Рецензия на «Два этюда о школе...» (Виктор Гурьев)

Здравствуйте, Виктор Гурьев!

Читаю Ваш удивительный очерк и радуюсь в сердце, и улыбаюсь от радости в восхищении, как в восхищении того, чтО и кАк автор рассказал детям, открыл глаза и сердца ребятишек к восприятию удивительного Мира, который скрывается непотаенно в, казалось бы, сером и обыденном. Именно так, таковым образом, открывается для детей в вИдении лучезарном чудный Мир познания. Ведь, не зря же греческие мудрецы говорили, что первичное восприятие в познании есть удивление, такое сокровенное чувство, которое нужно в себе воспитывать для восприятия полноты бытия мира, как нечто чудесное, неизобразимое сквозь изображения, как и сквозь воображения...

При прочтении Вашего удивительного очерка мне вспомнилось то, про чтО говорил Ф.М. Достоевский и В.В. Розанов. И вот хочу с Вами, Виктор, поделиться тем, что мне вспомнилось, как и своими размышлениями к воспоминанию:

"...Мне воображается, - писал Достоевский в "Дневнике", - что даже беднейший какой-нибудь школьный учитель и тот бы ужасно много мог сделать". Захоти только, сознай - что стоит за кабаком, чем грозит эта всенародная язва. В том-то и дело, что тут важна личность, характер - фантастическое предложение? Но хоть с чего-нибудь надо же начинать. А что до фантастичности, так в России у нас истина почти всегда имеет характер вполне фантастический... По сто лет лежит порой истина перед тобой, прямо на столе лежит, а ты гоняешься за ней, придуманной, по всему белому свету, именно потому, что истинную-то истину и почитаешь фантастической и утопической..." (Ю.И. Селезнев, Достоевский. ЖЗЛ, 1990, с. 423).

А вот вИдение Василия Розанова:
"Вообще литература, конечно, дрянь (мнение и Фл.), - но и здесь "не презирай никакого состояния в мире", и ты иногда усмотришь нечто прекрасное...
Вот, господа. Так оставим высокоумие и протянем руку другу нашему, доброму хранителю провинции, смелому хватателю воров (казенных) etc. etc. Настоящего литератора закрыла от нас действительно хлестаковская мантия столичного фельетониста и самоупоенного передовика, он же приват-доцент местного университета. Но "не ими свет кончается". Есть доброе и сильное и честное в литературе; есть (нужда) бесконечно в ней страдающее. Такой литератор - народный учитель, т.е. то же, что труженик сельской или городской школы.
И поклонимся ему... Не все цинично на Руси. И не все цинично в литературе..." (В.В. Розанов "Опавшие листья. Короб первый").

Не знаю, что школьный учитель Вы, Виктор, или нет, но даже то, что Вы написали такой очерк от имени героя, как школьного учителя, это стоит многого... И, в свою очередь, я присоединяюсь к слову и к вИдению Василия Розанова, касательно "народного учителя", как труженика школы. Ибо, ведь, действительно, если глубоко задуматься, литература-то начинается со школьной скамьи и многое зависит от школьного учителя русского языка и литературы: кАк он преподносит предмет своим ученикам. И в этом отношении и понимании слово Достоевского о "фантастическом предложении" профетично, как и актуально в продвижении креативности, творческой активности в самих учащихся. Скажут: "кАк, какими способами заставить этих непослушных детей приобщиться к нашей богатой русской литературе и культуре. Это просто невозможно...". На что можно ответить, что как раз заставлять-то и не нужно и вредно, но дать, преподнести "фантастическое предложение", про которое говорит Достоевский, взрослые просто обязаны детям, и, тем самым, пробудить в детях любовь к литературе, к языку, к искусству, к Культуре, в целом...

И вот в данном очерке Вы, Виктор, замечательно и уникально показали пример того, КАК нужно пробуждать в детях "фантастическое предложение"... И порой бывает, что сами дети приводят взрослых, подсказывают взрослым то, в чем, именно, нужно увИдеть это удивительное и фантастическое, как пример с цыпленком на уроке из Вашего очерка. И порой, чтобы увИдеть "удивительный Мир", "фантастическое в Мире", нужно самому стать, в некотором смысле, ребенком и посмотреть на Мир глазами детей... И очерк Виктора Гурьева есть удивительный, своеобразный и классический пример того, КАК нужно (нужда) прививать детям, пробуждать в сердцах детей вИдение удивительного и чудесного Мира и в Мире...

И вот, чтО мне еще вспомнилось: именно, с чудесного и детского начинается повествование апостолов в Евангелие, с Рождества Христова... С Рождества, который, воистину, есть праздник детский, праздник чудес... Так начинается Жизнь в удивительном Мире - с чуда, с чудес, с вИдения нечто чудесного..., НО, однако, которое сопровождается страшнейшим трагизмом в мире сем... Так Рождество Христово сопровождается побиением младенцев в Вифлееме... И от этой страшной и убивающей действительности никуда не скрыться, и не поможет бегство, как от мира сего, так и от самого себя... Лишь только надеяться, верить и любить тАк, кАк дано и задано человеку свыше, по зову сердца...

Спасибо, Виктор, за удивительный Мир, сказку о героях Русского Языка!..
Знаете, Виктор, а что если эту сказку о "героях Русского Языка" продолжить, написать Вам так, как Вы её начали? Может быть, это и будет "фантастическое предложение", с которого начнется другая история маленького героя в удивительном Мире по имени - Русский Язык... А почему бы и нет?!..

С уважением и с благодарностью,

Бармин Виктор   14.08.2013 09:56     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Виктор Гурьев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Бармин Виктор
Перейти к списку рецензий по разделу за 14.08.2013