Жертва красного террора

           Жертва  красного террора из семьи Михаила БУЛГАКОВА.                Под редакцией М.О.Чудаковой.Публикация " Тыняновский сборник"(12,13,14 - Тыняновские чтения) стр. 645-648. Издательство Водолей - 2009.


        "Последняя дочь Афанасия Ивановича <отца писателя>родилась в 1902 году, и принимала ее жена его младшего брата  Сергея Ивановича, акушерка по профессии. В том же 1902 году скоропостижно умер двадцатидевятилетний Сергей Иванович. Это была, по-видимому, первая смерть близкого родственника в жизни одиннадцатилетнего Михаила. Вдову брата Ирину Лукиничну Афанасий Иванович посчитал долгом пригласить жить в свой дом. Все последующие годы  она прожила в доме Булгаковых, главным образом  занимаясь Лелей – своей любимицей";  в доме  на Андреевском спуске она жила с ней в одной комнате; летом переезжала вместе с семьей на дачу; "прислуга звала ее "черная барыня": в отличие от Варвары Михайловны она была брюнетка". В письме Веры Булгаковой сестре Надежде в Москву от 1 мая 1918 года, где перечислены все летние планы всех  членов семьи, Ирина Лукинична уже не упоминается .
(Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. Изд.2-е. М., 1988. С. 32, 45, 35, 71).

        "…Совсем немного известно о семье самого младшего брата отца писателя, Сергея Ивановича Булгакова, получившего и церковное и музыкальное образование. Он был учителем пения и регентом хора во Второй Киевской гимназии, где тогда в приготовительном классе учился его юный племянник Михаил. Брату же будущего писателя, Николаю, он стал крестным отцом", в послужном списке его: "Женат на дочери  священника Ирине Лукиничне Цитович, детей нет , жена исповедания  православного. . «
(Мягков Б. Родословия Михаила Булгакова. М., 2003. С. 147).

      Посетив семейное захоронение  Булгаковых на Байковом кладбище в Киеве, я нашел захоронение Булгаковых, увидел там имя Сергея Ивановича. А имени Ирины Лукиничны там  нет.  Где же она похоронена? В книгах булгаковедов ответа не нашёл, у  племянниц Булгакова - Е.А.Земской и В.М. Светлаевой - сведений про Ирину Лукиничну тоже не было.
        Набрал ее имя в Интернете. Выпрыгивает  на сайте историка Волкова (http://swolkov.narod.ru/doc/yalta/05.htm) дело « Багреевка».  Расстрельные списки 1920- 1921 года в Крыму.

            "32. Булгакова Ирина Лукинична, 1867 г.р., уроженка Черниговской губернии, акушерка и сестра милосердия санатория №10 Красного Креста в Ливадии, проживала в общежитии при санатории".


          Именно там, в Багреевке,   с 16 ноября 1920 года, после захвата Крыма   Красной Армией, производилось  варварское и позорное  уничтожение тысяч безвинных раненых и больных  солдат и офицеров Белой Армии, лечащихся в санаториях и госпиталях Крыма. Большая часть этих учреждений принадлежало Российскому обществу Красного креста). Всех подлежащих расстрелу гнали под конвоем в пустоши за город. Медперсонал не мог защитить своих больных, поскольку сам подвергался репрессиям и любая защита каралась расстрелом. Советы очень отрицательно относились к Обществу Красного Креста и Международному комитету Красного
Креста, поскольку видели там монархические взгляды и настроения. В материалах более чем половины дел о привлечении к ответственности медработников  конкретной фабулы обвинения нет. Чаще всего пишется – «контрреволюционная  деятельность», т.е. служба в госпиталях вражеской армии,  лечение раненых и больных. Обвинения в шпионаже или антисоветской пропаганде строилось в основном на доносах, в том числе по сигналам самих медработников. Это были быстро приспособившиеся активисты, которые, надеясь как-то спасти себя и показать  новой власти  свою преданность, сваливали  возможные грехи  на своих же сослуживцев или больных, проявивших антисоветские настроения. Фамилия  сестры милосердия  Сумцовой А.В. из санатория  № 10 Красного Креста в Ливадии, где лечились солдаты и офицеры, упоминается  неоднократно в связи с доносами в ЧК на больных. Доносительство Сумцовой  было результативным - все  названные  ею  офицеры были расстреляны. Вот документ из архива Службы безопасности Украины:
            « В Ялтинское Политбюро при отделе управления Ялтинского Уревкома. При сём препровождаю список контрреволюционеров, которые укрываются в укромных местечках г. Ялты и окрестностей, пряча свою шкуру от кары твёрдой революционной руки трудового  народа.
Приложение. … информация в списке со слов сестры милосердия мз санатория № 10 Красного Креста в Ливадии т. Сумцовой , жены красного командира Р. Крестьянских  Красных войск. Сумцова в случае надобности повторит эту информацию лично сама здесь в Полит- Бюро.
Приложение: список контрреволюционеров.
          Инструктор отдела Народобраза Ялты и уезда в Ливадии".

      Издатель книги  Л. М. Абраменко  и А. А.  Галиченко «Под  сенью  Ай- Петри: Ялта в омуте истории, 1920-1921 годы" (Феодосия – Москва, издательский дом "Коктебель", 2006; именно там, на стр.126, в списке расстрелянных 21 декабря 203 человек, и находится имя Ирины Лукиничны) Дмитрий  Лосев , известный украино-русский  просветитель помог мне связаться с авторами. .
    Вырисовывается такая  жизненная линия  свойственницы М.Булгакова.
  В первую мировую войну Ирина Лукинична Булгакова поступает  в  Российское Общество Красного Креста фельдшером.  Работает в госпиталях . Михаил Афанасьевич  после окончания университета поступает туда же врачом. Интересная семейная параллель К 1920 году И.Л. работает фельдшерицей в санатории Красного Креста в Ливадии ( район Ялты). Подружилась с княгиней Трубецкой (1870 – 1920) также работницей госпиталя. После захвата Крыма  большевиками  эвакуироваться с армией Врангеля они не захотели – как можно бросить больных. Они и представить себе не могли,  что их ждёт такая участь - смерть за милосердие.
      Наталью Николаевну Трубецкую арестовывают по классовой принадлежности. 12 декабря 1920 г. политком  лазарета  № 10 ( ранее санаторий № 10 Красного Креста  в Ливадии )  В.И. Коротков устроил тайное совещание, по результатом которого представил рапорт:
     «Я, политком лазарета № 10 в Ливадии Коротков В.И. в 6 часов вечера 12 декабря с.г. пригласил на секретное совещание инструктора по просвещению Кащея Н.И., председателя  комячейки Васильева  и сестру милосердия Сумцову. Предметом совещания был вопрос о выработке мер для чистки лазарета от контрреволюционного элемента. На этом совещании были намечены лица из состава лазарета,  как из служащих, так равно из больных, которые подлежали удалению как контрреволюционный элемент. После окончания совещания, когда я вышел из комнаты, ко мне подошёл Кащей и сказал, что наш разговор подслушала из соседней комнаты княгиня Трубецкая, служившая сестрой милосердия. Чтобы не дать Трубецкой возможность разгласить слышанное  ею, я арестовал её и сам лично отвёз в особый отдел побережья Чёрного и Азовского морей . 15 декабря 1920 г. ».
               
       В этот же  вечер  на допросе кн. Трубецкая показала:
      «С середины  апреля с.г. я являюсь сестрой милосердия в санатории (лазарете)  № 10 в Ливадии. В Ялте я проживаю с 1917 г. и  по 1 июня 1918 г. из-за болезни лежала в санаториях Красного Креста, а потом несколько подлечившись, за отсутствием средств к существованию поступила  на  на службу в овощной подвал Мордвинова,  а потом в подвал Водарского на должность кассирши и конторщицы. Оказавшись без работы после ликвидации подвала Водарского, я, знакомая с работой сестры милосердия по периоду германской войны в лазаретах Красного Креста в Чугуеве и Харькове, подала ходатайство в  управление Красного Креста  и получила назначение в санаторий № 10. Ни к каким партиям не причастна, беспартийная. Жила всегда далеко от политических центров и была очень занята своей службой…».
          Вот и вся вина Натальи Николаевны Трубецкой. Этого оказалось достаточно для резолюции – « Расстрелять».
      По инициативе Ирины Лукиничны группа медработников и больных   обратилась в особый  отдел с ходатайством в  защиту  кн. Трубецкой :

. « Мы, что подписались, сёстры милосердия, правление  и члены профсоюза сестёр милосердия  Ялтинского района, просим в самое ближайшее время рассмотреть дело члена нашего союза сестры Наталии Трубецкой. Мы, правление союза, знаем сестру Трубецкую с момента её приезда в Ялту, ручаемся своими подписями, что сестра Трубецкая не была причастна ни к какой политической организации, ни при старой, ни при новой власти, а потому убедительно просим т. Коменданта тюрьмы отдать сестру Н. Трубецкую правлению членов профсоюза на поруки».


   В этот же день все шестнадцать подписавшихся, то есть  выгораживавших  княгиню, врага трудового народа, были  арестованы  и вскоре расстреляны в Багреевке, районе недалеко от водопада Учан-су. Среди них  21 декабря 1920 года расстреляна  и Ирина Лукинична.Сохранилась регистрационная  анкета :               

.                АНКЕТА

                для регистрации бывших участников белых армий

Фамилия , имя  и отчество …….                Булгакова Ирина Лукиничгна
 Возраст и место рождения ……..                53 г. Черниговская  губерния
 Место службы и должность………               Сестра милосердия Санатория Кр. Кр. В
                Ливадии
Национальность ………                Русская
 Занятие родителей ………………..                умерли
 Образование общее ………                Акушерка – фельшерица . Ко (или  Ки .
                дальше  не читается вклеено в переплёт)
                фельдшерско – акушерскую  школу.
Образование военное (где , когда  и               
Служба в царской армии (перечислить          
Какое училище окончил)  ……………..                прочерк
Чины , должности и места службы ,
Время их и получ . награды…………….              прочерк
   
На ней росчерк  синим карандашом во весь лист «РАССТРЕЛЯТЬ. УДРИС   19 . 12. 1920 «
    Так погибла тётя Михаила Афанасьевича, Ирина Лукинична Булгакова, урождённой Цитович (1867 – 21.12.1920).
  Поехав в Ялту, я разыскал у подножия Ай-Петри место казни. В этой экспедиции, а также в обработке собранного материала  принимал активное  участие мой пятнадцатилетний сын Георгий  Пажитнов.
      В наше время на этом месте поставили часовню   Протоирей  Владислав Шмидт (настоятель храма Св. Златоуста в Ялте) совершает молебны  по  невинно убиенным людям. Расстрельные дела хранятся в архиве СБУ Украины.. Возможно, там найдутся ещё какие-то документы,  фотографии.

     В начале января 2009 года я поехал в Киев собирать дополнительный материал по биографии Ирины Лукиничны Булгаковой. В Киеве на Андреевском спуске 13 расположен музей М.А.Булгакова , или как его называют « Дом Турбиных». В этом доме И.Л. поселилась вместе со всей семьёй  в 1906 году и жила до момента поступления в Красный крест. Отсюда она и отправилась в действующею армию . Директор музея Людмила Викторовна Губианури , любезно предоставила возможность ознакомиться с материалами по семье Булгаковых. В хранение музея есть открытка присланная Ирине Лукиничне ( адресат неясен)  В воспоминаниях ( пока не опубликованы) Леонида Сергеевича Карума(( 1888- 1968) муж сестры Михаила Афанасьевича   Варвары) упоминается поездка Варвары Афанасьевны( 1895 – 1954)        -----
.
« Когда Вера( Вера Афанасьевна Булгакова , в Замужестве Давыдова( 1892- 1973)- Е.П.) приехала , я был один. Мы получали письма от тётки Вариной , жены умершего ещё в 1909 году ( ошибка – 1902 Е.П.)  брата Варенькиного  отца , Ивана ( Афанасьевича  - зачёркнуто ) Ивановича ( Верно – Сергея Ивановича 1873- 1902  Е.П.) Булгакова , который служил учителем пения в  Духовной Семинарии ( ошибка – во 2 Муж. Гимназии регентом – Е.П.). Его вдова , тётя Ириша , киевлянка , которая была у меня на свадьбе( свадьба была в апреле 1917 Е.П.) , оказалась теперь в Крыму , в Ялте , в Ливадии , кастеляншей в госпитале.
     Ливадия из дворца , где имел место пребывания  Император Николай 2 с семьёй , был превращён в лазарет , и тётка очень звала  Вареньку приехать к ней погостить .
   Ливадия поразила Вареньку своей красотой. Она не знала , что было лучше : чудесная субтропическая природа или обстановка. Варенька поехала  в Ливадию в середине июля  и пробыла там 3 недели до 5 августа . Тётка  очень хорошо приняла её. Варенька погостила недели 2-3 и вернулась обратно на маленьком пароходе, который перетерпел на обратном пути в Феодосию бурю. Но Варенька держалась стойко и морской болезни не поддалась  «

«Это окончательно доказывает верность находки. 


Недалеко  , Андреевский спуск 2 , находится « Музей одной улицы « .  Директор музея Дмитрий Васильевич Шлёнский собрал большую коллекцию по истории улицы. У него в экспозиции находится  также открытка присланная на имя И.Л.( также неясен автор ) , но все равно  расширяет  границы изучения  биографии . Также он мне предоставил копию послужного списка Сергея Ивановича Булгакова , мужа И.Л.


Познакомился я и с автором  книги « Последняя обитель» Л. М. Абраменко. Он живёт и здравствует в Киеве и продолжает свои изыскания .

По дороге домой заехал в город  Стародуб.  Заранее списавшись , я встретился с местными изыскателями и краеведами , Николаем Ющенко и Екатериной Чеплянской. Ранее я обнаружил в и интернете список духовенства Черниговской губернии  где упомянуто  имя Луки Цитовича .

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
наличных священно-церковно-служителей Черниговской епархии на штатные места,
согласно Высочайше утвержденному 17 января 1876 года расписанию приходов и причтов сей епархии.

ПО СТАРОДУБСКОМУ УЕЗДУ.
В г. Стародубе.

Наименование прихода ----- Ново-Николаевский. , Состоящие в приходе церкви --- Ново-Николаевская соборная   , Штатные члены причта --- Место протоирея вакантно, диакон Симеон Христачевский, и. д. псаломщиков: 1-й Лука Цитович и Василий Кибальчич «

Возможно это отец . Ющенко и Чеплянская  много работают в архивах региона и помогут найти , по моей просьбе , новые сведения про семью И. Л.
 
В летних планах стоит вопрос об установке памятной доски на часовне в Багреевке.


Исследователь биографии Булгакова Пажитнов Евгений Евгеньевич


Рецензии
Евгений, поздравляю с хорошей публикацией. Я сегодня был в Багреевке, сделал несколько снимков часовни. Если потребуется, с удовольствием перешлю. А вы, я смотрю, иногда меня почитываете? Не забывайте отмечать, понравилось ли. Или написать рецензию, мне это будет приятно. Сердечно - Ваш

Геннадий Шалюгин   20.04.2009 18:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.