Обитаемый остров самснимат. ru
-Знаете ли вы, что режиссер фильма "Обитаемый остров" Федор Бондарчук отправлен в длительную творческую командировку на один из удаленных островов Тихого океана?
-Чтобы снять новый фильм, уже про необитаемый остров?
-Нет, просто это последний способ не дать ему ставить новые фильмы.
Что же, вчера я с чистой совестью мог поставить галочку в разделе "светские мероприятия" летописи собственного досуга по строке " поход в кино".
Фильм "Обитаемый остров" по книге знаменитых фантастов братьев Стругацких. Нехилый бюджет, модный режиссер, он же продюсер Федор Бондарчук, отличные актеры - Алексей Серебряков, Гоша Куценко, Сергей Гармаш, Максим Суханов...
Кажется, что еще нужно для того, чтобы любитель отечественного кино мог расслабиться в уютном кресле и получить удовольствие?
Увы... Следует честно признать: вся эта гора родила мышь.
Сначала - о грустном. Попробуем перечислить минусы фильмы, которые бросаются в глаза. Бросаются в переносном и буквальном смысле, потому что, как известно, глаза - главный инструмент кинозрителя.
Итак, на экране будущее, не столь уж и далекое...В разгаре 22 век, знаменитый "полдень" человеческой цивилизации, столь ярко описанный пером братьев Стругацких. Комсомолец, спортсмен и просто красавец Максим К. бороздит просторы межзвездного пространства на своем личном малолитражном звездолете. Несмотря на все свое могущество, люди будущего не застрахованы от случайностей; в результате столкновения с неким объектом, подозрительно напоминающим космического кальмара, наш герой терпит аварию и оказывается один-одинешенек на загадочной планете, то ли еще не обнаруженной землянами, то ли просто лежащей в стороне от оживленных туристических маршрутов.
Ситуация на этой планете (кто бы сомневался!) смутно напоминает ту, что имела место быть на планете Земля в далеко не самые безоблачные годы неспокойного 20 века. Войны грядущие и последствия войн прошедших, экологическая катастрофа и ее странные порождения - существа-мутанты, душный политический режим, то ли фашиствующий, то ли просто тоталитарный, суровые полицейские облавы и отважные партизанские вылазки, таинственные правители и не менее таинственные борцы с ними, которых все называют "выродками". Последние, как это обычно и бывает у Стругацких, оказываются самыми разумными людьми в этом (или ином) безумном мире.
Цель героя - спасти тонущий корабль, которым предстает мир планеты. Хотя в начале фильма мы об этом попросту не догадываемся. Да и едва ли умная догадка повысила бы градус зрительских эмоций. Просто потому, что нам еще очень долго, если не до конца фильма нет никакого дела до этого несуществующего мира и его надуманных проблем.
Вспоминаю, что один весьма злой и остроумный критик дал следующую оценку актерского дебюта в кино знаменитой модели Синди Кроуфорд: она ничего не умеет, кроме как изображать на лице глупую улыбку манекенщицы. Главный герой фильма, актер Степанов тоже напоминает красавца-манекенщика. И его улыбка, сначала кажущаяся обаятельной, учитывая все более и более непростые ситуации, в которые он попадает по ходу фильма, становится глупее и глупее.
Героя знаменитого фильма "Бриллиантовая рука" упрекнули в том, что у него отклеился ус...Думаю, если бы у главного героя, хотя бы на короткое время, отклеилась его детская улыбка, зрители были бы только довольны.
По-видимому, создатели фильма чересчур серьезно отнеслись к фразе Стругацких о том, что люди 22 века будут смелы, сильны, и наивны... Неужели братья не упомянули в своей книге, что они будут еще и умны? Может быть, они, в отличие от создателей фильма, считали это само собой разумеющимся?
Герой фильма действительно смел и силен. И наверное, неглуп, судя по тому, как ему удается не только ввязываться во все критические ситуации, но и с успехом выходить из них. А улыбка.... Ну, имидж, наверное, такой.
Упомянув о герое, нельзя не сказать и о героине. Впрочем, говорить о ней практически нечего. Мне, как и большинству зрителей, остался непонятен принцип подбора актрисы на эту роль. Кто разумеет в этом больше меня - пусть подскажет.
Критики любят сравнивать новые отечественные фильмы с продукцией Голливуда. Мол, уступает, или не уступает лучшим (если таковые существуют) или ходя бы самым известным образцам. Увы, на этот раз ответ на вопрос однозначен - уступает.
Голливуд - это простота, неотличимая от примитивности. Однако его примитивность всегда имеет смысл, пускай даже поверхностный и понятный даже ребенку. Добро борется против зла, хорошие парни в белом против плохих в черном. Вот, собственно и все содержание типичного голливудского блокбастера. Но борется, следует отдать должное, разнообразно, изобретательно, шумно и многобюджетно.
Конек Голливуда - это зрелищность. Пустота содержания компенсируется богатством и блеском формы. Интеллектуалы в кино не то чтобы не ходят... Скорее они ходят за тем же, зачем туда ходят простые люди - развлечься и расслабиться.
То, что и спецэффекты, и зрелищность "Обитаемого острова" не дотягивает до лучших голливудских стандартов, очевидно всем. Может быть, это компенсируется, в лучших традициях отечественного кино, содержанием и актерской игрой? В фильме, как я уже упомянул, собран первоклассный актерский ансамбль. Актеры играют вроде как неплохо... Но в то же время и не слишком хорошо - потому что создать яркий образ в ситуации, когда не знаешь что играть, попросту невозможно.
К сожалению, содержание фильма тоже разочаровывает. Кто, против кого и за что борется зрителям до конца фильма так и не становится понятно. Да и, честно признаться, не возникает ни малейшего желания разбираться в этом. Россияне утратили за последние годы интерес к политике, и едва ли среди зрителей найдется много желающих вникать в нюансы вымышленной политической ситуации на придуманной планете, отдаленно напоминающей землю. Так что весь пафос шумных диалогов и монологов героев фильма пропадает практически впустую.
Творчество Стругацких, как всеми признано, - интеллектуальная или даже социальная фантастика. Но, во-первых, философская сторона творчества Стругацких (разумеется, на мой взгляд) сильно переоценена. Это хорошее дополнение к фабуле, но уж никак не главный смысл их книг - даже если сами авторы думали иначе. Лучшие их произведения - те, в которых герои больше действуют и меньше размышляют. Не говоря уже о том, что фильм - это не книга. Скорее уж, они соотносятся друг другом как русский и немец из знаменитого афоризма. То, что хорошо для русского (книги), смертный приговор немцу (фильму).
Идея с башнями, предназначенными якобы для противовоздушной обороны, но на самом деле создающими особые лучи, с помощью которых власть осуществляет обработку умов, в эпоху выхода романа казавшаяся безумно смелой, явно пережила свое время. Не то чтобы современный зритель не знает, что его мозги подвергаются постоянному промыванию. Он прекрасно понимает, что его стало в наше время не меньше, а намного больше. Если в советское время обработка умов была монополией государства, то сейчас, помимо него, этим занимается практически каждая фирма, выходящая на рынок со своим товаром. Вот только проводится она несравнимо искусней, чем делалось раньше. Да и сами лучи называются иначе - политтехнология, маркетинг, пиар и гламур.
Может быть, башня - это не более, чем метафора? Но зачем тогда подрывать ее снарядами партизан? Метафора - материя духовная, а противостоять духу может только другой дух, но никак не грубая сила.
Улыбка героя кажется лишней еще и потому, что создателям фильма, среди прочего, недостает чувства юмора. Уж на что хозяева голливуда выступают сторонниками чистоты жанра! Стрелять так стрелять, любить, так любить, хохотать, так уж всеми внутренними и внешними органами...Тупой, так еще тупее! И то голливуд иногда позволяет себе улыбнуться даже в самом серьезном (по голливудским стандартам) фильме.
Создатели "Острова" кажется, и не подозревают, что в неправильно устроенном мире с неправильной властью можно шутить и улыбаться. Может быть, они просто не знают, что наше собственное тоталитарное прошлое было золотым временем анекдотов - причем, не только политических? Героям фильма и правда, не до шуток. Но его создателям явно не помешала бы малая толика иронии в отношении к тому, что происходит на экране.
Главная ошибка фильма, на мой взгляд, состоит в том, что режиссер просто не сумел найти правильный подход к экранизации творчества Стругацких. Конечно, глупо советовать другим, что им следовало бы делать. Что называется, иди и снимай сам! И все-таки я выскажу свое мнение: авторам надо было выбирать, что они будут снимать: чистый экшен, или серьезный социальный фильм. Хотя честно признаем: для серьезного фильма необходимы серьезные идеи, а сне суррогатный псевдополитический пафос, который мы имеем.
Приходится констатировать, что фильм "Обитаемый остров" - явная режиссерская неудача. А поскольку у каждого фильма должен быть и сценарий, то можно говорить и о неудаче сценариста.
Может быть, вторая часть фильма будет лучше первой? В его финале голос за кадром обещает нам новые подвиги героя, который не успокоится до тех пор, пока не спасет весь мир или не погибнет с детской улыбкой на губах. Но пока ориентация на серийность принесла фильму явный вред. Чаще всего продолжение бывает слабее, чем начало. На этот раз в ожидании второй серии получилась хуже первая. Хуже не второй, конечно (мы пока ничего о ней не знаем), а того, чем могла бы быть.
Теперь о плюсах фильма, очень коротко. Почему? Ну, вы наверное, уже догадались. В активе создателей - отдельные зрелищные эпизоды погонь-перестрелок и, пожалуй, декорации. Следует признать, что передать мрачный колорит диковинного города на чужой планеты, да и самой планеты режиссеру все-таки удалось. Ну, хоть что-то...
Трудно отделаться от мысли, что Бондарчуку стоило бы снимать не полноценный художественный фильм, а подборку видеоклипов на тему книги Стругацких. Тогда уж наверняка все были бы довольны. Неясно, правда, кто дал бы средств на этот проект. Так что снимать пришлось бы, скорее всего в формате "самснимат".ru
Кто знает, может быть, этот фильм и окупит себя. Красота бренда- это страшная сила в условиях рыночной экономики. Тем более, когда речь идет о тройном бренде - режиссера, актеров и первоисточника.
Остается только вопрос - выдержит ли режиссерская репутация Федора Бондарчука еще один такой фильм?
Свидетельство о публикации №209010700357
И тоскливо.
Разочаровался в Фёдоре. А между тем, в своё время был ПОТРЯСЁН его "9-ой ротой". Считал, что мощнее и зрелищнее фильма об Афгане, не снимал ещё НИКТО!..
А теперь по поводу главного.
Главной ошибкой Бондарчука, безусловно стала САМА ИДЕЯ экранизации Стругацких, безнадёжно и БЕЗВОЗВРАТНО УСТАРЕВШИХ в наше время!
Кумиры советских людей, ( последние не читали БОЛЕЕ КАЧЕСТВЕННОЙ фантастики в 60-х, начале 70-х годах прошлого века - не было возможности! ), сейчас уже НЕ КАНАЮТ!
И если Бондарчук пожелает выжить как режиссёр, и покорить МИРОВОЙ кинематограф, ОН ОБЯЗАН навсегда отвернуться от старо-советских писателей, а так-же от ПЛОХИХ, тоже СТАРЫХ сценаристов...
С уважением.
Роман Барнет 14.08.2009 23:01 Заявить о нарушении