Ноктюрн

Из цикла "Непридуманные истории"

        Нет, это был не сон. Детская мечта Андрея исполнить ноктюрн Шопена на сцене Большого театра стала реальностью. Еще учась в музыкальной школе, а затем в Институте им. Гнесиных, он представлял, как однажды выйдет на сцену главного театра страны и, сев за рояль, сыграет ноктюрн своего любимого композитора. Андрей играл по памяти… с закрытыми глазами, лишь изредка открывая их, чтобы посмотреть в зал. Движения пальцев были механическими, казалось, что музыкант совершенно не думает о том, на какие клавиши они опустятся в следующую секунду. «Вот он  этот миг, ради которого я жил», - подумал Андрей и горько улыбнулся.
- Эй, ты, Бетховен, – раздался голос из зрительного зала, – ты не забыл, зачем сюда пришел?
        Пианист перестал играть и опустил крышку рояля.
- Развелось артистов, как тараканов, – продолжал тот же голос.
- Да пусть парнишка доиграет, – послышалось из правительственной ложи.
- Вовчик, это тебя что ль на классику потянуло? – не унимался недовольный зритель, вглядываясь в правительственную ложу.
- А хотя бы и меня. Где ты еще, Михалыч, услышишь такое исполнение?
- По телевизору, - ответил ворчун.
        Во время этого диалога Андрей сидел неподвижно. Нечто подобное он предвидел. Музыкант не ждал ни аплодисментов, ни цветов и в душе благодарил Вовчика.
На сцене появился мужчина и подошел к Андрею.
- Андрюха, – сказал он достаточно громко, - заканчивай концерт и пошарь по карманам. Подозреваю, что мои пассатижи у тебя.
          Если бы все это слышал человек, не знающий о ремонтных работах, он решил бы, что попал не в Большой театр, а в Театр абсурда.
- Возьми, Валерка, – произнес музыкант, протягивая напарнику инструмент.
- Пошли работать, – строго сказал напарник. - Нам еще два кабеля в оркестровую яму надо «пробросить».
- Мужики, - послышался голос Михалыча, - давайте посерьезнее. Мало мне Вовчика, который второй день не может отциклевать пол в правительственной ложе, так еще ты со своей пианинной. Смотри, Андрюха, чтобы никаких концертов!
- Не волнуйтесь, Геннадий Михайлович. Больше это не повторится, – крикнул бригадиру Андрей.
        Он побрел за Валеркой, всматриваясь в зрительный зал, где несколько бригад выполняли отделочные работы.  Андрей шел и думал о том, что сломанный десять лет назад палец  указал ему «дорогу в жизнь», что все его мечты были перечеркнуты из-за лихачества на мопеде, что, если бы не тот день, он мог бы исполнять ноктюрн на сцене Большого не в спецовке, а из зала раздавались бы не упреки, а аплодисменты.  А сегодня… Сегодня сбылась его мечта. Андрей оглянулся и посмотрел на рояль.  «Больше этого не повторится», - прошептал он еще раз и стал разматывать кабель.


Рецензии
За Вашей прозой и стихами стоит интересная глубокая личность поэтому интересно читать всё. Данный рассказ мне откликнулся как не просто рассказ об одном человеке, а как рассказ об эпохе. Всё сломано, всё под запретом, но человек тем не менее хоть раз в жизни находит в себе силы и вопреки всему находит возможность и использует шанс сделать то, ради чего он живёт. Он это делает, а дальше не важно, не важна реакция "зала", так как главная аудитория внутри него, и "победа", даже не такая, как могла бы быть, всё же состоялась - он сыграл то, что хотел, и именно там, где хотел. Пусть он реализовался не так, как мог бы, но он сыграл вопреки условиям, в которые был поставлен.

Текст, как и другие тексты, как и стихи читается с лёгкостью, захватывает, вызывает сопереживание, заставляет думать и не вызывает спотыканий при прочитывании. Почитаю другие Ваши тексты, надеюсь, что моё впечатление от Ваших пяти стихотворений и трёх миниатюр прочитанных мною "за один присест" распространится и на другие Ваши произведения.

Елена Тумина   12.01.2025 03:39     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Елена! Спасибо Вам большое за комментарий! Скажу честно: в эту миниатюру я не вкладывал «потаённый» смысл. Но, прочитав Ваш отзыв, не могу с Вами не согласиться. Да, так оно и есть. Но Ваши рассуждения натолкнули меня на следующую мысль… Есть люди, которые, «ломая пальцы», продолжают следовать мечте. Но есть и другие. Они сами себе «причиняют ущерб», и их мечта уходит в тень. Примеры? Марк Шагал считал свои стихи чем-то несерьёзным, не афишировал своё поэтическое дарование, и мало кто знает, что он прекрасный поэт. То же самое можно сказать про мима-жонглёра Бориса Амарантова (к/ф «Попутного ветра «Синяя птица», роль Ларимура). О том, что он пишет прекрасные стихи, узнали после его смерти. Георгий Милляр был не менее талантливым поэтом. Кто об этом знает? А Борис Андреев был мастером афоризмов. Много ли людей слышало об этом? Актёр Юрий Богатырёв показывал свои живописные работы только в узком кругу. Эти талантливые люди, по всей видимости, решили, что «дополнительный» талант не столь важен и сами «сломали себе пальцы». Талант – это инструмент, данный свыше. И люди, обладающие им, сами решают, что с ним делать: идти к своей мечте, не специально «ломая пальцы» и не скрывая при этом таланта, или прятать его от глаз, считая, что этот дар ничего собой не представляет.
Вот на такое мысли натолкнул меня Ваш комментарий.
Ещё раз большое спасибо!
С признательностью,

Алексей Котельников   13.01.2025 17:55   Заявить о нарушении
Алексей,

я не удивлена тому, что Вы писали рассказ не об эпохе, а о пианисте. Восприятие у читателей зачастую сильно отличается, а чтобы написать рецензию, приходится думать и пытаться ответить самой себе на вопрос, почему мне понравился тот или иной рассказ, какое внутреннее восприятие произошло.

В отношении таланта, согласна с тем, что люди сами выбирают, стремиться ли прославиться в той или иной области или творить для себя. Много талантов никогда не пробивается, тут ничего не поделаешь, а люди прославившиеся в чём-то одном, обычно именно на этом и концентрируются, а быть лучше всех во всём пока никому не удавалось, да и не думаю, что таланты ставят это своей целью, а природа даёт одним всё, а другим ничего. Также степень известности не всегда соответствует уровню таланта. Если есть талант, то, как правило, есть потребность его реализовать, поэтому талантливые люди это и делают, а как это отзовётся в обществе - это, я думаю, не главное. Да и талант на весах не взвесишь, у кого он больше, - дело вкуса, восприяния, пристрастей. Поэтому я не переживаю о том, что кто-то из людей прославившихся своим творчеством в чём-то одном, не пытался ещё претендовать на лавры в чём-то другом. Думаю, что лучше быть просто отличным художником, чем отличным художником и хорошим поэтом, "просто отличный" лучше, так как при сочетании отличный и хороший или очень хороший, "хороший" бросает тень на отличный, также, если талантов "на рынке" изобилие происходит их обесценение.

Елена Тумина   13.01.2025 20:14   Заявить о нарушении
Елена, согласен с каждым Вашим словом, хотя и люблю поспорить:)
Спасибо Вам!

С признательностью,

Алексей Котельников   13.01.2025 20:49   Заявить о нарушении
Ваши комментарии о таланте добавили к моему недавнему разговору с другим автором, который мне сказал "Но я и не рассчитываю на массового читателя. Вы понимаете, что я уже настолько стар, что слава и деньги меня уже не беспокоят. А пишу я чтобы выговориться и не держать в душе накопленные за долгую жизнь мысли. Я глубоко верю в то, что я пишу. Это совершенно искренне."

После нашей с Вами короткой переписки я объединила талант со славой и деньгами. Действительно таланту нужны слава и признание, что обычно сочетается с деньгами. Если человек "живёт со своего таланта", то для него слава и признание необходимы, иначе он умрёт с голода или перестанет творить в достаточном объёме, чтобы дать достаточный выход своему таланту, а уйдёт куда-то, где можно прокормиться. В другой ситуации признание, зачастую, нужно для того, чтобы постараться сделать свою точку зрения общепринятой или чтобы посоревноваться со схожими конкурентами, или чтобы потешить эго.

То есть таланту не всегда нужны слава и признание, и славе и признанию не всегда нужен талант. Пишут все - и талантливые и не очень и совсем не, и, при этом, возможно, у каждого есть своя аудитория, а у некоторых - аудитория они сами, по желанию или так получается. Как распорядиться своим талантом - хотеть ли славы и признания или не хотеть, добиваться этого или нет, каждый решает сам, а талант, если есть, заставит что-то делать вне зависимости от "общественных" результатов.

Много талантов ушло в прошлое или обрело признание после смерти автора, много талантов никогда не узнал большуй круг людей. Раньше было трудно опубликоваться, сейчас трудно найти "свободные глаза", а результат один.

Елена Тумина   13.01.2025 22:17   Заявить о нарушении
"...таланту не всегда нужны слава и признание, и славе и признанию не всегда нужен талант". Лучше не скажешь. Каждый выбирает сам, что для него важнее. К сожалению, бездарей, мечтающих о славе, гораздо больше, чем талантов, не стремящихся к ней.
Спасибо, Елена!!!

Алексей Котельников   14.01.2025 11:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 47 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.