Дорога к сказке. Сюрприз третий

- Зачем человеку сказки… - практически на автомате повторила я только что написанные слова и подумала о том, что завучу, будь он  у меня на уроке, такое  начало вряд ли бы понравилось.  Как там у завучей все должно быть, я, конечно,  знала, но знать – это одно, а соответствовать этому , не отставая при этом от программы и достигая хоть  каких-нибудь   результатов…
 Да гори оно все синим пламенем! Мне бы только тему раскрыть, а там… А как её раскрывать то, если ты сам ответа не знаешь?
- Влип очкарик! – поздравила я сама себя и задала своим подопечным первый каверзный вопрос:
- Если сказки пишут, то это точно кому-нибудь надо.  Другое дело, нужны ли они тем, для кого их пишут, а в данном конкретном случае вам? Народы, вспомните, когда вы последний раз открывали какую-нибудь книжку просто так, а не потому, что вам на уроке чего-то там задали?
Минуты через две стало ясно, что ждать еще не имеет смысла и тогда я задала новый вопрос, на этот раз относящийся к детским фильмам и   мультикам. Малыши заметно оживились и принялись знакомить меня с героями зарубежных мультфильмов.
- Так, стало быть, вы сказки все таки любите? – осмелилась я перебить говорящих.
- Это не сказки. Это – мультики! – с гордостью ответил за всех Максим и посмотрел на меня так, как будто перед ним лох, который все одно ничего не понимает и при всём желании понять не сможет.
- Макс, ну снизойди до меня, такой непросвещенной дурынды и объясни, почему мультики – это не сказки, а сказки – не мультики.
Как я и предполагала, новое слово всеми было замечено, одобрено и принято на вооружение. Некоторые  сразу принялись его примеривать и  обсуждать, бросая при этом на меня благосклонные взгляды, но я на них отвлекаться не стала, потому как Максима и тему урока нужно было продолжать держать в руках, и это было делом не из легких.
- Максим, нет, ну ты мне скажи, почему мультик про Красную Шапочку – это не сказка?
- А что, такой мультик и вправду есть? – заинтересовался Максим.
- Ну, конечно, есть, только он наш, отечественный и довольно таки  старый. Там еще, если кто-то помнит, волк съел сначала бабушку, а потом и Красную Шапочку. Интересный такой мультик, хоть и не очень понятный…
- А чего там непонятного? – возмутилась умная и  начитанная Алина. – Глупая, болтливая девчонка не послушалась своей матери, пошла к бабушке короткой дорогой через лес, встретила серого волка и как самое последнее трепло выдала ему все секреты, а потом сама же на его удочку попалась...
- Алина, скажи, а ты бы на месте Красной Шапочки в лес не пошла?
- Конечно же не пошла! Мне что, жить надоело?
- Ну, а если бы мама тебя об этом попросила?
- Попросила бы пойти в лес, зная, что там водятся волки?
- Ну, да! Надо же ради здоровья бабушки немного рискнуть.
- А почему дочка должна рисковать?  Инициатива то наказуема!
Совсем ненадолго притихший класс вновь зашумел, выказывая тем самым одобрение таким взрослым и правильным рассуждениям Алины.
- А может… Может мама Шапочки тоже была больна? Нога там сломана или давление? – не сдавалась я.
- Ну… Могла бы она тогда свою дочь предупредить не идти через лес, чтоб не встречаться с волком…
Я улыбнулась и выложила перед своими маленькими собеседниками свой главный козырь:
- А вот  скажите, была бы вообще сказка, если бы вместо Шапочки к бабушке пошла её мама или если бы Шапочка не пошла в лес, а обогнув его, добралась бы до бабушки длинной дорогой?
И снова класс выручил неугомонный Максим, который заявил о том, что тогда бы получилась не сказка, а маленький, скучный рассказ, который никто бы не стал читать, потому что таких случаев в жизни у каждого видимо-невидимо.
- Хм… Значит, в сказке не место привычным событиям… Тогда скажите, что необычного в сказке, о которой мы говорим?
- Волк! Волк говорящий!
- Он не просто говорящий. Он еще и притворяться умеет!
- А еще он жертвы целиком ест!
- А еще они потом живые из живота у него выпрыгивают!
- А еще в каждой сказке есть мораль, и эту мораль для чего-то облекают в необычную, привлекательную форму. Как в баснях.  Так вот скажите мне, какая мораль в сказке про Красную Шапочку,  и почему о ней нельзя просто сказать? А заодно еще подумайте о том, почему Красная Шапочка, увидев волчьи глаза, уши, лапы и зубы, все еще думала, что перед ней не волк, а её родная бабушка? Ну и на десерт… Народы, а вы знаете, что на самом-то деле в сказке Шарля Перро никаких охотников не было? И не было никаких воскрешений. Жутко голодный, но артистично настроенный волк съел сначала бабушку, потом её внучку, потом выскочил в дверь и был таков! Нет, нет, никаких круглых глаз,  изумлённых восклицаний и устных ответов я сейчас не принимаю, так что взяли ручки, вооружились мыслями и подписав листок принялись творить!


Рецензии