Варварство, как метод познания

Что вы делали в детстве, когда вам дарили новую игрушку?
Разбирали? :-)

Я - да.
К ужасу своих домочадцев, я с куклы тут же снимала всю одежду (чтобы посмотреть, что под ней), а потом методично отрывала ей руки/ноги/голову, чтобы посмотреть, что "унутре". Ни у одной куклы ни "неонки", ни "думателя", да и ничего вообще я в недрах не обнаружила, поэтому ломать их дальше стало неинтересно. И я начала их собирать (как уж там? - количественные изменения переходят в качественные?), правда, не всегда из "родных" запчастей. Это потом, когда я уже чуть повзрослела, то стала им шить и вязать наряды, лечить их, женить итд - собстно, играть. Но это позже, когда я уже точно знала, что внутри ничего нет.

А пока я еще надеялась там что-то найти, мои родители пребывали в страшном огорчении, и, однажды от него решив, что куклы меня не занимают (ага, щаз!), стали покупать мне машинки и разное оружие :-)) И прально, там деталек всяких больше :-)) после чего и вовсе уж расстроились и прозвали меня "варваром".


Ну не знаю, какими они сами были в детстве, может, конечно, игрушек таких у них разборных не было, и оттого они и не понимали, КАК МОЖНО вот так вот взять и хладнокровно все разобрать. Правда, сейчас, когда я уже знаю, что там, "унутре", я и сама содрогаюсь, представив себе всю эту зверскую картину расправы. А тогда я об этом даже не задумывалась. Сами по себе игрушки тогда еще не представляли для меня ценности ни материальной, ни эстетической, а были только и исключительно объектом познания.

Причем, никакой иной путь, кроме эмпирического, мое любопытное сознание признавать не желало. Поэтому, я, вопреки объяснениям, что никакой это не шоколад, упрямо ела сургуч (ну похож же!), засовывала в розетку бабушкины спицы, чтобы узнать, что же там такое, чего мои трусливые родичи так панически боятся, пила воду из лужи, чтобы проверить, действительно ли она отличается от кипяченой и заболит ли от нее живот, и вообще тут же делала все, что мне запрещали, чтобы узнать, почему.

В итоге я хорошо усвоила, что "опыт, сын ошибок трудных"(с) - это эффективное средство познания.

Ну т.е. все, вроде бы, нормально. Таки усвоила прописную истину.
Но как только я ее усвоила, так сразу же началось ее переосмысление.

До этого я как-то не сильно задумывалась о цене познания - о всех этих подопытных кроликах, собачках Павлова и прочих лабораторных крысах. А тут сразу задумалась (благо, методы то познания мне были хорошо знакомы с самых младых ногтей, и иллюзий по этому поводу я не строила). С тех пор я часто внутренне содрогаюсь, когда так или иначе узнаю о каких-нибудь "проводимых опытах" и почивший(?) коллайдер тому не исключение.

Ну судите сами.
Вот вам, например, интересно было бы узнать, какие огромные подземные города способны выстроить муравьи? Как все там умно в них устроено, как цивильно? Какие натуральные магистрали, системы вентиляции там есть, м? - чуть ли не круче человеческих.

А пажалста, узнавайте:
http://youtu.be/1LtEh0Z5sYw

И как оно?

Лучше, чем было сказано в одном из комментов к ролику, мою мысль все равно не выразить, поэтому процитирую: "имхо, нашу цивилизацию без проблем могут так же «разобрать», не со зла или ради уничтожения, а тупо для такого же изучения, например" (с)

Двоякое чувство, правда?
С одной стороны, и правда ведь интересно, как оно все там, а с другой...

Вот и получается, что вопрос расширения познания - это, по сути, вопрос цены, которую ты готов за него заплатить или нет. В том числе, и собственной совестью тоже.


Рецензии
Если подходить к вопросу с этой позиции, то в шутке "Наука есть способ удовлетворения собственного любопытства за чужой счёт" ничего шуточного не остаётся. Кажущиеся исключения, вроде испытания на себе новых препаратов или, что академик Павлов перед смертью диктовал свои ощущения ученикам и ассистентам (хрестоматийной стала история, когда посетителя не пустили проститься с ученым со словами: "Павлов занят. Он умирает"), на самом деле не исключения, а решимость заплатить за знание любую цену.
Спасибо!

Дмитрий Орехов   27.11.2015 15:57     Заявить о нарушении
Само собой, не шутка это, а простая констатация факта.
Нередко факта печального, ведь знания, по сути своей, очень разные.

Вита Дельвенто   27.11.2015 16:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.