И все-таки весна!

(ПОСЛЕ ВЫБОРОВ ПОСЛЕДНЕГО ПРЕЗИДЕНТА)

1
Хочется надеяться на лучшее. Желание это внутри нас неизбывно. Да, мы привыкли ко всему, привычно посматриваем на чиновников и депутатов, понимая и принимая, что коррупция не обошла их стороной, но понимаем и то, что они – обыкновенные люди, и не могут пойти против системы… видим и другие недостатки государственного строительства, но все равно… вопреки здравому смыслу и очевидности, мы верим: что-то произойдет.

И каждое событие мы рассматриваем с затаенной надеждой, каждое политическое дуновение побуждает наше сердце прервать привычное брюзжание и вслушаться в речь высоких сфер: а что, может и вправду? Конечно, мы тут же разочаровываемся, «опять надули, опять провели», но надежда не исчезает… когда-то, не сегодня, так завтра, ну через год – что-то произойдет, настоящее – и устремится Россия в правильном направлении, и не вернется в свое обычное подмороженное состояние…

Вот и сегодня есть хороший повод надеяться на лучшее: избран новый президент. Мы уже не только забыли, но и вспоминать не хотим, все ли было честно? Разговаривал с членом районной избирательной комиссии. «Ну как, честно прошли выборы?» – «Ой, честно!» – отвечает он мне с шутовской усмешкой. Что хочешь, то и думай. Впрочем, к чему лишние вопросы? Честность нужна Европе, а мы живы надеждой. Нам и намека достаточно, чтобы мы успокоились и начали радоваться. Нам лишь бы заветные слова сказали: «ждать осталось недолго». А дальше мы уже сами нафантазируем… будем думать, что теперь-то и в самом деле скоро… придут настоящие реформы, переменятся все наши порядки, и в конце концов – у нас тоже будет, как у людей, то есть как у той же недоступной нашему пониманию Европы, которую мы ругаем из российского угла на все корки, и завидуем ей, и негласно равняемся на нее, и по-своему даже любим. Не можем не любить, ибо Европа – наша старшая сестра.

* * *
Что ж, президента вроде бы выбрали вдумчивого, спокойного. Сразу видно, что привык к умственной работе. Это для нас приятная новость. Раньше-то все попадались то говоруны неуемные, то нервные какие-то, а то и молчуны злопамятные. Но что-то я не припомню среди президентов (и тем более секретарей) – нормального вдумчивого человека. Конечно, хотелось бы еще и порядочного, который постыдится делать пакости своему народу.

Говорят, уровень задач, которые придется решать г-ну Медведеву, неизмеримо сложнее всего того, что было у президента уходящего. Прежнему нужно было показать, кто в доме хозяин. Вот он и бодрился. Сегодня же бодростью, шуточками про сортир и обрезание уже не обойдешься.

Справится ли? Судить трудно, особенно если лично не встречался. Прочитал в биографии нового президента, что г-н Медведев 17 лет давал советы г-ну Путину. Товарищи, значит… Типа, служили два товарища… Да ладно, кому чем приходилось заниматься в прежние годы, стоит ли об этом поминать? Тем более, если речь идет о действующем президенте. О нем, как о покойнике, плохо не говорят.

Так, что запомнилось из сказанного избранным руководителем государства? Слушал его хотя и немного, но кое-что запомнилось. И прямо-таки приятно удивило. Прежде всего, г-н Медведев твердо высказался против сурковской «суверенной демократии». Честно говоря, мне и самому такая демократия не нравится. Уж лучше царь-батюшка, чем балаган под видом демократии.

Еще г-н Медведев говорил о свободе. В том смысле, что свобода лучше несвободы. Прекрасные слова. Я бы это аршинными буквами в каждом городе разместил… По крайней мере, эти слова милее моему сердцу, нежели прежняя хвастливая чепуха.

Потому я и говорю о надежде. Вроде бы есть намерение довести до конца судебную реформу. Кто знает, может и получится. И мы, наконец, увидим чудо на российской земле – независимых и мудрых судей. Когда каждый районный судья будет иметь свое мнение – и не побоится его предъявить даже наперекор кабинету министров, а министры, если правда на стороне судьи из какого-нибудь Ославля, – покорно промолчат и уступят. Но ведь это такая будет реформа, страшно подумать… судья станет равным не только министрам, но даже президенту и Думе…

И губернаторские выборы, говорят, вернутся, и партиям будет дана благоприятная возможность к размножению. И свобода слова, после тяжелой и продолжительной болезни, снова вернется на экраны телевизоров и страницы газет.

* * *
Мне возражают: ну, этого никогда не будет. Это вам, батенька, либеральный сон снится. Ведь допусти у нас настоящую свободу – все сразу посыплется. Дай настоящие полномочия тем же судьям – они президента ни в грош ставить не будут. Каждый судья будет считать себя равновеликим Кремлю. Разве тут на них кремлей напасешься? Да и газетчики вновь за свое примутся – начнут мерзкие факты выкапывать да в домыслах изощряться. Знаем это, проходили при Борисе Николаевиче. Старика только ленивый грязью не мазал. Надо это новому президенту?

А губернаторы? Дай им свободу – сразу на себя властное одеяло потащат. Никакого бюджета не хватит. Да что там бюджет! Они же президентское кресло захотят примерить. Политиков будут из себя корчить. Прямо как в Америке: посидел в губернаторах – пора в президенты. А ведь есть же прекрасная русская традиция: преемник. Выбрали, кого покажут, вот и хорошо.

С партиями тоже все не все ясно. Такие непредсказуемые варианты могут народиться, что мало не покажется. Мы-то думаем, что ничего особенного. Будет как у всех – приличные и цивилизованные партии. А у нас тут же какой-нибудь махровый Союз Благоденствия вспучится, да и наберет на выборах процентов тридцать. Они же потом на весь мир будут свои мнения брякать. Так осрамят, что и за сто лет не отмоешься.

Но дело даже не в этом. Скептики по-прежнему нас уверяют, что в России ничего путного произойти не может. Как было, так и будет до скончания века. Даже нобелевский лауреат Иван Бунин отмечал в своем дневнике (запись от 17 года): «Нынче читаю о Владимирско-Суздальском царстве в книге Полевого. Леса, болота, мерзкий климат – и, вероятно, мерзейший, дикий и вульгарно-злой народ. Чувствую связь вчерашнего с этим – и отвратительно». Почитайте на досуге. Получите большое удовольствие. И ведь как верно лауреат много подмечает в нашем характере. Поистине, много мерзости и гадости сидит в каждом из нас.

Так что об улучшениях и не мечтайте.

* * *
Не спорю, много можно привести доводов насчет того, что в России ничего не меняется и сами мы нисколько не изменились за последнюю тысячу лет. И всякий раз, несмотря на все перемены, все чудесным образом возвращается в наиподлейшем варианте.

Но я все-таки, несмотря на приводимые умные доводы, надеюсь, что новый президент вместе со всеми нами искренно желает изменений. Да и вряд ли ему, такому интеллигентному и вдумчивому, хочется быть руководителем третьестепенной политически отсталой страны по кличке Византия.

К тому же, нравится нам это или нет, но в 1991 году у нас в одночасье появилась другая страна. И потому нас, хоть и условно, можно считать молодой нацией. Как бы мы ни пыжились и не корчили из себя зрелых мужей, факт налицо: по государственному паспорту нам всего 17 лет. Мы только-только начали приобретать первый юношеский опыт. Мы еще много делаем ошибок, но нам есть куда развиваться.

Мы еще не растратили молодые силы и веру в свое будущее.

2
Вы скажете, а что до всего этого нам, христианам? И как нам поступать в эту неясную эпоху? Программа прежняя: любить и прощать. Не обязательно все подряд благословлять, но и не следует слишком горячиться в смысле публичных протестов. Не проклинать и не анафематствовать, это уж точно. Много чести будет. Кому-то это покажется не слишком героическим, но если всерьез поразмыслить, это и есть самая верная христианская позиция. С мудрой улыбкой спокойно воспринимать все, что происходит вокруг тебя.

Когда слишком многое тебя занимает – душа твоя перестает слышать тихий голос Иисуса. Много ли слышала Марфа, когда хлопотала на кухне? У многих из нас до сих пор этот синдром Марфы. Возьмем самую что ни на есть повседневную жизнь, самые простые бытовые пустяки. Когда человек надолго зависает у телевизора – потом ему трудно сосредоточиться на чтении Слова Божиего. Если христианин накануне воскресного собрания перебарщивает с веселым разгуляем, как он может утром настроиться на благочестивый лад в собрании народа Божиего?

Так что не будем излишне нервничать по поводу этого мира. Давайте поговорим о более важной проблеме – о том, что у многих из нас до сих пор нет мира в душе. Это уже ни для кого не тайна: последние годы внесли в душу многих христиан большое смятение, и наши души, говорю это с печалью, – что взбаламученное море…

А Христос говорит: позовут тебя на праздник жизни – сядь подальше (Лк.14). Позовут тебя или не позовут занять местечко получше, это уже не твоего ума дело. Может, выбранное тобой место и будет твоим на самом деле, для тебя предназначенным. Поэтому христианство, по большему счету, плохо трансформируется в политическое движение. Христианство – это все же путь внутренний, путь сокровенного сердца (1Пет.3:4).

Это вовсе не значит, что нам следует отгородиться от окружающего мира. Но мы должны отойти от привычной для нас модели: либо бухнуться с головой в политику и гоняться за переустройством мира, либо уйти в леса и пустыни. Мне кажется, сейчас самое время подумать о новом для нас мышлении. Наша протестантская традиция, идущая от шестнадцатого-семнадцатого веков, когда закладывались основы многих протестантских конфессий, несет большой заряд энтузиазма по отношению к здравому смыслу. Тогда крепко верили, что человеку все может быть понятно, стоит только хорошенько подумать, применив аристотелевскую логику. Сегодня мы продолжаем при помощи логики раскладывать Библию «по полочкам». С упоением препарируем Слово Божие, делаясь похожими на биологов, препарирующих своих несчастных лягушек.

А ведь еще апостол Павел сказал, как припечатал: «юродство проповеди». В том смысле, что эллинам от нас мудрости не дождаться. (Кстати сказать, пасторов, может быть, вовсе и не в семинариях надо учить, но в каком-нибудь цирковом училище… ведь мы для общества – те же «ненормальные» по терминологии Мишеля Фуко, маргиналы).

Да и как может быть иначе, если само христианское учение полно загадок, тайн, мистики. Тут рациональной трактовкой не обойдешься. Однозначная трактовка несет в себе ложь по определению, ибо мы тем самым ограничиваем смысл только тем, что считаем правильным с нашей доктринальной (быстро переходящей в доктринерскую) точки зрения.

* * *
Поэтому нам, христианам, лучше уж смиренно принимать власть и все, что от нее исходит, не давая наказов, не связываясь с отношениями. И уж, конечно, ничего не прося. Нет, если попросят высказать свое суждение, ладно – ответим. Соберемся, почитаем Писание. Может, что и придет на ум.

Остается, конечно, надежда, что и на самом верху найдутся люди, которые когда-нибудь захотят приникнуть к Слову, напитаться неземной мудростью.

Лишь бы к этому времени мы сами не остыли к Слову. Поскольку с прискорбием замечаю повсеместное падение интереса. Согласен, мой взгляд пристрастный, субъективный. Но вот читаю проповеди, выставленные в Интернете. Что-то последнее время слишком часто стал натыкаться на откровенную халтуру. Бросается в глаза, что авторам все это писать и говорить ужасно скучно. Может быть, это оттого, что им все доходчиво «объяснили»? И теперь вся Библия им «понятна» от корки до корки, никакой тайны. Поистине, христианская скука – вот настоящая проблема, перед которой меркнут российская и мировая политика вместе взятые.

Не все обязаны со мной соглашаться, но лично мне кажется, что наша протестантская задача на ближайшее время – освобождение от собственного доктринерства, а заодно и от конфессионального суеверия, возвращение к глубинам Слова Божиего, слышание голоса нашего Господа, тихая духовная работа… Вот что по-настоящему поможет нам – всем российским протестантам – адекватно встретить грядущие изменения в стране. Понять их в соответствии со Словом Божиим и дать правильный стратегический ответ.

Тогда и наш голос, без всяких движений и заявлений, будет услышан, и главное – понят, даже если мы – всего лишь юродивые для этого мира.


Рецензии