А Блок - На поле Куликовом - Смысл

     Итак, что же такое цикл  стихов Александра Блока «На поле Куликовом»?


Напомню, что в начале я показал, что ВСЕ знаменитые русские битвы очень странные: на них вроде бы даже ничего не решалось:
     русские битвы - http://www.proza.ru/2006/08/02-216

Далее пояснил, что Блок и его ближайшее окружение были  мистически связаны с метаисторией России:
     Россия и интеллигенция - http://www.proza.ru/2006/08/19-68
     Рыцарь и поэт - http://www.proza.ru/2008/01/21/446

После этого показал, что в каждом стихотворении цикла под маской лирического героя, под местоимением "я" скорее всего действует каждый раз новый  персонаж.
- во втором стихотворении:  "не первый воин не последний" - http://www.proza.ru/2008/03/25/508 - это простой воин из русской рати
- в   третьем: "святой воин" - http://www.proza.ru/2008/05/20/464 - воин-монах
- в четвертом: "забывшие тебя" - http://www.proza.ru/2008/06/18/447 -  уже всё проигравший уже не воин.
- в последнем стихотворение цикла: "и час настал" - http://www.proza.ru/2008/07/14/376 - тот, кого только что призвали на поле вечной битвы.
- а - первом: "Жена моя" - http://www.proza.ru/2008/07/14/373 - тот, кто только что  туда добрался.

а теперь приступим к анализу.

         Итак, что же такое цикл стихов Александра Блока "На поле Куликовом"?
      
       Во первых словах, опять подчеркну, что мы имеем именно цикл. То есть пятое стихотворение - это вступление к первому. Бесконечно, опять и опять, вечность за вечностью, воин за воином выходит на поле непрекращающейся битвы.
       Вторыми словами надо напомнить, что действующих лиц в каждом стихотворении - двое: воин и жена. Всё остальное - и грустящие стога, и ковыльная степь, и поганая орда, и княжеская рать - всё это лишь декорации, лишь фон, всего лишь несменяемый задник повторяющейся и повторяющейся по причине аншлага пьесы.
      
       Перечтём стихи и перечислим героев:
       1-ое стихотворение: воин и рядом мчащаяся на кобылице та, то единственное, что осталось ему от Руси - "Жена моя". Исход боя неясен, останутся ли эти двое вместе - неясно. Оба исхода так же равновероятны, как равновероятно написание этого существительного: Жена? жена?
       2-ое стихотворение: воин и где-то вдали - "светлая жена". Исход боя - победа, а сам воин - погибнет.
       3-ье стихотворение: воин и Та, что "сошла, в одежде свет струящей". Исход боя - победа. Воин остается жив.
       4-ое стихотворение: воин и та, которая... за которой незнамо "куда лететь". Исход битвы - поражение. А воин в ней даже не участвует, он теряет смысл существования.
       5-ое стихотворение: воин и... к себе ли обращается он в последней строке: "Теперь твой час настал.- Молись", он ли произносит всю фразу или она обрывается прямой речью? Чьей? Но даже если - это только он, то кому он будет молиться? "светлой жене" - и погибнет? или Той, что в "одеждах" - и победит? Или, несмотря на все его молитвы, все его мольбы, окажется, что "опять за туманной рекою ты"?
       Воин готовится к битве... "а ты-то... вернешься ли ты?"
       Скорее всего - нет. Потому что естественная хронология цикла следующая:
       - сначала пятое стихотворение: воин готовится к битве... к походу!
       - потом первое стихотворение: воин прибывает на поле битвы и с ним та, которой он молился;
       - далее, в качестве лирического интермеццо - в качестве подсказке судьбе, второе и третье стихотворения: мы победим, если... если ты - это Ты, или если ты - хотя бы ждёшь меня... пусть я сам погибну;
       - и последним - четвёртое стихотворение: крах. Потому что ты - это всего лишь ты, и ты - где-то. И даже страшнее: ты - "за туманной рекою". "...такой гул, какой стоял над татарским станом в ночь перед Куликовской битвой, как говорит сказание. Скрипят бесчисленные телеги за Непрядвой, стоит людской вопль, а на туманной реке тревожно плещутся и кричат гуси и лебеди"... то есть "ты" - на другой стороне реки, на другой стороне Непрядвы, ты просто - на другой, не на нашей стороне.
      
       Блок понимал, что свою битву он давно проиграл: "Я хотел бы поставить вопрос резче и беспощаднее; это самый больной, самый лихорадочный для многих из нас вопрос. Боюсь даже, вопрос ли это? Не свершается ли уже, пока мы говорим здесь, какое-то страшное и безмолвное дело? Не обречен ли уже кто-либо из нас бесповоротно на гибель? ...над нами повисла косматая грудь коренника и готовы опуститься тяжелые копыта". И у пятого стихотворения полного, вроде бы, уверенности в себе, готовности к бою, к подвигу, к свершению - страшный эпиграф:
      
                И мглою бед неотразимых
                Грядущий день заволокло.
                Вл. Соловьев
      
       До Великой Октябрьской Социалистической Революции оставалось девять лет.
      
       P.S.
       Впрочем, читателям Блок надежду оставлял:
       Первое стихотворение - воин прибыл.
       Второе, третье, четвертое - три равновероятных исхода.
       Пятое - теперь твой час настал...
      
      
       P.P.S. И еще одно... героев на самом деле не пятеро - один: "я"
       P.P.P.S. И еще одно... Это не какое-то там "лирическое я", читатель... Это твой час настал, твой... Молись!


Рецензии