Адалет

Адалет - справедливость - имя женщины, перев. с тур.

Старая женщина поднялась с кровати. Звук утреннего призыва к молитве, придающий спокойствие, раздавался по комнате. С неожидаемой для человека 88 лет живостью, она подошла к окну. Вместе с пением молитвы, в комнату ворвалось щебетание птиц и запах весны. Бросив взгляд на парк Освобождения, старая женщина вдохнула запах свежего утра. Умылась, помолилась и пошла на кухню. Наскоро перекусила, выпила чай и прошла в зал. Присела на кресло, стоящее возле журнального столика, который был заставлен фотографиями. Потянулась к одной из них, взяла в руки и провела дрожащими руками по стеклу. На фотографии -мужчина с медалью на груди и женщина, которая даже без макияжа выглядела очень красивой, улыбаясь смотрели друг на друга. "Доброе утро мама, доброе утро папа,"- сказала женщина. Нежно поставила фотографию на место, еще раз не надолго задержала на ней взгляд , и взяла другую. На этой был офицер в униформе и девушка в свадебном платье. Женщина, дрожащими губами, поцеловала фотографию. "С добрым утром, муженек". Затем поставила и эту фотографию на место и взяла в руки третью последнею. На этот раз женщина не могла удержать слез, которые полились из глаз. С фотографии ей улыбались девочка и мальчик. "Доброе утро, детки." Еще раз прошла глазами по фотографиям и промолвила: "Я сильно соскучилась по вам".
Вытерла глазa, так как почувствовала себя очень старой для слёз. Тяжело встала с кресла и подошла к старому телефону. Очень медленно набрала номер и вызвала такси. Заперла на ключ дверь и направилась к лестнице. От трудностей жизни не осталось и следа, но вот эта злополучная лестница! Медленно, осторожно переступая со ступеньки на ступеньку, спустилась вниз.

От нетерпения, шофёр такси нажал на гудок автомобиля, разрушая при этом тишину улицы. "Да подожди же ты."-сказала женщина, медленно карабкаясь в кабину машины. Наконец она уселась поудобнее на заднее кресло. "Добро пожаловать,-поздоровался шофёр,которому на вид было лет 25-30,- куда едeм?". После короткого молчания женщина ответила:"Будешь возить меня весь день? За это я тебе 500 лир заплачу." "Да я же только хозяину должен заплатить 500 лир в день!"- ответил с насмешкой шофёр. Женщина улыбнулась:"Тогда я тебе 650 дам, ну что ты на это скажешь?" "Не хватит, ну да ладно поехали,- махнул рукой шофёр,- куда сначала едeм?”
-В Мавзолей Ататюрка.
-В Мавзолей?!
-Да, просто ответила старушка.
-Ладно,тетушка.

-Сколько тебе лет, тетушка?
-88
-Вот это да! Дай бог тебе долгих лет жизни.
-Дай бог здоровых, счастливых долгих лет жизни,- поправила его старушка.
-Да, именно это я и хотел сказать.
 Подъехали к воротам Mавзолея.
-Приехали, тетушка.
Старушка выглядела озабоченно.
-Сынок, мне нужна помощь, ты бы не мог пойти со мной.
Шофер очень удивился.
-Хорошо. А нас туда пустят?
Старушка, которая ещё минуту назад смотрела устало и опустошено, неожиданно вскинула гневный взгляд на молодого человека.
-Что это значит "не пустят", ты здесь ни разу не был?
-Нет.
-Ты сколько лет живешь в Анкаре?
-Да я родился и вырос тут.
-Ну...
-Да не знаю, как то всё не получалось... Думал только по праздникам открыто.
Старушка укоризненно покачала головой.
Шоферу стало стыдно.
Они молча шли в сторону мраморных ступенек Mавзолея. Подходя к ступенькам, шофёр, посмотрел на старушку, затем на высокую лестницу, и oзабоченно спросил:
-Тётушка, как же ты поднимешься по этим ступенькам?
-Так же, как я это делаю каждый месяц.
-Так ты, что же, каждый месяц здесь бываешь?
-Да.
С большим трудом поднялись по лестнице, медленными, тяжелыми шагами направились к Mавзолею. Внутри было прохладно. Шофер взял под локоть, с трудом передвигающуюся, но напористую старушку. Женщина с трудом скрывала дыхание. Наконец- то дошли до Mавзолея. Женщина резко выдернула руку, открыла сумочку. Вытащила одну единственную гвоздику. Положила её на пьедестал.
Шофёр, недоуменно следя за спутницей, услышал речь, вытекающую из уст старушки:"Всю жизнь я старалась сдержать данное тебе слово." Затем она подняла руки вверх, читая молитву. Шофёр, после недолгого раздумья, присоединился к ней.

Закончив молитву и выдержав небольшую паузу, старушка вымолвила:"Ну, что, пойдём?"
Обратный путь был ещё тяжелее. Еле еле добрались до машины. Шофёр даже начал волноваться.
-Тебе плохо, тётушка?
После долгого и глубокого молчания: "Да, и даже очень,"- многомысленно ответила.
-Куда мы едeм?
-В банк.

Шофер догадывался, что его попутчица была не простая женщина. Какое же было обещание, данное великому Ататюрку, этой старой женщиной. Его распирало любопытство.
-Тётушка, можно тебя о кое-чем спросить?
-Ну, спрашивай сынок?
-В Mавзолее. Данное Ататюрку обещание?
-Длинная история.
-А ты все таки расскажи.
-Я была еще маленькая. В школу к нам пришёл Ататюpк. Меня выбрали подарить ему цветы. Отдавая ему гвоздики,
-Как зовут тебя? - спросил он
-Адалет(Справедливость )-ответила я.
-Какое необычное имя.А кем ты хочешь быть, когда вырaстишь?
-Медсестрой.
-Хорошая профессия, но лучше бы ты стала судьёй, очень подойдёт к имени "Адалет".
-Но ведь женщина -судья... не бывает,- осмелилась я сказать.
Он нахмурил брови.
-Если ты очень захочешь, то будет. Дай мне слово, что станешь судьей.

-А ты что? -не сдержался шофёр.
-А что можно было ответить, если просит сам Мустафа Кемаль! Конечно же дала слово.
-Сдержалa?
-Да, я стала первой в истории Pеспублики женщиной -судьей.
-Ничего себе, ну у тебя и история, тетушка Справедливость.
-У каждого человека есть своя история. Эта история также важна, как и сам человек. Зная её, ты сможешь понять человека, тебе легче будет о нем судить.

Шофер остановил машину возле банка.
-Мне пойти с тобой, или здесь подождать?-спросил молодой человек.
-Подожди меня здесь, или лучше сходи пообедай, а примерно через 45 минут приезжай за мной.

Старушка вышла из банка и подошла к ожидающему такси.
-Добро пожаловать, госпожа Судья,- сказал шофер.
-Ко мне так уже давно никто не обращался.
-Если тебе не нравится, то я больше не буду.
-Нет, нравится. Спасибо.
-Куда едeм?
Женщина назвала улицу.
-Госпожа Судья, ты наверное много покаталась на своём веку.
-Да, я объездила всю страну с моим покойным мужем.
-А чем занимался дядюшка?
-Был офицером, скончался в 1952.
-Давненько. Умер то совсем молодым.
-Отдал свою жизнь на Корейской войне.

Тем временем они приехали. Старушка направилась к зданию с надписью "Приют для девочек."
Шофер не придал этому особого значения, только подумал, что бы она могла там делать?

Через полчаса старушка вышла из здания в сопровождении пожилой женщины. Та помогла старушке сесть в машину. На прощание сказала: "Как благодарить вас не знаю. Чтобы я не говорила, было бы мало. Спасибо вам большое. Приходите к нам почаще, девочки вас так любят.”
-Я тоже их очень люблю, позаботьтесь о них, -ответила старушка.

Машина тронулась. Они проехали два квартала и остановились возле дома для престарелых.
Через час старушка опять уже сидела в такси, по её сморщенному лицу текли слезы, она не пыталась их сдерживать.
-Все в порядке?, -спросил шофер.
-Да, все хорошо, просто когда человек встречается со старыми друзьями, на него наплывают много эмоций.
-Теперь куда?
-На кладбище.

-Тетушка ты родом-то откуда?
-Я родилась в Соке. Папа выращивал хлопок, мама была домработницей. Потом началась война за Независимость. Отец ушёл на войну, а мы с мамой скрывались в горах. После войны мы вернулись в свою деревню. Вскоре, слава богу, отец тоже вернулся.
-А потом что было?
-Потом папа отправил меня учиться. После школы я поехала в Истанбул, чтобы сдержать слово, данное Ататюрку. Поступила на юридический факультет. Познакомилась с будущим мужем, он тогда учился в военном училище. По окончании института поженились.
-А дети у тебя есть?
-У меня были сын и дочь.
-Где же они сейчас.
-Сын был дипломатом.
-Во как!
-В 1978 его убили aрмяне во Франции.
-Извини, Аллах, помини его душу. Значит умер герой.
-Умер как и отец герой. Не дай бог кому- нибудь пережить смерть дитя своего.

-А дочь?
-Она вместе с мужем и детьми жила в Измите. Была учительницей. Они все погибли в 1999, во время землетрясения.
-Прости меня тетушка, я co своими вопросами растеребил тебе душу.
-Как будто, если бы ты не спросил, они у меня выходят из памяти. Не огорчайся.

-Приехали, тётушка.
-Спасибо, вот, возьми деньги, и поезжай.
-Тетушка Справедливость, я тебя здесь подожду, а то как ты дoберёшься домой.
-Не волнуйся, за мной придут.
-Тетушка, ты заплатила больше, чем надо было. Я тебе неправду сказал, хозяин возьмет с меня только 350. Прости меня. Я отдам хозяину положенную сумму, а мне ничего не надо. Шофёр протянул оставшиеся деньги.
-Как зовут тебя?
-Осман.
-Дети есть?
-Двое.
-Возьми тогда обратно деньги, купи им что-нибудь. И обязательно дай им образование. Пусть растут и станут хорошими, добрыми, умными и достойными людьми.
Осман обнял хрупкое тело старушки, и ещё долго провожал взглядом медленно удаляющуюся маленькую фигурку старушки, обладающую безгранично добродушным, несмотря на все преграды судьбы, сердцем.

На следующий день в городе начался странный ливень. Казалось, что небо продырявилось.
Осман сидел в маленькой будке для таксистов. Налил себе чай и взял, лежащую на столе, свежую газету. Первые две страницы были заполнены новостями о политике, в которой Осман не очень разбирался. Перелистал, не читая, и открыл 3 страницу, на которой были хроники жизни.
Глаза остановились на одной маленькой чёрной колонке. "Вчера на местном кладбище было найдено тело, принадлежавшее Адалет Илмаз, первой в истории нашей Pеспублики женщинe-судьe. Её тело было найдено, возле могил мужа и сына. Стало известно, что накануне перед смертью, Адалет Илмаз  сняла все свои сбережения со своего счета в банке,  и поделив их на две части, отдала в детский приют и дом престарелых...."

Османа неожиданно затрясло. Он не мог сдержать неожиданно накатившихся слез.  Вышел на улицу, поднял, как бы в молитве, руки и тихо произнёс: "Даже небо плачет в твою честь."


Рецензии
Хороший, качественный язык перевода.
Интересно и легко читается - удача.
Хорошего, светлого, яркого Вам, Танечка.
С теплом,
Илана Арад

Журнал Мавочки и Дельчики   31.08.2009 14:50     Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.