Российское, мужественное, христианское, часть I

(Конечно, с момента написания этой вещицы многое изменилось, но все же кое-что по моим наблюдениям осталось неизменным… Впервые работа опубликована в издательстве «ИКАР», М., в 1995 г. под псевдонимом Борис Смородин.)


ВНИМАНИЕ !
Эта книга обращена к мужчинам. Прочтение ее женщинами нежелательно, поскольку может способствовать у них проявлению раздражительности, а в запущенных случаях и агрессии.

* * *
— Вы понимаете, почему мы попросили женщин не слушать наш разговор? Хорошо, я поясню. У нас, мужчин, есть свои проблемы, в которые посвящать женщин вовсе не обязательно. Рассмотрим их в своем кругу, и я не сомневаюсь, что мы прекрасно во всем разберемся сами.
— Автор


В ПРИЕМНОМ ПОКОЕ

I. РОССИЙСКАЯ ПРОБЛЕМА

В России существует проблема, которая в немалой степени является причиной того, что происходит сегодня в нашем обществе. Впрочем, эта проблема существовала всегда. И хотя она затрагивает всех, ее никогда не решали всерьез...

* * *
Для всего живущего на земле Бог установил определенный стандарт поведения. Для животных и птиц, для рыб и пресмыкающихся. Для ангелов и для людей. Мужчины должны быть мужчинами, женщины — женщинами. Каждый должен вести себя соответствующим образом. Это установление Бога никто не может нарушить безнаказанно.

Мужчинам придан мужской менталитет (склад ума), и он заметно отличается от женского. Всякая попытка нивелировать их ведет к восстанию против Бога и трагедии для человека. Если в народе по каким-либо причинам оказывается мало мужчин с мужским менталитетом, то это оборачивается трагедией для народа. Вы спросите, неужели когда-нибудь был такой народ? Да, отвечу я, был. И не только был, но и существует сегодня. И довольно многочисленный.

Это — мы.

* * *
...мне иногда кажется, что у нас матриархат, то есть когда решительное принадлежит женщинам. Это лишь на первый взгляд в России доминируют мужчины. Как бы имеют власть. Но обладание властью изменяет личность, делает ответственным и т.п. А у нас? Разве наши мужчины похожи на ответственных глав семей? Разве можно назвать мужчинами эти беспорядочные вороватые существа, которые хотя и способны снаглеть и надерзить, но чаще бывают пугливы и робки, храбры только пить вино, истеричные, безынициативные, не способные к систематическому труду. При первой трудности опускают руки и превращаются в нытиков и попрошаек. Падают до абсолютной безвольности.

* * *
Сравним жителя средней полосы России хотя бы с жителем Кавказа. Так сказать, чтобы далеко не ходить. Поставим рядом одного и другого. Замечаете разницу между джигитами? В самом деле, а в чем, собственно, она выражается? Да вот в чем: их люди все-таки сохранили некоторые понятия о вещах, о которых у нас теперь вроде бы и говорить неловко. Слова, связанные с этими понятиями, непривычны для нашего уха, они – старомодны и неуклюжи, и как-то неуместны в нашей речи, как неуместна в придорожном буфете посуда из потемневшего от времени серебра… А слова такие: мужская честь, мужское достоинство, мужское верное слово…

Да вы сами это знаете. Почти в каждой ситуации их мужчина ведет себя иначе. Прежде чем заводить семью, печется о том, чтобы устроить жилье. У нас – наоборот. Сначала заведут семью, потом думают о жилье. У них мужчина заботится о том, чтобы раздобыть денег для содержания жены и детей, у нас – может и не заботиться, может и вообще не работать. И много чего еще. И правильное воспитание детей сюда входит. Мальчик должен воспитываться как мужчина, и никак иначе. И еще: порой кажется, что только мы и отличаемся во всем мире своими пьяными подвигами. В то самое время, как другие строят и приумножают. Конечно, чужие модели поведения нам не указ, тем более модели с южным акцентом. Мы так вести себя не можем, мы – слишком культурные. Но все же?.. Почему мы не позаботились о том, чтобы в основание нашего общества были положены правильные понятия о мужчинах?

* * *
Многие недоумевали, отчего это у нас душа такая? Как бы с заметными отклонениями от нормы. В оправдание приводились разнообразные причины, а заканчивались рассуждения обычно так: дескать, согласны, все подтверждается, но это и хорошо. В смысле жить наособицу. Поскольку мы шибко заядлы на изобретательство велосипедов.

Вот не вытерпит и напишет некий смельчак в минуты отчаянного откровения: «… кажется, мы давно сбились с дороги… предлагаю перестать любоваться собой. В самом деле, ну что мы за люди? И работать толком не умеем, да и не хотим, и мысли только о водке (во всякое время дня и ночи), и слово не сдержим, если пообещаем, и толкнем, если замешкаешься, и обкрадем, если зазеваешься, и вообще, мы – народец худой, порченый…»

Напишет он так и ужаснется, и начнет искать другую сторону. – А! нашел: «… но с другой стороны… о, здесь еще надо посмотреть… в смысле «кто кого в случае войны и у кого художественнее художественная литература».

Внешне многие наши соотечественники довольно-таки удачно походят на обычных мужчин, здесь не придерешься: и мускулы, и взгляд боевитый, и бородой завесятся, – то есть выглядят весьма заурядно. Но вы ошибетесь, если примете их за мужчин, какие существуют повсюду. Они не таковы… Они значительно отличаются. Самое грустное здесь то, что об этом отличии они не знают. Некоторые, возможно, догадываются. Но ни за что не признаются.

II. О НЕИЗБЕЖНОСТИ ПРИХОДА ХАЛДЕЕВ
...неудивительно, что выполз 1917 год. С самого начала, от Киева, мы были обречены на революцию. И еще скажу: такой перформанс у нас состоялся неспроста...

...группа халдеев с легкостью захватывает огромную страну... в которой, как пишет писатель XIX века Гоголь, есть такие места, что хоть три года оттуда скачи, — ни до какого государства не доскачешь. А реки какие!.. по словам того же автора, редкая птица долетит до их середины. Вот как наградил нас Господь! А мы что? Сумели хоть как-нибудь распорядиться всей этой обширностью? Нет, не сумели. Из женского любопытства добрались до Америки, а у себя обустроиться не смогли. Казалось бы, и прекрасно: всем места в России хватит, есть где развернуться, раз сторона наша такая пространная... Нет, не развернулись. Кончилось ничем, только территорию замусорили.

Что же нам помешало создать нечто здравое и основательное? Иначе говоря, кто виноват? Не могу удержаться, чтобы не задать этот веселый российский вопрос. Должны же быть злые люди, чтобы можно было указать на них державнымъ пальцем: это они всему виновники... лупи их!

Ищем злых людей. Давно ищем: лет пятьсот. Ничего путного пока не нашли... так, всякая мелочь неубедительная.

* * *
— Может пора признаться, поведать миру?.. ну, что дело-то в нас самих... нет, не пора? Еще поискать, поусерднее? Нет, все-таки я скажу, а то и дети будут искать по примеру родителей. Так вот: никто из внешних — читающий да разумеет — не виноват в том, что в нашем государстве непорядок, и что у нас все как-то не так...

И халдеи нисколько не виноваты, как не виновата щука, что выедает карася. Раз мы с самого начала бросились искать благодетельных варягов, рано или поздно непременно должны были появиться халдеи. Впрочем, разбираться здесь придется основательно. Иначе не доберешься до гнилого места.

* * *
И вот вам на заметку одно наше свойство, и оно роковым образом связано с теми же варягами и халдеями: я имею в виду наше полнейшее недоверие к самим себе. Лучше сказать, неверие в себя. Здесь вообще загадка вселенского масштаба. Смотрите, что у нас происходит: когда не надо бы — полная безотчетность, кидаемся в самый омут. Требуется рассудительность и ответственность — теряемся и зовем на помощь... На добрых людей надеемся. Какая-то неуверенность невпопад. Все время ищем варягов: придите, владейте нами... Порядка у нас нет. И приходили — все, кому ни лень... Эфиопам была лень, они и не пришли.

...а неутомимые халдеи пришли, но не извне, а что обиднее всего, — изнутри. Со своими халдейскими планами переустройства России. Мы все приняли. С удовольствием приняли. Теперь вот себе лжем прямо в глаза, что без всякого удовольствия предались новой власти, а ведь даже те, кто поначалу попротивился, потом — издалека уже — присоединился к рукоплесканию. И стали халдеи всем распоряжаться, и так себя повели, будто на самом деле победили пространство и время, и нет над ними никакого высшего Судии. По-хозяйски установили свои языческие порядки, а прежде всего — воспретили Бога. Но об этом уже мало кто горевал, ибо многим их задумки полюбились. И не противились, когда халдеи изничтожали все, что хоть как-то напоминало о христианстве или походило на него. Они поначалу, действительно, хотели все изломать, даже елки Рождественские, но потом подумали и кое-что оставили. Для своих тайных целей.

III. СМОТР СИЛ
… Дела Олега Кравцова пошли хорошо, и он стал гораздо увереннее в себе. Не срывается на крик и не впадает в истерику. Теперь он говорит осторожно, я бы сказал, весомо. Обзавелся личной охраной. Наш общий приятель объясняет его успехи тем, что «у Кравцова – сплошной криминал»…

Я не склонен так полагать. Подозреваю, что приятель говорит это из зависти. Нашей российской легендарной зависти… Я так думаю: раз господина Кравцова не выводят в наручниках из зала суда, не надо его осуждать. А то мы всегда вперед судей забегаем.

* * *
– Настоящий мужик должен упираться, – поучает своего работника господин Кравцов. – Только так что-нибудь сделаешь в этой стране клоунов. Короче, не будешь работать по-настоящему – уволю.

Суть его взглядов проста: мужчина должен много работать. По крайней мере, это вполне понятная программа: много работать, чтобы много зарабатывать. Разве можно с этим не согласиться? Ни один патриот России не станет против этого воевать.

* * *
Но у Кравцова есть еще одна мысль. В последнее время он стал задумываться о судьбе России. И пришел к выводу, что народу надо узду. Хорошо бы всех в православие. Неважно, что не верят. Можно и на другой основе. Национальные корни, или тому подобное… Иначе народ окончательно отобьется. И тогда уже ничто не поможет. Они же работать не любят. Ведь как только сняли запрет на тунеядство – побросали работу. И до сих пор не работают.

У самого Кравцова о Боге весьма смутное представление. Но не отрицает. Его бог – приятный, удобный, предупредительно вежливо прощающий все, что натворит наш друг. Зачем же отрицать такого бога? Конечно, скажем мы придирчиво, а что общего это имеет с Богом Библии? Но кого волнуют такие тонкие вещи?..

* * *
Мы идем с господином Кравцовым по городу Т., куда ездили по делам, и чем ближе к вокзалу, тем больше попадается странных людей мужского пола. Вязаная шапочка, землистое опухшее лицо, взгляд – тусклый. Бесцельно передвигаются. Дойдут до одного конца улицы, постоят, – идут обратно. Похоже, давно не работают. Встретишься глазами – отворачиваются. Много пьяных, хотя десять часов утра.

Нет, не все россияне живут так деловито, как мой знакомый. Похоже, встречающиеся нам люди скорее прозябают и влачат, нежели преуспевают и процветают… Вот проходит некто всклокоченный. Что-то бормочет себе под нос. Не поймешь, есть ли у него жилье. Полубомж… Стащит, если что попадет под руку. Позвольте, задать педагогический вопрос: как он дошел до такой жизни? Ведь не для того же он родился и ходил в свое время в школу и посещал кружки, а его мамочка каждое утро собирала ему завтраки, и в портфеле он находил яблоко и конфетку…

* * *
Сколько всякого народа говорит сегодня о проблемах России. И не без причины! Поскольку есть над чем задуматься в наше любопытное время. Но вот что странно: у нас говорят о чем угодно, только не о главном, не о том, что нам, если мы хотим иметь успех, следует жить в соответствии с Божиими установлениями. Даже не понимают, что только так можно обрести благоволение Бога. Меж тем подают советы, какой курс держать нашему кораблю. Что ж удивляться, что мы постоянно садимся на мель.

Не зная установлений Бога относительно человека и общества в целом, господа, выступающие перед публикой, неспособны заметить нашу проблему, которая влияет на все остальное: неразвитость мужского менталитета. Я их не упрекаю. Поскольку никто им не объяснил, что человека и общество надо оценивать Словом Божиим.

Посмотрим на некоторых наших представителей сильного пола. Зрелище будет, конечно, не для слабонервных. И вот какой вопрос я предлагаю для обсуждения: смогут ли эти люди, которых у нас десятки миллионов, с их сегодняшним мышлением вступить в новую жизнь? Способны ли будут они принимать ответственные решения и вообще быть теми, кем они должны быть? То есть настоящими мужчинами.

* * *
Когорта робких и пугливых. Отличительная их черта: не смеют. Никогда не отважатся, — и не просите, — на что-либо самостоятельное и свободное. Похоже, у них крепкая внутренняя потребность наработалась: спрашивать и получать разрешение...

Жена у такого мужичка, как правило, строгая обнаруживается. Самодеятельной царицей-матушкой пред ним шествует. Отчего же она взяла над ним такую власть, спросите вы? Да кто его поймет... он как-то с самого начала покорился, не быв замечен ни в каких провинностях. А теперь, вроде, и добровольно. И даже исполнителен... Зато и она не всегда муштрует его, но, бывает, что выдает ему, отходчивая, на спиртосодержащие смеси.

Вот вы опять «почему»? Хорошо, назову вам одну причину, на мой взгляд основательную: она зарабатывает больше его. А еще прибавьте к этому, что и квартира ее. Исторически так сложилось...

В прежнее-то время как семьи заводили? С жильем особо не разбирались. Где у кого есть комнатка свободная, там и жили. Мы раньше — не поверите! — и про зарплату не беспокоились. Остается три рубля до получки, и хорошо. И о работе не беспокоились — этих самых рабочих мест одинаковозарплатных в изобилии водилось... Дойди до первой проходной... Не в обиду будь сказано, счастливые мы были, беззаботные... смеялись, как дети. А советская власть ручку подставляла: целуйте, неблагодарные.

Не берусь сказать, когда именно сформировалось это робкое племя. Одни говорят, что не так уж давно, — на глазах этого века. Я же считаю, что проблема ходит гораздо глубже, и чуть позже мы посмотрим ее на глубине. Может, поэтому и наш робкий муж, усвоив бесчисленные примеры соотечественников, не пытается бунтовать за свои права? Положение подданного его вовсе не угнетает, а на случай репрессий у него подземный ход имеется. Если будут недружественные вопросы и окрики, он всегда сможет уйти. Да, именно таков тактический прием, наработанный им за долгие годы: прошмыгнуть украдкой и прямо из горлышка...

Теперь его деловая жена, постигнув все необходимое для процветания на базаре, решительно занялась бизнесом. Сама ездит за товаром. Что же будет с ним? Наверное, определят за сумками посматривать.

* * *
Нервный и скандальный тип. Склонен к угрюмому недовольству. Действительность вокруг него — враждебна и неприятна. Главная его проблема: не согласен признать, что занимаемое им место в этой действительности, — и есть именно то, чего он заслуживает. С этим смириться он никак не хочет и потому не может достойно пребывать в своей рядовой жизни. Ему подавай большее, соответственно тому, что он там себе намечтал в юности.

Конечно, в свое время он мечтал о большом и необъятно честном. Возносился мыслию, представляя себя создателем того и сего. В действительности все оказалось мелким, пустячным, чуть ли не сомнительным... Теперь ему все не нравится, ничем он не доволен, — климатом, правительством, женой...

Почему женой недоволен? Потому что ошибся в своих расчетах. Он из деревни ее извлек, думая, что она будет благодарна ему за это минимум лет двадцать. Станет им восторгаться и ценить его замыслы. Однако ценили недолго. Очень быстро она показала себя такой же, как все: потребовала денег и деловой активности.

Теперь он, скептически ухмыляясь, наговаривает: глядеть на все это, — понимаете, о чем я говорю? — никакие нервы не выдерживают. Приучился скандалить. Себя он понимает так: борется за правду. Даже в истерики впадает, борясь за правду. Кто-то должен быть виноват во всех его неудачах! Его подмывает податься в митингующие, хотя эти люди ему несколько неприятны.

Жена ведет свою отдельную жизнь, и не обращает на него внимания. Имеет понимающего друга. Возможно, скоро совсем уйдет к нему... Муж смутно подозревает о сопернике и дуется.

* * *
Интеллигентный любитель чтения. Пообносился. Истертая шапчонка, пальто, каких уже лет двадцать не выпускают. Впрочем, об этом говорить неудобно... С работой совсем неважно. Не знает, куда приткнуться. Готов на все. Конечно, протестует против преступных реформ... Считает, что его обокрали. Вообще, он здорово обижен...

Видите ли, прежде он жил в мире добра и дружбы (я имею в виду книги). Уютно интересовался глобальными вопросами, но особенно любил художественную литературу, находя в ней весь смысл и наиважнейшее значение для человечества. «...Вы не читали Эбенезера Стинка? Да как же так? Обязательно прочтите, «Иностранка», шестой номер».

Вместе со всеми презирал прежнюю власть. Остроумно вышучивал ее. В общем, по тем меркам был весьма умный и способный. Так, и что теперь? Есть проблема. Новая жизнь в руки не дается. То есть прежде, в своих мечтах он и желал ее, а теперь она ему не нравится. Не такая она... вернее, у нее оказалось дополнение, которое он не учел. Новая жизнь требует работать. И подрабатывать. Требует напрягаться, и так, что времени и сил не остается на чтение. Представьте: за последние два года он не прочитал ни одного толстого журнала. Неужели это начало конца?!

Теперь он горячо выступает против нынешнего оккупационного режима... с цифрами в левой и правой руке доказывает, что старые порядки были лучше... гуманнее, научнее. И в самом деле, что же это происходит? За любовь к чтению деньги не платят! И за интеллигентность не платят.

Кстати, тут, как нарочно, еще и выяснилось, что у серьезных людей художественная литература проходит по разделу досуга. А мы, люди доверчивые и легкомысленные, верили, что литература — учительница жизни. Принимали сочинения писателей за некую важную истину, по которой следует жить. В Библии о нам подобных людях сказано: «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим.1:21).

Романисты тоже переговаривались меж собой: на нас лежит колоссальная ответственность за всю Россию. И за ее будущие поколения. Вырядились учителями жизни и пресерьезно взялись учить. Беседы вели с народом. И все бы ничего, да ученики из их школы выходили с одним изъяном. Были неприспособлены для повседневной жизни. А посему и ни к какому серьезному делу приставить их было нельзя. Мировоззренчески непригодны.

* * *
Вот некто в обмундировании казака. Белая папаха, портупея... В голове радостное и бодрое: я — казак! Таких, как он, у нас особенно много. Вообще — это один из любимейших наших типов: развязный молодчик. Ухарь-купец. Даже поем про него: «ухарь-купец, удалой молодец»... Взять того же казака — с чубом, в вечном подпитии... сюда подойдет гусар Денис Давыдов с пьяной слезой на румяной щеке, хмельной былинный богатырь... Иванушка-дурачок тоже подойдет... в общем, всякий «нашенский» человек, который время от времени являет свое геройство, удаль, дерзость, но потом его не трогайте и не привлекайте, и не зовите, и не кричите. Наш герой заслужил отдых, и сейчас он пьянствует и предается умеренному разврату.

А интересно бы узнать, насколько этот человек способен к систематическому труду? Когда надо одно и то же, изо дня в день... Не красоваться в белой папахе, но работать, и весьма прозаически, а вечером — постригать газон перед домом, беседовать с детьми... И перестать пить.

Да что это я? Конечно, ничего не выйдет. Заранее ясно... Ведь когда для поддержания жизни эти люди вынуждены заниматься необходимым, этой презренной рутиной и прозой, — а жизнь, если изволите заметить, только и требует постоянной рутины и прозы, — вот тут они сильно проигрывают, и сильно приунывают, и на глазах увядают. Нет, их стихия — неурядицы, да что угодно, только бы избавиться от монотонности жизни.

...а я и говорю: этот тип живет в каждом из нас. Нам праздник не праздник, если не погорячимся... Нам пляски подавай «с выходом», песни кабацкие... «Дорогой длинно-о-ю». Вот это жизнь!

...Голливуд по привычке бесчестим. Дескать, западное влияние оказывает, а народного исихазма маловато. А я вот что скажу: эти песни и пляски принесли нам больше вреда, чем десять Голливудов. Они нас отучили радоваться обычной жизни. Без потрясений. Вот что нас развратило, отвратив...

Тут вам и парадокс. Любители носить портупеи и маршировать самодельной колонной часто выглядят довольно убедительно. А для строительства общества не годятся. Не те пареньки, чтобы работать изо дня в день...

* * *
Особенная наша публика: люди с коммунистической ориентацией, а если шире — с тягой обобществить. Отличительная их черта — зависть, которую они маскируют под справедливость. Вообще-то, зависть рекомендуется искоренять в человеке с детства, поскольку завистливый человек не может правильно себя оценить. У коммунистов все виноваты, а они хороши. Ну и рецепты их известны:

— Я имею полное моральное право их уничтожить. Они же все за наш счет, паразиты! Мне — что, плесну ведро бензина да спичку поднесу...
— В одном городе, не помню только в каком, — военные все их коттеджи танками порушили, — поддакивает ему собеседница-пенсионерка.
— А я что говорю? Простой народ правду видит, нас не проведешь... Сейчас красноармейцы выступили, а что будет, когда все поднимемся? То-то.

* * *
Последняя ступень: иждивенцы. Совсем грустная порода. Бросили работать, но пьют по-прежнему. Кормятся за счет родственников. Вы спросите, в чем достоинство такого мужчины? Я отвечу: в умении требовать у матери денег на водку. После ее естественной смерти мгновенно переходят на положение копающихся в мусоре.

IV. НОВЫЕ РУССКИЕ, ИЛИ КРАТКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ О БЫЛОМ
Вы мне скажете: а вот, глядите, поехала молодежь, и на каких машинах! «Мерседес», «Вольво»! отметьте эту счастливую группу для полноты картины.

Конечно, отмечу.

… Не знаю только, чем они занимаются; возможно, вполне приличным делом, о котором можно смело рассказывать папам и мамам. Пусть гордятся… Буду думать о них хорошо: честные и порядочные молодые люди, и славно работают… Нет, все-таки верится слабо. Но все равно… пусть, пусть не сейчас, лет через десять начнут честно и славно. Говорят, так всегда бывает в начале накопления капиталов. Сначала немного неловкого криминала, но уж потом – все благороднее и благороднее, и даже – бывают случаи – на старости лет до морали доходят.

Впрочем, зуд морали у всех без исключения. И это неспроста. С возрастом мы все хотим порядка и духовности. И хочется детей своих назидать, и желательно бы на своем примере, ну, а если свой пример подмочен, то хоть общие правила говорить, этакие истины неоспоримые…

* * *
Их коллег постарше, обычно именуемых сегодня новыми русскими, бранят в левой прессе за то, что они тратят деньги на себя и ездят отдыхать за границу. Каких только слов не найдут в своем партлексиконе. Называют, например, пособниками мирового империализма и компрадорской буржуазией.

Я же этих людей поддерживаю. Как поддерживаю тех, кто начал всерьез работать и зарабатывать, покупать и продавать. И даже перепродавать. Я не считаю это преступлением или грехом. Это нормально с любой точки зрения, кроме точки зрения какого-нибудь удалившегося от мира труда и ответственности старца Пафнутия.

… Конечно, эти люди нервничают, не веря в прочность и надежность нынешнего порядка вещей. В конце концов, они просто люди, которым боязно за будущее своих детей. А кто может сегодня дать гарантию, что завтра не вернутся бешеные и не станут вновь комиссарить и маузерить?.. триумфально шествовать и проводить генеральную линию… Никто не даст нам такой гарантии. Поэтому неопределенность еще долго будет нас терроризировать.

Но странно, что «лево-патриотическая» пресса, негодуя по поводу чудачеств в поведении преуспевающих россиян, делает вид, будто это впервые в нашей истории. Первый преступный случай. А разве до революции не так было? За границу не ездили? Или не прожигали состояния? Так загляните в классику. Вот описывается какой-нибудь Баден-Баден: препротивные соотечественники на каждом шагу, и везде одно и тоже: куражатся и скандалят.

И дома, конечно, куролесят. Пьянки по месяцу, картишки, цыгане с медведями, безобразия, белая горячка… По случаю приезда в свое имение могли всю деревню водкой споить. Размах! И главное, благодарная деревня с удовольствием позволяет себя спаивать.

Нет, что ни говорите, а прежние дворяне и капиталисты в этом пункте сошлись единодушно: однова живем! Когда дело касается траты денег, рецепт один: прожигать и вбухивать! И прочий люд мысленно к ним тянется: зашибить копейку и пропить ее, проклятую, поскорей.

* * *
Самые искаженные из богатеньких, вроде Саввы Морозова, дают деньги на революцию. Помню, в одной книжке герой шпионил на марсиан. Представляете его психологию? Но то выдуманный персонаж, а тут родимые капиталисты относятся с симпатией к врагам земной цивилизации. Бескорыстно помогают подпиливать. Подобные подвиги в какой-нибудь Книге Памяти стоит навечно запечатлеть, а еще лучше – вырезать имя герострата отечественного предпринимательства на белой мраморной плите, чтобы, так сказать, покрыть его неувядаемым позором, – для назидания последующих поколений, и других полезных замыслов. Пусть молодежь постигает: социалистическая революция – это грабеж, а принимать участие в подготовке революции означает планирование грабежа.

Нам говорят: вот этот капиталист – плохой, он на себя, бессовестный, все деньги тратит, а этот – хороший, почти нашенский, своих денег стесняется и чутко раздает их, как только заработает. Я скажу так: я бы предпочел жить в обществе первого. Поскольку неизвестно, что можно ожидать от второго. Более того, капиталист, который стесняется быть капиталистом, будто в этом есть что-то стыдное, – опасен для общества! Из таких стеснительных и выходят меценаты революций и развратители нравов.

V. СНИСХОДИТЕЛЬНОЕ НЕВЕЖЕСТВО
(Дискуссия с господином Кравцовым по дороге в Москву)
Бог-Творец, не допуская никаких возражений и споров, установил критерий для мужчин: какими качествами они должны обладать. Этот критерий касается всего, что относится к мужчинам, особенно к нашей роли в семье и обществе. Что мне можно и должно делать, и что ни в коем случае нельзя. Иначе я становлюсь преступником закона. Если некто мужеского пола не соответствует этим требованиям, значит у него нет этих качеств, — и его нельзя принимать в мужское сообщество. К сожалению, в России еще и принимать пока некуда.

Критерий касается и внутренней дисциплины личности, и показывает, как себя вести в любой ситуации. Как жить и работать без истерик и самодурства. И если Сам Господь Бог установил стандарт, то не мешает поразмыслить над этим. И вообще с установлениями Творца следует обращаться весьма осторожно. Пренебрежение ими привело к гибели многие народы.

К сожалению, большинство наших соотечественников имеет самое смутное представление о том, какова воля Бога. Им неизвестны Его установления о том, какими должны быть мужчины и женщины, какие нужно создавать семьи, как воспитывать детей и какое строить общество. Поэтому о мужчинах у россиянин понятия вполне языческие, или сказать иначе, — собственного изготовления. Но если бы только это. В России даже люди, исповедующие веру во Христа, имеют на сей счет поразительные мнения. Удивительно!

* * *
...вы боитесь принять мои слова о христианстве. Боитесь, не спорьте. Вам кажется, что стоит по-настоящему придти в христианство, как вас опутают обрядами и церемониями, начнут требовать исполнения нелепых предписаний. И я вас понимаю. Действительно, начнешь так думать, читая ту или иную бедовую брошюрку, в которой Библейские понятия искажены до неузнаваемости. Будто господа сочинители нарочно ставили себе целью отпугнуть от Христа и Его Евангелия. А называют они эти запугивания испытанием смирения. Или что-то в этом роде.

По их писаниям выходит, что быть настоящим христианином — это все равно, что поступить в клоуны, или какую другую работу исполнять в цирке — жонглировать тарелочками, кувыркаться, дрессировать обезьян. Во всем этом есть что-то неуловимо сомнительное, с душком, как говорили прежде... Так и здесь: вместо нормальной христианской жизни — наглый парад кликуш, и вместо здравого учения — выморочные присказки того же старца Пафнутия.

Простаки покорно следуют всем затеям праздношатающейся братии. Принимают их жижицу за чистые воды христианского учения... Те же, кто мало-мальски разбирается в мякине, хотя нет такого, кому бы не насорили в голове, обучая в халдейской школе, думают так: «... далекие от реальной жизни люди придумали правила для людей, не желающих жить реальной жизнью». И не догадывается бедный читатель сих благолепных книжиц, что подобные сочинения дают столько же понятий о христианстве, сколько лягушачий пруд о Тихом океане.

Тем не менее, у нас этой разновидности христианства вновь предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Высочайшие милостивцы о ней заботятся, всячески покровительствуют, создают золотисто-нежные условия, казаков с нагайками приставляют, чтоб кинулись, если кто будет слово поперек вставлять... но не знаю, на пользу ли? по-моему там уже и говорить разучились. Одно урчанье и слышно. Но разговор не об этом. Сейчас меня интересует другое. Сия разновидность, как оказалось, совершенно непригодна для созидания общества. Обыкновенного приличного общества, с правами и свободами. И не только потому, что она органически не приемлет все эти европейские штучки. Тут еще вот в чем причина. Ее толковники полагают высшей добродетелью бегство от жизни. Куда угодно, лучше в безлюдные леса... К нормальному быту и деловой повседневности они относятся снисходительно, со смиренной улыбкой. Но если высшим идеалом для человека является бегство и молчание, то ясно, что он не сможет искренно проповедовать укрепление и созидание. Поэтому мы и твердим: изучайте Библейские основы и принципы. Тогда будете иметь ясное представление о том, какова же есть истинная вера христианская.

* * *
...вы решили, что в христианстве нет места сильным и смелым людям. Что оно для старцев, которые уже ни к чему непригодны. Что ж, из-за упомянутой разновидности такой взгляд сформировался не у вас одного. Хотя сейчас из-за усердия ревностных ретушеров уже весьма непросто рассмотреть, что там было на самом деле, все же картина зарумянена не полностью. И чем пристальнее всматриваешься в историю, тем понятнее, почему у нас сформировался, говоря мягчайше, наш своеобычный взгляд на христианство. Была все-таки (ну что поделаешь) известная политическая причина для заказа на культивирование этого взгляда. Впрочем, об этом надо отдельно и поподробнее, тут хорошо бы специальный трактатец изготовить...

* * *
Но раз уж зашел разговор о России и ее христианстве, спросим из простой любознательности: почему с самого начала не побеспокоились организовать перевод всего Священного Писания на язык нашего народа? Трудно было отрядить в разные концы земли десятка два молодых людей потолковее, чтоб изучили древнееврейский и древнегреческий? Ведь где-то оставались спецы?.. изучили бы и вернулись домой, чтоб засесть за славный перевод. Если текста хорошего не находилось, на худой конец списали бы с Вульгаты... да не мне учить, как проявить смекалку. А потом перевод размножить, чтоб в каждом доме по экземпляру. И пусть читают да руководствуются. Чтоб крепло Библейское мышление!

Так нет, никому из высших в голову не приходит побеспокоиться. Соответственно, ничего и не делается. Посему веками отсутствуют знатоки Библии и не развиваются школы ее изучения... Народ не знает из Писания ни строчки.

* * *
Вы надеетесь, что у вас с христианством все в порядке. Поскольку вы что-то исполняете и что-то почитываете. И даже кое-что помните из прочитанного... И вы решили, что для вас — обычного человека, каким вы себя считаете, — этого вполне достаточно.

Но христианская вера не может быть скроена по вашему или моему вкусу, или заключена в границы, которые мы сами себе очертили. Истинная вера основана на Слове Божием, и христианин немыслим без Библейского мышления, то есть когда Священное Писание становится основой для принятия решений, всех суждений вообще. Скажу иначе: мышление настоящего христианина сформировано Священным Писанием. Если же вы еще не пропитались Библией, то признайтесь самому себе, сказав честно и мужественно: я ничего не знаю о христианстве.

Возможно, у вас есть Библия, но она заставлена блестящими амулетиками и прочим реквизитом. Уберите всю эту бижутерию и займитесь настоящим делом: постижением воли Бога. Вы увидите, что в Библии Бог не предписывает, чтобы мужчина был слабым, хилым, беспомощным человеком, который не может обеспечить ни себя, ни свою семью. Напротив, Он призывает нас вести жизнь разумных и крепких мужей. Когда же вам предлагают поговорить о традициях и народных обычаях и советуют восхититься примером старца Пафнутия, то здесь знак: держи ухо востро. Скорее всего, вас поведут от Библии в сторону.

* * *
Почему же так получилось, что большинство наших соотечественников не имеет того менталитета, который, казалось бы, должен быть присущ им по естеству? Неужели они были лишены дара, которым наделен всякий мужчина от рождения? Дара иметь мужскую психологию. Или же это результат воспитания? Как говорится, среда повлияла.

Но тогда это совсем другое дело...

* * *
— Неужели эта проблема так серьезна?
— Да, серьезна. Ее невозможно откладывать, надеясь, что все как-нибудь утрясется само собой. Мы должны решиться на капитальный ремонт нашего дома.

Это дело действительно будет весьма похоже на ремонт. Со всеми временными неудобствами. И вид, пока ремонтируют, тоже не очень... даже мимо проходить не слишком приятно. Но если бы потом не было лучше, то не затевали бы ремонты. Так что надо решаться. Только не тащите старую рухлядь — наши прежние идейки. Они давно показали свою непригодность. Я знаю, вам их жалко выбросить, и вы все пытаетесь их как-нибудь приладить. Даже заявляете, что уж в этот-то раз — на века. Имейте же здравомыслие: эти идеи никогда не работали и работать не будут. Они хороши как мечта. Признайте это и займитесь настоящим делом. Вот мы говорим про ремонт. Разве станет умный хозяин при капитальном ремонте ставить, к примеру, проржавевшие трубы?

У иных старушек вся квартира забита ветхими тряпками. Зачем они хранят это богатство, никто не знает. Но результат один и тот же: пришедшие наследники в первый же день выбрасывают эти тряпки. Вместе с молью.


Рецензии
1) "Вырождение вида начинается с вырождения самцов. Самки консервативны и устойчивы к изменению среды: они создают потомство". Это не я придумал, а какой-то биолог, тоже умный, как и я.
2) Причин вырождения вида "хомо сапиенс" очень много. В том числе специфика современного труда, требующего аккуратности, педантичности, запоминания алгоритмов (как это делается?). Тут полуграмортная фифочка даёт фору в сто очков любому мудрому и сильному мужику. Но главная причина вырождения -- утрата мужскго менталитета. В этом виноваты подлые догмы православия, которые веками насаждались на Руси. А на Кавказе, у мусульман, -- кинжал, -- часть одежды: не хами! На эту тему у меня эссе: "Под шум дождя". И ещё -- огромный роман.
Тема вырождения актуальнейшая. Рад буду, если заглянете.
Привет. Александр.

Александр Войлошников   08.07.2009 13:23     Заявить о нарушении
Александр!
Спасибо за отзыв. Обязательно загляну на Вашу страницу.
Храни Вас Бог!
Е.К.

Евгений Каширский   08.07.2009 17:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.