C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Феномен Обломова

V Обломовский фестиваль в Ульяновске, прошедший по традиции в первые выходные дни сентября, впервые включил в свою программу проведение дискуссии о том, что получило в последние годы наименование «феномена Обломова», «проблемы Обломова».
Местные обломоведы, принявшие участие в круглом столе на тему  «Обломов: pro et contra», -  филологи, журналисты, сотрудники музея И.А. Гончарова -  отметили сенсационный успех Обломова в Европе в ХХ веке, где он стал явлением культуры и даже неким философским символом. Спорили, в чем  заключается секрет неиссякаемого обаяния образа Ильи Ильича Обломова. Неужели в его любви к дивану?

Немецкому критику Р. Шредеру принадлежат, например, такие удивительные слова: «Ивана Гончарова давно похоронили, но его Обломов жив, более того, он никогда не был таким живым, как сегодня». Это – в Европе, где часть интеллектуалов рассматривает Обломова в качестве символа, еретика и диссидента, выражающего протест, уже в силу своего характера, против утилитарных тенденций  в обществе.


А у нас известие, что самый  «лишний человек» русской литературы стал  вдруг модным типом на родине  Штольцев,  вызывает до сих пор недоумение и удивление. И даже прекрасный фильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» ничего не может с этим поделать. Что, в общем, не удивительно, поскольку наша широкая публика до сих пор смотрит на Обломова  добролюбовскими пристрастными и недобрыми глазами, и видит в нем  только лентяя и лежебоку.


Факт этот сам по себе свидетельствует о том, что есть неизвестный нашему обывателю Обломов. Для него все еще является секретом,  что многие известные российские писатели и критики, которые «не хотели заслонять поэта от тех людей, которым он о поэте говорит», видели гончаровского героя совсем иным: «В Обломове поэт открыл нам свою связь с родиной и со вчерашним днем, здесь и грезы будущего, и горечь самосознания, и радость бытия, и проза жизни; здесь душа Гончарова в ее личных, национальных и мировых элементах. Что он: обжора? ленивец? неженка? созерцатель? резонер? Нет... он, Обломов, результат долгого накопления разнородных впечатлений, мыслей, чувств, симпатий, сомнений и самоупреков» (И.Ф. Анненский,1892).


Конечно, гончарововеды знают об Обломове все или почти все. Однако сегодня они оказались как-то весьма «далеки от народа». Углубившись в  Обломовский лес, изучают веточки сирени, слушают, как звучит в нем casta diva, и нет им дела, ходит ли в этот лес кто-нибудь еще.  А с другой стороны, наша критическая мысль, за немногими исключениями, все еще не очень замечает феномен Обломова – его возвращение в наш обиход в ХХ веке в качестве европейского философского символа.  Обращаясь к Гончарову, наши литературоведы как бы переносятся в XIX век и остаются там. Может быть потому, что вопрос о сегодняшнем феномене Обломова сложнее, чем  знаменитый добролюбовский:  «Что такое обломовщина?»

   
  Как известно, Обломов, едва явившись в литературный мир, стал предметом  острых споров.  Практически одновременно заявили о себе два взгляда на  Обломова:  добролюбовский и противоположный ему, представленный также многими известными именами, начиная с критика Дружинина. В наши дни спор этот возобновляется, и феномен Обломова как бы накладывается на былой литературный дискурс, претендуя в известной степени на роль арбитра. Не потому ли наша продобролюбовская критика  и не замечает нового явления  Обломова миру?


Сегодняшние баталии вокруг фигуры Обломова наследуют критические традиции  XIX века.  Наследники Добролюбова отдали, наконец, дань доброте и кротости Обломова: согласились, что не бывает худа без добра - и «обломовщина» имеет свою оборотную светлую сторону.  Такой шаг навстречу Обломову сделан, конечно, не без учета печальных последствий  преодоления  «обломовщины» в России в ХХ веке.

Если преодолеть ее оказалось делом невозможным, несмотря на все усилия коммунистической партии, значит в образе Обломова действительно есть некие сокровенные наши национальные черты. Что и делает его явлением из ряда вон выходящим, и актуальным, пока будет жив русский народ. И, добавим, Ивана Гончарова, сумевшего запечатлеть его в слове, ставит в один ряд с такими писателями как Достоевский, Толстой, Тургенев.


 Такая позиция новых добролюбовцев  не может, однако, удовлетворить нас вполне  - она никак не объясняет новый интерес к Обломову: сами по себе черты национального характера вряд ли могут стать неким философским символом и поводом для сенсации, тем более за рубежом.


Позитивный взгляд на  Обломова, который также берет начало в позапрошлом веке, настаивает на том, что Обломов совсем не обязательно и не всегда – ленивец, что это сложный, собирательный национальный образ. За его маской лени, как заметил в начале ХХ века М. Пришвин, скрывается «глубинный запрос на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя». Обломов и не хочет, и не может - в силу своего «голубиного» характера - стать Штольцем, и, отказываясь участвовать в гонке за преуспеянием, занимает позицию отстраненного наблюдателя - «на диване»…


Известно, кстати, что многие современники угадывали в Обломове самого Гончарова, да он и сам называл себя принцем де Лень, и вот этот «живой Обломов» умел совместить свою любовь к покою и с карьерой чиновника, и литературной деятельностью.


На наш взгляд, возможен еще один подход к образу Обломова. Он пока не сформировался вполне, однако отдельные его фрагменты  присутствуют у ряда исследователей творчества Гончарова. Так, доктор филологических наук, профессор МГУ Валентин Недзвецкий отмечает, что «Гончаров - блестящий мыслитель! Писатель искал идеал. У него нет ни одной сцены, которая не вела бы в глубь. И какую глубь! Обломов - это сложнейшая фигура, в которой запрограммированы начала Гамлета, Дон Кихота, мотив Фауста...».


 Юрий Лощиц считает, что  «сказочно-мифологическая подоплека романного действия в «Обломове» настолько значительна, идеологически весома, что реалистический метод Гончарова так и хочется назвать здесь как-то по-особому: определить его как некий мифологический реализм. И что такое Обломовка, как не всеми забытый чудом уцелевший «блаженный уголок» - обломок Эдема?..».


Но если Обломов – «идеал» и «сказочно-мифологический» герой, то он занимает свое законное место в ряду таких персонажей мировой литературы как Дон Кихот, Дон Жуан, барон Мюнхаузен, Фауст и принц Гамлет. Которые, также являясь знаковыми национальными литературными персонажами, отнюдь не отождествляются полностью с национальным характером. И это нисколько не умаляет ни талант Гончарова, ни его любимого литературного героя.


…Своим учителем Гончаров считал  Пушкина, а потому и его Обломова можно найти в пушкинских строках:
Цветы, любовь, деревья, праздность,
Поля. Я предан вам душой!
Ни одно слово нельзя вынуть из этих строк, как нельзя и свести  душу поэта и народа к одному из этих слов. 
         Лауреат премии имени Б. Полевого  Виктор Каменев, обломовед


Рецензии
Уважаемый господин Каменев!
Нельзя не согласиться с Вами, что образ Обломова гораздо сложнее той весьма плоской его интерпретации, которую мы усвоили со школьной скамьи благодаря Добролюбову, Писареву и иже с ними. Но я думаю, что главное об Обломове не сказано еще и сейчас, когда точка зрения Добролюбова на этот образ считается преодоленной. Если Вам интересно, прочитайте мою небольшую статью посвященную этой теме, очень интересно было бы знать Ваше мнение.
С уважением

Юрий Соловьев   20.02.2014 00:42     Заявить о нарушении
Спасибо, прочитаю вашу статью. Думаю, что добролюбовская точка зрения на Обломова ещё далеко не преодолена, здесь ещё поле паханное...

Виктор Каменев   20.02.2014 09:37   Заявить о нарушении
Спасибо.

Юрий Соловьев   20.02.2014 13:22   Заявить о нарушении
Прочитал вашего неизвестного Обломова, во многом с вами согласен. Вообще, на Штольца-рассказчика уже обратило внимание наше литературоведение, это важное замечание. Но всё равно создатель Обломова и Штольца - Гончаров. Много более важный аргумент, на что я напираю, что сам Гончаров - это живой, настоящий Обломов, на это указывали современники, с этим соглашался сам Гончаров.
Обломов в первой части карикатурен, по разным причинам, и это выбор Гончарова, и это гениальный выбор. Ведь каждый человек бывает карикатурен.
Дон Кихот - карикатурен, Мюнхаузен - полная карикатура, и т.д. Но только наше литературоведение зациклилось на карикатуре. Оправдание Обломова - это большая и очень актуальная задача, потому что он - "наш национальный тип". Над этим надо много работать.

Виктор Каменев   20.02.2014 13:30   Заявить о нарушении
Да, конечно, создатель и Обломова, и Штольца - Гончаров, и это несомненно. Просто я хотел показать своей заметкой, что роман этот - тончайшая психологическая игра, имеющая куда более глубокий смысл, чем это принято считать. Гончаров здесь создал поразительно точный психологический портрет не столько Обломова, сколько именно Штольца. Но создал он его через образ Обломова и это действительно случай уникальный, не только в нашей, но и, наверное, в мировой литературе.

Юрий Соловьев   20.02.2014 15:17   Заявить о нарушении
Согласен с вами, удачи вам в этой непростой работе по донесению образа Обломова нашим не очень грамотным россиянам-Обломовым.

Виктор Каменев   20.02.2014 16:02   Заявить о нарушении
Благодарю Вас.

Юрий Соловьев   20.02.2014 16:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.