Парадный танк

  Разбирая награды отца, взял в руки медаль "За отвагу". На ней силуэт танка, о котором, кроме специалистов,сейчас мало кто помнит. Расскажу немного об этой  забытой машине.
   Про танк Т-34 слышали все, а кто слышал про танк Т-35? Быть может это модификация знаменитой машины? Вовсе нет, модифицированный Т-34 получил обозначение Т-34-85 (обычно он и выступает в роли известного танка, настоящих Т-34 сохранилось не так много), а следующая модификация, переходная к послевоенному Т-54, обозначалась как Т-44 . Наш же Т-35, о котором я веду речь, это совсем, совсем другая машина. Она участвовала  в великой Войне, но славы не снискала.
   После мирового кризиса в воздухе повеяло дымком будущей Войны. СССР взял курс на ускоренную индустриализацию и подготовку к этой войне. Одной из главных задач этой подготовки было создание  бронетанковых войск, а для этого, прежде всего надо было наладить массовый выпуск танков.  В Англии была закуплена интересная плавающая танкетка Карден-Ллойд, которую у нас выпускали под обозначением Т-37 ( более поздняя модификация Т-38 ) . Она предназначалась для разведки. Неплохой лёгкий танк сопровождения пехоты, который у нас выпускался под маркой Т-26,  был закуплен у английской фирмы «Виккерс».  В   СаСШ ( так тогда переводили USA), был закуплен чрезвычайно интересный лёгкий танк конструктора Кристи . Он был оснащён четырёхсотсильным авиационным  мотором «Либерти» (у нас обозначался М- 17) и развивал необычно высокую для танка скорость 54 км в час. Более того, для экономии ресурса гусениц, был предусмотрен их быстрый демонтаж, и танк мог двигаться по шоссе, на своих катках , как на колёсах, с автомобильной скоростью 72 км в час! Типичное оружие блиц- крига!  В Великой Отечественной этот танк , который выпускался у нас под обозначениями, в зависимости от модификации БТ-2; 5;7; ( наиболее известной и массовой была модификация БТ-7), не сумел проявить себя, а вот в нашем блиц-криге против Японии в 1945 году, показал себя очень даже неплохо. Конструкция БТ-7 оказала сильное  влияние на создателей Т-34.
    А вот прототипы для среднего и тяжелого танка купить не удалось. За 16 тонный средний  А6 англичане заломили неприемлимую цену, а тяжёлый пятибашенный  «Индепендент» оставался у них  в одном экземпляре, однако наши конструкторы создали свои машины « по мотивам» этих танков. Средний трёхбашенный Т-28 выпускали несколько лет. Построили более полутысячи этих машин. Они неплохо показали себя в войне с Финляндии,  но в Великой Отечественной участвовали только в самый начальный период войны. На смену им пришли знаменитые « тридцатьчетвёртки».
     Т-35 создавался не на пустом месте.  Конструкторы делали свою машину не только под влиянием «Индепендента», но, прежде всего, использовали свой опыт создания среднего танка ТГ ( танк Гротте). Этот  очень интересный  средний танк был построен под руководством , приглашённого из Германии конструктора Эдварда Гротте. В серию он не пошёл, а  Т-35 был выпущен в количестве  63 единиц, включая опытные экземпляры. Это единственный в мире пятибашенный танк, который выпускался серийно.  По огневой мощи ему не было равных: в  центральной башне располагалась 76,2 мм пушка, созданная на базе полевой «трёхдюймовки» , в двух башнях пониже стояли 45 мм орудия, ещё  в двух- пулемёты. С танком и этим грозным арсеналом управлялся экипаж в одиннадцать человек. В целом, танк получился неудачным, страдал множеством недостатков. Сказался недостаточный опыт конструкторов в проектировании и создании подобных машин. Сама концепция многобашенного танка была порочной. Вскоре от неё отказались, но Т-35 был то уже создан! Была  очень ненадёжной ходовая часть. Двигатель М-17 для танка БТ-7 был излишне мощным, на Т-28 он пришёлся впору, для Т-35 оказался слишком слаб. Максимум , что мог выдать танк на асфальте- это чуть более тридцати километров в час. По пересечённой местности он едва выжимал 12 км в час. Ограничивала подвижность танка его слишком большая длина, а вот его высота и большие габариты делали его хорошей мишенью для противотанковой артиллерии противника.  Не способствовало живучести и слишком слабое для тяжёлого танка бронирование.   Командир, выполняющий ещё и функции наводчика главного орудия, не мог достаточно эффективно руководить  многочисленным экипажем в 11человек, и управлять огнём арсенала из трёх пушек и шести пулемётов. Невысокой была проходимость танка. Отличалась ненадёжностью ходовая часть. При эксплуатации танк страдал от многочисленных поломок.
    Его недостатки были видны невооружённым глазом.  Полным ходом шла  разработка новых машин. Конструкторы уже создали три тяжёлых танка :  двухбашенные Т-100 и СМК, однобашенный КВ-1. Их обкатали в Зимней войне. После чего от строительства  многобашенных танков полностью отказались. В серию пошёл КВ. В 1940г. решалась судьба Т-35. Было решено не снимать его с вооружения, а эксплуатировать до полного износа. Так сказать, дать помереть естественной смертью. Так , малопригодный для боевых действий танк, дожил до великой Войны.
        На 22 июня 1941 года почти все Т-35  в количестве 51 шт.( три из них  на тот момент находились на заводском ремонте в Харькове) стояли на вооружении в 67 и  68  танковых полках 34 танковой дивизии, дислоцированных  близ Равы Русской. Это  в Украине,  юго-западнее Львова. Полки были подняты по тревоге в полночь  22 июня, т.е. за несколько часов до начала Войны.  Это говорит о том, что отнюдь не все части Красной Армии  беспечно спали  в канун Войны, и были разбужены звуками разрывов немецких снарядов! Танки были заправлены горючим и направлены на полигон для загрузки боекомплекта. Далее процитируем  « Журнал военных действий 34 ТД»:
22.06… дивизия выступила.
24.06… отстало 17 Т-35…
26.06… отстало ещё 10 Т-35…
27.06…отстали все Т-35.
Всего от огня противника погибло семь могучих танков. Остальные,  жертвы собственной ненадёжности, погибли от поломок.
Ещё два Т-35 участвовали в битве под  Москвой.
   Бесславно  окончилась судьба этого танка. В настоящее время единственный уцелевший танк этого типа находится в танковом музее в г. Кубинке под Москвой.
   Однако, моя заметка  будет  неполной,  если  я не расскажу, что в одном этот танк сумел проявить себя с самой лучшей стороны. На параде ему не было равных!  В парадах участвовали все серийные танки, перечисленные в этой статье. Сначала на Красную площадь суетливо   выезжали крошечные танкетки Т-38, за ними ехали лёгкие Т-26 и БТ, далее шли грозные Т-28. Замыкали многочисленную танковую  колонну могучие Т-35,  которые, величаво выплывли  на площадь, неизменно вызывая ажиотаж. Грозно выглядели эти танки на снимках в газетах и в кадрах кинохроники. Художники любили помещать его на свои плакаты и листовки. Изображение именно этого танка использовано в дизайне медали «За отвагу». Образ могучего танка имел большое агитационное значение: вот чем мы располагаем, вот что умеем делать! Берегись трусливый враг!.  Кстати, немецкие военные во время Войны очень любили сниматься на фоне подбитых или брошенных Т-35. Дескать, вот мы каких мамонтов бьём!
Т-35 участвовали в парадах в Москве и Ленинграде уже 1 мая 1933г, когда ещё не прошло и года после выпуска первой машины.
   Участие в парадах опытовых и малосерийных машин не такая уж редкая практика. Особенно это характерно для авиационных парадов. Можно привести множество примеров, но это тема для другой статьи. Что касается парадов на Красной площади, то в шестидесятые годы  там очень любили показывать  несерийные, и даже не допущенные к испытаниям ракеты. Так наши заокеанские супостаты долгое время путали показанную на параде нелетавшую ракету Р-26 с состоящей на вооружении Р-9 («девятку» можно увидеть у входа в музей ВС в Москве).  Без сомнения, самой знаменитой «парадной» ракетой была нелетавшая ГР-10. Когда в 1965 г. по телевизору мы увидели, как эти огромные серебристо- белые ракеты впервые провезли по Красной Площади, чувство законной гордости охватило душу каждого советского человека. Среди иностранцев на гостевых трибунах они вызвали состояние близкое к панике. Они принялись лихорадочно фотографировать новинку. Чем мы теперь можем удивить иностранных гостей?
    Вот какие мысли вызвал у меня силуэт на медали «За отвагу».


Рецензии
А вот тут нехватает иллюстрации. Пятибашенный красавец. Заглядение просто а не машина. особено если не фото, а иллюстрацию Михайлова,
И, хоть судьба большинства т-35 сложилась нелепо и печально были в начале войны случаи их боевой деятельности. причем весьма завидные.

Егоров   04.11.2010 00:05     Заявить о нарушении
Честно говоря, об успешной боевой деятельности Т-35 не слышал.

Михаил Горелов   04.11.2010 19:41   Заявить о нарушении
Я сейчас не вспомню точно. Читал об этом на сайте у valiant 17. Вообще там очень интересные фото. из немецких архивов. Иногда потрясающие фото.

Егоров   04.11.2010 22:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.