потом. Но рядом просил есть сынишка… Это позволило ему продержаться лишь несколько дней. А кошек в Ленинграде уже не осталось.
       А однажды на улице она не поверила своим глазам, увидев, что с неба на асфальт падают…бублики! Измождённые, едва передвигавшиеся люди устремились за ними на площадь, а она увидела, что одна из баранок покатилась куда-то в сторону и поковыляла туда. И только благодаря этому осталась жива, потому что фашист, спустивший приманку с самолёта, выждав момент, сбросил вослед бомбу, образовав на площади кровавое месиво. Откатившийся в сторону бублик спас ей жизнь.
       …Не знаю, правильно я сделал или нет, отредактировав(читай – удалив)из ленты то место, где бабуля рассказывала, что вынуждена была питаться и – человечиной, отрезая от обмёзших трупов то, что этому поддавалось…Иначе бы она сама стала трупом.
       Она не попала на первый паром, увозивший блокадников по Ладожскому озеру. И этот паром разбомбили гитлеровцы. Бомбили немцы и второй паром, в котором была она, попрощавшаяся с жизнью под разрывами снарядов. Но – пронесло.
       И поезд, в который ей не удалось попасть, был уничтожен с неба. И тот состав, в котором она оказалась, подвергался ударам с воздуха. Но опять же пронесло.
 Кому-то угодно было, чтобы она доехала до узбекского кишлака (тогда это был кишлак) Нурата и нашла здесь приют на всю оставшуюся жизнь. Когда вышла она тогда из поезда, от неё буквально шарахались.
 - Я ж была пострижена наголо, волосы носить нельзя было, заели бы вши, и худая была до немыслимости: кожа и кости. Кто-то, увидев меня, бросился наутёк, крикнув «Покойник!», я ведь была похожа на живой труп и вызывала своим видом у людей ужас.
       Это слова нашей героини с видеоленты, отмеченной Дипломом Санкт-Петербургского кинофестиваля «Белые ночи-2003».
       


Рецензии
-Коротко и ёмко. Спасибо, Леонид. И фильм, уверена, по праву отмечен Дипломом. Всего доброго.

Тамара Петровна Москалёва   03.11.2021 02:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Тамара Петровна!

Леонид Ветштейн   11.06.2023 14:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.