Ктулху рулит!

ИЛИ
ВСЁ, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ ЗНАТЬ О КТУЛХУ, НО БОЯЛИСЬ СПРОСИТЬ У ПУТИНА

ОТ АВТОРА: Не так давно в издательстве "Азбука" увидел свет сборник лавкрафтианской прозы "Возвращение Ктулху". В его состав включены произведения таких небезызвестных в Сети авторов, как А. Лебедев, Б. Лисицин; перечислять более "раскрученных" писателей не стану - их имена указаны на обложке. Кроме того, в сборнике опубликован и мой рассказ "Исчезновение Роберта Хэммита", ознакомиться с которым Вы можете на моей странице.
Аннотацию и выходные данные книги смотрите на сайте издательства "Азбука": Также Вы можете приобрести сборник "Возвращение Ктулху" на интернет-портале OZON.ru: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4073063/

В продолжение темы недавно прочитанных книг хотел бы поделиться впечатлениями от антологии «Возвращение Ктулху». Сборник интересен не только тем, что в его состав вошёл мой рассказ, ;) но и тем вообще, что под одной обложкой собраны столь разные авторы, опытные и начинающие, известные и не очень. По мере прочтения я намерен выкладывать здесь отзывы на их произведения, так что, если данный текст Вас заинтересует, следите за обновлениями. :)

Итак, начнём.

Елена ХАЕЦКАЯ. «ЦАРИЦА ВОД И ОСЬМИНОГОВ».

…Инопланетяне исподволь проникают в наш мир, чтобы перекроить его на свой лад.
Кто назовёт такую завязку оригинальной? Любой навскидку вспомнит множество фантастических опусов, действие которых разворачивается по этой нехитрой схеме. И чтобы высказать в этой теме что-то оригинальное, брать надо либо стилем, либо… ничего другого, собственно, и не остаётся.
Елене Хаецкой это удаётся. Великолепный, отточенный слог, мастерски стилизованный под прозу конца XIX-начала XX вв. («серебряный век»). Интрига. Неторопливо, но и не занудно, именно в самый раз, перед нами разворачивается загадочная история Андрея Гемпеля, его посещение странного розового дома, который не каждому дано увидеть, знакомство с не менее странной девушкой по имени Алия… Не сразу даже понимаешь, что действие-то разворачивается в нашем мире и в наше время – настолько завораживает стилизованный слог, придавая повествованию некую вневременность, что ли.
Недаром, наверное, и местом действия выбран именно Санкт-Петербург; едва ли на просторах нашей бывшей Родине отыщется другой город, обладающий своеобразной мистической атмосферой, где так тонка грань, отделяющая наш мир от миров запредельных, неименуемых.
Вот на этом сумрачно-возвышенном фоне и разворачивается сюжет повести. Встреча Гемпеля с таинственной Алией ведёт к его постепенной трансформации: сквозь истончающийся привычный городской антураж он начинает видеть проступающий, будто на проявленной фотографии иной, чуждый мир, по улицам, смешиваясь с прохожими, бродят диковинные существа, многих из которых лишь с большой фантазией можно назвать человекоподобными…
Мрачная атмосфера повествования становится всё гуще, как облака перед грозой, заставляя читателя ожидать чего-то недоброго… и, наконец, является Он – Неназванный, но не менее узнаваемый Ктулху, Повелитель Великих Древних, насылающий на город наводнение, окончательно размывающее грань между нашим миром и тем, который видел Андрей Гемпель.
Не станем раскрывать деталей сюжета – читатель без труда узнает всё сам, прочитав повесть. Кто такие прозерпианцы и для чего они проникли на Землю… кто такая Алия и что она делает со своими несчастными поклонниками… В конце концов, становится понятно, почему повесть написана именно таким слогом. Приятель Гемпеля, от лица которого изложено это воспоминание, живёт в другом мире, в котором сам язык стал иным, и это как ничто другое характеризует постигшую мир перемену.
После Апокалипсиса никто не станет говорить на «языке падонкафф», не так ли?

Продолжаем чтение антологии «Возвращение Ктулху».

Алексей ЛЕБЕДЕВ. Из цикла «ЛЕГЕНДЫ АРКХЭМА»

Благодаря многолетней дружбе с Автором, у меня была возможность читать рассказы из Аркхэмского цикла по мере их написания. А. Лебедев бережно относится к творчеству Г. Ф. Лавкрафта, скрупулёзно следуя стилю Мастера, но при этом во многих рассказах привносит в канон лавкрафтианской прозы элементы, свойственные НАУЧНОЙ фантастике в традиционном её понимании, и этот симбиоз, надо признать, смотрится достаточно свежо и оригинально на фоне сонма опусов, в которых нет ничего, кроме изрядно надоевших «ужасов», не пугающих уже ввиду заезженности, а навевающих скуку…
Произведения из цикла «Легенды Аркхэма» объединены общим местом действия. Однако при этом каждый рассказ имеет своё собственное настроение и интонацию. Точно так же каждый элемент, из которого складывается единая мозаика, непохож на другие. Рассмотрим рассказы подробнее.

СВЕТ НА ЧЕРДАКЕ
Как и многие произведения А. Лебедева (впрочем, Лавкрафта тоже), этот рассказ пронизан мрачной, гнетущей атмосферой. Начинается всё почти традиционно для «готической» литературы. Рассказчик, от лица которого ведётся повествование, встречает давнего приятеля, с которым не виделся много лет, и тот зовёт его в некий заброшенный дом… Не станем выдавать будущим читателям фабулу, скажем лишь, что главной в этом рассказе являются не мистика и ужасы, а вполне простая и известная в психологии мысль о том, что все проблемы человека зачастую тянутся из его детства, из детских психологических травм и комплексов. Недаром, по-видимому, Элайю Новака так стремился попасть на чердак заброшенного дома.

ТАЙНА РЭНДОЛЬФА КАРТЕРА
Этот рассказ написан «по мотивам» нескольких произведений Лавкрафта – в продолжение и развитие некоторых моментов, оставленных Мастером «за скобками». Перед нами разворачивается история, вобравшая в себя практически все элементы канонической лавкрафтианской прозы: таинственный артефакт из музея, внезапно объявившийся сын Рэндольфа Картера, исчезнувшего много лет назад при загадочных обстоятельствах… Здесь найдётся место и нескольким трупам, и кошмарному чудовищу из потустороннего мира, но главное в рассказе всё-таки не это. Недаром кто-то из мудрецов прошлого сказал, что за сильными духом Судьба следует, как послушная собачонка, а трусливых – она тащит за собой за шкирку. К счастью, Картер-младший оказался достоин выпавшей ему миссии. Пройдя через все испытания, он получил заслуженную награду – покой и любовь…
Ещё одной симпатичной особенностью данного рассказа является хорошая концовка. Все герои остаются живы и здоровы, и это по-своему оригинально на фоне привычных для лавкрафтианской прозы unhappy-end’ов. :)

ПРИЗРАКИ УЩЕЛЬЯ ОЛДУВАЙ
Хотя по формальным признакам этот рассказ и принадлежит к «Аркхэмскому» циклу (упоминание придуманных ГФЛ божеств, Мискатоникский университет, магический кристалл Эйбона, который использует Алан Джарвис для проникновения в прошлое, etc) по сути своей он разительно отличается от других произведений. Если отбросить мистическую составляющую, нам предстанет сугубо НАУЧНО-фантастический рассказ, затрагивающий одну из наиболее важных научных проблем – проблему происхождения человека.
Сейчас, когда после написания прошло несколько лет, рассказ не утратил своей актуальности, как раз наоборот. Вспомните шумные скандалы последних лет, раздуваемые креационистами, вспомните «антидарвинские» процессы… Поневоле создаётся впечатление, что мракобесие побеждает здравый смысл.
Автор излагает гипотезу, равно далекую как от креационизма, так и от эволюционизма, вернее, лежащую где-то посредине между ними.
К эволюции человека приложили руку (или щупальце?) спрутоподобные естествоиспытатели из неведомых миров…
Подобная идея в фантастике уже встречалась (например, роман А. Кларка «2001: Космическая Одиссея»), и могла бы показаться совершенно банальной, если бы в рассматриваемом рассказе она не была решена в «лавкрафтианском» духе – возвышенно-мрачно и патетично.
Хотелось бы обратить внимание ещё вот на что. Случайно ли Автор описывает пришельцев как существ, похожих на наших спрутов?.. Быть может, это намёк на то, что пугающий облик Ктулху (который, как известно, имеет сходство со спрутом) есть отголосок древней, доисторической памяти на генетическом уровне, воплощённый в литературных образах Лавкрафтом и его последователями?
Ответа на этот вопрос нам знать не дано.
Но каждый читатель волен ответить на него сам.

ЗАХХАК
Лавкрафтианская мифология возникла не на пустом месте. Известно, что сам ГФЛ черпал образы для своих миров и божеств из богатейших пластов мировой культуры древности, преломляя в магическом кристалле своего таланта.
Мировая мифология неисчерпаема, и нет ничего удивительного в том, что продолжатели традиции Лавкрафта поныне обращаются к ней.
Таков и рассказ «Заххак». Эпизод древнеиранского эпоса превращается в леденящую историю Стивена Кроу, в которой слились воедино мистика и реальность. Однако основным в данном рассказе представляется всё же не жутковатый антураж в стиле хоррор, а мысль о том, что порок и зло неизбежно будут покараны.
По крайней мере, в это хотелось бы верить.

ДАНВИЧ НАВСЕГДА
Есть разные виды литературы «хоррор». Один – когда писатели живописуют разного рода «ужжжасных» монстров, стремясь перещеголять друг дружку в страхолюдности оных. Подобный литературный приём едва ли способен удивить кого-либо в наше искушённое время, и уж тем более напугать, потому и перекочевал в арсенал низкопробной дешёвой беллетристики.
Другое дело, когда потустороннее, непостижимое и неименуемое Зло проступает сквозь привычную, обыденную реальность – исподволь, незаметно и оттого ещё более пугающе… Такой приём мало кого оставит безразличным. Возможно, это отголосок древнейших, доисторических времён, когда всякий незнакомый человек (например, из другого племени) был чужаком, а следовательно – врагом, от которого неизвестно чего можно ожидать. Зло явное пугает не столь сильно, как зло, маскирующееся под безобидной на первый взгляд личиной…
Вот поэтому, наверное, в современной литературе и кино НАСТОЯЩЕЕ Зло чаще всего приходит в наш мир с внешностью, способной очаровать и ввести в заблуждение самого закоренелого скептика. Вспомним, к примеру, Антихриста из кинотрилогии «Омен». Или Дьявола в исполнении Аль Пачино из фильма «Адвокат дьявола».
В рассказе «Данвич навсегда» перед нами тоже предстаёт внешне вполне обычный и даже симпатичный молодой человек по имени Каэл Маккормик. Да, у него тоже есть недостатки, он сноб и слишком высокого о себе мнения… но кто из нас без греха?.. В конце концов, наши мелкие недостатки и делают нас людьми.
Впрочем, очень скоро, когда проясняются обстоятельства рождения и происхождения Каэла, мы смотрим на него уже иначе. Кто он – обычный человек, пусть и появившийся на свет при странных обстоятельствах, или посланец потусторонних сил, Мессия Зла, пришедший в наш мир, чтобы его уничтожить?.. Быть может, сущность его ещё более ужасна, чем у его мертворождённого брата-близнеца, родившегося уродом.
Ответ остаётся за рамками рассказа. И финал отнюдь не располагает к оптимизму.

ГАЛЕРЕЯ УЖАСА
Эйнштейн был прав: всё в этом мире относительно.
Мы привыкли ожидать от литературы ужасов только лишь чего-то жуткого, пугающего, отвратительно… и при этом забываем, что смотрим на ужас всегда исключительно со своей, человеческой точки зрения. Но стоит только сделать шаг в сторону и посмотреть с иного ракурса…
В этом небольшом по объёму рассказе мы вновь встречаем старых знакомых: Кристофера Мэнтона, хранителя Аркхэмского музея, а также Артура Картер, сын знаменитого Рэндольфа Картера. Однако главными на сей раз являются не они, а некто Даррен Смит, о приключениях которого в аркхэмских подземельях и повествует рассказ.
Подземелья эти отнюдь не просты: они проходят сквозь различные миры, и отважный исследователь обнаруживает, что в лабиринте туннелей обитает целый народец гулей. Они отвратительны, уродливы и питаются мертвечиной… Впрочем, среди них живёт и человек – исчезнувший бесследно когда-то художник Ричард Пикман. Тот уговаривает Даррена Смита остаться в подземелье навсегда, суля показать чудеса множества миров, под которыми простираются туннели, и чтобы увидеть всё это, нужна сущая малость – перейти с котлет на падаль. :)
Даррен Смит, разумеется, отказывается от подобного предложения, но, прежде чем вернуться обратно на поверхность, он осматривает галерею, созданную Пикманом за годы подземной жизни.
Вот здесь нас и поджидает главный сюрприз.
От художника, живущего среди кошмарных упырей-гулей, мы ожидаем таких же кошмарных полотен, однако на самом деле его картины изображают обычную жизнь обычных людей. Но этот самый обыкновенный – на взгляд Смита – мир для гулей представляется сущим кошмаром, не меньшим, чем их мир подземелий для него.
Всё относительно и зависит лишь от точки зрения…

ВРЕМЯ ЧЁРНОЙ КОЗЫ
Древние боги чем-то похожи на политиков.
Во времена, когда всё спокойно и стабильно, о них забывают, казалось бы, напрочь, и сами имена их стираются из памяти… но стоит только пошатнуться устоявшемуся миропорядку, как Великие Древние, забытые, но никуда не исчезнувшие, вновь являются, чтобы вербовать новых сторонников…
В первую очередь – среди молодых. Молодёжи самой природой свойственно искать нечто новое. Новое – но, к сожалению, не всегда идущее со стороны Добра… Так было в конце 60-х гг. прошлого века во время хиппи и «сексуальной революции», так было в СССР на рубеже 80-90 гг.
Такова и история Саймона Бишопа. Похоже, лично для себя он добился-таки бессмертия и вечной молодости, но была ли так же благосклонна Шуб-Ниггурат и к остальным, которых он увёл за пределы нашего мира?..
Об этом ведомо только Великим Древним.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. С рассмотренными выше рассказами Алексея Лебедева, а также с другими произведениями различных авторов Вы можете ознакомиться на сайте «НЕИМЕНУЕМОЕ» http://www.unnamable1890.narod.ru/, посвящённом ,Лавкрафту и его литературному наследию


(Продолжение следует)


Рецензии
Писать по мотивам Лавкрафта, полнейшая глупость. Это говорит о скудности воображения автора. Можно конечно написать любое продолжение, хоть Поднятой целины, хоть Гамлета, но всё равно, даже при мастерски написанной вещи - это больше чем на эрзац не тянет. Неужели мало сюжетов? Тьма. Включите телевизор или нырните в интернет и берите.

Дмитрий Северов   24.03.2011 16:50     Заявить о нарушении
Отчасти Вы правы, Дмитрий. Одно дело, когда продолжения пишутся, чтобы отдать дань уважения любимому автору, и совсем другое - когда это ставится "на поток". Ведь есть писатели, которые не создают ничего своего, лишь бесконечные продолжения сериалов про Конана или Звёздные Войны...

Виталий Слюсарь   26.03.2011 11:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.