Устами младенца


Я собираюсь искать грандиозное «МОЖЕТ БЫТЬ».
Франсуа Рабле.

НЕВЫДУМННЫЕ ДИАЛОГИ

СЕБЯ НЕ ПОХВАЛИШЬ…
Полина (2,5 года) первый раз пошла в садик. Весь день проплакала. На обратном пути домой:
Лина. – Я больше в садик не пойду!
Мама. – Почему, в садике очень хорошо. А мне надо на работу ходить.
Лина. – Нет, там плохо.
Мама. – Нет, хорошо.
Лина. – Нет, плохо.
Мама. – Ну что ты, вон воспитательница тётя Люба какая хорошая!
Лина. – А я и сама хорошая!

     КОЕ-ЧТО О САМОЛЁТОСТРОЕНИИ
Летим из Ленинакана на каком-то маленьком самолёте – примерно 30 посадочных мест, земля прямо под иллюминатором, хорошо видны шасси. Полинка долго с интересом на них смотрела, а когда в начале полёта они стали убираться внутрь, как закричит тоненьким голоском на весь салон:
Ой, мамочка, а у самолётика-то, оказывается, ножки из попки растут!
И так чисто и непосредственно это прозвучало, что пассажиры  от души громко смеялись до самого конца полёта, то и дело вспоминая  эту фразу. Кажется, уже все про неё забыли. И вдруг в тишине опять кто-нибудь из взрослых пропищит, подражая ребёнку: «А у самолётика-то, оказывается…» И снова весь салон содрогается от смеха.

КОЕ-ЧТО О ФРАЗЕОЛОГИИ, ИЛИ КАК КАПЛЯ
      НИКОТИНА УБИВАЕТ … ФАШИСТОВ
Антон (3.5 года). – Купите мне сигареты!
Мама. –  Зачем они тебе?
Антон. – Так, на всякий случай.
Мама. –  А всё-таки, что за случай такой?
Антон. – А вот, если фашисты придут, то мы им дадим прикурить, и   
                они умрут. И мы победим!

 УРОК АНАТОМИИ
Купаем Антона в ванне. Хочет без подготовки облиться ледяной водой.
Мама:  -  Не надо, Антоша, так резко не закаливаются, лёгкие застудишь.
Антон: - А где это?
Мама (показывает): - Вот здесь у нас лёгкие под лопаточками, слева в груди - 
сердце, вот это твёрдое называется  «рёбра», в правом подреберье – печень, слева пониже – селезёнка, а сзади с двух сторон - почки, а вот здесь посерединке – желудок, а вот эти мышцы - пресс…
Антон: - Ой, мама, а что, когда ты с папой лежала, ты разрезала ему животик
          и копалась там?
Мама:  -  Ты что, как это?
Антон: - А откуда же ты тогда всё знаешь?

О ПОЛЬЗЕ ВОДНЫХ ПРОЦЕДУР
Поливаем в огороде грядки водой из шланга. Лина (4 года) подбежала не с той стороны, и мама случайно  окатила её водой с головы до ног.
Лина. – Мама, зачем ты меня полила, я ведь тебе не помидорчик! Я и сухая вырасту!

     БИБЛЕЙСКОЕ
Полинке купили красивую куклу в тунике и в сандалиях на босую ногу:
П. -  Ой, спасибочки, ну прямо как у Иисуса Христа!
         В этой простенькой реплике меня поразило то, что мы, являясь совсем не религиозной семьёй, не рассказывали детям ничего из Библии. Однако – вот детская наблюдательность! – дочка, видимо, видела мультфильм по библейскому сюжету и запомнила не только имена, но и детали одежды.
Я вообще не устаю поражаться детской мудрости. Давно известно, что от момента рождения до 5 лет ребёнок получает и внутренне перерабатывает около 90% информации о мире вокруг, а за всю оставшуюся жизнь, как бы ни учился, только 10 %. И когда малыш самостоятельно делает свои крошечные открытия, когда они формулируются в его наивно трогательной речи, это дорогого стоит. Не понимаю тех, особенно педагогов (а есть и такие!), кто отказывает младенцам в наблюдательности и сметливости, считая, что у этих крох человеку взрослому учиться нечему.

О ПРАВИЛАХ ХОРОШЕГО ПОВЕДЕНИЯ

     Бабушка собирает Антона гулять. Оделись, выходят на улицу.
Б. - Ой, а самое главное-то забыли! Надо срочно пописать на дорожку!
А. - Бабушка, что ты! На дорожку нельзя! Надо только в горшочек!

Антон. ПЕРВЫЕ СТИХИ И СКАЗКИ.
В 2г. 2 мес.:
Дай стакан молока
И водичку пока!
Ой, беда, беда, беда,
В мишкин дом течёт вода!
Винни Пух, Винни Пух
Отгонял от мёда мух.
В 3 года:
Что же, что же делать,
      Как же, как же быть:
      Папочка уехал
      В армию служить!

Антон. 2г. 2 мес.:
Про голодного волка
Антон: - Жил-был волк.
Мама:  - Зубами щёлк.
А.        -  Он забрался в огород,
М.       -  Удивил он весь народ.
А.       – На гармошке стал играть,
М.      -  Ребятишек развлекать.
А.      -  Нет, не так. Жил-был волк. Он хотел съесть зайку. А зайка побежал в огород и был таков! А волк пошёл в лес и хочет кушать. Он шёл, шёл, и вдруг лягушка. Он лягушку съел. И пошёл дальше. А тут идёт лиса. Она услышала: у волка в пузе бурчит. Она бежит и давай смеяться! А тут идёт другой волк и тоже давай смеяться! А тот волк рассердился и съел лису. И другого волка тоже съел. Ой, мама, мамочка, я боюсь волка! (Прижимается и дрожит.)
М.     -  Что ж, сына, его теперь бояться, когда он такой сытый: и волка съел, и лягушку, и лису. Не бойся.
А.     -  А волк потом ещё будет кушать. Он поймал товарища и посадил его в мешок (У нас дома часто говорили: «Товарищи, пошли гулять!» или «Товарищи, давайте обедать! Товарищи, спать пора!» и т.д.). А товарищ кричит волку из мешка: «Ну, волк, погоди-и-и!» А товарищ кричит: «Ну, погоди! Ну, погоди!» Тогда он из мешка выскочил и побежал. (Умолк).
М.     -  Ну, так убежал он от волка или нет?
А.      -  Убежал. Он убежал на улицу и там увидел меня. И мы стали кидать снег.
Я специально не «редактировала» эти маленькие «произведения», не исправляла огрехи «стиля», не согласовывала времена глаголов,  не заменяла извечное «говорит» на синонимы и т.д., чтобы сохранить ощущение детского лепета, непосредственности, старалась и пунктуационно передать интонации маленького сочинителя. Более того, поскольку мой ребёнок до 4-х лет не выговаривал звуки «р» и «л» и некоторые слова, то в моей «заветной тетради» эти записи выглядят так:

Как Антон гулять ходил (Неполных два года):
Я пошёх гуять. А кугом доёга. Там уя бояя, огвомняя. (Т.Е. Я пошёл гулять. А кругом дорога. Там лужа большая, огромная. – Далее текст без «фонетического натурализма»). Да. А мама сказала: «Антона, в лужу не беги, не надо бежать в лужу. А я в лужу бегом и в лужу  - прыг! … и бух! А мама тоже прыг! И Антона шлёп! А я говорю: «Мама, не бей меня, мне больно, больно! Антону больно, пожалей меня!»

Антон увидел фотографию деда с бабушкой (2 г. 1 м.):
Вот это деда, а это баба молоденька. А кругом люди, они пошли гулять по парку. Они смеются, они купили морожено («моёненё»), они поют песню. Вдруг идёт медведь и говорит: «Я большо-о-ой медведь, я тебя съем!» Вдруг идёт волк и говорит; «Я большо-о-ой волк, я съем всех!» Вдруг идёт кошка беленька и говорит: «Я кошка, я сильная, я сильнее всех!» А там лиса на самосвале приехала (выговаривает так: на «пананане») и давай сыпать песок. Большую гору песка насыпала. Огромный самосвал («пананан»). А кошка говорит: «Зачем ты сыпешь песок, не надо». А лиса говорит: «Я рыжая, я хитрая. Хочу сыпать песок». Тогда кошка своим хвостиком всё размела и лису прогнала, потому что кошка сказала: «Я сильнее всех». А волк и медведь убежали в лес. Вот и всё. Покажи ещё фотки про бабушку.

КАК ЗВЕРИ В ШКОЛУ ЕЗДИЛИ (2,5 года)

А.  -  Жил-был зайка, он купил машину и пошёл с ней играть. Он её возил-возил и потерял колёса. (Намёк на игры сына: у него все машины через два часа после покупки остаются без колёс. – С.Б.) А там были котятки оба. Они побежали по всем магазинам и купили новую машину. И давай ездить. А магазины закрыли на ключики-замочеки, и зайка не может купить новые колёса. Тогда он взял ключик-замочек и отрыл магазин. Купил другие колёса, починил машину и давай ездить.
М. -  И куда же они поехали?
А.  -  А они - оба котятки, зайка и ёжик – поехали в школу. (Я работала учителем, и дети были частыми гостями в моём кабинете. – С.Б.) А повёз их волк. Он остановил машину у школы и ушёл, а машину оставил. А зайка, ёжик и котятки зашли в школу.
М.  -  Ну, если волк был шофёром, то директор школы, наверное, лиса, да?
А.  -  Да, лиса. Она идёт с чемоданом (Возможно, имелся в виду дипломат. – С.Б.) и говорит: «Заходите, заходите.» Они побыли в школе и пошли домой. Сели на машину и поехали. И дома легли спать. А машинка осталась  на улице и плачет, плачет. Они утром пришли, а машинка плачет одна на дороге. Они сели на машинку и опять поехали в школу. И машинка обрадовалась. Вот.

ЗВЁЗДНАЯ СКАЗКА (3 года)

На улице мороз под – 25. Окна совсем замёрзли, только небольшая отдушина на стекле.
А. – А вот как будто иллюминатор (Выговаривает как «июминатох», но на самолёте часто летал, поэтому слово знает. – С.Б.), давай смотреть в сказку! Смотри, какая сказка на улице (Кругом было белым-бело, и мы часто повторяли, что на улице красиво, как в сказке. – С.Б.). А вон как будто с неба звезда упала и … и…. (замялся).
М. – И превратился в звёздного мальчика?
А. – Да нет, это же старая сказка! А эту звезду увидели зайка и мишка. Зайка говорит: «Давай поделим её пополам. А мишка говорит: «Да ну, как мы её поделим, она же совсем маленькая! А зайка говорит: «А мы давай ножик возьмём!» Вот они взяли ножик и хотели звезду разрезать. Но тут проходил мальчик, их друг, и говорит: «Вы зачем её режете, не режьте! Откуда она упала? Давайте её туда запустим!» Они взяли звезду и пошли к знакомому лётчику. Лётчик спрашивает: «Что, она с неба упала?» Взял звезду, сел в ракету и полетел а небо. Там взял звезду и её ка-а-ак  - пух-пух-пух-пух-пух! – запустил на место. Помахал ей ручкой и говорит: «Ну, всё». Они ей тоже ручкой помахали: так вот помахали, вот так помахали. А лётчик сел в самолёт и говорит: «Я в сказку полетел, вот когда все звёзды облечу, тогда вернусь». А они говорят: «Да ты же нашу звезду не забудь навестить, вдруг она заболела». Он говорит: «Хорошо, навещу, не бойтесь». Помахал им ручкой и улетел в сказку, вот так. 

ПРО СОБАК (4 года)

Жили-были три собачки: Пуф, Пиф, Паф. Однажды их хозяин ушёл на работу, а вернувшись, принёс столько еды, что они стали жить-поживать, да добра наживать. Но вдруг пришёл к ним медведь и стал разорять курятник. Куры закудахтали, стали звать на помощь. Тогда собачки взяли длинную верёвку, запутали медведя  и остригли ему шерсть. А самого голого в лес отпустили. Тогда хозяин взял эту шерсть, напрял пряжи и связал собачкам тёплые попонки на зиму. И ещё пряжи осталось у хозяина, чтобы своим деткам связать платки и носочки. 
Потом хозяин пошёл на чудо-поляну. На этой поляне росло чудо-дерево, а на дереве  - столько плодов разных видимо-невидимо, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Хозяин позвал собак и говорит: «Вот висят кости с мясом, зайцы жареные, утки тушёные, но вы их не трогайте, а  съешьте только по одной маленькой жёсткой горошине. Увидите, что будет».  Пиф, Пуф, Паф съели по горошине, и вдруг выросли в три раза, и силы у них утроились, и ум стал такой хитрый, что никого на свете умнее них уже больше не было. И стали они жить-поживать и горя не знать.

БЕСКОНЕЧНАЯ СЧИТАЛКА  (7 лет)

Окно в Багдаде у крыльца,
Крыльцо в Багдаде на стене,
Стена в Багдаде от дворца,
А дом в Багдаде на горе.
Гора в Багдаде на траве,
Трава в Багдаде на земле,
Земля в Багдаде на лугу,
А луг, изогнутый в дугу.
Костёр в Багдаде на лугу,
Играет пламя на стекле,
Как будто блики на Луне.
А искры кружат, как в пургу.
В Багдаде искры на стекле,
Стекло в Багдаде на окне,
Окно в Багдаде у крыльца, -
Читай сначала без конца!
               
 Полина
НОВОГОДНЕЕ (6 лет)

Вышла Поля на крыльцо,
Вдруг снежинка ей в лицо,
Вдруг снежинка ей в лицо –
От мороза письмецо.

Пишет дедушка Мороз,
Что он ёлочку принёс:
Пусть веселье, радость, смех
Будут в этот день у всех!

ПРОГУЛКА

Я на улицу иду
Погулять с ребятами,
А бабулечке скажу,
Что вернусь полпятого.

Дома всех предупрежу,
Что к детишкам выхожу!

А ребятки молодцы,
Принесли мне леденцы,
Прокатили с ветерком,
Отвели домой потом!

ПРО РЫЖЕГО ПСА (12 лет)

Мой Рыжик – он просто бесплатный звонок!
Как только прохожий взойдёт на порог,
Как тотчас бывает обнюхан, облаян,
Облизан, обласкан, обшарпан, умаян…
И женщина сразу спасает чулки,
Мужчина спасает штаны и носки,
Чтоб позже не плакать, заплатки не шить,
И чтоб поцелее домой уходить,
И не сгорать от стыда и тоски,
Что от костюма остались куски…
Ну можно ль такого-то пса не любить?!

ЖЖЖ

Жил на свете рыжий пёс:
Глазки рыжи, чёрный нос,
Был он беспризорный,
Немытый и голодный.
Сторонился он людей,
Избегал мальчишек,
Чтобы не было у пса
Лишних страшных шишек!
Убегал, поджавши хвост
Бедный, жалкий, рыжий пёс!
Наконец, он дом нашёл,
Кличку «Рыжик» приобрёл,
Стал ласковый, послушный,
Со всеми очень дружный.
Спал он в кресле, на диване,
Лапы кверху, кверху нос.
Вот какой балованный
Стал беспризорный пёс!
…Дверной звонок – и громкий лай,
И в дверь рывок, и дыбом шерсть,
На злых людей как будто бы
Свою обрушил месть!
Но никого он не кусал,
А только попусту пугал.
И, поленившись встать с дивана,
Потом на всех рычал он рьяно.
Вот так и жил вольготно он,
Пока не появился в доме
Наш крошка – маленький Антон,
Смешной, забавный гномик.
Все подчинились малышу
И в этом были правы:
Заботы, грелки и лапшу,
Купанье и забавы –
Всё-всё лишь только крепышу.
«Я ущемлён в своих правах!» -
Думал Рыжик лёжа. –
«Такая жизнь – ну просто швах!
На что это похоже!
Ни поиграть, ни поскулить,
Ни - Боже! – громко лаять!
Такой режим, такой кошмар
Ну как тут не обхаять!»
Но долго думать не пришлось,
Пёс был великодушен,
Как все, Антошу полюбил
И стал ему послушен.
С Антоном он вовсю дружил,
Вилял хвостом, ласкался
И позабыл совсем о том.
Что раньше возмущался!


Рецензии
Восхищение парадоксальностью и оригинальностью детского мышления стало уже общим местом. И взрослые почти не задумываются, почему дети выдают такие "перлы". Причина, как мне представляется, в том, что мышление ребёнка ещё не зашорено, не сковано стереотипами, свойственными для взрослого. Вот потому малыш и делает замечания и наблюдения, вызывающие у окружающих умиление и улыбки.
К сожалению, дети рано или поздно вырастают, и из разум так же окутывается паутиной стереотипов. Увы.

Виталий Слюсарь   14.12.2011 17:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.