Заметки о прошлом. О прошлом ли?

Иван Алексеевич Бунин очень тяжело переживал свой отъезд из России, так как в России оставалась вся прежняя его жизнь, родные могилы (отца и матери), и, наконец, ему некуда было ехать – нигде его никто не ждал. Понятно и то, что вынудить его к отъезду могли только какие-либо экстренные обстоятельства, что-то, что угрожало его жизни и таланту, тем святыням и ценностям, которые придают человеческому существованию смысл. Как и многих других российских сограждан, Бунина восстановили против новой власти факты зачастую ничем не оправданной грубости, беззакония и жестокости. О сем свидетельствует его дневник «Окаянные дни», коий он вел в годы революции и гражданской войны: «В сущности», – записывает Бунин – «всем нам давно пора повеситься, так мы забиты, замордованы, лишены всех прав и законов, живем в таком подлом рабстве, среди непрестанных унижений и издевательств».

В таком же духе высказывался и Горький в своих «Несвоевременных мыслях»: «Родная мелкая сошка, наслаждаясь властью, относится к гражданину, как к побежденному, т.е. так же, как относилась к нему полиция царя».

Причины невозвращения на родину Бунина, да и многих других эмигрантов, были определены Шаляпиным: «“Свобода” превратилась в тиранию, “братство” – в гражданскую войну, а “равенство” привело к принижению всякого, кто смеет поднять голову выше уровня болота…».

Чтобы осознать трагедию этого времени, нужно понимать, что самой страшной, может быть, чертой режима была та, что в большевизм влилось целиком все жуткое российское мещанство с его нетерпимой узостью и тупой самоуверенностью. С особой агрессивностью эти “узость и самоуверенность” превратились в отрицание прошлого – истории Отечества, его культуры, обычаев, семейного уклада, всего того, чем дорожили предки, что бережно сохраняли и передавали из рода в род, того, что в своей совокупности делало их жизнь не только духовно богатой, но и счастливой.

1991 г.


Рецензии
Не поспоришь с автором - и про Бунина все верно, и про Горького, и про Шаляпина...

Но ВСЕЙ правды нет в том, что написано... Прошлая жизнь для большинства не была ни богата, ни счастлива в те далекие времена. Для подавляющего большинства. Об этом, кстати, писали и Бунин, и Горький, и даже Шаляпин. Потому-то (читай русскую классическую литературу!) лучшие люди России так страдали от несправедливости окружающего и приняли (поначалу) революцию...

Моя бабка, человек глубоко верующий, родившийся аж в 70-ых гг. XIX в., до семнадцатого года жившая в полном достатке, если не сказать богато (и не просто богато, а очень), рассказывала мне, маленькому мальчику, в середине 40-ых гг. века ХХ, как несправедливо все было устроено все вокруг ТОГДА. Она прямо говорила мне, что жили они все в ГРЕХЕ и ничего поделать было нельзя. Хотя они с дедом и пробовали, стремились жить-по другому - помогать ближнему, сострадать и поддерживать. Поэтому все ужасы революции она принимала как расплату за все эти несправедливисти. Та, бабушкина правда, мне почему-то ближе Вашей правды!

А так все формально в Вас верно и гладко написано о прошлом...

Игорь Абросимов   12.03.2009 13:28     Заявить о нарушении
Игорь, к сожалению, Андрей не может Вам ответить. Попробую я, тем более, что он и не планировал, наверняка, показывать кому бы то ни было эту заметку из своей записной книжки. Это я решила ее разместить на страничке Прозы.ру, потому что, как и написано в заголовке, заметки вроде бы о прошлом, а читаешь, как будто о нынешней нашей жизни. Та же родная мелкая сошка так же издевается над человеком, если даже не циничнее, не изощреннее, не страшнее...
Конечно, Вы правы, конечно, жили во грехе, и многое было не так, как надо, как мечталось интеллектуалам, а иначе и революция не случилась бы, не так ли? НО вместо избавления, улучшения, получилось еще хуже. И вот теперь на современном витке истории, мы опять наступили на те же грабли: сломали, порушили все, что с таким трудом, такими огромными потерями было построено, завоевано... А что взамен? А взамен дикий, разнузданный капитализм, да и капитализм ли это, или на нашей почве доморощенной вырос какой-то монстр, гибридный мутант, пожирающий собственный народ... Не об этом ли эта миниатюра?

Ольга Безуглова   05.05.2012 23:55   Заявить о нарушении
Здравствуйте Ольга,
то, что написал Андрей Вячеславович Безуглов в 1991 г. и все что написали Вы сейчас – все верно. Но тогда, более двух лет назад, я имел в виду, что историческая память народа хранила не только особенности «...его культуры, обычаев, семейного уклада, всего того, чем дорожили предки, что бережно сохраняли и передавали из рода в род, того, что в своей совокупности делало их жизнь не только духовно богатой, но и счастливой». Она сохранила и всю несправедливость, которая была в той жизни заложена.

Что касается того, что происходит сегодня – корни уходят тоже в наше далекое пошлое, они в особенностях «цивилизационного пространства» нашего. Отсюда «разнузданность и дикость». Если в 1991 г. году можно было думать, что во всем виноваты «большевички», то теперь ясно – причины тут куда более глубокие.

С наилучшми пожеланиями, вспехов Вам в творчестве – Игорь Абросимов

Игорь Абросимов   06.05.2012 12:38   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Игорь!
Вы пишите "...то теперь ясно - причины здесь куда более глубокие" Но так ли ясно? И всем ли ясно? И в чем все-таки эти причины? Потому как по большей части как раз обвиняют во всем "большевичков"...

С уважением,

Ольга Безуглова   13.12.2014 16:29   Заявить о нарушении
Здравствуйте Ольга,
мое глубокое убеждение, что причины отличия России от Европы, причины почему наш народ не устраивает свою общественную жизнь так, как народы Европы, причины, почему не прививаются у нас "демократические нормы" Запада - в особенностях нашего исторического развития, а отсюда, особенностях "цивилизационного пространства". Это я и имел в виду, об этом, кстати, более подробно постарался написать в очерке "История свободно творимая, или реалии, вырастающие из прошлого?", который стоит на моей странице.

http://www.proza.ru/2013/04/03/1448

Если будет время и охота - просмотрите.

Современное положение в мире, который сегодня в остром кризисе, во многом объясняется тем, что западные лидеры не хотят понять "особенности" российского пути, судят ее своими мерками.

А чем кончилось насильственное внедрение "демократии" в Сев. Африке и на Ближнем Востоке? Гуманитарной катастрофой.

То ли еще будет, если не считаться со сложившимся, исторически предопределенным положением, а стараться в своих интересах ломать "через колено".

С лучшими пожеланиями - Ваш земляк и коллега по Прозе.ру - Игорь Абросимов.

Игорь Абросимов   13.12.2014 16:47   Заявить о нарушении