Три волны времени

               «Мир Огненный растёт в представлении человечества вместе с подвигом мысли.
               Но не вздумайте убеждать в Мире Огненном сердце, не знающее Огня.
               Эти насилия приводят лишь к чёрному огню».
                "Мир Огненный", I, 276
               
                Если заговорим об огненных смерчах, то многие вообще не поймут смысла, а другие отнесут сказанное к грубому электрическому явлению.
                "Мир Огненный", I, 129
                Смерчи... создаются беспорядочными устремлениями..., хотя бы и не с плохими намерениями.
                Ibid, 130

   Лесничий Николай Степанович вернулся в сторожку только под вечер. Весь день он бродил по лесу, влажному от прошедших недавно дождей. У дальнего озера он набрёл на неведомо откуда взявшиеся палатки. "Нужно предупредить палаточников, приехавших нынче, что это их последний заезд", подумал лесничий. Скоро здесь будет заповедник.
Заповедник был делом всей его жизни. Ещё в академии, которую Николай Степанович закончил лет тридцать пять назад, он лелеял мечту сохранять всё живое на земле. Но сохранение живого - дело весьма непростое. Куда проще сломать, как он в этом убедился ещё в студенчестве.
   В сторожке снял фуражку, напился из ведра холодной воды и прилёг. Ноги гудели. Лёгкая полудрёма стала обволакивать его. "Отдохну маленько", подумал он. Мысли неторопливо сменялись, перетекали одна в другую, сливались. Казалось, одна большая мысль, частью которой стал и он сам, наполнила всё.
   Немного погодя он воспарил в этом наполнении в своё далёкое студенчество. В то, что миновало. Воспоминание приобрело чёткие контуры - Коля среди друзей. Они тогда часто собирались и беседовали на самые разные темы. Однажды - какое место для жизни человека самое лучшее? Уже потом, когда ему будет за тридцать, он прочтёт у Торо такие строки: "Плох тот странник, который не стремится попасть в Святую землю". Кто-то предложил:
   - Нужна сказка.
   Коля откинулся мысленно назад, в недавнее прошлое, когда он часто гулял по лесу. Как-то с мыслью: "Почему лес не волшебный?" он ушёл далеко вглубь этого леса. Дойдя до развилки, повернул влево. И тут же понял, что ощущает нечто необычное. Дорожку перекрывала невидимая, но достаточно упругая труба большого диаметра. Пройдя дальше, Коля ощутил всю форму целиком — трубчатый треугольник. Упругость «трубы» увеличилась и появилось чувство страха. Коля оглянулся. За ним шел мужчина в сером костюме. Чтобы обойти треугольник, понадобилось сойти с тропинки. Увеличил скорость, чтобы выйти на главную аллею и почувствовал, что его нагоняют. Страх усилился и скорость движения ещё возросла. Возникло ощущение необходимости обязательного достижения неопределённой зоны–круга, иначе произойдет непоправимое. Так продолжалось 5–7 минут. Вдруг Николая охватило ощущение покоя и страх исчез. Он попал в нужный круг. Замедлил шаги и услышал: «У меня моральная травма с психопатологическими последствиями». Мужчина догнал его и пошел рядом. Далее следует монолог догонявшего.
   «А Вы — психолог» — более утверждение, чем удивление.
   «У меня сейчас отвратительное настроение, а у Вас разве всегда бывает хорошее?»
   «Меня почему–то вдруг потянуло к Вам».
   «Вы внушаете доверие».
   «Разве всегда нужно делать то, что надо, а когда же то, что хочешь?»
   «Вы писали стихи? А я когда–то писал, и неплохие стихотворения».
   «Я Вам могу сказать всё».
   «Как Вы сумели сохранить такую цельность и искренность среди этой жизни?»
   «Вы должны быть бойцом».
   «Нет, Вы очень сильный».
   «Я иду здесь в час ночи, встречаю этих фраеров и спрашиваю: «В чём смысл жизни?» В ответ — ни звука».
   «У меня есть отличное средство для отвлечения — работа».
   «Человек без эмоций — подлец или негодяй».
   «У меня было четверо друзей — таких, что за любого я подставил бы свою грудь. Потом остался один и то я от него откололся. Остались одни сослуживцы».
   «Я — химик. Пишу докторскую. У меня тоже есть аспиранты, но с ними нельзя так откровенно разговаривать».
   «Давайте, если хотите, продолжим наше знакомство».
В ответ на отказ Коли раздалось: «Пойду циклить». И фигура исчезла.

   Коля снова углубился в лес.
   Там не было скамеек, будок, афиш и аттракционов, которыми лес начинался. Зато пели птицы и явственно прозвучало слово: «Откровение». Увидев пенёк спиленного дерева, уселся на него. Стояла тишина. Изредка проносилось дуновение ветерка. Некогда, в другой части света, он так же сидел на ступенчатом пне и думал это дерево живым. Получалось плохо. Мешали сосредоточиться редкие прохожие, да стайка девчонок, одна из которых вдруг громко выпалила в ветер: "Я тебя люблю!".
   ...Ощущение на левой щеке было такое, как если бы кто нежно гладил её рукой. Что это? Ветер приблизил ветви дерева? Безотчётно подумал-попросил: "Ещё". И так получалось трижды. Он повернул голову и взглянул вверх. Острая жалость пронзила юношу - его гладило своими листьями сломанное дерево.
   Этот же лес не так давно несколько дней подряд кормил его, голодного, дикими грушами и шиповником. Посидев немного, Коля ушёл.

   В следующую встречу с лесом ему посчастливилось почувствовать историю о листьях.

                *   *   *

   Каждую весну на всех деревьях распускались почки и деревья покрывались листьями. Так было и на этот раз. Молодые листочки сначала испугались, увидев старые ветви, покрытые грязно-коричневой корой. Прошло несколько дней, появились другие зелёные листики. На одном из дубов появилось особенно много листиков. И стали посмеиваться над ветвями.
Старые ветви сказали молодым: "Вы — наше прошлое, а мы — ваше будущее”. Листочки задумались. Один или два — погрустнели. А через некоторое время тёплые лучи Солнца и прохладный ветер заставили их забыть о словах, сказанных старыми ветвями. Солнце сияло в голубом небе всё время, с новой силой молодые листочки трепетали в струях воздуха среди солнечного света. Они были счастливы. Однажды задул сильный ветер. Длинная ветвь изогнулась и один листок коснулся листка с другой ветки, которая была довольно далеко от изогнувшейся. О! Это был всплеск радости.
   - Ещё один я! - закричал листик. Какая прекрасная встреча. Ветер между тем утих, ветвь разогнулась и листья оказались порознь, даже не успев попрощаться. На следующий день листья с самого утра начали искать встречи. Но они пока не знали, что для этого нужен ветер. А вообще-то они - единое целое, только для этого нужно было подняться к Солнцу или опуститься в самую середину корней.
   Этот листик тоже появился впервые на свет Божий. Он был маленький, клейкий и блестящий - капля зелёного мёда на солнце. Мало-помалу подрастал, вместе со своими братьями-листьями трепетал на ветру - цепко ножка держала его на ветке. Он задавал всем множество вопросов. Самым любимым был вопрос о цвете. Его цвет -зелёный - ему очень нравился. Кора была серовато-коричневая, вся в рубцах; ужасно непривлекательная. Веточка, которая держала его, хотя и была гладенькой, но... А их, зелёных, было очень много и все они согласно шумели. Если бы мог кто понять все те симфонии, которые они вместе исполняли под дуновением ветра-музыканта!
   Но вот на ветвях рядом с листком появился цветок с красными лепестками. Проснувшись поутру и протерев глаза, зелёный листочек сказал: "Нет, такого не бывает. Всё должно быть зелёным".
   Вскоре после одного из сильных дуновений ветра при исполнении уж очень громкий симфонии цветок обронил все свои лепестки и перестал быть.
   Листок всё это видел, но успокоился быстро и уже через несколько дней совсем забыл о странном создании. Незаметно подошла Осень. Вот тут листок ощутил, что он начал медленно, но неумолимо изменяться. Сначала маленькие его кусочки, а затем и весь он стал такого же цвета, как тот, далёкий теперь, цветок.
   «Ах, как я его теперь понимаю, - по листку скатилась росинка, - действительно, так бывает! Но он так и не стал зелёным». И, довольный, листочек упал на своих собратьев, довершая узор на ковре...

   На этом узоре явственно проступили новые видения. Последовательно сменяют друг друга южные встречи, историческая прогулка и проявление потревоженной стихии.

                *   *   *

   Этот отпуск по настоянию своих друзей я провёл с ними.
Ещё в конце марта было получено письмо, в котором звучало:

   «Каковы у тебя планы на отпуск? Может быть, ты не против подышать немного воздухом Южного берега? Ты мог бы присоединиться к нам. Мы, правда, довольно скучные отпускники, но зато у нас было бы много времени, чтобы обсудить некоторые тезисы “Vipra” при солнечном свете у воды.
                Игорь, Рита».

   И вот — Симферополь, дорога и Ялта. Устройство в гостиницу. Весь следующий день мы провели на пляже у Ботанического сада.

   Так шли дни. Как-то я ехал к Ботаническому саду на катере без друзей.
   - Девушка, а что это у Вас за книжка? - спросил я, наконец, темноволосое создание в белых шортах. С той минуты, когда она раскрыла книгу, я хотел определить язык книги и не смог.
   - "Сестра Керри", Дрейзера, - последовал ответ с улыбкой.
   - Ага, Драйзер, - улыбнулся и я, а на каком языке?
   - На литовском...
   Так начались те немногие добрые дни у Виолетты и меня. По именам мы друг друга ещё не знали. Сошли с катера вместе.
   - Мы с сестрой стали приезжать сюда. Здесь хорошо. Последовал ряд представительских предложений о том, кто есть кто, откуда, где живёт в Ялте.
   -...Накупила подарков дочке. Очень уже по ней скучаю. Она же, чувствую, ждёт не меня, а подарки. Быстро, второпях, чтобы не передумать и не остановиться, рассказала о своём горе-разводе. Состоялся он год назад из-за... Да мало ли из-за чего. Ушло из дома доверие. Голос у рассказчицы стал ломким.
   - Пойдёмте купаться.
   - Я плавать не могу. В детстве тонула, с тех пор боюсь. Мы всё-таки вошли в воду мне по горло и начали барахтаться.
   - Вы читаете, как моя Кристина. Она ходит в третий класс. Это после того, как я вслух прочёл пару страниц из её книги. Тем временем подошла сестра. Полнеющая веснушчатая блондинка. Белая кожа, никак не желающая приобретать благородный коричневый оттенок.

   Уже на другой день или вечером того же дня я от Игоря узнал, что сестру зовут Лоретта.
   - Да, а почему Вы курите? - спросил я, увидев, как Виле готовится закурить.
   - Последний год очень тяжёлый был, это случилось год назад. Я много плакала и не могла без курения. Но если мне жизнь доставит большую радость, я, пожалуй, тут же брошу.
   День или два спустя мы вчетвером пошли в сад к пруду. Виле и Рита по билету через ворота, а мы с Игорем по тропинке на скале с надписью: "Штраф 10 рублей. Проход запрещён”, сквозь дыру в заборе. Сели на скамейку, курильщики вынули свои курительные принадлежности и задымили... Тишина у пруда нижнего парка располагала к беседам.

   Так или почти так протекли  пять дней. За эти дни я немного узнал о семье Виле - кроме Лоретты есть мать и брат, отца уже нет. Живут они с матерью в частном доме. Дому нужен ремонт. Сама работает на фабрике, в отделе технического контроля. К работе привыкла.
   Когда солнце припекает, Виле и Лоретта начинают спасаться кремом. Вот и теперь, оглянувшись на них, я увидел подготовку — Лоретта наносила мазки на спину Виле в виде штрихов, изображающих сердце, пронзённое стрелой.
   В последний день наших встреч (хотя мы этого ещё не знали) мы с Игорем нарвали девчонкам жёлтых, сильно пахнувших цветов. "Точно — к разлуке", подумалось мне. Уезжали они четвёртого, утренним троллейбусом к самолёту, а второго мы договорились встретиться после кино, в 20.00. Сеанс закончился в семь минут девятого, Игорь и Рита пошли домой, а я медленно побрёл вокруг фонтана в поиске Виле.

   На пляже сегодня она была в голубых брюках и я по инерции отмечал голубое. Почти обойдя чашу фонтана, увидел подымающуюся мне навстречу женщину в красном платье. Красивые блестящие чёрные с седыми нитями волосы, на мочках — красные диски-клипсы, чёрные туфельки, вечернее платье с зубчатой пелериной - это существо в виде королевы и была Виле.
   - Добрый вечер, - сказал я ей.
   - Я сижу и уже думаю, как же стыдно будет возвращаться одной. Хозяйка уж так пристально оглядывала мой наряд, видно думала: "На "гастроли" пошла". Сказала ей, что фотографироваться.
   - Да, кстати, пошли, найдём фотографа. Очень хочу сняться у пальмы.
Я предложил ей руку и мы пошли на набережную, где к этому времени собралась изрядная толпа гуляющих но, к огорчению, уже не было ни одного фотографа.
   Мы прошли вверх, в парк, полюбовались розами, постояли возле танцплощадки для молодёжи и для тех, кому за... Возвращаясь, посидели у "лисичек".

   - Я очень довольна, что приехала сюда. А ведь сначала не хотела. Это сестра меня притащила. Никогда в жизни не чувствовала и не буду чувствовать себя такой свободной, как это было сейчас. Мне очень хорошо.
У её дома я спросил адрес в Каунасе.
   - Завтра я принесу бумагу, ручку, всё-всё Вам расскажу, как ехать и где живу, а Вы будете сами писать.
   Прошло немного времени. Я провёл рукой по её волосам, наклонился к щеке и почувствовал скользящее касание тёплых, мягких губ.
   - До завтра..., услышал я издали.

   Завтра наступила пасмурная погода. На причал к десяти Виле не пришла. Мы с друзьями уехали в Алушту. Когда вернулись, я пошёл к дому на Садовой. На что надеялся, непонятно. Ничего не произошло. Вечером, перед тем, как лечь в постель, вспомнил, что Виле говорила: "Уезжаем рано, в шесть часов троллейбус". Взял у горничной будильник, который шёл почему-то только лёжа вниз циферблатом и завёл на пять. Когда сбежал к автовокзалу, было ещё прохладно, людей и машин мало. Пять сорок пять. Их нет. Не было их и в семь. Троллейбусы же начинали ходить до пяти часов. В этом и была моя ошибка. Нужно было накануне взглянуть на расписание. Да и кроме этого было много возможностей, которые ушли, не реализовавшись здесь. Но зато мне немного прояснилось состояние моего духа. В этом метании я увидел эгоизм.
   Потом сердце немного успокоилось, я сел в троллейбус, идущий к набережной, и поехал дожидаться друзей. А к вечеру появились строки:

                Да, сам себе я Моцарт и Сальери,
                И сам себе коварство и любовь.
                Не те, как видно, приоткрылись двери.
                Но открываю их я вновь и вновь.
                Крылатый вестник Книгу мне принёс.
                - Смотри, мой друг, что ждёт тебя отныне.
                Взглянул. Внутри — букет алейших роз
                И синий крест, стоящий посредине.

   Конечно, ни о нуль-транспортировке, ни о конверсии, ни о других сугубо теоретических вещах у нас с Виле речь не шла. Однако, как выяснилось потом, мы включены куда-то сильнее, чем думается и любит нас одно и то же Солнце.
   ...Море, две буны уходят в море. На одной из них — девушка. Я на берегу.
Пытаюсь научить летать с одного бруса на другой.
Начинаю перемещать её вверх, она, не понимая, в чём дело, сопротивляется. Ложится, как на ветер, и тут я поднимаю её в воздух. Она повисает горизонтально над синей водой. Вдруг во мне возникает чувство огромного напряжения - она пытается с силой ускользнуть к берегу, на котором, откуда ни возьмись, появился девятиэтажный дом. “Голову расшибет”, подумал я. Пока приводил всю систему в равновесие, в пространстве между девушкой и домом засияло, девушка исчезла, но появилась плоскость. В плоскости образовалось пятно, через которое видна закрытая дверь. Мгновенно проявившаяся на плоскости девушка (а это была Виле) преобразилась в девочку лет трёх, которая плакала у двери. Дверь открылась, из-за двери упал сноп света, появилась ищущая что-то мужская рука. Эта рука мужчины взяла руку девочки и ввела её в комнату. Плоскость исчезла, напряжение спало, а я проснулся...

   Из теории Игоря: "При конверсии возможен не только переход через сопряжённое сечение Универсума в данном пространстве из одной точки в другую, но и переход во времени без изменения пространственного положения". Что мной и наблюдалось.

   ... В Каунасе рядом с железнодорожным вокзалом - справочное бюро.
Но захотят ли дать справку только по имени и дате рождения? Да и эти данные я не взял, не предполагая своего приезда сюда.

   Моросит дождь. Мне советовали послушать местную знаменитость — звонаря колокольни на Лайсвис-аллее. Я пошел. Это пешеходное место, можно не опасаться машин, внутри которых сидят активные люди. Спокойно шли местные мужчины и женщины. Я обратил внимание, что одеты почти все были, как на картинках в журнале мод. Сказывалось чувство прекрасного, воспитываемого веками. В музей Чюрлёниса зайти времени уже не было — меня ждал автобус в Минск.

   Пробыв в Каунасе пять часов, я уехал в Вильнюс. Ночью мы снова встретились в более сложном пространстве — был телефонный разговор с Виле:
   - Я был у вас и тебя не нашёл.
   - Приезжай завтра, я буду тебя ждать.

   ...Приехать и обойти все фабрики с их ОТК...

                *  *  *

   Начало сентября 199х года. Поезд «Степь–Крым». В купе со мной едет молодая семья: Егор – прапорщик, Ксения — его жена, конструктор отдела архитектуры и Соня — их маленькая дочь. Беседуем в предвкушении отдыха у моря. Вместе едем и в троллейбусе до Ялты.
   В Симферополе, в ожидании посадки на троллейбус, разговорились с немолодой женщиной. Тематика вполне современная — гипноз, чтение мыслей; специфические сбои калькулятора. Рассказала о сыновьях: один — художник, учится у Глазунова, второй хочет стать космонавтом. Сама о себе говорит — «божий человек». Звонил Свете — в отпуске до средины месяца. Света, в прошлом моя практикантка, а затем коллега. Каждый раз встречаемся с ней в её городе. Это уже стало приятной традицией, переходящей в ритуал.
   Приехали в Ялту — сразу подошла женщина в зелёном платье с предложением жилья — по 15 гривень в день, потом — мужчина, уже по 10. Сошлись на 9. Однако, дойдя до первого телефона–автомата, я звоню своей знакомой, Полине и уезжаю в Ореанду. Пару дней живу у неё, потом снимаю сарайчик в Курпатах за 3 гривни в сутки на оставшиеся 7 суток. Погода отличная. Хожу на пляж пансионата «Золотой пляж». Через пару дней после приезда мы на пляже с Полиной. Она уходит плавать, приходит. Вот снова появляется откуда–то и говорит: «С тобой хотят познакомиться вон те женщины» и показывает мне их. «Они из Киева». Мне лень вставать и я отвечаю: «Хотят знакомиться, пусть сами подходят». И продолжаю лежать. Наконец, жара меня поднимает и ведет в море. Выйдя из воды, я прохожу мимо этих женщин. Одна — молодая, блондинка, другая — постарше. Познакомились – Лена — народный целитель. Вторая — тётя её мужа. Рядом сын Лены — Виталик.
Пошли вместе вдоль берега.
   — А Вы давно занимаетесь йогой? — спросила меня блондинка.
   — Почему Вы решили, что я этим занимаюсь? — в свою очередь спросил я.
   — Мы не «решили», мы «видим». И она описала мне картину, представляющуюся их внутреннему взору, когда они утром смотрели, как я делал «пальму» и другие позы.

   «Это был золотой шнур, пронизывающий всё твоё тело и идущий в Солнце, а до горизонта разливается розовая аура. Ты в платиновой короне с рубинами».
Поскольку я ощущал нечто подобное (за исключением короны) и сам, то сразу им поверил.
   Провели мы вместе почти неделю в разговорах, взаимных массажных процедурах, купании и наблюдении вечернего сияния «беззвучных хлопков» солнечной энергии, запасённой деревьями за день. По вечерам у моря любовались свечением наших волшебных рук.
   Без просьбы, по моему согласию, Лена поведала кое-что обо мне_в_истории.
   
   Первый день:
египтянин; умер от ранения в область сердца;
средневековый рыцарь; стрела попала в сердце;
волхв (ещё в шкурах);
купец (в одеянии пурпурного цвета) на ладье;
японские мечи вокруг меня.
   Мой массаж, который я делал Леночке, дополнил картину.
   На третий день у неё ушел «зажим», оставшийся после того, как её убили в одной из предыдущих жизней чем–то острым.
   — Ты учился где–то делать массаж? — начала она свой вопрос. И тут же:
   — А, понятно, ты последний раз был знахаркой. А ещё в тебе вижу рыбу-тунца; плотная чешуя.
   — Да, ты будешь со временем «видеть» — это звучит как подарок.

   Встретился на пляже земляк–художник. Нарисовал нам с Полиной шутливые портретики.
Уехал я под дождик, а рано утром уже был дома.

                *    *   *

   События эти произошли несколько лет тому назад. Моя добрая знакомая, в то время студентка консерватории, как-то сказала, что помнит свою прошлую жизнь в ином теле. Это тело изобразил Тициан под названием "Портрет императрицы Изабеллы Португальской". Я заинтересовался сообщением и решил сделать своей знакомой подарок - несколько строк о её жизни в том теле.
   Первый визит в Н-скую картинную галерею окончился отсылкой к двум-трём названиям книг и недоумённо-ироническим вопросом молодого искусствоведа: "А почему Вас, скажем, не интересует портрет Карла V?" Я в то время еще не знал, что Карл V – муж Изабеллы.
Вторым шагом было письмо в Эрмитаж с просьбой ответить на некоторые вопросы из жизни Изабеллы. Вскоре пришёл доброжелательный ответ. Но он показался мне неполным. Рысканье по каталожным ящикам принесло еще одну новость - книг, касающихся Португалии, раз в 20-30 меньше, чем книг, cкажем, о Франции. Но и в этих книгах о жизни Изабеллы почти ничего.
Тем временем, как и при всяком поиске, произошло подключение дополнительного информатория. И некоторые детали стали узнаваться из книг на прилавках магазинов разных городов. Причём, книги открывались почти сразу на нужных страницах. Определились адреса президента португальской Академии истории и директора королевской Академии истории Испании, бывшего директора музея Прадо. Написал им письма. Ответа не последовало ни от кого.
   Собрав воедино те отрывочные сведения об Изабелле, я преподнёс их своей знакомой. Она была рада.

                *    *   *

           Очерк жизни императрицы Изабеллы Португальской (Isabella de Portugal),
                урождённой Авиш (Aviz)

   Осень 1503 года в Лиссабоне была довольно теплой. Октябрь разукрасил сады, парки, леса. Королевское семейство, волнуясь, ожидало пополнения. И вот наступило четвертое число. У короля Мануэля I (Счастливого) (31.05.1469 – xx.12.1521) и его супруги Марии Трастамара Арагонской (1482-1517) родилась дочь. Король так любил Марию, что ради неё пошел на изгнание из Португалии евреев и мавров (1496).
   Дочери дали имя Изабел. Долго, наверное, ожидали родители девочку, поскольку назвали её - "клятва Бога моего". Изабел была в семье третьим ребенком и первой девочкой. Первый сын Мануэля I умер в младенческом возрасте. Это и определило в дальнейшем судьбу Изабел. До середины ХVI века Португалия впитывала культурные влияния Нидерландов, Франции, Англии, заморских стран, а воздействие культуры Италии было менее значительно. На основе поздней готики в архитектуре Португалии развился декоративный стиль "мануэлино", достигший апогея во время правления Мануэля I (1495-1521). Короля называли "великий" и "удачливый", поскольку при его правлении был открыт путь в Индию. Незадолго перед рождением дочери, в 1500 году Мануэль I принял титул "Завоеватель, мореплаватель и купец Индии, Эфиопии, Аравии и Персии", который в 1502 году закрепил папа Александр VI.
Мануэль I был последним великим королём династии Авиш.
   В Португалии работали фламандские художники Ф. Энрикиш (1500-1518), монах Карлуш (1517-1553).
   Когда Изабел исполнилось 12 лет, в семье было уже восемь детей. Кроме неё - Хуан (впоследствии - Хуан III), на год старше неё; Беатрис, на год моложе; Луи (1506-1555), Фердинанд (1507-1534), Альфонсо (1509-1540), Эдуард (1515-1545) и Генри (1512-1580). Португальские правящие династии для укрепления господства своей страны на мировой арене часто объединялись родственными узами с испанскими династиями. Обычно браки заключались между старшими детьми. Поскольку старший сын, Мигель, умер, Мануэль I решил отдать замуж за правителя Испании старшую дочь.
   Севилья, наиболее богатый город Андалусии, расположена на живописных склонах Гвадалквивира.
   Изабел не исполнилось и 23-х, когда весной, 11 марта 1526 года, в Севилье, был заключён брак между Изабеллой, как её стали называть в Испании, и её кузеном, Карлом V (24.02.1500 –21.09.1558). К тому времени (1516) Карл I Габсбург уже был королем Испании и стал (1519) императором Священной Римской империи под именем Карл V, сменив своего деда, Максимилиана I Габсбурга Австрийского (1459-1519). В 1526 году в состав Священной Римской империи вошли Чехия и Венгрия. Мать Изабеллы была сестрой Сумасшедшей Хуаны, королевы Испании, матери Карла V. Имея титул королевы, она никогда не правила страной из-за своей болезни.
   У Карла V была дочь, рождённая до брака с Изабеллой. Звали её Маргарет (1521 - 1586). Впоследствии она вышла замуж за графа Пармского. Через год, в 1527 году у Изабеллы родился мальчик. Его назвали Филиппом (Филипп II). […]. Овдовевший сын поддерживался отцом. В июле 1554 года Филипп женится на Марии I Английской, однако Парламент отказался его короновать. В 1556 году Карл V отрекается от власти в Нидерландах и Испании в пользу Филиппа II. По прошествии некоторого числа лет Филипп II станет отцом дона Карлоса. Прожил Филипп долгую жизнь (†1598).
   Год спустя, в 1528 году, у Изабеллы родилась дочь, которую назвали Мария. Она вышла замуж за своего двоюродного брата Максимилиана II. Ушла в мир иной Мария Габсбург, принцесса Испанская в 1603 году…
   Уезжая из страны, Карл V поручал Изабеллу заботам своего конюшего – Франциска Борджиа, маркиза Ломбе (Lombay). В отсутствие Карла V в Испании Изабелла принимала правление страной и носила титул королевы Испании. Волевая, хотя и изящная, женщина, она правила страной и своими детьми достаточно властно.
В 1526 году в Гранаде была начата постройка дворца Карла V по проекту испанского архитектора Педро Мачука, учившегося в Риме во времена Браманте и Рафаэля. Однако, дворец так и остался недостроенным. Карл V не любил культуры Испании и тяготел к стилю "обро дель романо" итальянского Высокого Возрождения. Рожденный в Генте (Нидерланды), он плохо знал обычаи и язык Испании.
Несмотря на то, что в брак Изабелла и Карл V вступили, прежде всего, по политическим и дипломатическим соображениям, брак был удачным. Карл V и Изабелла очень любили друг друга.
   Горе постигло Изабеллу в 1534 году – умер её второй брат Фердинанд. В 1535 году в императорской семье родилась ещё одна дочь. Этому ребёнку дали имя Хуана. Хуана Габсбург в 1553 году обручилась с Хуаном Португальским, но несколько месяцев спустя он скончался. Сама Хуана умерла в возрасте 38 лет в 1573 году. В 1538 году умерла сестра Изабеллы — Беатрис.
   А год спустя, 1-го Мая 1539 года, в Толедо от неудачных родов в расцвете сил и красоты покинула сей мир и сама Изабел. Конюшему Карла V, маркизу Франциско Борджиа было поручено перевезти останки в Гранаду и захоронить их там. Похоронили Изабел 17 мая в монастыре Св. Лаврентия (San Lorenzo), Эскориал, Мадрид.
После её ухода Карл был в отчаянии. Он собрал все написанные с неё портреты и распорядился хранить память о ней. Через 4-5 лет после смерти Изабеллы Карл V заказал её портрет Тициану. Тициан написал портрет с "весьма ремесленного оригинала неизвестного северного (фламандского?) художника". Этот оригинал нынче находится в Познани, Польша. Копии портрета, написанного Тицианом в 1543-1544 г.г. в Урбино, находятся в частных собраниях Флоренции и Парижа.
   В 1548 году Тициан, приехав в Аугсбург, пишет ещё один портрет Изабеллы. Эта картина "Портрет императрицы Изабеллы Португальской" в настоящее время находится в IX (тициановском) зале музея Прадо в Мадриде. В посмертной картине снова отразился вкус заказчика - Карла V: портрет Изабел написан в итальянском костюме.
В этих нескольких строках невозможно хоть сколько-нибудь охватить художественную и идеологическую сложность, олицетворяемую шедеврами класса "Портрет императрицы Изабеллы Португальской".
   Испанские монархи, особенно Карл V, были страстными коллекционерами. Считается, что Изабелла владела набором гобеленов «Добродетели» ('Virtues'). Одним из гобеленов был «Триумф Фортуны».  После её ухода набор исчез для истории.
Первые экспонаты музея пришли из Королевских Собраний 16-го — 19-го веков. В 1870 коллекция Тринидадского музея была преобразована в музей Прадо, который сегодня включает полотна 11-го — 19-го веков. Конечно, нынче немногим известны пути, которыми прошёл портрет от года своего создания (1543?) до года помещения в музей, который был основан только в 1819 году.
   После смерти Изабел у Карла V от Йоханны ван дер Генст (Johanna van der Gheenst) родился ещё один сын, названный Иоанном Австрийским. Хотя это уже иная история...
Когда рассказывал об опыте смены тел вслух, некоторые молчали, а иные махали руками: "Мистика" — ведь оценки по общественным наукам были у них только отличные.

                Выбегаю в летний тёплый сад.
                Это разве не танец?
                С неба падает летний тёплый дождь.
                Это разве не танец?
                Солнце ясное по кругу радужному идёт.
                Это разве не танец?
                Деревья руки свои навстречу тянут мне.
                Это разве не танец?
                Комочки тёплые птиц в их трепещут листве.
                Это разве не танец?
                Ласковый ветерок затерялся в зелёной траве.
                Это разве не танец?
                Бутоны роз раскрыли глаза
                И пьёт аромат летний вечный день.
                Это разве не танец?
                Воздуха лёгкий шелк обвивает движенья мои.
                Разве это не танец Вселенной?
                Ноги мои босы и сердце поёт:
                Да. Это твой танец.
                Изабелла XX — XXI веков

                *   *   *
   Теперь последнее...
   Коля сидит на скамейке Университетской горки. Очень тепло. Даже жарко. Только изредка повеет ветерок от реки. Стоит лето. Конец июня. Липы в незримом тумане из мёда. Перед глазами громада собора, смягчённая расстоянием. Книга, которую он взял с собой, уже отложена в сторону. Глаза, уставшие от чтения на солнце, закрыты. Иногда молодой человек приподымает веки и тогда картина перед глазами каждый раз немного меняется.
   Вот и сейчас какой-то фотограф устанавливает треногу и собирается увековечить собор.
Опять закрыты глаза. Вспомнилась книга, прочитанная недавно. К обучению в академии она прямого отношения не имела, однако имела ценность для работы над собой. Техника сосредоточения — вот что описывалось в ней весьма подробно. Да и другие знаки припомнились.
   Их было несколько - знаков, отметок, напоминаний или как еще называют эти события.
Как-то приехал друг и услышал заявление, в котором сквозили хвастливые нотки: "Я могу ввести человека в гиперкинез".
   Потом вечер в ресторане. Предмет разговора забылся. Кажется, собеседник рассказывал о своих прозрениях в музыке и живописи и сетовал на отсутствие техники передачи этих прозрений другим.
   Внезапно возникло ощущение вибрации пространства между ним и оконным стеклом напротив. Показалось, что оно сейчас прогнётся и вылетит. Сопровождалось это страхом. Перешли в бар, сели у окна. Через некоторое время в этом окне вылетает уголок стекла и образуются трещины. Состояние резко улучшается. Страх уходит. Позже, лет через десять - пятнадцать ситуация повторилась, однако во много раз сильнее были воздействия вибрации на психику. Но это всё в будущем.
   ... Раньше уже были упражнения - попытки десятками минут, уставившись на будильник, сдвинуть его. Дальше - по книге. После этого глубокий сон и через пару дней в нём - первый удар. Тёмный туннель, сквозь который чёрное нечто пытается проникнуть внутрь, а светлое отражает его. Сильнейшая головная боль поднимает с постели и подводит к окну: "Туда!". Что это? Но вдруг мысли: "Билет уже взят, ... самолёт... , надо лететь к ней..., нельзя в окно...", вернулся с большим трудом и с той же болью в голове к кровати, лёг. В книге, которую он тогда писал, появилось посвящение: "Оставившей меня в живых".
   С какого-то времени начало формироваться представление о том, что окно всё-таки было преодолено, а потом работает невесть что... Конечно же, связи, старые знакомые - здесь всё в порядке. Вроде бы все узнают. Хотя здесь тоже просто все уладить. Отслеживание в "микрос" требует не менее энергии, чем в "мегас". И такое представление нечасто, но появлялось.
   Солнце слева чувствуется сквозь веки. Коля начинает сосредоточение. Сначала темнота. Потом темнота в глазах сменилась багрово-красным бурлящим потоком. Поток посветлел. Неожиданно Николай приложил пару сил к одному из крестов на соборе, воспользовавшись энергией Солнца. Приложил и как бы спустил курок. Вокруг креста бешено завертелся вихрь. Убрал пару. Открыл глаза — крест, как ни в чем не бывало, оставался на своём месте.
Вечером лёг пораньше. Кроме него в комнате было двое - студент-заочник, приехавший на сессию и какой-то командированный. Они тоже были в кроватях и читали. Перед сном решил поупражняться. Снова стал сосредоточиваться. Тишина. Дыхание стало медленным и глубоким. Тело напряглось и одновременно стало расслабленным. Где-то далеко-далеко внизу в теле вспыхнула звезда. Вдруг упала тьма. Он медленно вышел из состояния сосредоточения. Приподнял голову. Понял, что произошло нечто. Соседи по комнате оторвались от чтения и смотрели на Николая удивлённо.
   Оказывается, на некоторое время погасла лампочка. Он снова начал концентрироваться. Кожа покрылась потом. И снова свет исчез. По-видимому, результаты концентрации действовали на людей, ибо лоб студента-заочника покрылся потом тоже, он побледнел и заявил неуверенным голосом:
   - Кончай, ты...
   Коля уснул.
   Прошло три дня. К двум часам пополудни Николай освободился в академии и пошёл в кинотеатр на центральной улице, что недалеко от сада-парка. По-прежнему в городе стояла жара. После кино вышел из кинотеатра и в недоумении осмотрел внезапно нахмурившееся небо. Полшестого вечера... Метров через тридцать пошёл дождь, с всё усиливающимся вихревым ветром; ещё через двадцать метров - град. Одежда и обувь промокли очень быстро. Когда он вышел   на площадь, его поразили три внешне несвязанных явления: стена здания, совершенно белая от штор, вынесенных внутренним воздушным давлением в открытые окна, треск и звон ломающихся и бьющихся стёкол этих окон и безлюдье мокрой площади. Стоявшие на площади машины ветер сдувал с места и они беспомощно скользили по мокрому камню. Тяжёлые бетонные урны катились по площади, как мячи. С крыши университета слетали листы кровельного железа и с грохотом проносились сквозь воздух. Нужно было смотреть вверх, чтобы вовремя увернуться от железных "бабочек". Ветер и темнота уплотнялись, однако Николай был центром этого вихря. Над его головой было мутно-белёсое пятно и ему чувствовалось, что сверху, сквозь это пятно за ним кто-то наблюдает. Он начал мысленно молиться.
   У памятника на площади неподвижно стояла, прижав к груди обе руки, какая-то девчонка и с испугом смотрела на летающие железки.
   - Пойдемте, не стойте на месте,- сказал Коля.
   - А Вам не страшно?- спросила девушка.
   - Страшно, но не стоять же здесь. Идёмте. Она покорно двинулась за ним. Дошли до магазина и она побежала к магазину.
   - Спасибо!- повернувшись от дверей, прокричала она вслед.
   Идти до дома было уже недолго. Проезжая часть была теперь узкой полоской асфальта шириной чуть более полуметра, всё остальное было под водой. Вдруг над головой раздался шум и с деревьев посыпались ветви и листья. Когда он поднял голову, оказалось, что некто невидимый ровнёхонько подстриг деревья с обеих сторон аллей, проведя плоскостью на высоте около трёх метров. И снова появилось ощущение пристального взгляда.
Когда добрался домой, было совсем темно, да вдобавок в здании не было электричества - ураган повалил опоры. Снял с себя всё и лёг в постель. Разбушевалась гроза. Когда-то его заинтересовало, реагируют ли люди на молнию. Ведь у неё широчайший частотный спектр. Сегодня он получил ответ.
   Его тело рывком потеряло чувство границ и казалось, что молния сверкает внутри. Инстинктивно, понимая, что это глупо, закрыл форточку. Никакого облегчения. Не существует ни стен, ни потолка, ни дома - только он с бушующей внутри него стихией. Когда это приостановилось, Коля не помнил, - заснул.
На следующий день Николай постепенно узнавал о разрушениях, причинённых созданным ураганом. Изуродованы сети электротяги, повалены столетние тополи, сорваны крыши домов, разбежались из разрушенных клеток зверинца животные и птицы. Есть пострадавшие от падения электропроводов и т.д. Пару суток воины гарнизона убирали по следу прохождения смерча (а след был не весьма широким — километра полтора) сорванные ветви и сломанные деревья. Когда Коля снова пришёл на Университетскую горку и посмотрел на купола собора, он заметил там перемену - того креста, на который он направлял энергию Солнца, не было на месте.
   Через день он ехал на автобусе в другой город. На шоссе его внимание привлёк характер вываленных вдоль шоссе деревьев. Деревья были вывалены по обе стороны шоссе и расстояние между ними было метров 90-120, в то время, как между вываленными деревьями и дорогой остались нормально растущие деревья. При богатой фантазии можно подумать, что гигантский летательный аппарат своим неубранным шасси или газами из сопел выкорчевал эти деревья.
Через пару недель в местной газете опубликовали: "Гроза и смерч разразились оттого, что образовалась туча толщиной 80 метров. Разность температур породила большой электрический заряд. Этот заряд пробил тучу, создав мощный вихрь..." и так далее.
Николай же отнёс это изменение погоды на свою неумелую концентрацию, которая и привела к появлению наблюдающих за ним.
   "Добрую выбрал я себе специальность”,- подумал Коля и отложил газету в сторону. Больше таких опытов он не делал, поняв, что мир един и не нужно разрывать его связи.

                *   *   *

   ...Опустилась звёздная ночь. В сторожке безмятежно спал Николай Степанович, лесничий.
   Хорошее будет завтра...

                *   *   *

                «Дух человеческий может создавать мощные проявления энергии.
                Можно утверждать, что светлые смерчи являются спасителями  равновесия планеты».
                «Мир Огненный», 1, 664
                «Нужно поторопиться, чтобы признать значение усовершенствования духовного…
                Нужно хотя бы дойти до степени простого уважения к необычному. Никто не хочет задуматься над тем, как легко он причинит страдание своим отрицательным, злобным нападением. Каждый невежда уподобляется тёмному служителю».
                Ibid, 286.


© VIS — переживания, набор текста; 1971 — 2009.
© Titian, SAN; Nemo, SEM, VIS — pictures & photos; 1583, 1993, 2003, 2005.
 


   Версия для печати
   на сайте "Proza.ru"


   Рекомендуемый переход - http://www.proza.ru/2009/03/31/512


Рецензии
Есть и такие понятия, как:

"Теплокровный огонь трепетал
Над верхушками древ
Во сиянии Солнца"

Философия в сочетание с присутствием личным в мистических (якобы) явлениях - даёт и новые знания и новый опыт...

Анатолий Святов   06.09.2021 20:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий. Откуда цитата? Из Ваших текстов?

Опыт, несомненно, есть. Подтверждающий писания других опытных.

С уважением,

Виталий Щербаков   06.09.2021 20:38   Заявить о нарушении
Да...
Есть ещё и "теплотворный", "теплородный", в том числе и всем извесный "животворящий" - как и "необжигаемый" огни... и другие, не менее безопасные...

Анатолий Святов   06.09.2021 21:18   Заявить о нарушении
И, "Неопалимый",)

Анатолий Святов   07.09.2021 05:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.