Живи и давай жить другим

(К вопросу о национальной идее)

Хороших идей насчет устроения общества много быть не может. Их от силы пяток наберется, не больше. Вот первая идея: я – сам по себе, и отстаньте от меня. Живите, как хотите, только мне не мешайте. Крайнее выражение идеи – уйти от всех. Жить в лесах, на болотах, среди куликов и уток, питаться грибами и кореньями… Немало встречал нормальных мужиков, которые любят баловаться такими мечтами. Говорят, что с удовольствием скрылись бы от всей этой суеты куда-нибудь подальше. Почему они так говорят, не знаю. Подозреваю, что надоело ходить на работу, а может родственники достали.

Программа понятная и легко реализуемая на практике. Выбежал из дома, захватив самое необходимое, ну там соль, спички, топорик, кусок сала на первое время – и ты свободен. Только в действительности решаются исполнить эту программу-приговор немногие. Цивилизация так просто не отпускает. Обходиться вместо туалетной бумаги березовым листком не каждый приспособится.

Впрочем, с удивлением замечаю, что все до одной так называемые патриотические программы обустройства России до боли напоминают именно эту идею бегства в лес. Русский зеленый лес. Главное, убежать подальше от Запада. Что ж, каждый имеет право предложить свою программу или даже две. Наше дело – вежливо отказаться. Я уже на раз обращал внимание, что составители программ Русского леса большей частью живут почему-то в Москве, имеют необременительные возможности ездить на тот же самый Запад, благоприобретать там собственность и землю, а радоваться жизни в лесу предлагают соотечественникам, живущим за сто первым километром.

* * *
Идем далее. Допустим, появилась у вас хорошая протестная идея, типа «все олигархи обворовали простой народ». Постоим за матушку Русь, очистим страну от нечисти! Или что-то такое по национальной части, неважно. Главное, чтобы эта идея вас самого крепко захватила, чтобы вы сами были уверены в своей миссии. Человек вы способный, глаза у вас горят, речь хорошо поставлена. Собираете круг себя молодых людей, которым все равно нечего делать после работы. Поучаете их, открываете глаза. Молодежь слушает и наливается недобрым чувством ко всем, кто не разделяет ваших убеждений. Вашу способность выступать с трибуны и громить противников приметили, из других городов уже едут правду вашу послушать. Если и дальше все гладко пойдет, создается организация и открываются филиалы на местах.

Так, пора подумать и о прорыве во власть. А когда победим, – откровенничаем мы с приближенными, – всех, кто сегодня против нас, задвинем подальше. Экстремизм? Несомненно. Когда-то это проходило, а сегодня – вряд ли. И не надо соблазняться примерами удачливых экстремистов прошлого. Хотя бы взять того же Владимира Ульянова (Ленина). Этот человек не слишком беспокоился по поводу легитимности, выборов и прочей буржуазной чепухи. Еще будучи юным Володей, он понял одну вещь: если хочешь чего-то доказать, сначала надо захватить власть. Сел Володя в один прекрасный день на завалинку и стал думать дальше… Вот государство – российская империя. Так, посмотрим на нее повнимательнее. Ба! империя-то на боку почивает, самолюбованием занимается. Запросто можно прибрать к рукам. Перво-наперво газетку организовать, чтобы всех возмущала, партию сляпать, набрать в нее самый отчаянный народец, чтоб на все были готовы. Настроим рабочих, обнадежим крестьян, а гнилую интеллигенцию можно не принимать во внимание…

И ведь действительно был террорист… махровый, ни перед чем не остановился. Недрогнувшим голосом призывал к вооруженному насилию и захвату власти. Помню, читал ленинские работы еще в школьные годы, читаешь – и голова кругом идет от его советов рабочим: стройте баррикады, обливайте жандармов кислотой, лупите их велосипедными цепями, взрывайте полицейские участки. Используйте все, что попадет под руку – нож, кастет, палку, тряпку с керосином для поджога…

Представим, что сегодня вместо нынешнего милейшего генсека КПРФ был бы Владимир Ульянов. Я думаю, Владимир Ильич и чеченских сепаратистов поддерживал бы, и татарам обещал бы свободу отделиться. Против олигархов выступил бы с призывом «Грабь награбленное»! Ну, а потом в Смольный на белом коне или белом броневике.

Но в наше-то время этот номер уже не пройдет. Его бы на полдороге перехватили и – в Басманный суд. И загремел бы Ульянов, при всей его юридической подкованности, куда-нибудь на север Красноярского края. Ответил бы за свои писания и призывы к терроризму и вооруженному захвату власти.

* * *
Нет, для нынешнего движения нужно придумать что-то другое. А кто не понял уроков и упорно идет по пути вождей и фюреров, получает по заслугам. Ведь привлеченная вашими речами молодежь (это все, кому нет сорока) захочет отделяться от окружающих особой одежонкой, приветствиями и даже походкой в стиле marschieren. Отсюда недалеко до идеи самообороны. А раз есть самооборона, значит, жди прямого действия. Надо же показать, какая мы сила. Сбившаяся в кучу молодежь обязательно затребует действий – морду набить, из оружия пострелять. Такова логика развития всех экстремистских программ. Лидеру отступать нельзя, иначе авторитет загубишь. Все отечественные фюреры попали в эту ловушку. У кого хватило ума бросить затею – сгинули в безвестности, а кто поддался на уговоры военизироваться – пострадал с поличным. Взяли его, отчаянного, и все начинание разорили.

* * *
Есть идея: объединить всех, или почти всех на хорошей веселой основе. Чтоб каждому Ваньке Стрюцкому можно было доходчиво и вразумительно объяснить. Чтобы он мог легко запомнить и даже повторить, если какие иноземцы начнут расспрашивать.

Меж тем, поиск этой самой общей основы дается непросто. Чего только ни предлагают в качестве национальной идеи: безопасность, здоровый образ жизни, создание комфортной среды обитания (приятный труд, хорошая зарплата, вкусная еда). Отдельные чудаки до сих пор пытаются всучить идеи коммунизма. На мой взгляд, совсем уж безнадежное дело. Лет сто назад еще можно было щеголять «Капиталом» Карла Маркса, но теперь даже говорить об этом неловко… Иные реанимируют проект, на который крепко надеялись в царской России. Казалось, он намертво соединяет всех в одно целое под хорошим и понятным лозунгом: православие, самодержавие, народность. Но как только присоединили мусульман, иудеев и буддистов – программа поломалась. И стала даже вредить общему делу. В СССР тоже был общенациональный проект: создание советского народа. Находилось немало желающих записать себя в советские люди. Ума только не приложу, куда потом они подевались?

Патриоты предлагают успокоиться на русских традициях. И сами же удивляются, что не наберется и пары внятных традиций русского народа, которые можно было бы выставить на всеобщее обозрение. В самом деле, не принимать же всерьез народный календарь, который неизвестно кто и когда сочинил. Ладно, об этом больше не будем. Когда профессиональные патриоты выставят что-нибудь дельное, тогда и поговорим.

* * *
Пожалуй, главная беда всех этих идеологий в том, что они обращены не к обществу, но к государству и его чиновникам. Их создатели откровенно сигнализируют: дайте денег на устроение прожекта. Однако, есть и другая причина, по которой нынешние проекты оказываются нежизнеспособными. Причина в том, что мы все разные. У нас нет единства целей и интересов, нет одной нации, одной религии, одной экономики.

* * *
Так получилось, что дом, в котором я живу, находится в пяти минутах ходьбы от главной мечети города. Рядом с мечетью – городской сквер с фонтаном, куда забредает немало праздного люда. Есть что сопоставить. Из мечети выпархивают детишки в тюбетейках, идут по улице, не стесняясь своих головных уборов. Выходят почтенные леди в платках, не менее почтенные мужи в хороших костюмах, иные даже в арабских хламидах. Заводят благочестивые разговоры. А в сквере сидят любители еды на природе. Любовь тверичан поесть на природе известна во всем мире. У нас на каждом газоне рассаживаются с газетками, выставляя на них пиво и закусон. Будто дома нет возможности нормально пожевать…

Но это я не к тому говорю, чтобы полюбоваться тверскими обычаями и хранящими их горожанами. Я к тому, что мы – разные, и с этим надо считаться. Поэтому оставим одним благочестивые беседы, а другим – разговоры под пиво и соленые фисташки. Каждому – свое.

* * *
Возьмем религиозную сферу. Похоже, православный ресурс достиг своего максимума, и остается только работа внутри – по преобразованию рыхлого, аморфного во что-то пригодное. Исламский потенциал далеко не исчерпан. Рост продолжается за счет мусульманских мигрантов и перехода в ислам бывших атеистов и православных. Ислам становится более квалифицированным и технически оснащенным. Вместе с тем очевидно, что ни православного царства, ни исламского королевства из России уже не сделать.

На первый взгляд, протестанты находятся в наименее выгодном положении. Во-первых, они представляют собой набор самых причудливых направлений. Во-вторых, они плохо умеют договариваться между собой и с властью. И все же у протестантов есть значительный потенциал, к тому же они приучаются к мысли о необходимости сотрудничать друг с другом и понемногу постигают навыки дипломатической работы. Они уже не вздрагивают от того, что кто-то иначе понимает то или иное положение их вероучения. И это правильно. Ведь если наши духовные предки веками спорили по тем или иным вопросам, так и не придя к единому знаменателю, то и нам не надо бы втягиваться в эти споры, а лучше заняться практической работой на пользу общества. Если же кого-то более интересует теологический спор, то надо сесть отдельно и вести его тихо, в академической манере. Но смешивать две вещи не следует. В конце концов, взаимоотношения вашей церкви со Христом не зависят от того, как их интерпретирует третья сторона. И будем помнить, что Церковь сама по себе не является истиной, она лишь призвана возвещать истину об Иисусе Христе.

Христианам трудно договориться друг с другом, поскольку здесь виновато, казалось бы, простенькое рассуждение: если признать, что другие тоже имеют свою правду, то придется согласиться с тем, что наша религия допускает разные точки зрения. Сто с лишним лет тому назад один ученый немец, глядя на все эти препирательства, предлагал теологию выбросить на помойку. Советовал просто любить Христа. А что, логично. В сущности, давно пора бы успокоиться, согласившись на том, что любовь и добрые дела важнее любых доктрин и практик, и на этом поставить точку. Но точка не ставится, поскольку тогда пропадает пассионарность и увядает стремление к истине. Наверное, правильнее всего будет полагать, что каждый имеет право принести дары Господу, только не в виде скальпа своего оппонента.

* * *
Смею надеяться, что со временем и православные научатся видеть в протестантах своих соотечественников, и даже братьев во Христе Иисусе. Ведь это же было во времена сталинско-хрущевских гонений… Тогда сразу все вспомнили, что верят в одного Бога. Да и как не вспомнить, если христиане самых разных направлений и школ зачастую в одной тюрьме сидели – православные, баптисты, лютеране, пятидесятники… и были в большой симпатии друг к другу. Совместно молились, помогали чем могли. И на свободе старались друг друга выручать. Помню трогательный случай, как в эпоху Великого дефицита служители одного православного храма выручили тверских баптистов Кагором для Причастия. Думаю, прошлому поколению христиан еще памятен случай, когда баптисты написали письмо Брежневу, вступаясь за арестованного православного служителя Дмитрия Дудко.

Куда только теперь подевалась эта дружба? Возможность припасть к государственной кормушке испортила нравы. Я не виню припавших. Мы все показали бы себя не лучше, появись у нас искушение полакомиться казенной манной. Всем христианам надо преодолевать в себе грех соблазна государственной халявой. Преодоление такого соблазна трудно, почти невозможно, разве что только лишь через пост и молитву.

* * *
Разумеется, для истового христианина национальной идеей могло бы стать устроение общества по закону Божиему. Это для нас план номер один, и он остается на все времена.

Но мы признаем реальность: не все наши соотечественники этого хотят, не все нас в этом стремлении одобряют, не все нам рукоплещут. И потому мы, проживая в одном общем доме вместе с другими людьми, которые вовсе не желают исповедовать наши принципы, не должны им навязывать свое задушевное желание. Как мы не навязываем соседу по лестничной площадке свои правила и понятия о жизни.

Идея нашего столь разнородного общества может быть только одна: живи и давай жить другим. Перестаньте взывать к историческим заслугам (кому это надо сегодня?) и претендовать на исключительность. Добром это не кончится. Пусть каждый признает право других жить и развиваться.

Нам надо бы научиться радоваться чужим праздникам, шествиям и демонстрациям. Не врываться к ним с криком: гады! вон отсюда! Да пусть они протестуют, где хотят, лишь бы это место было заранее согласовано с администрацией муниципального образования. Покричат они, завтра ваш черед покричать. Вот патриоты собрались на свой митинг. Я как раз находился рядом, не подумайте, что пришел специально полюбоваться. Они кричали один и тот же нехитрый лозунг «Слава России»! Крикнули раз сто. Ну, может, не сто раз, а только 99, но у меня разболелась голова, и я сбился со счета.

А скоро и кричать надоест. Наверняка, захочется сделать что-нибудь полезное – для себя и для других, и даже, может быть, без всякого материального интереса.

* * *
В сущности, настоящая идея не нуждается в правительственной поддержке. Она прет снизу, без дозволения властей. Возможно, какое-то время начальство даже будет против, поскольку не сразу разберется, недопоймет, не разглядит.

Настоящая идея отвечает запросам каждого человека. Да она в воздухе разлита. За нее человек готов даже чем-нибудь пожертвовать. Наши разговоры ничего не стоят, если мы сами за свою идею не готовы сходить на митинг, быть задержанным и даже получить по шее.

Если идея стоящая, то и объяснять ничего не надо. Нам надо только посмотреть вокруг и сделать так, как хотят люди.

* * *
Давайте исходить из того, что реально интересует людей в этом мире. Собственно, каждого человека интересует реализация его насущных потребностей. В течение одной быстротекущей жизни.

Назову три пункта.
Первое. Никто из нас не хочет, чтобы нас обижали, толкали, не давали развиваться. Сюда же относится невинное желание заключить брак с противоположным полом и наплодить потомства. Радоваться тихим радостям, даваемым браком. И я с трудом понимаю тех, кто добровольно лишает себя этой возможности. Иногда понимаю, но чаще не понимаю. Потому что лишать себя общества Другого человека – противоестественно. Вопрос об устроении личной жизни никто за нас не решит. Ни партия, пусть самая прогрессивная, ни правительство, ни даже президент, каким бы он ни был внимательным к нуждам рядовых граждан. Эту задачу должен решить каждый из нас сам. Родители или твоя религиозная община могут тебе посоветовать, но решать все равно тебе. Вот сейчас одно известное политическое движение взялось вывозить молодежь на природу и спаривать юнцов, как подопытных кроликов. Надеются на увеличение браков и прирост рождаемости. Неужели они не понимают, что молодежь, когда повзрослеет, все поймет и предъявит счет подобным развратителям нравов.

Второе. Не будем мешать частному стремлению зарабатывать средства к существованию. Государство должно лишь доглядывать, чтоб не жульничали и не пакостили, а в остальном – пусть беспрепятственно разворачивается народная инициатива. Хотите открыть собственное дело? Пожалуйста, вот вам разрешение.

Наконец, третье. Давно пора бросить мечты о генеральной линии духовного развития. Сколько можно объяснять, что запреты и предписания в этой области не помогут, разве что усложнят работу Страсбургского суда. Не секрет, что эта тема особенно волнует российских протестантов. Ведь протестантов более миллиона, а предержащие власти делают вид, что их не существует. Что удивляться, что пошлые выпады в адрес протестантов сходят с рук. Наверное, надеются, что протестанты и так скоро вымрут. Между тем, стоит напомнить, что еще писатель Достоевский хоронил русский протестантизм…

* * *
Не сомневаюсь, что именно эти простые и понятные вещи станут основой национальной идеи нашего государства. Надеюсь, что со временем наше государство станет вменяемым, скромным и дружелюбным. Не будет вести себя как карточный шулер. В общем, станет цивилизованным, уважающим своих граждан. А свободное общество само разовьется в нужном направлении.

И если нас попросят изложить эту программу поподробнее, то можно и написать. Хотя я бы писать много не стал. Все равно читать не будут. И так все ясно.

Вот только о Боге и Его заповедях хотелось бы все-таки напомнить. Без этого дело не пойдет. Об этом еще старик Гегель хорошо сказал: «Народ, имеющий плохое понятие о Боге, имеет и плохое государство, плохое правительство, плохие законы».

Это уж точно…


Рецензии
Зайдите почитайте у меня "Национальный вопрос".
Думаю вам интересно будет.

Думающий   18.07.2009 13:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.