Два этюда о школе...

                СОЛНЫШКА   КОМОК   ПУШИСТЫЙ...

                В конце мая привезли к нам в город цыплят. Какая же детская душа удержится от соблазна иметь у себя маленькое пушистое чудо?! Так появились эти тёплые солнечные комочки в школе. Появились … и с первым звонком рассыпались по классам. Один оказался у меня на уроке. Ему надоело сидеть у Алёши за пазухой, и он дал знать о себе тоненьким писком. Пришлось извлечь его на свет Божий.
Цыплёнок появился перед классом, застенчиво моргая своими маленькими глазками, подобно запоздавшему весеннему солнышку. Дети, очарованные, смотрели на светящийся комочек, и взгляд каждого становился мягче, добрее, приветливее.
- Давайте напишем о животных, - предложил кто-то, - только цыплёнка не прячьте.
Я посадил его на стол, но нашему нежданному гостю было на нём не очень-то уютно. Его слабенькие ножки то и дело разъезжались в разные стороны.
- Ему жёстко, - грустно сказала Оля.
Она сняла кофточку, заботливо свернула её и положила на стол, будто маленькое гнёздышко. В нём и просидел цыплёнок до конца урока.
Глядя на него, вспоминали дети своих маленьких лукавых друзей… Забавного котёнка, пытающегося поймать тень своего хвоста, умного щенка, который, настороженно подняв ухо, прислушивается к жужжанию мух, весёлых попугайчиков, играющих в прятки с солнечными зайчиками…
Вспоминали и писали о своих любимых животных с трепетным теплом…

                Жёлтым цыплёнком
                теплится
                в детских ладошках
                пушистый комочек
                солнышка…


                МИР  ОЖИВАЛ  ОТ  СЕРОГО  ПОЛУСНА


Русский язык – это не свод определений, положений, правил, которые необходимо заучивать неизвестно во имя чего, а средство постижения окружающего мира, ибо только яркое художественное слово может сделать этот мир по-настоящему интересным и привлекательным для детей.
У нас же заучивание и отработка порой выходят на первое место. Если же повнимательней приглядеться к темам, то не так трудно заметить, что, к примеру, имя прилагательное не просто обозначает признак предмета – это самая красивая часть речи, с помощью которой можно чудесным образом описать любой пред-мет, передать тончайшие оттенки красок, чувств, переживаний. Доброй, глубо-кой стариной обволакивают нас устаревшие слова. Заимствованные – могут по-мочь сближению с иноземной культурой. Диалектизмы – прикоснуться к густому деревенскому быту, тем более что за этим стоит наше национальное своеобразие. Этот ряд можно продолжить…
Любая тема станет интересной, если её оживить нестандартным подходом.
Отрицательные местоимения… Первый урок удовлетворения не принёс. Детям поначалу даже трудно было понять, как они образуются. А ведь это так просто!  Кого здесь винить? Раннюю весну, когда всё вокруг оживает вместе с настроением ребят, или себя, за то, что не придумал ничего оригинального, увлёкшись опорными схемами? Как бы там ни было, положение надо было исправлять. Вот тогда-то и пришла мне в голову мысль сочинить сказку о необыкновенных происшествиях в стране Грамматике и использовать её на следующем уроке.
…В некотором царстве, в некотором государстве жили-были вопросительные местоимения Кто? и Что? Были они необыкновенно любознательными, обо всём спрашивали, а потому жить им было интересно.
Прошелестит ветер в густой траве…
- Кто это такой лёгкий, юркий и воздушный? – встрепенётся местоимение-вопрос Кто?
- Что удивительного он нашёл там? Увидел ли какое-нибудь маленькое животное, а может быть, просто решил пошелестеть длинными шуршащими стеблями? – поинтересуется тут же Что?
Промелькнёт меж камнями гибкая ящерица…
- Кто она, такая быстрая и почти незаметная?
- Что ей нужно в этом тёмном унылом убежище? Живёт она там или прячется от врагов своих?
Запутался солнечный диск в густой кроне дерева…
- Кто забросил туда горячее солнышко?
- Что это больше напоминает – роскошную огненную корону, или золотисто-жгучую шапку?
Мир всегда интересен для тех, кто в каждом явлении замечает удивительное.
Однажды в то место, где жили местоимения, залетел сильный ветер. Вместе с кучей мусора он пригнал приставки НИ, которые нигде не могли прижиться. Увидев неожиданно двух неразлучных друзей Кто? и Что?, приставки попросили вытянуть их из вихрящегося потока. Местоимения были добрыми, а потому, долго не размышляя, они подали приставкам руки спасения.
Ветер улетел, оставив после себя серый мир. Нет, не пылью было занесено всё вокруг, но крепкими оказались рукопожатия приставок и местоимений. Интересные вопросительные местоимения Кто? И Что? Превратились в безликие отрицательные Никто и Ничто. Никто им теперь не был нужен, ничто их не интересовало. Безликое отрицание покрыло всё вокруг себя серым полумраком.
Неподалёку от местоимений жили предлоги. Два из них, неразлучные друзья С и Для, всегда гордились тем, что помогают людям. Предлог С всегда говорил, что он соединяет людей, давая им понять, с кем надо быть, а его друг был доволен тем, что делал для других много добра.
- Что случилось? – воскликнул С.
- Не стряслась ли беда с нашими друзьями – местоимениями? – забеспокоился Для.
Друзья поспешили к домику на поляне, где жили местоимения. Что же они увидели! Посреди поляны на сером камне сидели их знакомые местоимения и отсутствующе глядели в землю, а рядом приставки НИ крепко держали их за руки.
- Так вот кто всему виновники! – воскликнули предлоги. – Ну, держитесь!
Серпом взвился С и отсёк одну приставку НИ, а ДЛЯ, превратившись в здоровую дубину отбросил другую. Налетевший ветер подхватил их и унёс в другие края.
- Кто это нас так сильно околдовал? – спросил, очнувшись, вопрос Кто?
- Что происходило с нами? – вторил ему Что?
А мир вокруг оживал от серого полусна, наполняясь красками.


Рецензии
Здравствуйте, Виктор Гурьев!

Читаю Ваш удивительный очерк и радуюсь в сердце, и улыбаюсь от радости в восхищении, как в восхищении того, чтО и кАк автор рассказал детям, открыл глаза и сердца ребятишек к восприятию удивительного Мира, который скрывается непотаенно в, казалось бы, сером и обыденном. Именно так, таковым образом, открывается для детей в вИдении лучезарном чудный Мир познания. Ведь, не зря же греческие мудрецы говорили, что первичное восприятие в познании есть удивление, такое сокровенное чувство, которое нужно в себе воспитывать для восприятия полноты бытия мира, как нечто чудесное, неизобразимое сквозь изображения, как и сквозь воображения...

При прочтении Вашего удивительного очерка мне вспомнилось то, про чтО говорил Ф.М. Достоевский и В.В. Розанов. И вот хочу с Вами, Виктор, поделиться тем, что мне вспомнилось, как и своими размышлениями к воспоминанию:

"...Мне воображается, - писал Достоевский в "Дневнике", - что даже беднейший какой-нибудь школьный учитель и тот бы ужасно много мог сделать". Захоти только, сознай - что стоит за кабаком, чем грозит эта всенародная язва. В том-то и дело, что тут важна личность, характер - фантастическое предложение? Но хоть с чего-нибудь надо же начинать. А что до фантастичности, так в России у нас истина почти всегда имеет характер вполне фантастический... По сто лет лежит порой истина перед тобой, прямо на столе лежит, а ты гоняешься за ней, придуманной, по всему белому свету, именно потому, что истинную-то истину и почитаешь фантастической и утопической..." (Ю.И. Селезнев, Достоевский. ЖЗЛ, 1990, с. 423).

А вот вИдение Василия Розанова:
"Вообще литература, конечно, дрянь (мнение и Фл.), - но и здесь "не презирай никакого состояния в мире", и ты иногда усмотришь нечто прекрасное...
Вот, господа. Так оставим высокоумие и протянем руку другу нашему, доброму хранителю провинции, смелому хватателю воров (казенных) etc. etc. Настоящего литератора закрыла от нас действительно хлестаковская мантия столичного фельетониста и самоупоенного передовика, он же приват-доцент местного университета. Но "не ими свет кончается". Есть доброе и сильное и честное в литературе; есть (нужда) бесконечно в ней страдающее. Такой литератор - народный учитель, т.е. то же, что труженик сельской или городской школы.
И поклонимся ему... Не все цинично на Руси. И не все цинично в литературе..." (В.В. Розанов "Опавшие листья. Короб первый").

Не знаю, что школьный учитель Вы, Виктор, или нет, но даже то, что Вы написали такой очерк от имени героя, как школьного учителя, это стоит многого... И, в свою очередь, я присоединяюсь к слову и к вИдению Василия Розанова, касательно "народного учителя", как труженика школы. Ибо, ведь, действительно, если глубоко задуматься, литература-то начинается со школьной скамьи и многое зависит от школьного учителя русского языка и литературы: кАк он преподносит предмет своим ученикам. И в этом отношении и понимании слово Достоевского о "фантастическом предложении" профетично, как и актуально в продвижении креативности, творческой активности в самих учащихся. Скажут: "кАк, какими способами заставить этих непослушных детей приобщиться к нашей богатой русской литературе и культуре. Это просто невозможно...". На что можно ответить, что как раз заставлять-то и не нужно и вредно, но дать, преподнести "фантастическое предложение", про которое говорит Достоевский, взрослые просто обязаны детям, и, тем самым, пробудить в детях любовь к литературе, к языку, к искусству, к Культуре, в целом...

И вот в данном очерке Вы, Виктор, замечательно и уникально показали пример того, КАК нужно пробуждать в детях "фантастическое предложение"... И порой бывает, что сами дети приводят взрослых, подсказывают взрослым то, в чем, именно, нужно увИдеть это удивительное и фантастическое, как пример с цыпленком на уроке из Вашего очерка. И порой, чтобы увИдеть "удивительный Мир", "фантастическое в Мире", нужно самому стать, в некотором смысле, ребенком и посмотреть на Мир глазами детей... И очерк Виктора Гурьева есть удивительный, своеобразный и классический пример того, КАК нужно (нужда) прививать детям, пробуждать в сердцах детей вИдение удивительного и чудесного Мира и в Мире...

И вот, чтО мне еще вспомнилось: именно, с чудесного и детского начинается повествование апостолов в Евангелие, с Рождества Христова... С Рождества, который, воистину, есть праздник детский, праздник чудес... Так начинается Жизнь в удивительном Мире - с чуда, с чудес, с вИдения нечто чудесного..., НО, однако, которое сопровождается страшнейшим трагизмом в мире сем... Так Рождество Христово сопровождается побиением младенцев в Вифлееме... И от этой страшной и убивающей действительности никуда не скрыться, и не поможет бегство, как от мира сего, так и от самого себя... Лишь только надеяться, верить и любить тАк, кАк дано и задано человеку свыше, по зову сердца...

Спасибо, Виктор, за удивительный Мир, сказку о героях Русского Языка!..
Знаете, Виктор, а что если эту сказку о "героях Русского Языка" продолжить, написать Вам так, как Вы её начали? Может быть, это и будет "фантастическое предложение", с которого начнется другая история маленького героя в удивительном Мире по имени - Русский Язык... А почему бы и нет?!..

С уважением и с благодарностью,

Бармин Виктор   14.08.2013 09:56     Заявить о нарушении