На излете

Она вступила в бездну ночи,
Остановившись у скалы.
Не станет день на миг короче
И не затупятся углы…

И изменить уже не в силах
То, что давалось и сбылось.
А как судьбу она просила,
Глотая пыль дорог, колес…

И в вихре времени теряясь,
Ни шага не ступив вперед,
На грани сна она осталась,
Вдали от жизненных невзгод.

Быть может здесь она узнает
Судьбы неумолимый ход,
И все загадки разгадает
Ей этот скальный черный грот…

Не торопись познать однажды
Все тайны смерти, бытия –
Не утолит во веки жажды
Душа озябшая твоя!

Кто видит тайны мирозданья,
Тот на земле – не человек.
Как счастья не приносит знанье,
Так не продлит оно твой век.

И в вихре времени теряясь,
Ни шага не ступив вперед,
На грани сна она осталась
И в мир запретный не войдет…


(январь 1991 года)


Рецензии
Наташа, мне понравились эти две строфы. Мне, кажется, без вступления они только усилятся.

* * *
Кто видит тайны мирозданья,
Тот на земле – не человек.
Как счастья не приносит знанье,
Так не продлит оно твой век.

И в вихре времени теряясь,
Ни шага не ступив вперед,
На грани сна она осталась
И в мир запретный не войдет…

А может быть, так: Кто знает тайны мирозданья,
Тот на земле - не просто человек,
Так счастья не приносит знанье,
А истина не продлевает век.
Не лучше ль нам, теряясь в вихре жизни,
На грани сна и яви оставаться, чем жить лукавым подлецом.
Извиняюсь за вторжение в стих... Рифм и вдохновения! Без них никуда...
С уважением,


Николай Тернавский   20.03.2009 21:05     Заявить о нарушении
Николай! Спасибо за критику. Но позвольте с Вами не согласиться. Предложенная Вами строка: "А истина не продлевает век" нарушает стихотворный ритм, который одинаков во всем стихотворении. Последние две, которые Вы написали - это вообще не стихи, ну, может быть, белые. В них вообще отсутствует и рифма, и ритм, и стихотворный размер. А "лукавым подлецом" - это, на мой взгляд, просто откровенное осуждение и агрессия. Извините, такие вещи мне не свойственны. Своим стихотворением я хотела сказать совершенно другое. Все равно ценю Ваши рассуждения, потому что они помогают мне больше понять Вас, как личность, что для меня не маловажно, потому что я - Ваша читательница.
А еще хочу рассказать немного об истории этого стихотворения.
Я написала его в момент сильных душевных переживаний.
Тогда мне казалось, что мой мир и желанные надежды рухнули и не подлежат возврату. В голове была сплошная путанница, я не могла даже понять себя.
Перед глазами вспыхнула черно-белая картинка: огромный грот, на его фоне, у входа - силуэт девушки, в нерешительности застывшей. И внезапно пошли строки. Я писала их так быстро, что еле успевала, не совсем понимая смысл. Когда все закончилось, перечитала, и очень была удивлена, что смысл стихотворения настолько глубоко объяснял мое состояние, словно рассказывая мне специально, чтобы я поняла, что со мной происходит. Такие моменты называют прозрением, или озарением, как кому удобнее. Как ни странно, после этого я успокоилась и уже знала, что можно сделать. Просто произошла мгновенная переоценка ценностей. Тогда мне было 17.
Прошло столько лет, я уже давно вошла в этот самый грот.
А эти строки всегда останутся памятью, это как фотография - запечатленный момент жизни, и фотошопить его нет желания и надобности.
Спасибо за рецензию, Николай. Вы всколыхнули во мне воспоминания о юности!
С уважением, Наталья.


Наталья Пономаренко   20.03.2009 23:06   Заявить о нарушении
Наташа, да я же потому Вам и пожелал рифм и вдохновения, что не попал в эту самую рифму. Понятно было и то, что Вы - это она, тут двух мнений и быть не может. Но одно дело, фото в семейном альбоме, а другое - картина в Третьяковке. Писатель (в том числе и поэт) - это, как хотите, но все же ремесленник. Настоящий писатель (поэт) - человек, который умеет выразить свои чувства и душу (или чувства и душу другого человека). Обычно же у простого человека всегда цензор в душе, который останавливает его как писателя на самом интересном, с которого и должно начинаться произведения. Убежден, у самого обычного работяги в голове рождаются гениальные мысли, но он их тут же гасит... Вы можете изрыдаться в стихе или рассказе над реально произошедшем с Вами случае, но для других он будет если не смешным, то неловким. Мастерство писателя и поэта показать их, а как это уже другое дело... С наилучшими пожеланиями,

Николай Тернавский   21.03.2009 20:14   Заявить о нарушении
Николай! Вы слышали когда-нибудь выражение: "Всем не угодишь", или, к примеру: "Сколько людей - столько мнений"? Если подстраиваться под всех - человек потеряет свое лицо.

Наталья Пономаренко   21.03.2009 23:26   Заявить о нарушении
Когда творческий человек пишет произведение, он выражает свои сокровенные мысли, то, что он пережил. Это кому-то может показаться нелепым, смешным, или, напротив, очень глубоким. Ведь оно для того и пишется, чтобы отразить в нем именно свое мировосприятие, а не чужое, чтобы найти своих читателей. Кому-то нравится А.С.Пушкин, кто-то его терпеть не может, но от этого он все-равно остается А.С.Пушкиным. В мире очень много еще неизвестных авторов, и если каждый из них переделывал бы свои произвеления по рекомендациям всех советчиков, то, в результате, уже переделанное произведение, однажды, опять кому-нибудь не понравилось бы. И так до бесконечности.
Я поняла Вашу позицию. Хочу просто сказать - я нормально отношусь и к критике, и к похвале.
Скажем так: в данном случае Ваше мнение просто не совпадает с моим. Я имею на это право, как каждый человек.
Надеюсь на Ваше понимание.
С уважением, Наталья.



Наталья Пономаренко   21.03.2009 23:50   Заявить о нарушении
Наташа,Вы правы, мне не стоило вмешиваться в Ваш тврческий процесс, но, такая уж натура, а вот по поводу "всем не угодишь", думаю, А.С. Пушкин все же угодил всем. Ну разве что тем, у кого мозги набекрень... Но быть поэтом, точнее Поэтом в России очень опасно - можно и в ссылку угодить, и пулю получить, изгоем быть в Отечестве. Страна у нас такая.
Успехов !

Николай Тернавский   22.03.2009 14:37   Заявить о нарушении