Часть 5. Возвращение

ЧАСТЬ ПЯТАЯ
ВОЗВРАЩЕНИЕ


- Праздник все-таки на носу… Полы надо помыть. Уборку сделать. Вкусненькое что-нибудь придумать… Грустновато, конечно, - Новый Год, самый волшебный праздник, и даже детям нечего подарить…
- Мама, а Дед Мороз мне подарок принесет? Я же не местная…
- Ему прописка не нужна… Хотя все может быть – видишь, нигде ничего нет…
- Но Дед Мороз же не в магазине покупает!
- Не знаю, доченька… Вообще, конечно, не должен в магазине; а с другой стороны… Если он волшебник, живет в каком-то другом, волшебном мире, – а там все из другого «материала» - то как же ему детям дарить Настоящие Подарки? Наверное, приходится здесь брать; возможно, и в магазинах. А там, сама видишь, – ничего нет.
- Я так люблю «Грильяж в шоколаде»…
- Ты же его не ела никогда!
- Ты же любишь, значит, вкусно…
- Бедный мой котенок!… Но ничего, моя хорошая, будет когда-нибудь и «Грильяж»; попробуешь, если любишь…
Да, нам бы с папой тоже хотелось, чтобы Дед Мороз вдруг забыл, что мы старые, и подарил бы нам какое-нибудь Чудо! Сказал бы: «Вот вам, мои маленькие!»


***

- Эти цепи так нудно клеить, я лучше буду фонарики делать.
- Зато красиво. Мы не пестрые сделаем, а разные – одну красную, одну зеленую и так далее; а потом их развесим на разном уровне, а между ними подвесим вот этих смешных квадрато-птиц, квадрато-белок… Набор, помнишь, я привозила… Вот он… Вот заяц…
- Это крыса! Синяя.
- Ах да! Действительно, крыса. Ну бог с ней, крыса так крыса. Пока ты вот эти заготовки вырежи, а потом все вместе будем собирать. Потом, пока я за молоком хожу, ты цепи поклеишь с папой.
- Что там опять с папой? Я не умею  ваши дурацкие цепи клеи-ть!
- Ничего, надо же когда-нибудь научиться… Сегодня мы все заготовки сделаем, а завтра будем украшать комнату, сделаем себе праздник…  И чтоб к завтрашнему дню ты была здорова! Пред сном мы с тобой все экзекуции проделаем, – ноги погреем и прочее, а когда будешь засыпать, скажи себе, что утром ты проснешься, как свежий огурец!…
- У нас же Дед Мороза нет!
- Ничего, ты помнишь, какого ты кудрявого, красивого из бумаги делала? Вот, сделай еще Дед Мороза…


- Мам, а папа со мной цепи клеил! Мы с ним красную только склеили, она такая длинная!
- Молодец папа. А говорил, не умеет…
- Утомили вы меня со своим Новым годом!
- Ну вот, папа, какой ты противный! Самый волшебный праздник, надо же, чтобы хоть этот день как-то отличался от других!
- Я и так могу его встретить.
- Как обычный выходной? Наелся, в телевизор поглазел – и спать? А Дед Мороз придет, посмотрит: «Меня здесь не ждали, не готовились…» - и не войдет к нам.
- Утомили вы меня со своим Дедом Морозом!
- Утомленный ты наш… Вечно настроение испортишь. У самого никакого праздника никогда, и другим не даешь порадоваться… Да ну тебя. Давай, ребенок, песни петь.
- Давай.
- «В лесу родилась елочка…»
- Ну ты, мама! Что я, маленькая, малышовские песни петь!
- Это не малышовская, это новогодняя. …Вот вру!… Надо же, столько лет не пела, что даже «В лесу родилась елочка» забыла.

***

- Мама, я окна разрисовала, посмотри! Я цветные сделала, немножко…
- Очень хорошо…
- А когда мы к бабушке пойдем?
- Вот комнату украсим, елку нарядим и пойдем…

***

- Тамара Глоба сказала, что нужно этот год встречать в белом или золотисто-коричневом, что на столе должно быть четыре свечи, что мясное есть нельзя… Что в этом году повезет Уралу в первой половине года, а после сентября – Западная Сибирь удивит мир… Из Средней Азии повезет только Туркмении… Смена власти в мае-июне…
- Это я давно читала, еще в конце 89-го…
- Что делать будем? Мясное нельзя, значит, пельмени отменяются. Мы тебя ждем, может, ты что-нибудь придумаешь?
- Нашли кого ждать! У меня сейчас голова в этом направлении совершенно не работает… Мне вообще все равно… Я сейчас могу работать только «подай-принеси»…

***

- Вот и верь этим астрологам! Вот тут в газете, что «пельмени обязательно должны быть на столе», написано! Тоже астрологи говорят.
- А мы сделаем хитро, – съедим пельмени до двенадцати, «проводим» Старый год, а после двенадцати у нас их на столе уже не будет. Кто там купается?
- Мама.
- Кто следующий прошлогодние грехи отмывать?
- Все уже искупались.
- Тогда я пойду.
- Иди.

***

- Ты уже погладила?
- Нет еще.
- Мне юбку и жакет тоже погладь?…
- Давай.

***

- Что вы тут делаете?
- Глаза рисуем. Давай тебе тоже нарисуем.
- Вот еще!
- Давай, давай! Лови ее! Нарисуй! Я однажды ей ресницы накрасила, такие длинные!
- Ну ладно, давайте, куда от вас денешься!…
- Смотри, мам, как тебе хорошо.
- Ну вот, взяла и за очками все спрятала!
- Я без них телевизор не увижу…
- Ну и бог с ним. Красота требует жертв.
- Нет, я хочу телевизор смотреть!…

***

- Скоро вы? Полчаса осталось!
- Сейчас, нарисую себе праздничную физиономию!… Вы все уже нарядились, прихорошились, а я все еще прошлогодняя… Сейчас приду.
- Ой, мам, какая ты красивая!
- Да, конечно!… Забыли, когда были…

***

- Вот это стол! Как будто и не в «эпоху перестройки» живем! Даже шампанское!
- Нужно загадать  желание, и когда часы начнут бить,    зажечь спичку… Если успеет догореть, пока бьют, значит, исполнится.
- «С Новым 1991 годом, товарищи!»
- С Новым годом!!! Пусть в этом году!… Мы сами знаем, чего мы желаем!…
- О, фантастика! Конфета действительно шоколадная! А то я уже забыла их вкус. Вечно пластилин под видом шоколада! А тут – настоящий! Добрая примета!
- Что ж вы спички не зажгли?
- Какие спички?
- Я же только что говорила!
- Да? А я прослушала!… Надо же!…
- Ничего страшного, можно еще Московский Новый год встретить и зажечь спичку…
- Ты куда?
- Я хочу выйти отсюда…
- Ты в туалет?
- Нет, я хочу выйти…
- Вот, иди через деда!… Деда, выпусти ребенка!…
- Ну конечно, какая радость ребенку за столом сидеть, когда тут такая елка! Это вы вечно голодные, вся-то радость, чтобы поесть, как будто сроду вас не кормили… Молодец, ребенок, с куклами под елкой гораздо интересней! Глупые взрослые, да?
- Отстань от ребенка, у нее свои дела…
- Гулять так гулять! Давайте мне еще шампанского!
- Давайте выключим свет и включим елку! Так интереснее.
- Выключи, тебе ближе.
- Темно же.
- Ничего, не промахнетесь. Мимо рта не пронесете!
- Надо, чтобы первым в Новом году пришел мужчина, тогда будет удачный год.
- Вот, слышите? Если кто-то позвонит, сначала спросите: «Кто?», и если женский голос, скажите: «Никого нет дома!» и не открывайте!
- Может, ребенка спать уложить?
- Пусть сидит, сегодня можно. Все равно не уснет. Она поспала немножко…
- Какой у нас сегодня деда заботливый! Кофе сварил.

- Свет погас! Нигде нет! Полная темнота! Наверное, надолго, раз везде погас.
- Ну вот, какая пакость. Телевизор не посмотришь…
- Стучит кто-то!
- Да, стучат!
- Девчонки пришли… Пойдем, куда-нибудь сходим… На горку…
- Там же малышовская!
- Все равно…

- Ну вот, первая женщина пришла.
- Это не считается, они еще дети. Девочки наоборот – диво к лучшему…

***

Погас телевизор, и сразу исчезла праздничная суета, возбуждение…
    Все разошлись из-за стола; только четыре свечки, оплывая, срастаются друг с другом…
Осталось только то истинное, что есть на данный момент в этом доме… Только мы, наедине с самими собой, своей жизнью, на изломе 1990 и 1991 годов…

«Что год грядущий нам готовит?…»
Почему-то все ждали этот Новый год каким-то особым ожиданием, как будто что-то должно произойти необыкновенное.
Чудо, ни больше ни меньше.
И вот, свет погас, ночь на исходе, – а Чуда нет.
Опять не состоялось…

Дети, наконец, уснули. Мама где-то на кухне пригорюнилась; сестренка одна ушла гулять с подружками, другая пошла спать с таким видом, что «ждать больше нечего». Муж домой зовет.

- Куда  вы? Посидите еще…
- Никуда. Сидим.

Не хочется никуда идти, хочется смотреть на свечки, которые оплывают и срастаются…
Если уйти, родителям совсем тоскливо станет…

Вот она, нависла тут,  эта
Подлинная Реальность…

Может, и хорошо, что свет погас.
Дает возможность  Посмотреть Ей В Глаза.

Что мы имеем на данный момент?
Слова «перестройка», «Горбачев», «застой», «гласность», «мафия» уже физическую тошноту вызывают; девчонки разбегаются, как от чумы, от этих слов…
От греха подальше!…
Сейчас опять будет Р-Разговор!… На высшем уровне.
Им просто надоело. Они ничего не ждут. У них другие заботы.

Я не сомневаюсь в том, что после терний будут звезды…
А родители совершенно раздавлены. Им не за что  держаться.

- Меня раздавили морально. Раньше я была Человек,… я покупала книги… чему-то вас учила… мы же верили… мы же работали… И не унижались ни перед кем за каждую конфету для ребенка, за каждую тряпку… Что могу, то куплю… Пусть и немного; но хоть не нужно было ничего «доставать», никого просить…
А теперь?  Всю нашу жизнь втоптали в … Раньше был святой, а теперь?… Да ведь этот-то уйдет, будет то же самое!… Продажные!…
Мне бы еще хоть года два пожить спокойно, в «застое»…
- Вот уж не хочу! Опять слушать эту бодрую брехню!…
- А сейчас еще больше этой брехни!
- Духовное возрождение…
- Ну конечно!…
- Да перестаньте вы!

- Да, действительно. Итак жизнь тяжелая, если еще и в семье друг другу будем за политику горло перегрызать, – тогда вообще некуда будет деться… Должен же быть хоть один уголок в этом Аду, где душа может отдохнуть… хоть дома… Иначе сил жить не будет…
- Никакого просвета!… Как жить?… Только и остается, что в Бога верить…

***

А может, в этом и есть ответ?
Что, если это не следствие, а причина?

Вот это – Новое, в нашем доме.

Лично для себя я ничего уже не жду. Не хочется никаких пожеланий, даже открытки трудно было подписывать из-за этого. «Поздравляю… Желаю…» Все благие пожелания юродством каким-то кажутся. А совсем ничего не пожелать?
Все мы сейчас желаем одного, о чем и говорить уже не хочется…

Кончился мой необыкновенный год, в конце которого, казалось, должно было что-то произойти – для меня.

А что?

Это дикое напряжение, вершины какие-то… Вся эта писанина… Что она из себя представляет?…
Протокол работы сознания за определенный отрезок времени, вот и все… Его зависимость от Фона – внешней, общественной жизни… Внутреннее противодействие, сопротивление…
Как этот процесс – взаимодействия с Фоном (внешние импульсы, проходящие через сознание в подсознание) – сам «выталкивает» на Вечные Вопросы…

И это называется - «отойти» от Леса, чтобы не запутаться в мелких подробностях; обобщить, получить Цельную Картину?

«Сморите в микроскоп, а я!…»

Если кто-то помещает под микроскоп микробов, то у меня в роли микроба оказалось собственное сознание…

Конечно, для меня это был важный процесс; я многое поняла, пройдя через этот Предел… Все эти Ночные Мысли вслух я и произнести никогда не смогу, слишком Они Огромны, – днем даже вспомнить стыдно об этой Ночной Гигантомании… Я уже даже и не помню хорошо, где я там бродила, что мне ночью казалось таким Важным и Огромным… Так, названия отдельных вершин…
Где я была - я помню, как Сон, размыто, неопределенно… Но мир я теперь вижу в ином свете.

Все другое. И никакого ощущения трагичности происходящего. Знаю, что кризис не может длиться вечно, что должна же быть  рано или поздно критическая точка (точка кипения, плавления, точка отчаяния?) – за которой следует переход в Иное Качество. Думается, все-таки выздоровление.

И такое чувство, что ее уже недолго ждать…

Да, я должна была пройти через эти мысли, конечно…

Но кому все это надо?

Откуда  это неотвязное ощущение, что я делаю что-то важное, более того, – что Мне Нельзя Этого Не Делать?…

Мы все подобны, мы капли одного моря, мы все в одних обстоятельствах… Идеи носятся в воздухе… У меня нет ничего, чего нет у других…  Один микроб из массы подобных…
Значит, достаточно типичен, чтобы, танцуя от подобия, выводить какой-то  Закон, по «общим» точкам…

Но о каком Законе может идти речь, когда все мои усилия ответить на Вопрос Вопросов только тянут за собой массу новых Вопросов, непосильных для меня… 
Правда, все эти вопросы являются гранями одной темы… Это не клубок, это много-много-много-многогранник… Но все равно, этих граней слишком много для меня одной… Жизни не хватит. Сил не хватит. Терпения не хватит…
И все оборвется?
Вопросы останутся без ответа?

Зачем тогда это Сверхнапряжение ушедшего года?

Я уже не вижу ни цели, ни смысла…
Я устала, вот и  все.

Но я лягу спать, и сон уйдет, и вернутся эти Вопросы…
Если оставлю их себе, они разорвут меня своей непосильностью.
Нельзя объять необъятное…

***

- Давай споем вот эту:
«За окошком света мало…»
- Я ее не знаю. И вообще, мне петь не хочется…
- Мне уже тоже не хочется… Я уже говорить разучился…

Тоска опять на отца накатила. Один поет свое «За окошком…»
А я слушаю… У него когда-то был хороший голос, мощный бас; я помню, как мы пугались, если он вдруг ночью начинал петь… И внешность была такая, вполне «оперная»… а теперь голос потускнел, растрескался… Осталась периодически наползающая тоска…

- Я желаю тебе, чтобы в этом году у тебя было все хорошо…
- У меня и так все хорошо.
- Если что-то случится, я хочу, чтобы ты пошла работать в школу…
- Господи, опять!… Ничего не случится.   
Сориентируюсь…

Обиделся. Он от души, конечно. Родители от души желают нам добра.
Но у меня от этого «если что-то случится»
все внутренности  оборвались. Кто-то тихо, незаметно взял мои нервы в кулак…
и …
Д-Д-Дернул!!!
И все выдернул.
Через желудок…
«В школу…»
Это опять на ту же тему – устроиться на работу, быть материально независимой, чувствовать себя полезной…
Они меня жалеют, они хотят какой-то стабильности в моей жизни, – чтобы быть спокойными за меня…

***

Господи, и что это я стою тут, как идиотка, на этой горе, со своим «клубком-многогранником»; балансирую на обрыве, ничего не видя из-за него, не в состоянии ни обхватить его руками, ни удерживать больше?
Что?
Какая Панель?
Сколько я могу держать его?
Все равно мне не ответить на эти Вопросы…
И не спуститься обратно с этим клубком…

Хватит!
Я бросаю его!
Пинаю его!!!
как  мяч! –
пусть летит, куда хочет!

Ловите, пинайте,
плюйте,
разматывайте!

«Знатоки» - интеллектуалы, любители вопросов –
ответьте на мои Вопросы!
Только конвертика с правильными ответами нет, я их сама не знаю!
И приза тоже нет!

Никто не поймает?
Упадает, разобьется?
Бог с ним!

Осколки разлетятся – может, поднимет кто-нибудь из любопытства…
Может, соберет какой-нибудь
Терпеливый Человек…

А мне уже все равно.

Я «сползаю свое тело» на обочину, сжимая одну-единственную клеточку, оставшуюся от души…

Господи, я хотела бы обратить к Тебе Молитву о Родителях…
Помоги им…
Я не умею молиться, но Ты сам все знаешь… Я титулов твоих не знаю, и даже если я произнесу все это парадное славословие, это будет ложь… нет, я не против такого почитания, но это Чужие слова… Услышь душу мою… Сделай так, чтобы родители наши получали хлеб свой насущный за труд, не за унижение перед ловкими ничтожествами… Чтобы за многолетний труд свой они не получали пенсию унижением, оскорблением, надругательством в виде костей «собачья радость» по карточкам… Если они заблуждались в своей искренней вере – прости им… Помоги им, Господи…

***

Согрейте меня… Мою бедную, выпотрошенную, одноклеточную душу…

Восполнить запас жизненной энергии может только Любовь…

Где ты, моя милая Выдумка, которая давала мне силы жить, ползти на Эверест и вернуться обратно?

Ничего не стоят мои эскизы, мои так и не начатые картины», мои умолкшие «оперы» и недоразвитые «теории»… Все это бред, отбросы… Продукты тоски и безысходности… Самая замечательная выдумка – это моя замечательная Любовь… Без нее мне бы не преодолеть эту «полосу»… Она одна давала приют и отдых моему изнемогающему сердцу… когда оно задыхалось, не веря в возможность выжить – она приходила во сне и спасала его… Она ждала меня и хранила, пока я, полубезумная, ползла в одиночку к Своей Истине, к Своему Эвересту, в Свою Бездну…
«Ожиданием своим ты спасла меня…»

Какая разница, Реальность ли ты?
Если нет любви, надо ее выдумать… Без нее не выжить… Без нее слишком серо и скучно…
Что мне за радость оттого, что я «отхватила» раз в год какой-то «дефицит»? Два раза в год, десять, каждый день мешками?
Этого слишком мало, чтобы поддержать силы моего сердца…
Выдумка моя, ты мой животворный источник… Не уходи, живи в моем сердце, я не хочу с тобой расставаться… 
Я верю в тебя, потому что Хочу Верить.
Спаси меня, согрей меня, спрячь меня от всех, дай отдышаться в тебе…
Выдумка, Выдумка, Выдумка…
Моя Выдумка…
Чужие Выдумки…
Лишь бы в них была Любовь…

Иди ко мне, доченька моя; ты так долго ждала, пока мама освободится и дойдет очередь и до тебя… Я вернулась к тебе… Согрей меня, мое Солнышко… Погладь мне лоб своими маленькими теплыми ручками…
Теперь я буду с тобой…

- Ты спишь? Что с тобой? Принести лекарство?
- Не надо никакого лекарства.
Лучше хорошую песню…

Надо же! свет дали!
Телевизор включился.

«О, Айседора, просите шофера,
чтоб ехал назад,
чтоб ехал назад…»

Поздно назад…

Все уже уходят… Вот и Алла Борисовна уходит… Ее песню для нас проглотило отсутствие света… Интересно, что она пела…

- Пошли домой?
- Пошли…

***

- Мама, ну послушай мой сон!
- Ой, ребенок, давай не будем о снах!…
Давай поживем здесь.
Смотри, какой снег волшебный, под фонарями кружится… как в сказке о Снежной Королеве… Снежные курицы… Новогодние, блестящие… Тихие-тихие… Это добрые курицы… У Снежной Королевы хорошее настроение…

***

7 января 1991 года.
С днем рождения, Иисус Христос.




Продолжение:
http://www.proza.ru/2009/01/25/258


Рецензии
- Давайте включим свет и включим елку! Так интереснее.
- Выключи, тебе ближе.
- Темно же.
***
Что могу, то куплю… Пусть и немного; н хоть не нужно было ничего «доставать», никого просить…

Нет ли тут опечаток? С уважением к Вам и Вашему роману.

Степан Аксенов   19.04.2012 19:31     Заявить о нарушении
Спасибо. Исправила.

Мария Выдуманная   19.04.2012 21:04   Заявить о нарушении