Бунин - Набоков

Передо мной на столе лежит томик Набокова. Я понимаю, что в коротком рассказике переписывать целые страницы чужого текста не является признаком высокого профессионализма, но я все-таки приведу заинтересовавший меня текст Набокова полностью. Я ведь не профессионал!
"В своё время, в начале 20 годов, Бомстон, по невежеству своему, принимал собственный восторженный идеализм за нечто романтическое в ленинском режиме. Теперь, в не менее мерзостное царствование Сталина, он опять ошибался, ибо принимал количественное расширение своих знаний за какую-то качественную перемену к худшему в эволюции Советской власти. Гром "чисток", который ударил по "старым большевикам", героям его юности, потряс Бомстона до глубины души, чего в молодости, во времена Ленина, не могли сделать с ним никакие стоны из Соловков и Лубянки. С ужасом и отвращением он теперь произносил имена Ежова и Ягоды, но совершенно не помнил их предшественников, Урицкого, Дзержинского. Между тем, как время исправило его взгляд на текущие советские дела, ему не приходило в голову пересмотреть и, может быть, осудить восторженные и невежественные предубеждения его юности: оглядываясь на короткую ленинскую эру, он всё видел в ней нечто вроде нероновского пятилетия.
Когда я допытывался у гуманнейшего Бомстона и его друзей, как же он оправдывает презренный, мерзостный террор, установленный Лениным, пытки, расстрелы и всякую другую полоумную расправу, Бомстон выбивал трубку о чугун очага, менял положение громадных, скрещенных ног и говорил, что, не будь блокады, не было бы и террора.
Всех русских эмигрантов, всех врагов Советов, от меньшевика до монархиста, он преспокойно сбивал в круг "царских элементов" и, что бы я ни кричал, полагал, что князь Львов родственник государя, а Милюков бывший царский министр.
Ему не приходило в голову, что если бы он и другие иностранные идеалисты были бы русскими в России, их бы ленинский режим истребил немедленно..."
Эта длинная цитата - выдержка из романа Набокова "Другие берега", над которым он работал с 1946 по1950 год.
Таким образом, даже после эйфории, вызванной победой СССР над фашизмом, после восстановления большевиками СССР почти в границах Российской империи, Набоков до конца своих дней оставался рассудительным и последовательным противником Советской власти. Для него сама идея светлого советского будущего и образ строителей этого будущего была катастрофой.
Читая Набокова, я вспоминал Бунина и его книгу - вопль раненного человека: "Дни окаянные" - и сравнивал их взгляды. Бунин не теоретик и пишет только о том, что сам видел, а видел он много, находился в самой гуще событий. Он видел своими глазами разорение так милых ему "дворянских гнёзд", происходившее повсеместно в России. Его тошнило от заплёванных мостовых больших городов, возбуждённых, наглых лиц солдат и матросов, с семечками на мокрых губах.
 Бунин - эмоционален. Эмоции усиливают его художественный талант. Он очень красочно описал время катастрофы, разгром Белой армии, свой отъезд из России с остатками армии Деникина.
Набоков очень скупо описывает свой отъезд из России, мимоходом отмечая свои планы вступить в армию Деникина. Но не сложилось...
Бунин попал в эмиграцию, будучи много старше Набокова, да и характер у него был совсем другой. Набоков быстро превратился в иностранца, стал много и успешно писать за рубежом на чужом языке. Составил состояние. Бунин писал только на русском и оставался русским всю жизнь.
После победы СССР в Великой Отечественной войне и повышения его роли в послевоенном мире, Бунин готов был примириться с Советской Властью. Он даже рассматривал возможность возвращения в СССР, используя личное приглашение Сталина, переданное через Симонова. Однако не решился. Возможно, Алданов отговорил.
Очевидно, Бунин не обладал устойчивостью политических взглядов  и общей эрудицией Набокова, он был просто великий художник, человек чувств и образов.
Лично мне произведения Бунина нравятся гораздо больше, чем проза Набокова, который почему-то считается выдающимся стилистом. Меня волнуют краски, запахи, звуки, оживающие на страницах рассказов Бунина, нравится его слог, манера строить сюжет...
На мой взгляд, чтобы почувствовать Россию, нужно читать Гончарова, Тургенева, Чехова и Бунина. Для Толстого - русская жизнь есть только среда, некая оболочка, для разработки вселенских, общечеловеческих проблем.
Кстати, о Гончарове. Один мой литературно эрудированный знакомый выразил интересную и очень спорную мысль, что судьба России зашифрована в романе "Обломов".
Гончаров прекрасно понимает, что Обломовы новую Россию не построят. Стране для выживания требуются Штольцы! Не воры и деятельные проходимцы, а честные, энергичные, знающие Россию Штольцы.  Разумом Гончаров это понимал, а вот душой - нет! В романе образ Штольца получился схематичный, ходульный, мертвенно-серый. Зато, каким живым и тёплым, с каким сочувственным юмором нарисован образ Обломова. Душа Гончарова на стороне Обломова, и бог с ней, исторической необходимостью! Не лежит душа русского человека к Штольцам, не за их происхождение, а за рациональный образ жизни и мышления.
Может быть, так думали в России во времена Гончарова, а сейчас жизнь изменилась, время потребовало других людей? Ничего подобного! В 80 годах Михалков поставил замечательный фильм "Обломов". Обломова играл выдающийся русский актёр Олег Табаков. С какой человеческой симпатией там предстаёт наш "аморфный", добрый герой и его преданный слуга Захар. И как публику трогали эти родные образы! 
Потом в литературе появились Базаров, Ставрогин, Верховенский. По материалам полицейской газетной хроники, которая освещала процесс Нечаева, Достоевский написал своих "Бесов". Он, правда, не написал, почему в России появляются такие герои, в ответ на какие особенности жизни общества они возникают? Достоевский считал, что эти люди - зло!
Тургенев тоже изначально ставил задачу обличить "новых людей", но, вопреки желанию автора, главный герой "Отцов и детей" получился очень привлекательным. По своему социальному положению и воспитанию сам Тургенев, конечно же, был ближе к Кирсанову, однако, сравнительный портрет Кирсанова и Базарова оказался в пользу Базарова. Это парадоксально...



                29 июня 2005 год


Рецензии
Евгений, согласиться не могу, у меня другое видение и своё понимание позиций авторов. Вы, возможно, читаете не так въедливо, как я. Мне приходится перелопачивать произведение так, что каждому слову уделяю внимание. Если вам интересно моё толкование, можете почитать литературоведческие статьи и дискуссии с читателями (в рецензиях). Я привожу аргументы. И цитаты подтверждают позицию авторов и моё мнение.
Всего хорошего.

Зоя Орлова   31.10.2014 00:16     Заявить о нарушении
Зоя, с удовольствием прочитаю Ваши статьи ,(если они опубликованы в "Прозе ру).Кстати, интересное совпадение, моя жена тоже - Зоя Орлова.Правда, последние 48 лет она - Зоя Каплун.
Привет!

Евгений Каплун   31.10.2014 15:23   Заявить о нарушении
Приятно, привет тёзке.
А статьи здесь же, на Прозе. "Обломов и обломовщина" - работа подробная, пришлось порыться в тексте. У Гончарова особый взгляд: он вовсе не симпатизировал обломовщине, а критиковал, показывая всю уродливость этого явления. Хотя герою своему сочувствовал, видя угасание жизни человека с прекрасной душой. Личность героя не развивается, а идёт к деградации.
По Бунину тоже есть статьи. Ну, если время найдёте, почитайте.
Я тоже попробую к Вам заходить. Всего хорошего!

Зоя Орлова   31.10.2014 19:28   Заявить о нарушении
здравствуйте, Зоя.Прочитал Вашу статью об Обломове и обломовщине.Не заметил больших противоречий с Вашими взглядами: у меня сказано то, что Гончаров писал - Обломовы новой России не построят. И не только в силу своего характера (лень апатия). Обломов - это прошлое России.В мире произошла промышленная революция. В Европе появились акционерные общества, банки, развернулось строительство заводов, железных дорог.В России после освобождения крестьян наметились аналогичные процессы. Появились Морозовы, Путиловы,Прохоровы, Рябушинские, из бывших крепостных.Дворяне, получившие в своё время свои земли и крепостных за службу государю, оказались неспособными вписаться в новую жизнь, не смогли заработать на привычную для себя жизнь. Имения закладывались-перезакладывались.
Великие русские писатели видели о описывали этот исторический процесс.Чехов в "Вишнёвом саде"предсказал судьбы Раневских. Лапахин был в его понимании человеком новой эпохи. Для Тургенева новым человеком был Базаров, который заменит в обществе Кирсановых. Базаров - человек рационального труда:"Природа не храм, а человек в ней работник". По моему, для Гончарова Обломов тоже был олицетворением прошлого России, дворянского, мелкопоместного, которое приведёт страну к краху.
Вспомним, с каким знанием дела и любовью Гончаров описывает детство Обломова, его деревенскую жизнь, как показывает отношения Обломова и Захара.Он сам был плоть от плоти этой жизни,но с щемящей тоской понимал, что эта жизнь должна уйти, иначе она погубит Россию.Тургенев тоже внутренне был на стороне Кирсановых (моё понимание авторского отношения),но чувствовал, что будущее за Базаровыми. Чехов тоже(судя по тем краскам, которыми описан образ) с большим сочувствием относился к Раневской и её судьбе(хотя сам был не дворянином. а разночинцем).
Писатели -классики понимали, что Россию построят лапахины, штольцы, Базаровы.
К сожалению в 17 году к власти пришли не штольцы, и даже не базаровы, а ставрогины и верховенские из "Бесов" Достоевского. Хотя и они - тоже наша история, у многих людей существует ностальгия по советским временам, несмотря на кровавый, уродливый режим:была создана промышленность, выиграна война. СССР играл в мире неизмеримо большую роль, нежели царская Россия.
Некоторые свои взгляды на историю я попытался изложить в "Записках инженера" романе "Беловы".
Теперь об Ольге.она никогда не любила Илью. Она проводила социально-психологический эксперимент по его перевоспитанию. Когда ей стало ясно, что эксперимент не удастся, на его покинула. Штольца она тоже не любила. Просто он был хороший человек, взгляды их совпадали и она решила ему помогать.
Когда люди любят, они теряют голову и неспособны адекватно оценивать обстановку. Вспомним "Солнечный удар". Правда, это не совсем любовь, уж очень всё одномоментно и коротковременно.
Я читал рассказ у Сомерсета Моэма. Умная, красивая, успешная женщина любит некрасивого, способного на низменные поступки, недалёкого человека. Она это знает, но всё равно любит и добивается своего, не перевоспитывает, а просто любит.
А вот Митя действительно любит.Вначале он любит Катю, которую сам себе придумал. Но, когда он узнал "настоящую" Катю, то он её не разлюбил. он продолжал её любить такой, какая она есть,иначе не было бы такого конца этой истории.
Суважением!

Евгений Каплун   03.11.2014 13:06   Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение. Всего хорошего!

Зоя Орлова   03.11.2014 15:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.