Индейцы и европейцы. Конфликт цивилизаций

НЕИЗБЕЖНОСТЬ ВСТРЕЧИ
В XVI веке произошел отток части европейского общества в Центральную и Южную Америку, веком позже – в Северную. В соприкосновение вошли два мира с совершенно разной социальной динамикой. Встреча индейцев и европейцев вызвала многочисленные цивилизационные конфликты. О гармоничной интеграции двух культур не могло быть и речи, поскольку каждая из сторон полагала приемлемым только свой образ жизни…

Сегодня переселению европейцев модно давать гуманистическую моральную оценку. Европейцев обвиняют в том, что они: 1) переселились; 2) по переселении не уподобились индейцам, не приняли индейскую культуру и религию.

Возможно, многим из наших соотечественников трудно отказаться от романтического представления об индейцах, навеянного книгами Фенимора Купера и фильмами с участием Гойко Митича. Напротив, белых поселенцев у нас принято изображать хитрыми и жадными негодяями. Российские публицисты поддерживают взгляд, будто белые, состоявшие, якобы, сплошь из пуритан-кальвинистов, намеренно уничтожали добродушное индейское население.

В действительности легендарные пуритане составляли значительно меньшую часть поселенцев, и многие события, произошедшие в Америке, к ним совершенно не относятся. Отметим и то, что пуритане не считали индейцев врагами, только неоднократные нападения индейцев на их поселения заставили колонистов взяться за оружие.

ПЕРВЫЕ КОНТАКТЫ
Первыми с индейцами встретились испанцы и итальянцы экспедиции Колумба. Почему-то они надеялись, что туземцы будут их постоянно кормить… Неудивительно, что отношения белых и туземцев довольно быстро испортились. Из второго путешествия Колумб уже привез 500 рабов, которых продали на рынке в Севилье. Позже конкистадоры станут регулярно обращать индейцев в рабов, заставляя их приносить золото. Непокорным отрубали руки. Считается, что при освоении Америки испанцы проявили наибольшую агрессивность.

Северную Америку одними из первых посетили Джованни да Ферразано и его люди. В 1524 году в гавани будущего Нью-Йорка произошла знаменитая встреча команды с местным населением. Индейцы были дружелюбны, принимали белых без страха.

* * *
Начиная с XVI века океан в обоих направлениях пересекают не только люди, но и животные, растения, а также идеи, болезни… Из Европы прибывают овцы, лошади, свиньи, крупный рогатый скот, апельсины.

ДЖЕЙМСТАУН И ПЛИМУТ: ДВЕ МОДЕЛИ ОТНОШЕНИЙ
Одним из первых регулярных поселений в Северной Америке стал город Джеймстаун, возникший в 1607 году. Город окружали болотистые местности, откуда налетали тучи москитов. Сельское хозяйство было явно не перспективным, кроме, как оказалось, разведения табака. Обитателями города стали служащие торговой компании, число которых вначале составляло всего 104 человека. В 1622 году количество жителей увеличилось до 1200. К сожалению, позже город подвергся нападению индейцев, в ужасной резне погибли почти две трети его обитателей. Это событие стало грустным поворотом в отношениях с туземцами, в головах поселенцев бродили планы мести. История отмечает следующий трагический факт: на следующий год британец Уильям Такер подсунул индейцам отравленного вина, пострадало более 200 индейцев.

В Америку устремлялись люди из разных слоев общества. К примеру, в том же Джеймстауне можно было видеть золотую молодежь, прибывшую в Новый Свет в поисках карьеры и приключений. Молодые люди приехали на родительские деньги… и не вполне понимая ситуацию, не знали, чем заняться. Эти аристократы разгуливали по окрестностям города в шелковых одеждах, в чулках с бантами. К туземцам относились высокомерно, с изрядной долей расового супрематизма. К сожалению, немало поселенцев Виргинии имело такое же отношение.

В этих местах показывались также испанцы и французы, но закрепиться не смогли. (Первые еврейские переселенцы появятся на территории Северной Америки в 1654 году.)

* * *
Иначе повели себя пуритане, легендарные пилигримы, основавшие Плимут. Пилигримы прибыли в декабре 1620 года на двух кораблях. Вот данные по кораблю «Мэйфлауа»: средний возраст прибывших взрослых – 34 года, 50 мужчин и 19 женщин (три женщины были беременны), кроме того прибыло 14 подростков и 19 детей в возрасте до 12 лет. Люди в основном простые, ремесленники – медники, печатники, портные, плотники, кузнецы. Из 69 взрослых пассажиров пуританами числились лишь 28 человек. Один пассажир умер во время путешествия, еще 44 переселенца умерли в первую же зиму, пятеро умерли весной и летом.

Высадившихся на берег пассажиров поразила санитарно-эпидемиологическая обстановка местности: в близлежащих лесах повсеместно лежали трупы умерших от эпидемии туземцев. Заразу занесли белые рыбаки (по другой версии – экспедиция французских картографов под руководством Шамплейна,  Champlein). Из проживавших здесь 2000 индейцев туземного поселения уцелело лишь 50. Деморализованные туземцы перешли под покровительство белых.

Таким образом, в округе на несколько сот квадратных километров, по сути, не было индейцев. Переселенцы нашли готовые поля, вещи и припасы, и только одному Богу ведомо, как сложилась бы ситуация, если бы все эти воинственные индейцы были живы…

Эпидемия в Новой Англии выкосила значительное число местного населения. Всего в этом районе в 1600 году насчитывалось по весьма приблизительным данным до 70000 человек, через несколько лет из-за болезней население сокращается  до 12000. Ввиду своей малочисленности индейцы не препятствовали переселенцам. Но в других местах, разумеется, возникали проблемы.

* * *
Представьте, какое смущение охватило переселенцев, людей Библии, при встрече с новыми народами: встреченные ими «языки» не были упомянуты в Слове Божием. Тем не менее, они довольно дружелюбно общались с туземцами. Вместе с тем, в целях безопасности колонисты приняли решение не продавать индейцам алкоголь и боеприпасы. По своему отношению к белым индейцев можно было разделить на три группы. Одни поселились в городах, приняли культуру и религию европейцев, другие создали христианизированные поселения (молящиеся поселения) и, наконец, значительная часть индейцев предпочла сохранить свой прежний образ жизни, относясь к белым сообразно понимаемой ими выгоде.

Судебная хроника города Плимут показывает справедливое отношение правосудия пуритан к туземцам. Так, 4 сентября 1638 года четверо жителей города были приговорены к повешению за убийство индейца с целью ограбления. Преступники Артур Пич, Томас Джексон и Ричард Стиннингс были казнены, четвертому соучастнику Даниелу Кроссу удалось бежать. 3 сентября 1639 года некая Мэри Мендейм была обличена в блуде с индейцем по имени Тинсин. Ее провезли на телеге по городу и прилюдно выпороли. Кроме того, ее обязали носить на рукаве нашивку – знак неверной жены – букву А (адюльтер). В случае если она появится в городе без такой повязки, ей пообещали выжечь клеймо на лице. Индейца же приговорили лишь к порке у позорного столба, что считалось значительно более мягким наказанием. Отметим и такой случай: некий индеец поймал в силки пасущуюся корову переселенца. С виновника взыскали штраф, сумма которого была стандартной для подобных правонарушений.

С индейцами, живущими поблизости, городские власти заключили договор о выдаче виновных. Предварительное следствие вел вождь племени.

Можно спросить: почему пуритане не принимали во внимание законы индейцев, не жили по ним? Поселенцы ответили бы на это тем, что они предпочитают жить по закону, основанному на Слове Божием. Таковой закон по определению должен превалировать над языческим законом индейских племен.

ВОЗРАСТАНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ
Однако к середине пятидесятых годов XVII века напряженность во взаимоотношениях поселенцев с индейцами нарастает. С 1660 года в колониях по отношению к индейцам стали применяться более строгие законы. Индейцев признали людьми, упорствующими в своей безнравственности. Жители Плимута искренне удивлялись тому, что туземцы не принимают христианскую религию и общепринятые моральные нормы. Так, поселенцы единодушно отмечают, что честность не была сильной стороной индейцев, они брали в долг и не отдавали. В отличие от белых, индейцы повсеместно уклонялись от выплаты штрафов, налагаемых по приговору суда. За это суды приговаривали неплательщиков к ссылке на остров Барбадос. К сожалению, встречались и более серьезные преступления. Нередки были случаи, когда индейцы предпочитали торговле и обмену воровство и разбой, и это считалось у них не преступлением, а доблестным поведением настоящего мужчины.

* * *
Печальные коррективы в отношения двух сторон внесли войны 1637 и 1675-76 годов, предпринятые индейцами против белых. Французский миссионер писал об индейских воинах: «Они подкрадываются как лисицы, бьются как львы и исчезают как птицы». Индейцы захватывали форты и убивали без разбора всех поселенцев, вплоть до грудных младенцев. Мертвых скальпировали.

НАСЕЛЕНИЕ
Непросто оценить индейское население. Для этого нам предстояло бы подсчитать количество членов различных племен, проживавших в интересующий нас период (в XVI и в XVII веках) на двух континентах. Возможно, когда-нибудь это удастся. Сегодня мы можем оперировать лишь приблизительными цифрами.

Гуманисты склонны преувеличивать число проживавших в те времена индейцев, за последние десятилетия их численность уже доведена ими до полутора сотни миллионов. Явственно видна тенденция поразить доверчивую публику все большими числами. Делается это не без политических соображений, поскольку сегодня модно изображать пагубное воздействие европейцев на судьбу индейских племен. С большим числом легче доказывать жестокость европейцев, уничтоживших высокоразвитую индейскую цивилизацию. А если мы говорим о высокоразвитой цивилизации, то надо говорить о значительном населении, создавшем ее. Это, в свою очередь, заставляет говорить о высокой цивилизации, ибо только в таком случае можно объяснить, как всем этим миллионам удавалось прокормиться. Число увеличивается год от года…

Уолтер Прескотт показывает число 500 тысяч человек (Северная Америка), Кребер насчитывает 900 тысяч. Другие доводят число туземцев до миллиона. Джеймс Муни насчитывает 1 млн. 152 тыс. в Северной Америке (Аляска, Канада, США и Нью Мексико) ко времени, когда прибыли первые поселенцы. Антрополог Кроуфорд уже полагает, что на двух континентах проживало 44 млн. человек. Говорят и о 112 млн. человек (1492 год) и даже о 140 млн. Впрочем, если вести речь о Северной Америке, большинство все-таки соглашается, что до встречи с европейцами там обитали 8-9 млн. индейцев, большая часть которых проживала на северо-востоке, где легче климатические условия.

* * *
Называя число в 100 миллионов и более, антропологам приходится по необходимости утверждать, что заселение континента индейцами началось от 9000 до 30000 лет тому назад. Однако Библия не дает нам такого временного пространства.

* * *
К 1650 году в результате массовых эпидемий чумы и оспы индейцев осталось не более 10 процентов. К 1800 в Североамериканских Штатах официально насчитывался 1 млн. индейцев, но следует заметить, что это число не учитывает людей, вышедших из племен, поселившихся в городах, соединившихся семейными узами с белыми.

… В 1990 году индейцев США насчитывалось 2 млн. человек. К 2000 году их уже стало 4 млн. Посмотрим, что будет к 2010 году.

ИНДЕЙСКИЕ ВОЙНЫ
Война была важной частью культуры индейцев, такова была их цивилизация. В течение веков между племенами шли споры за землю, то есть за лучшие охотничьи угодья и места для поселений. Поэтому одна и та же земля нередко переходила к разным племенам. Войны возникали по религиозным и социальным причинам, вследствие кровной мести. Молодые люди брали в руки оружие для демонстрации отваги, храбрости, для того чтобы заслужить одобрение старейшин. Только на войне юноша мог состояться как мужчина, в некоторых племенах девушки выходили замуж исключительно за тех парней, кто побывал на войне и принес скальп врага. Индейцы искренне верили, что война и охота – единственно достойные занятия настоящего мужчины, только это приносит ему славу. Жестокие истребления побежденных сопровождались изощренными пытками пленников и каннибализмом. Можно ли тут говорить о стабильности индейского населения?

К примеру, племена Иллинойса ежегодно отправлялись на войну, это была обычная практика межплеменных отношений. В XVII веке на конфедерацию индейцев Иллинойса напали ирокезы. К 1650 году ирокезы выгнали жившие здесь племена. Война продолжалась до 1832 года, пока окончательно не было разбито войско иллинойских индейцев под руководством вождя по имени Черный Ястреб.

Еще одной из причин войн между индейцами была причина расовая. Об этом предпочитают не упоминать их защитники. Все американские индейцы составляли три различные группы: А) собственно американские индейцы – америндос (этих представителей можно встретить в Латинской и Центральной Америке); Б) алеуты; В) атабаски, или на-дене (Na Dene), наиболее поздние пришельцы. Происхождение последних в некоторой степени загадочно, есть версия, что эти племена, говорившие на енисейских языках, убежали от Чингиз-хана. У этих индейцев находят даже кавказские корни, и некоторое сходство с чеченцами (!), но эту теорию мы оставляем читателям для досужего рассмотрения.

ЕВРОПЕЙСКИЕ БОЛЕЗНИ
Вместе с европейцами на континенте появились невиданные прежде болезни, ставшие для местного населения поистине катастрофой. Переселенцы, глядя на трупы индейцев, устилавших побережье, задавались вопросом: почему Бог насылает на туземцев эти страшные болезни?

Чума и оспа – вот две самые страшные болезни, поразившие индейцев Америки. Надо ли объяснять, что такое чума? Инкубационный период легочной формы этой болезни длится всего 6-8 часов (самое большее – 12) – и человек умирает. Исследователи полагают, что от эпидемий погибло от 50 до 90 процентов индейцев (у сторонников большого населения получается число в 90 млн.). Так, к 1600 году эпидемия чумы поражала Америку около 20 раз. Представьте: 20 волн эпидемии, порой оставалось менее 10 процентов коренного населения, в некоторых местностях смертность доходила до 98 процентов. К 1650 году оспа убила три четверти всех индейцев Юга и Севера Америки.

Впрочем, в Европе эти болезни также унесли немало жизней. В 1663-1668 году от чумы в Европе умерло около 50 млн. человек, оспа в 1600-1800 гг. унесла 20 % населения Европы. В 1918-1919 году от гриппа («испанки») в Европе погибло 25-40 млн. человек.

* * *
Эпидемии повлияли на сознание индейцев. Туземцы стали бояться общения с представителями других племен. Рушились традиционные союзы племен. Люди переставали верить вождям и шаманам-целителям, упало доверие к традиционным ценностям. Наблюдались массовые случаи перехода в христианство, поскольку индейцы видели, что белые менее страдают от этих ужасных болезней. Христианский Бог признавался сильнее местных богов и духов. Правда, многие тут же отходили от Церкви и возвращались к своим культам, видя, что исцеления нет.

Вследствие эпидемий сократились обрабатываемые индейцами площади в восточных районах. Болезни изменили образ жизни и пищевой рацион туземцев. Напомним, что Плимут основан переселенцами на месте индейского поселения, которое они оставили из-за эпидемии, разыгравшейся в 1616 году – после эпидемии у туземцев не хватало рук расчищать участки от леса.

Было бы несправедливо говорить только о болезнях, занесенных в Америку. Европейцы жестоко пострадали от распространившихся по Старому Свету эпидемий американских форм сифилиса и гонореи, в определенные периоды этими болезнями было заражено до половины населения европейских стран.

* * *
Сегодня индейцы умирают от диабета и рака печени. Причиной тому, как ни странно, – обильная еда. В Сибири малые народы не умирают от диабета. Здесь причиной смерти чаще всего являются ранний алкоголизм и туберкулез.

ЗЕМЛЯ
Индейцы нередко продавали свои земли. Почему они это делали? Во-первых, у них была сильна вера в то, что бледнолицые пришельцы рано или поздно сгинут. Во-вторых, и это главное, индейцы не имели понятия о собственности на землю. Они думали, что продают право на использование земли, но не саму землю. То есть они давали разрешение белым поселяться и сажать свои огороды, но не понимали, что при этом сами теряют право находиться и охотиться на земле «своих предков». До сознания индейцев не доходило, что после того как их вождь поставил на бумаге какую-то «закорючку», земля полностью отходила от племени. И поскольку после продажи их на землю уже не пускали, это вызывало столкновения…

Отсутствие развитого института частной собственности на землю в немалой степени объясняется тем, что большая часть индейцев не занималась сельским хозяйством, а потому они и не нуждались в подобном праве. Лишь некоторые племена (в частности, чероки и семинолы) имели довольно развитые понятия о частной собственности на землю.

Для индейцев земли были прежде всего охотничьими угодьями. В глазах же колонистов индейские охотники вообще не имели прав на землю, поскольку не трудились на ней. Не пахали, не сеяли, не пололи сорняки. Колонисты своим потом поливают доставшуюся им землю, а индейцы лишь охотятся, что в глазах тружеников не более чем забава, баловство… Но индейцам именно такая жизнь и была по нраву… Как сказал вождь племени Оглала (принадлежит к сиу) по имени Великолепный Конь: «Великий Дух сделал нас пригодными не для работы, но для охоты. Вы, белые люди, можете работать, если хотите. Мы не вмешиваемся в ваши дела, а вы говорите: почему мы не становимся цивилизованными? Мы не хотим вашей цивилизации! Мы будем жить так, как жили наши отцы, и отцы наших отцов».

Стоит отметить, что британское правительство, и позднее американское, монополизировали право на приобретение индейских земель. Физическое лицо не могло купить землю у индейцев. Бюрократические препоны не давали возможности индейцам и белым фермерах напрямую договариваться о продаже/покупке участка, о сдаче его в аренду.

Фермеры были в отчаянии, видя, что правительство препятствует развитию земельного рынка. Индейцы тоже были не прочь продать излишки земли, которую они все равно не обрабатывали, но не могли это сделать на законных основаниях. Так правительство, долгое время занимая антикапиталистические позиции, препятствовало развитию земельного рынка.

* * *
В сознании наших соотечественников прочно укоренился образ экологически безвредного (точнее, невидимого) для природы индейца, который живет на своей земле, любит ее, заботится о ней. К сожалению, подобное представление далеко от истины. Индейцы систематически практиковали лесные (и степные) пожары. Они устраивали их всюду, куда бы ни приходили. Колонисты отмечали постоянно идущий густой дым, застилающий все вокруг. Зачастую пожары переходили в неистовые пожарища.

Целью пожаров было выжигание лесного кустарника, мешающего гнать зверя. К примеру, делавары поджигали леса для облегчения охоты на оленей. Старались поджигать «грамотно», создавая пожары так называемой низкой интенсивности. В Новой Англии леса поджигались весной и осенью (в сырое время года). Иногда туземцам удавалось удержать пожар (неконтролируемый процесс горения) в определенных рамках, и тогда леса становились похожими на наши городские сосновые рощи, иногда огонь уничтожал все.

Индейцы выжигали лес не только ради охоты, но также для того чтобы легче было передвигаться с поклажей, после пожаров возрастал урожай ягод, а вредных насекомых становилось меньше. В выжженных лесах легче оберегаться от врагов, которым открытое пространство препятствует подкрасться на опасное расстояние. Приведем еще одну причину: на месте выжженного леса земля некоторое время дает хороший урожай. Когда почва истощалась, индейцы выжигали новые участки. После того как индейское племя основательно все вокруг повыжигало, оно переселялось на другое место. (Очевидно, что такой способ ведения сельского хозяйства североамериканскими индейцами не соответствует утверждениям о цивилизации, способной прокормить десятки миллионов человек.)

Подобный способ был известен и на Древней Руси – так называемое огневое земледелие. Кстати, сегодня главная причина частых пожаров на Дальнем Востоке России – умышленные поджоги кустарника и травы местным населением, поскольку после пожарищ быстрее растет ценный папоротник.

Индейцы выжигали миллионы гектаров леса и степи! В лесах, подвергавшихся систематическим выжиганиям, росли преимущественно сосны и дубы, более-менее приспособившиеся к таким условиям. В целом природе причинялся значительный вред, поскольку нарушалась нормальная жизнедеятельность леса, высыхали болота и мелели реки. На пепелищах происходила эрозия почвы, что влекло за собой пыльные бури.

В результате того, что со временем индейцы стали значительно меньше выжигать лесов, в 1800 году северо-восток нынешних США был покрыт лесом значительно более, чем в 1500 году.

Когда речь заходит о знаменитых американских прериях (колоссальном районе, охватывающим значительную часть США), будем иметь в виду, что прерии – тоже результат деятельности человека. Прерии «рукотворны»! Леса, находившиеся на месте прерий, были сожжены индейцами. Следует отметить, что до XVII века на Великой равнине (в прериях) никто не жил постоянно, потому что летом там страшная жара, зимой – снежные бураны. Густой дерн прерий не давал возможности индейцам обрабатывать землю, использовавшим палки-копалки. В прериях безопасная охота на бизонов стала возможна только с появлением у индейцев лошади и ружья, без них неминуемая смерть под копытами разъяренных великанов грозила всякому смельчаку, подошедшему к стаду. Единственным средством, позволявшим индейцам до появления у них лошадей хоть как-то охотиться на бизонов, было все тоже выжигание сухой травы, огонь гнал бизонов на гибельное место. Но этот способ, как вы понимаете, крайне ненадежен, поскольку ветер мог перемениться в любую минуту, и тогда уже охотникам приходилось спасаться бегством.

Когда же белые переселенцы освоили район прерий, и поджоги прекратились, то в течение двух десятилетий прерии с одиноко стоящими там-сям дубами превратились в густые заросли. Экосистема стала меняться буквально на глазах – прерии становились зарослями, саванны – густыми лесами.

* * *
С появлением лошади и ружья индейские племена окончательно отказываются от занятий сельским хозяйством. Теперь стало возможным бесхлопотно кормиться за счет бизонов. Убили бизона – и на несколько дней племя обеспечено едой. В 1800 году в Северной Америке насчитывалось до 40 млн. бизонов.

Кардинально меняется образ жизни индейцев, они становятся сезонно кочующими племенами (номадами). Вслед за бизонами индейцы мигрируют с севера на юг и обратно. Соответственно, у них исчезает потребность в постоянных поселениях. Предпочтение легкой добычи (бизоны) меняет менталитет индейских племен. У людей снижается стимул к повседневному труду. Мужчины проводят время в спортивных соревнованиях и прочих забавах…

Лошадей в Северной Америке начали распространять испанцы, в 1630 году на территории Нью-Мексико ими были созданы первые ранчо. В глазах индейцев лошадь стала символом богатства и знаком социального стандарта. С лошадью индейской семье было несравненно легче выжить. Индейцы настолько привыкли к лошадям, что включили этих животных в свои мифы. Отрицали, будто когда-то лошадей в Америке не было.

Союз ружья и лошади сделал индейские племена значительно более агрессивными и воинственными. Великолепно овладев верховой ездой и научившись метко стрелять, индейцы становятся постоянной угрозой для белых поселенцев.

ИНДЕЙЦЫ И ВОЕННЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ С БЕЛЫМИ
Северная Америка стала ареной столкновений европейских народов. Так, англичане боролись с голландцами (точнее, с франкоговорящими валлонами), к 1655 году с помощью ирокезов они захватывают все поселения голландцев. На стороне голландцев сражались делавары. В англо-французских военных столкновениях, причиной которых была борьба за пушную торговлю, индейцы принимали активное участие на стороне французов. Французы были им более симпатичны, поскольку те предпочитали организовывать фактории, а не постоянные поселения.

В споре американцев и англичан индейцы предпочли встать на сторону последних. Британское правительство ограничивало количество белых поселений, выставляло заслоны войск, препятствуя продвижению переселенцев в западные районы, другими словами, всячески сдерживало колонистов, голодных до земли. Да и товары английской короны были лучше. Во время войны американцев с британцами в 1812 году индейского вождя по имени Текумсе (Tekumseh) британцы назначили бригадным генералом. Правда, находились индейцы, которые поддерживали американцев.

Постоянной политикой англичан и французов станет натравливание индейцев на американских поселенцев.

ИНДЕЙЦЫ И ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ ШТАТОВ
Индейцы прерий с ожесточением воспринимают неизбежное распространение технического прогресса. На землях, где они привыкли охотиться, прокладываются железные дороги, восточные регионы страны связываются с Западом. Индейцы всячески вредят развитию железных дорог народного хозяйства страны – диверсиями и грабежами на дорогах, запугиванием пассажиров, убийством работников транспорта. Вместе с тем, они игнорируют просьбы правительства передвинуть свои охотничьи угодья. Разумеется, передовая общественность страны была против насилия. Правительство искало приемлемое решение.

Наиболее приспособленным к цивилизации племенем оказались чероки. Несмотря на определенные проблемы во взаимоотношениях с правительством, и порой драматические, они сумели понять смысл происходящих исторических событий. Стоит упомянуть, что они владели даже плантациями чернокожих рабов. Став частью южан, в Гражданской войне сражались на их стороне. Позже американское правительство вынудит индейцев продать свои плантации на аукционах, поскольку они, не считая себя гражданами страны, не имели права применять наемный труд американцев.

Наши публицисты не сомневаются, что политика американского правительства была направлена на уничтожение индейцев. Но стоит подумать о том, сколь велика была нужда страны в людях. Поэтому давайте все-таки признаем, что усилия правительства были направлены на интегрирование индейцев в американское общество. В сущности, от индейцев требовалось, чтобы они признали себя гражданами Североамериканских Штатов и подчинились законам страны.

* * *
С 1819 года Конгресс выделяет суммы на Цивилизационный фонд, целью которого было обучение индейцев. В 1887 году принимается закон о земле, согласно которому каждый глава индейской семьи получал 160 акров земли, неженатый индеец, достигший 18 лет – 80 акров. Критики закона полагают, что он ничего не решил, поскольку вскоре индейцы продали 2/3 земли белым. Защитники индейцев утверждают, что те не поняли сущности закона! Великолепное объяснение! Чтобы воспрепятствовать уходу земли из рук индейцев, в 1934 году принимается Акт о реорганизации: индейцам запрещают продавать землю без разрешения Бюро по делам индейцев.

В 1948 году индейцам разрешили голосовать, при условии, что они знают английский.

СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНДЕЙЦЕВ
Сегодня индейцы являются полноправными гражданами США. При этом они освобождены от уплаты налогов! Пользуясь свободой от налогов, индейцы превратили свои резервации в места для проведения азартных игр. Так, племя семинолов во Флориде заработало в 1982 году на бинго 2,7 млн. долларов. К 1987 году уже 50 племен были вовлечены в игровую индустрию (в том числе собачьи бои и бега) и зарабатывали 250 млн. долларов ежегодно.

В штате Вашингтон (северо-запад США) проживает 27 официально зарегистрированных федеральным правительством индейских племен, общей численностью около 91 тысячи человек. Племена владеют различными предприятиями (в основном – это сфера услуг), от которых получают доход около 1 млрд. долларов ежегодно. На предприятиях работает более 14 тысяч человек, в том числе и белые. В 1997 году предприятия, принадлежащие вашингтонским индейцам, затратили около 865,8 млн. долларов на оборудование и материалы. Отметим, что зарплата на индейских предприятиях на 40 процентов ниже, чем в среднем по штату: 18800 долларов в год против 32400.

В штате Аризона 27 процентов земли принадлежит индейцам (20 млн. акров). На этих землях делается все для привлечения туристов – разбиваются парки, открываются казино и аттракционы, а власти резерваций не жалеют денег на создание романтического и привлекательного образа индейцев. Помимо туристского бизнеса, индейцы Аризоны владеют фермами, предприятиями, магазинами.

Отметим и то, что благодаря помощи федерального правительства и частным инициативам почти 90 процентов всех школ и библиотек на индейских землях сегодня компьютеризованны, имеют доступ к Интернету.

* * *
Тем не менее, 63 процента современных индейцев США живут в городах. Собственность, которой они владеют, вполне сопоставима с тем, чем владеют другие этносы, проживающие в этой стране.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПО ПОВОДУ ИСТОРИИ
К сожалению, история слишком редко бывает объективной наукой. Чаще всего она является служанкой идеологии. Историки создают героические картины прошлого, чтобы салютовать им. Подрастающее поколение должно упражняться в патриотизме, поклоняясь утвержденным сверху героям. Так дети с молоком матери впитывают канонизированную ложь.

Возьмите любой школьный учебник истории. Как там старательно трактуются события с «нашей» точки зрения. А если зло исходит с нашей стороны, то глаголы, описывающие происшедшее, приобретают пассивный вид: «это случилось»… «были убиты»… «были разрушены». Из нас все время делают патриотических роботов, как сказал один современный историк.

* * *
Вот выступил на тропу борьбы с американскими пуританами публицист Олег Платонов. Г-н автор явно не желает распространения кальвинизма в России и пытается создать такой образ пуритан-кальвинистов, чтобы раз и навсегда отбить у россиян малейший к ним интерес. Для подкрепления своих тезисов о низости и коварстве пуритан, он ссылается на книгу М. Стингла, которого называет известным ученым. Книга чешского автора Мирослава Стингла «Индейцы без томагавков» вышла в Москве в 1984 году. (О, мы еще не забыли, какого рода книги выходили в СССР!)

Г-н Платонов выставляет освоение Северной Америки как парад англо-саксонских негодяев и примкнувших к ним евреев. У него действует «иудейско-масонская цивилизация», которая замучила 100 млн. индейцев. Самым распространенным методом борьбы с индейцами г-н Платонов полагает продажу туземцам зараженных оспой одеял. Случай, произошедший в 1763 году, когда во время англо-французской войны британцы дали индейцам, воевавшим на стороне французов, два одеяла и носовой платок, у г-на Платонова превращается в постоянную практику белых поселенцев. Он даже утверждает, будто в 1837 году в форте Юнион коварные белые ввели кровь оспенного больного пятистам индейцам. Жаль, что автор не удосужился объяснить, как это злодеяние могло быть осуществлено технически? Справка: шприц и полые иглы были изобретены шотландским врачом Александром Вудом (A. Wood) лишь в 1843 году, окончательная конструкция увидела свет в 1853 году (совместная работа А. Вуда и Шарля-Габриэля Праваза). Не говорим уж о том, что надо было очень постараться, чтобы убедить пятьсот индейцев позволить сделать себе такую инъекцию. Г-н Платонов пишет, что по законам США, действовавшим до 1924 года, индейцы не являлись гражданами этой страны, не имели никаких прав. Напомним г-ну Платонову, что такова была позиция самих индейцев: они не признавали правительство и законы страны, не хотели участвовать в жизни государства. Именно поэтому в свое время встал вопрос о компактных поселениях индейских племен, отказывавшихся считать себя гражданами США. В самом деле, как может функционировать государство, достичь прогресса и обыкновенного порядка, если часть его населения не признает государственные границы? ввозит контрабанду и укрывает у себя беглых преступников? То есть находится вне правового поля...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Провидению было угодно, чтобы в противостоянии двух цивилизаций победили потомки европейцев. Цивилизационные ценности индейцев не выдержали проверки при встрече с европейской культурой. Но справедливо ли в этом обвинять европейцев? Не будем полагать, что победители всегда неправы. Мы заслужили наш успех потом и кровью, сказали бы нам поселенцы.

Как можно оправдывать белых, возразит кто-то, ведь поселенцы посягнули на суверенные земли индейцев? Я думаю, читатель вместе с нами теперь может ответить, что постановка вопроса некорректна. Поскольку не было у индейцев суверенных земель. Пусть даже некоторые из племен действительно проживали на той или иной территории довольно длительное время. Не было у индейцев самого понятия о суверенности. Ирокезы выгнали со «своей» земли оджибве, те выгнали племя сиу. Мы уже упоминали об америндос и на-дене. Между этими народами войны шли сотни лет. Вторые считали, что имеют на землю такое же право, что и первые. Но точно также и поселенцы полагали, что имеют право на эту землю. И были убеждены, что им, а не язычникам помогает Бог, вручая в их руки эту землю.

P.S.
В этой работе не была затронута весьма важная тема, которая, как представляется автору, заслуживает отдельного рассмотрения, а именно: повсеместное распространение каннибализма среди индейских племен. Впрочем, об этом уже написано некоторое количество текстов. Можно порекомендовать книгу Льва Каневского "Каннибализм".


Рецензии
Очень значительная работа...небольшую часть включу в свой роман с сылкой на это произведение. Надеюсь, что разрешите?...

Анна Магасумова   20.11.2016 23:29     Заявить о нарушении
Уважаемая Анна!
Благодарю за внимание к тексту и отзыв!
Буду рад, если что-то пригодится Вам для работы.
Удачи!

Евгений Каширский   21.11.2016 04:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.