Страна Басков - история, язык, география

1. Баски. Из глубины тысячелетий
Рассказ об истории любого народа обычно начинается со слова «пришли» - в таком-то веке кельты пришли туда-то, иберы – туда-то, вестготы – туда-то… В нарушение сложившихся традиций, повествование о басках следовало бы начать так: «Племена васконов жили на своей земле с незапамятных времен, наверное, с самого сотворения мира…» В этой формулировке почти нет преувеличения, и доказательством тому служат сенсационные открытия археологов, полностью перевернувшие представления о том, когда был заселен европейский континент. Не так давно, на севере Испании в Атапуэрке ученые обнаружили челюсть предка человека современного физического типа (Homo antecessor) жившего 1 миллион 200 тыс. лет назад! Причем эта находка не единственная – с начала 90-х годов в Атапуэрке были обнаружены многочисленные останки древних людей, примитивные орудия труда, кости животных, с выцарапанными на них рисунками. Вероятность того, что древние обитатели долины реки Эбро являются предками басков, очень велика. Дело не только в географии расселения этноса – сам язык басков эускара свидетельствует о величайшей древности этого народа. Эускара не связан с каким-либо языком в мире и, по-видимому «с нуля» зародился на заре человечества, став первым языком юга Европы.
Первобытные люди жили в пещерах по берегам рек, и до наших дней во Франции и Испании сохранилось много примитивных жилищ, украшенных наскальными рисунками. Так, например, рядом с баскским городом Герника находятся пещеры Сантимаминье, украшенные древними художниками двенадцать тысяч лет назад, есть подобные пещеры и во французской части Эускади. Всемирно известная Альтамира также располагается совсем близко от современной административной границы баскской автономии. Знаменитые росписи пещеры – шедевры, возраст которых составляет около полутора десятков тысячелетий, по всей вероятности были созданы руками исконных обитателей этих земель – древними предшественниками современных басков.
В древности баски населяли не только Пиренейский полуостров, но и часть территории Франции и Бельгии, однако постепенно другие, пришедшие в Европу народы, вытеснили их на самый край земли под защиту Кантабрийских гор. Эта территория стала последним плацдармом, с которого уже не было пути к отступлению. Баскам – трудолюбивым созидателям, часто приходилось браться за меч, в яростных схватках отстаивая не только свои земли, но и само право на существование, как единого народа. В древности они противостояли кельтам, финикийцам, грекам, римлянам, вестготам, франкам, норманнам; в средневековье – маврам, а много позднее – наполеоновским гвардейцам. За всю свою историю народ Эускади не покорился ни одному захватчику, и даже могущественный Рим сумел только частично завоевать баскские территории. Именно эта фанатичная стойкость позволила баскам сохранить свой уникальный язык и традиции.  Для Рима они так и остались загадочным, непостижимым и непокоренным народом провидцев, славившимся по всей империи своим искусством предвиденья будущего. И все же ни один прорицатель не мог предсказать, какая судьба ждала и Римскую империю, и самих басков…
Рим пал, сметенный лавиной варваров, жестокие страдания захлестнули Пиренейский полуостров. Затем на смену варварам пришли вестготы, а спустя еще несколько веков новые захватчики – арабы и мавры (берберы). В 709 году они вторглись на территорию Вестготского королевства (южного соседа басков), а спустя пять лет уже контролировали почти весь полуостров. Неоккупированной осталась только небольшая область между Кантабрийскими  горами и Бискайским заливом, населенная кантабрами, астурами и басками. Бежавшие в Астурию остатки вестготского войска получили поддержку местного населения, а в 718 году впервые одержали победу над маврами. Эту дату принято считать началом Реконкисты (отвоевывания) – процесса освобождения христианами занятых мусульманами земель. Реконкиста растянулась почти на восемь веков и завершилась только в 1492 году.
В период раннего средневековья на территории Эускади находилось несколько баскских государств, сохранявших свою независимость до XI-XIV вв. Однако укрепление испанской государственности привело к тому, что к началу XVI века баски формально вошли в состав королевства. Тем не менее, надо отметить, что, несмотря на частичную потерю баскского суверенитета, испанские монархи признавали независимость этого народа, о чем свидетельствуют многие документы той эпохи.
Рубеж XV-XVI веков ознаменовавшийся завершением Реконкисты и открытием Америки, стал для Испании переломным моментом, изменившим историю страны. Своим могуществом испанское государство во многом оказалось обязано баскам, роль которых в открытии и освоении американского континента трудно переоценить. Мореходы Эускади вероятно еще до Колумба не раз пересекали Атлантику, а потому неслучайно, что ядром экспедиции генуэзца и капитанами всех его каравелл стали именно баски. Участие басков в колонизации Нового Света, их активное посредничество в торговле с Францией, Италией и Англией, развитие металлургической и судостроительной промышленности создавало мощную экономическую базу для развития Испании.
Пересечение экономических интересов, а также относительная слабость центральной власти на протяжении нескольких веков позволяли Эускади сохранять за собой особый статус. Привилегии в торговле, налогообложении, военной службе, административном управлении и внешнеполитических сношениях закреплялись в кодексе баскских законов (fueros), и должны были подтверждаться каждым испанским монархом при его вступлении на престол. Королю надлежало посещать духовную столицу Эускади Гернику и клясться перед священным дубом уважать права и свободы басков.
Вплоть до середины XIX века баскские провинции Араба (Алава), Гипускоа и Бискайя сохраняли свои древние хартии вольностей, однако усилившаяся в то время насильственная испанизация Эускади, Каталонии и Галисии стала главной причиной вступления басков в движение карлистов. Печальным результатом участия в двух карлистских войнах (династических войнах между двумя ветвями испанских Бурбонов в 30-х и 70-х годах XIX века) для басков стали сначала частичная, а затем и полная потеря автономии и упразднение фуэрос.
К началу XX века Эускади утратила свою свободу, но сохранила ведущую роль в экономике Испании. Больше половины от общего количества испанских кораблей строилось на верфях Страны Басков, 45% оборота торгового флота Испании также обеспечивалось поставками баскских провинций, а к 30-м годам XX века баски осуществляли добычу половины всей железной руды и выплавку трех четвертей всей испанской стали.
Республики и диктатуры как в калейдоскопе сменяли друг друга на Пиренейском полуострове. В 1931 году в Испании к власти в очередной раз пришли республиканцы, намеревавшиеся вернуть баскам их законные права, но правление левых оказалось недолгим. В июле 1936 года армия во главе с генералом Франко попыталась захватить власть в стране. Поддержанный Гитлером и Муссолини фашистский мятеж перерос в Гражданскую войну. В этой войне баски выступили на стороне республиканцев, за что подверглись жестоким репрессиям в период франкистской диктатуры. В 1979 году, через четыре года после смерти диктатора Эускади получила статус политической автономии, а ее язык, вместе с испанским, стал официальным языком Автономного Баскского Сообщества и Наварры. На данный момент оба сообщества имеют свои правительства и автономные парламенты.
История баскского народа уходит корнями в невообразимо далекое прошлое. Что ждет басков впереди? Что ждет впереди другие народы и страны? Здесь и сейчас все мы пишем новую страницу мировой истории. Какой она окажется – неизвестно…


2. Душа Эускади
Происхождение басков окутано тайной. Несмотря на великое множество гипотез, никто доподлинно не знает, как возник этот уникальный этнос. Некоторые исследователи видят в них прямых потомков кроманьонцев, заселивших территорию европейского континента около 35 тыс. лет назад, а кто-то верит, что баски являются уцелевшими после катастрофы атлантами. Но в любом случае, какой бы версии не отдавать предпочтение, басков можно считать самым древним, коренным населением Европы, поселившимся там задолго до остальных народов.
Легендарный этнос окружает ореол мифов, но тот, кто стремиться узнать и понять басков, должен начать знакомство с euskara – языка, ставшего душой этого народа. Показательно, что в эускара нет слова «баски», только euskaldunak – буквально: «люди, говорящие по-баскски». Что же представляет собой эускара? Еще в XVI веке высказывалось предположение, что баскский язык является «прародителем» всех реликтовых языков Пиренейского полуострова, то есть первым, древнейшим средством коммуникации на юге Европы. Тайна его происхождения почти два столетия будоражит умы ученых, пытающихся проследит генеалогию эускара. Исчезнувшие иберийский и этрусский; японский, корейский, финно-угорский, языки американских индейцев и народов Кавказа – таков далеко не полный список претендентов на родство с языком басков. Но все эти увязки оказались малоубедительны, а потому филологи договорились считать эускара единственным живым реликтовым доиндоевропейским языком «вне группы».
Баскский язык, несомненно, относиться к мировому культурному наследию, принадлежащему всему человечеству. Он представляет собой не только памятник прошлого, но, возможно, ключ к разгадке механизма мышления. Изолированность, древность, привязка к месту своего зарождения позволяет ученым «перенестись в прошлое» и понять, как наши отдаленные предки создавали первый язык, как рожденные мозгом ассоциации, чувства и мысли облекались в форму слов, как формировалась речь.
Необычное ощущение возникает у тех, кто впервые знакомиться с баскским языком. Иногда впервые услышанные баскские слова кажутся очень знакомыми, словно они всегда были в голове, да почему-то забылись. Некоторые из них, абсолютно непохожие на русские, ассоциативно кажутся самым правильным, первоначальным названием каких-либо предметов или явлений. Кстати, позволю себе небольшое замечание – с чем только не сравнивали эускара, но только не с русским языком! Конечно, формально, с точки зрения филологов эти языки никак не связаны между собой, но зато легко сопоставимы по сложности, богатству словарного запаса, красоте и выразительности.
Эускара уникален. Но человечество легко расстается со своими сокровищами, и баскский язык мог бы пополнить список невосполнимых потерь, если бы не героические усилия самих басков, направленные на его сохранение. На протяжении веков они отчаянно защищали свою землю, так и не покорившись ни одному завоевателю, сохранив свои вековые устои и родной язык. Прямая агрессия всегда получала достойный отпор, однако эускара подстерегала другая, не столь явная угроза постепенного вытеснения французским и, прежде всего, испанским языками. Большая часть населения Эускади не владела письменной речью, что делало позиции баскского языка особенно уязвимыми. Впрочем, стремление басков сохранить свое главное достояние отразилось даже в названии первой инкунабулы на эускара «Первые плоды языка басков» Бернарда Эчепаре (Bernard Etxepare), вышедшей в 1545 году.
Более глубокое изучение баскского языка началось только в XIX веке. Большой вклад в этот процесс внес племянник Наполеона I принц Луи-Люсьен Бонапарт, организовавший пять экспедиций в Эускади, целью которых было исследование и классификация различных диалектов. Однако ключевую роль в стандартизации эускара сыграла Академия баскского языка, начавшая свою работу в 1920 году. Перед ее членами стояла трудная задача – свести воедино и упорядочить несколько диалектов, а затем распространить предполагаемые стандарты среди по большей части неграмотного населения. Ситуация осложнялась еще и тем, что в тот период времени баскский язык не имел доступа в СМИ и общеобразовательные учреждения. Несмотря на трудности, работа ученых шла полным ходом, до тех пор, пока не разразилась катастрофа – в Испании вспыхнул фашистский мятеж, и началась Гражданская война.
После победы Франко, выступившие на стороне республиканцев баски, начали подвергаться репрессиям, а в 1939 году фашистами был издан декрет, по которому, впервые в мировой истории, все население провинций Гипускоа и Бискайя было объявлено «предателями родины». Местью диктатора стали не только ковровые бомбардировки, аресты и пытки – Франко хотел нанести самый чувствительный удар непокорному народу, запретив любое, в том числе и устное использование баскского языка. Даже дети подвергались суровым наказаниям за то, что осмеливались говорить на эускара. В это же самое время, пренебрегая смертельной опасностью, Академия Баскского языка продолжала свою работу. Хронология этих чисто научных изысканий могла бы показаться неинтересной, если не рассматривать ее в контексте развернутых в Эускади репрессий. Наконец в 1973 году новый стандарт языка, названный euskara batua (объединенный баскский) был принят в окончательной редакции.
Однако только после смерти Франко и получения Эускади статуса автономной области, баски смогли в полной мере воспользоваться трудами нескольких поколений ученых. На сегодняшний день эускара батуа является ведущим вариантом баскского языка, на котором, наряду с государственным испанским, осуществляются коммуникации, включая газеты, радио и Интернет.
Такова история древнейшего языка Европы – жесткая, трагическая, но дарующая надежду. Надежду на то что, сохранив душу народа – его язык, можно преодолеть любые испытания и заслужить право на будущее.


3. Эускаль Эрриа. Путешествие по волшебной стране
Эускал Эрриа, Эускади… Таинственное имя волшебной страны. Ее не отыщешь ни на одной официальной карте, но эта страна фантастических закатов, изумрудных гор и живописных долин живет в сердцах людей. За ее свободу из века в век обильно проливали свою кровь, за любовь к ней шли на смерть.
Так что же представляет Эускади? На атлантическом побережье Испании между Бискайским заливом и Кантабрийскими горами находится автономная область Страна Басков (Pais Vasco), название которой по-баскски звучит как Эускади (Euskadi) или Эускал Эрриа (Euskal Herria). Но эта область только часть овеянной легендами земли, примерно треть территории ныне населенной басками. История сложилась так, что еще в XV веке Эускади была разделена между Испанией и Францией, однако все равно осталась пространством одного народа, одного языка. Поэтому, ведя рассказ о Стране Басков, логично учитывать границы расселения этноса, а не линии на карте отображающие современные границы соседних государств и провинций.
Соседство трех языков – испанского, французского и баскского (эускара) привело к тому, что некоторые населенные пункты в Эускади имеют два, а то и три названия. Поэтому, во избежание путаницы, в описании в первую очередь будут указываться баскские названия городов и провинций, а затем, в скобках испанские или французские.
К баскским землям относятся находящиеся в Испании провинции Араба (Алава), Бискайа, Гипускоа, составляющие так называемое автономное сообщество Страна Басков, провинция Нафарроа (Наварра), а также три небольшие провинции во Франции, входящие в департамент Атлантические Пиренеи: Лапурди (Лабур), Бехенафарроа (Басс-Наварра) и Субероа (Суль). Французская Страна Басков называется Северная Эускади – Ипаральде (Iparraldea), а испанская – Южная Эускади – Эгоальде (Hegoaldea).
Население Эускади составляет около трех миллионов человек, из них басками являются примерно около одного миллиона. Более 860 тысяч басков проживает в Испании, 140 тысяч – во Франции. Баскская диаспора в Латинской Америке и США насчитывает 120 тысяч человек. Несмотря на то, что баски внешне похожи на испанцев и французов, у них наблюдается самая низкая распространенность гена третьей группы крови (изначально он вообще отсутствовал) и наиболее высокая концентрация гена самой древней, первой группы крови. Более 50% басков имеют отрицательный резус-фактор, что значительно превосходит средний для Европы уровень в 16%. Антропологические особенности басков позволили ученым выдвинуть гипотезу о происхождении этого народа непосредственно от кроманьонцев.
Как необыкновенны люди, населяющие Эускади, так нетипичен для большей части Пиренейского полуострова и климат Страны Басков. В нашем представлении давно сложился образ Испании – знойной, опаленной солнцем страны корриды и фламенко, но север полуострова полностью опровергает этот стереотип. Галисию, Астурию, Кантабрию, Эускади неслучайно называют «зеленой Испанией». Влажный, но достаточно теплый климат дарит этим территориям удивительно богатый растительный мир. Зимы в Стране Басков прохладные, но не морозные (+6 +9), лето нежаркое (ок. +20), часто идут дожди. Растительность разнообразна – в Эускади встречаются практически все деревья средней полосы: дуб, бук, ольха, ясень, береза, клен, тополь, ива, однако помимо них, в этом климате выживают и искусственно посаженные пальмы. Яблоневые сады  и огромные виноградники – также неотъемлемая часть живописных пейзажей Страны Басков.
Эускади занимает небольшую территорию общей площадью около 20 тысяч кв. км (из них 17 655 в Испании), однако этот маленький уголок Атлантического побережья привлекает разнообразием ландшафтов, самобытным колоритом населенных пунктов. Достопримечательности баскских земель заслуживают отдельного рассказа, поэтому в данной статье приводится только очень краткая информация о главных городах Эускади.

Провинция Араба (Алава)
Гастейс (Витория) – столица Страны Басков с населением в 210 тысяч человек. Город был основан в конце XII века наваррским королем Санчо Мудрым. В Гастейсе находятся правительство и парламент Страны Басков. Сделанная на двух языках надпись на фасаде административного здания гласит: «Нам нужен мир». Исторический центр города расположен на высоком холме. В самом сердце старых кварталов находится церковь Сан-Мигель с установленной над входом статуей Белой Девы – покровительницы города. В прошлом в этой церкви хранился тесак-мачете – символ независимости Гастейса, на котором правители города клялись соблюдать его законы. В Гастейсе находится Музей Археологии, экспозиция баскского быта, устроенная в помещении постоялого двора XV века, в нескольких километрах от города в старинном замке расположен Музей Геральдики.
Однако Гастейс живет не только прошлым, в нем много промышленных предприятий, в первую очередь – металлургических и машиностроительных. Несмотря на это столица Эускади считается одним из самых чистых городов во всей Испании. В окрестностях города находятся соляные копи и водохранилища.

Провинция Бискайа
Бильбо (Бильбао) был основан сеньором Бискайи Диего Лопесом де Аро в 1300 году  на месте небольшой деревеньки. Окруженный холмами город раскинулся на берегах реки Нрвион неподалеку от атлантического побережья.
За свою долгую историю город несколько раз находился в осаде, во время Гражданской войны 1936-1939 гг. лежал в руинах. Сейчас Бильбо насчитывающий 370 тысяч жителей – крупнейший торговый порт Испании и один из самых больших в Европе центров судостроения, производства стали и химических удобрений. В городе отлично развит общественный транспорт, в 2000 году его организация была признана лучшей в Евросоюзе.
Создать Бильбо репутацию не только промышленного центра, но и туристической достопримечательности помог недавно построенный Музей современного искусства С.Гуггенхайма. Застывшее над рекой грандиозное, отливающее серебром сооружение абстрактной формы, названное символом новой компьютерной эпохи, стало визитной карточкой города и привлекает в Бильбо десятки тысяч туристов со всего света.

Герника. Небольшой город в провинции Бискайя, население которого составляет всего 16 тысяч человек. Гернику называют духовной столицей Эускади, отводя ей особую роль в истории Страны Басков. Здесь испокон веков собирались под сенью «баскского дуба» вожди и старейшины этого народа, здесь испанский монарх подтверждал привилегии, закрепленные в кодексе баскских законов. Неслучайно, желая отомстить непокорному народу, фашистский диктатор Франко выбрал своей мишенью именно Гернику. В разгар Гражданской войны 26 апреля 1937 года мирный город впервые в истории человечества подвергся массированной бомбардировке германской авиацией, приведшей к большому количеству жертв среди населения. Потрясенный этой трагедией П.Пикассо написал свое знаменитое полотно «Герника», признанное одним из самых сильных художественных произведений, обличающих ужасы войны.
В настоящее время в городском саду Герники растет молодой дубок, выросший из желудя священного дуба. Поблизости от этого места расположена Каса-де-Хунтас, где в 1979 году Эускади была провозглашена автономией.
Неподалеку от города находятся пещеры Сантимамисе, украшенные наскальными рисунками, сделанными 12 тысяч лет назад.

Провинция Гипускоа
Доностия (Сан-Себастьян). Красивый курортный город, место проведения кинофестивалей и других светских мероприятий. Доностия насчитывает 180 тысяч жителей. Наиболее узнаваемая достопримечательность города – уютная, окруженная золотистой полосой пляжей бухта, в центре которой находиться похожий на огромную черепаху островок Санта-Клара.
Хотя Доностия является самым фешенебельным курортом севера Испании, в ней, как впрочем, и во всех крупных городах Эускади хорошо развита промышленность, в том числе – металлообрабатывающая и машиностроительная.

Провинция Нафарроа (Наварра)
Ирунья (Памплона) в средние века являлась столицей королевства Наварра. Сейчас в Ирунье проживает 180 тысяч жителей. В городе есть университет, имеются промышленные предприятия. Испанское название города Памплона получило широкую известность благодаря роману Э.Хемингуэя «Фиеста». Как и во времена Хемингуэя в Ирунье ежегодно проходит праздник Святого Фермина с непременным пробегом быков по городским улицам к месту проведения корриды. Множество туристов из Европы и Америки приезжают на праздник, чтобы принять участие в рискованном развлечении и испытать свою храбрость, уворачиваясь от мчащихся по узким улочкам разъяренных быков.

Ипаральде (Северная Эускади)
Наибольшую известность французским провинциям Эускади принесли курорты на побережье Атлантики – Байона (Байонна) – столица провинции Лапурди (Лабур) и расположенный поблизости Биариц. Мягкий климат, прекрасные песчаные пляжи, комфортабельные отели привлекают в эти города десятки тысяч туристов со всего мира. В Биаррице ежегодно проходят соревнования по гольфу и виндсерфингу, а местные школы виндсерфинга считаются лучшими в Европе. Байона – город во многом сохранивший средневековый облик, известен не только архитектурными достопримечательностями, но и кулинарными традициями – своим неповторимым шоколадом и ветчиной.
По дороге из Байоны в Донибане Гараси (Сен-Жан-Пье-де-Пор) – главный город провинции Бехенафарроа (Басс-Наварра) находятся пещеры Oxozelaya, что в переводе означает «Волчий рай». В пещерах можно увидеть доисторическую наскальную живопись, скопление сталактитов и сталагмитов.
А город Мауле (Молеон) в провинции Субероа (Суль) в первую очередь воспринимается, как центр сулетинского диалекта – наиболее сильно отличающегося от остальных диалектов баскского языка.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.