Не-бытие
Померкнет все, лишь яркий горний свет
Прольет свой луч из неизвестной дали –
И тишина, безмолвие окрест.
Ни птичий гам, ни шелест трав в покосе,
Ни треск костра, ни скрипки светлый звук
Не долетит туда, где нас НЕ БУДЕТ вовсе,
Лишь вечный мрак и холод звезд вокруг.
Не будет там ни севера, ни юга,
Ни дна, ни волн, дождей и ни ветров….
Не будет ни врага, ни предавшего друга,
Ночей, восходов, полдней, вечеров.
Не будет жажды, голода, желаний,
Страданий, счастья и сердечных мук,
Не будет НИ-ЧЕ-ГО, лишь Вечности камланье*
И мерное течение минут,
Коих не будет тоже…. Ни часов, ни века,
Ни времени, ни мига, ни ду-ши….
Лишь прах, пыль звезд, беспамятство и нега,
Разлившаяся в мраке и в тиши,
Где все равно Ему и все едино.
И смертная тоска по бывшим нам, и по прошедшим им,
Спешившим мимо нас, все мимо, мимо,
Таким далеким и таким родным.
Истершимся во прах, в ничто, в шлейф ветра,
Умчавшегося в бесконечность, прочь, в несметность сфер.
Тоска и нега, слившиеся в смерче
Космическом, скитальце, Агасфере….
Вздохни же глубже! Встань на берег Океана
Или Реки и взглядом охвати сей мир пока свет не померк..
Да, смертен ты – твоя незаживающая рана, –
Но, как ни странно, ты вечен в этом свойстве, Человек!
Живи как жил: люби, борись, сражайся,
Спи, пей, пой, ешь, верь, богохульствуй. Грех
Не в этом. В том, что испугался
Когда-то быть собою человек….
3 декабря 2008 г.
* Камланье от "камлать" - совершать шаманские обряды; шаманить. Словарь русского языка.
http://feb-web.ru/feb/mas/MAS-abc/11/ma202418.htm
Свидетельство о публикации №208120300475
Надеюсь, жизнь, все-таки, доставляет чуть больше радости, чем огорчений.
Мне показалось, что и сама тема, и форма, и содержание находятся почти в гармонии, что заставляет искренне порадоваться. Немного смущает - "почти".
Вы очень талантливы и, думаю, к собственному творчеству относитесь ответственно, посмотрите, пожалуйста, внимательнее.
Не станет радости, не станет и печали.
Померкнет все, лишь яркий ГОРНИЙ свет
Прольет свой луч из неизвестной дали –
И тишина, безмолвие ОКРЕСТ.
Ни птичий гам, ни шелест трав в покосе,
Ни треск костра, ни скрипки светлый звук
Не долетит туда, где нас НЕ БУДЕТ вовсе,
Лишь вечный мрак и холод звезд вокруг.
Не будет там ни севера, ни юга,
Ни дна, ни волн, ДОЖДЕЙ и ни ветров….
Не будет ни врага, ни предавшего друга,
Ночей, восходов, полдней, вечеров.
Не будет жажды, голода, желаний,
Страданий, счастья и сердечных мук,
Не будет НИ-ЧЕ-ГО, лишь Вечности камланье*
И мерное течение минут,
Коих не будет тоже…. Ни часов, ни века,
Ни времени, ни мига, ни ду-ши….
Лишь прах, пыль звезд, беспамятство и нега,
Разлившаяся в мраке и в тиши,
Где все равно Ему и все едино.
И смертная тоска по бывшим нам, и по прошедшим им,
Спешившим мимо нас, все мимо, мимо,
Таким далеким и таким родным.
Истершимся во прах, в ничто, в шлейф ветра,
Умчавшегося в бесконечность, прочь, в несметность сфер.
Тоска и нега, слившиеся в смерче
Космическом, скитальце, АГАСФЕРЕ….
Вздохни же глубже! Встань на берег Океана
Или Реки и взглядом охвати сей мир, пока свет не померк..
Да, смертен ты – твоя незаживающая рана, –
Но, как ни странно, ты вечен в этом свойстве, Человек!
Живи как жил: люби, борись, сражайся,
Спи, пей, пой, ешь, верь, богохульствуй. Грех
Не в этом. В том, что испугался
Когда-то быть собою человек….
Я отметила некоторые НЕ СЕГОДНЯШНИЕ реалии, которые контрастируют с современной жесткостью нынешней реальности. Впрочем, это сугубо личное, и совершенно несущественное. А вот, на мой взгляд, важное и - для стихотворения принципиальное – переход ясной гармоничной формы на усложнение с 6 строфы.
И дело не в том, что это против правил – в ПОЭЗИИ правило одно – убежденность таланта в важности собственного высказывания. Просто сдвиг поэтического ритма тут же породил излишнюю усложненность. И внешне, и внутренне для меня в этот момент закончилась Ваша гармония, что тут же это выразилось в красивой броской фразе -
Да, смертен ты – твоя незаживающая рана, –
Но, как ни странно, ты вечен в этом свойстве, Человек!
- но со смыслом в ней, на мой взгляд, – не все в порядке.
Если смертность человека = незаживающая рана (чего? на чем? от чего? почему?), или от незаживающей раны происходит смертность, впрочем, не суть важно, но огорчает из-за этого другое – недоумение: из какого же тогда
свойства вечен в этом Человек?
Что для Автора важно, вернее, принципиально, в Человеке? – смертность, незаживающая рана, непонятная вечность…
За внешней красивостью пропал смысл – ГЛАВНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОЭТА.
Еще посмотрите внимательнее –
Ни дна, ни волн, дождей и ни ветров….
Не будет ни врага, ни предавшего друга,
Ночей, восходов, полдней, вечеров.
Вы не стали долго искать точность ряда –
- ни дна, ни волн, ни ветров, ни дождей –
было бы логичней, но…
… тогда пришлось бы искать другую рифму на -
- вечеров.
Вы и нашли бы – нисколько не сомневаюсь в этом, однако, не… захотели, не… или?
Не подумайте, что цепляюсь к словам, выискивая блох в ПОЭЗИИ, где важнее настроение, состояние, а не точность высказывания. Меня несколько огорчило – не буду искать других выражений – недоделанность – очень приличного текста.
Само стихотворение очень театрально – в хорошем смысле, его хочется читать вслух, согласитесь, не со всеми виршами такое происходит. Но по закону жанра – сильный акцент срабатывает только однажды, - так умные актеры позволяют себе крик только в кульминации, иначе – пропадет посыл в аудиторию.
Если посмотрите чуть отстранено на стихотворение, обязательно найдете, где именно ВАШ КРИК – это как раз то место, где можно послать подальше все законы стихосложения, нормы, формы, … но действовать сей удар будет толь-ко однажды. Что это будет – одно устаревшее слово, сбой рифмы, парадоксальность аллюзий, излишняя длинна строки… - не суть. В этом случае цепляет несоответствие, неожиданность, странность…
Главное – точно рассчитать этот удар – и нанести его! Тогда авторское высказывание выстреливает в память читателя НАДОЛГО.
Желаю Вам новых тем, достижений и успехов.
Отнеситесь к моим комментариям с юмором, у Вас всегда есть возможность поделить все на 32 и выбросить остаток.
С уважением
Елена
Кузнецова Елена Юрьевна 18.05.2009 03:58 Заявить о нарушении
Такого серьезного внимания к моим текстам не встречала давненько, - с момента ухода из жизни моего главного редактора и великолепного поэта,
Ларисы Кашириной. Не ищите в И-нете. К сожалению, ее стихи не были представлены. Порой хочется ввести самой ее тексты и сделать ей страничку, хотя бы на Стихире.
Я во многом могу с Вами согласиться, но, что касается введения, как Вы заметили, НЕ СЕГОДНЯШНИХ реалий, могу поспорить. Предмет данного текста - Вечность и Бытие. Уже с самого заглавия этого стихотворения "Не-Бытие", видно, что речь пойдет о категориях БЫТИЙНЫХ, не путать с "бытовыми", что, я уверена, с Вами произойти не может. И это приятно иметь такого читателя и критика. Говорю это искренне.:)
Следовательно, сделав такую завку с самого начала я позволяю себе говорить с воображаемым собеседником т.н. "высоким штилем", приподняв его над суетностью мира, в котором мы все пребываем.
И то, что никуда не денешся от современности, разве, что в скит или уйти в монашенки/монахи, позволяет мне как автору и собеседнику коворить, тем не менее, с Вами и всеми остальными современным языком. Однако будучи поэтом, а я себя таким считаю, и Ваши слова о моей талантливости (я не буду играть в ложную скромность:)) говорят о том, что имею на то право, я говорю о категориях повседневной жизни потическим текстом.
Я не стремлюсь к "внешней красивости", как Вы пишите. Отнюдь. Я со всей решительностью заявляю, что отвечаю за каждое "произнесенное" мною слово. И то, что для кого-то может показаться "красивостью", для меня является категорией ВЕЧНОСТНОЙ, БЫТИЙНОЙ. Ибо жизнь - прекрасна! Кстати, так я назвала свой, пока единственный роман. Последнюю его версию можно прочесть по адресу: http://stihi.ru/avtor/shama . Пока выложены 60 глав. Кстати, там же Вы можете почитать и остальные мои стихи на трех моих рабочих языка - украинском, русском и английском.
Что касается точности ряда перечисленных мною явлений и реалий "Ни дна, ни волн, дождей и ни ветров", и т.д., то позвольте заметить, не нахожу здесь ни неточности, ни аллогичности. Я представила своего лирического героя сидящем у ОКЕАНА Вечности, и все перечисленные категории имеют непосредственное к Ней, Вечности (заметьте, я обращаюсь с этой категорией на Вы, с заглавной буквы!), прямое отношение!
Что касается театральности стихотворения, то я отметаю ее, театральность, с порога.
Оно Бытийно, как я заметила выше. Бытие не может быть театральным. Это противоречит самому смыслу жизни, которая, возможно, для кого-то подмостки, а для другого - суть Восхождение к горнему.
Поэтому, что касается, сильного акцента, или другими словами, кульминации стихотворения, то ею является слово "ЖИВИ".
Я рада, что именно те строки, которые, как Вы заметили, цепляют своей "длинностью" несоответствием, неожиданностью, странностью так сработали: это мой
Ирина Гончарова 18.05.2009 05:50 Заявить о нарушении
Так вот, это мой МЕТОД, - зацепить! Я крайне не люблю "вылизанные", выхолощенные, абсолютно правильные стихи a la Pushkin. Я люблю зацепить неожиданностью формы либо строфы, либо слова. И на КРИК в поэзии стараюсь не переходить. Это дело ораторов. Поэзию пишут и читают в тиши, духовной и душевной. Терпеть не могу чтецов с их театральными интонациями и поставленными голосами. У каждого читающего поэзию СВОЙ внутренний голос и свое прочтение, тем более, что каждое слово полисимантично.
Что касается моего основного месседжа, то он заключается в следующих словах: "Живи и будь самим собой: пой, пей, страдай, люби, ненавидь, но, главное, будь самим собой. Не живи суррогатной жизнью."
Я Вам благодарна за внимание и пожелания. И не следует так самоуничижаться - зачем делить сказанное Вами на 32? Можно на 16:)))
Со взаимным уважением,
Гончарова Ирина Михайловна
Ирина Гончарова 18.05.2009 06:05 Заявить о нарушении
Надеюсь мой ответ Вас удовлетворит.
Ирина Гончарова 18.05.2009 06:11 Заявить о нарушении