Узоры. Выдержки из записок

                (фрагмент книги; раздел "Встречи")               
   
                Я давно задумывался о встречах,
                первом взгляде, первых словах.
                Они запоминаются и глубоко врезывают свой след,
                если не было ничего лишнего.
                А.С.Грин

   Цвели вишни. Вечер, нет, уже не вечер, а лунная ночь. Аллея, вся усаженная вишнями. Светящаяся нежная лента. Изредка — фонари. Вот к одному из фонарей подошла пара. Глядя на них, все, не сомневаясь, подумают: «Счастливые!»
   Светящийся конус освещал обоих. Они робко посмотрели друг на друга, улыбнулись и поцеловались. После этого всё вокруг потеряло смысл и очертания, кроме белой ленты, уносящей их...

                *   *   *

   Мне часто приходилось ездить из N. в М. Как-то осенью возвращался в N. последним рейсовым автобусом. Погода стояла неважная, шел дождь. Пассажиров было много. Ехали с работы усталые, каждый мысленно уже был дома. Среди поля автобус остановился. Кто-то "голосовал".
   Вошли женщина и девочка лет пяти-шести с цветами в руках. Автобус тронулся с места.
   - Пойди, дочка, скажи дяде-шоферу "спасибо",  — послала мать девочку, доставая из кошелька деньги на билет. Девочка подошла к кабине водителя, вынула из букета самую большую красную розу и подала шоферу. Во всём автобусе сразу потеплело. Маленькая девочка согрела этих иззябших людей. Отогнала тяжёлые мысли и вызвала мягкую доверчивую улыбку.

   А заодно научила меня, как приятно дарить цветы.

                *   *   *
 
   Осень 196... года. Очередная поездка домой. Ночь в поезде "Харьков-Симферополь", затем ожидание утра на вокзале. Когда рассвело, переехал на трамвае к вокзалу, с которого уеду в свой город. Стоя в очереди за билетом на пригородную электричку, обратил внимание на девушку, покупавшую билет до моей станции. При посадке попали в один вагон. Сел напротив. У меня был кулёчек с конфетами. Угостил её. Сначала отказывалась, потом взяла. Помолчали. Девушка явно не была расположена болтать. Через несколько остановок неохотно, понемногу усложняя фразы, разговорилась.
   Первый всплеск разговора был недолгим.
   У неё душевная травма. Ехала домой, где оставались её мать и дочь, после развода с мужем. Когда летела в самолёте, ей в голову пришла мысль о самоубийстве. Вдруг нестерпимо захотелось, чтобы самолет разбился и — конец всем мучениям. Но спохватилась — летит ведь не одна. Её спутников за что должна постигнуть такая же участь? Это её отрезвило и немного уняло внутреннюю боль.
   Отвернулась и долго молчала, глядя в окно. Постепенно она раскрепостилась и как человеку незнакомому, встречному на этот кусок дороги, в большей мере для себя, пережила-пересказала свою любовь и её печальную развязку.
   Дорога пролетала незаметно. Взаимное внимание к разговору и успокоительные фразы-вставки с моей стороны придали ему образ словесного поцелуя.
   Проводил её домой, узнал, что работает она на заводе. Работа за станком, тяжёлая, изматывающая. Жилья почти нет, ютятся втроём в комнатенке недостроенного дома.
   Этот разговор был одним из тех, благодаря которым я научился видеть прелесть разговора вообще с любым человеком.

                *   *   *

   Уютная комната. После Нового года прошло более недели, но у стены во всём наряде стоит красивая зелёная ёлка. Сразу за ёлкой — стол с пластинками и книгами. Над столом книги чинно устроились в полках. На подоконнике ваза с сухими, напоминающими о прошедшей осени, листьями. У подоконника стоит столик с проигрывателем. Рядом возвышается горка пластинок. Окно занавешено тканью с тёплыми оранжевыми пятнами. Возле окна — зеркало. По соседству с зеркалом — портрет Лермонтова, указывающий на любовь хозяйки портрета к поэзии. На стене, противоположной той, у которой стоит новогодняя ёлка, два горшочка традесканций на оригинальной подставке — будто кусочек русской берёзы выглянул из стенки. Ещё одна подставка — гриб-трутовик. В дупле гриба хмель, красная сухая рябина и кленовые листья. Над кроватью висит портрет Чарли Чаплина. Посреди комнаты стоит стол и несколько простых стульев. Днём эта комната может удивить немногих. Но когда наступает вечер, комната, как по мановению волшебной палочки, преображается в таинственную залу: зажигаются огни на ёлке. В такое время хорошо рассесться по стульям и кроватям и вспоминать сказки или сочинять новые. Когда гасили огни на ёлке, начинали светиться игрушки — зрелище поистине неописуемое.
   Стемнело. Опять мы вместе. Говорим и молчим.
   Вот поднимается одна из присутствующих здесь девушек и медленно, как лесная фея, подходит к ёлке. Подошла, тронула несколько шаров. Они начали вращаться и нежный-нежный звон заполнил всю комнату. Стены куда-то исчезли. Впечатление такое, что сама Бесконечность пришла встретить Новый год с нами.
   Эта комната была для меня домом в течение трёх месяцев. Пока я сижу здесь, меня ещё не охватила горечь утраты, только переполняет чувство признательности и благодарности хозяйкам.

                *  *  *

   Все часы, проведенные с ней, были как единый вдох или глоток родниковой воды. До сих пор мне не встречались люди такой чистоты, чуткости и высочайшей духовной культуры, как Г. Эта встреча была настолько необходима, что казалась почти чудом.
   Как обычно, я сорвался и полетел домой. В автобусе поменялся местом с одним мужчиной и оказался рядом с ней. Сразу обратили на себя внимание чёрные густые вьющиеся волосы и огромные красивые глаза. Платье в красную клетку. В ушах маленькие металлические серьги-сердечки. Лицо светлое, открытое. Небольшая грудь, тонкая талия. Несколько встречных вопросов-ответов и сразу стало понятно, что перед тобой Человек.
   Разговорились. Поинтересовалась, почему я не женат. Любит читать Достоевского. В свое время хотела написать письмо Терешковой — очень тянул Космос, да и сейчас осталась тяга к Вечности. Сказала, что едет к мужу. Ей двадцать один год. Вышла замуж около месяца назад. Сделала это, по её словам, скорее из жалости, чем по любви. Предстоящая встреча её не то, чтобы тревожила, но чем-то смущала. Она не была уверена в своей любви и поэтому дальнейшая жизнь, которая раньше освещалась светом этого чувства, теперь откатывалась куда-то в ватно-серый туман. До встречи с будущим мужем ни с кем не целовалась и даже вплоть до нашего разговора по пути домой всё пыталась найти какое-либо словесное определение любви. Подумав, сказала: "Теперь я начинаю понимать. Любовь — это когда ни о чём не думаешь''. То есть, любить — это значит — быть. Здесь, сию минуту, без мыслей о последствиях и о том, что было.
   Большую часть своей жизни она провела в деревне. Верит в Бога. Душа её - чистый ручей, невидимый и неслышимый в темноте. Но стоит только лучику Солнца прикоснуться к нему и пронзить этот ручей до дна — так заискрится, заиграет во всей своей красе, что будто и самого Солнца без него не было. Игра эта похожа на прозрачно-голубое место из второй сонаты Баха. Очень (если это качество имеет ступени) простая женщина. Умеет быть необходимой каждому, то есть любит и понимает людей.
   Уже когда мы с ней расставались, я получил одну из высших наград в своей жизни. Она сказала: "С тобой, как в сказке. Я бы сидела так Вечность. Чтобы никуда не уходить". И ещё: "Ты аспирант, а такой простой". Только с ней я почувствовал, что любовь выше музыки. На следующий день я пошел на набережную посидеть, посмотреть на море. Уходя, ещё раз прошел через парк, в котором мы сидели прошлой ночью. Подошел к остановке; вошёл в автобус и поехал домой. Вдруг из окошка автобуса увидел её. Она стояла у овощного киоска и внимательно смотрела на чьего-то ребёнка. Так начинала сливаться с жизнью людей незнакомого города жизнь этой Женщины.

                *  *  *
 
   В этом человеке, пожалуй, совместились черты, обрисовывавшие двух человек в другом времени. Был праздник. Мы видели друг друга впервые. Я предложил ей прочесть предыдущую Встречу-узор. Прочла с влажными глазами и надолго замолчала. Спросила: "Почему ты дал мне это прочесть?" Потом опять умолкла. Изменившимся и прерывающимся голосом начала было говорить о своих подругах. Их три и никто из них толком не понимал её душу.
   Я остановил её, иначе она разрыдалась бы. Какое-то внутреннее напряжение, боязнь потревожить до сих пор незажившую рану делают её очень утомленной.

   Рекомендуемый переход - http://www.proza.ru/2009/04/02/414


Рецензии
Виталий, Вы очень хорошо подмечаете мелочи жизни, но в Вашем перессказе, они оказываются в жизни главными. Хотела бы я посидеть с Вами на одной скамейке. Много бы Вам рассказала!

Елена Ляхова   23.04.2016 00:30     Заявить о нарушении
Заходите, посидим, я люблю слушать...

С улыбкой,

Виталий Щербаков   23.04.2016 00:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.