Перепотребление

Современное общество, справедливо и точно характеризуемое как техногенное, постиндустриальное, информационное, рискогенное,  вступило в очередную фазу развития – общество перепотребления. Перепотребление есть чрезмерное, превышающее нормальные потребности, потребление продуктов человеческой деятельности, вредное для человека и приводящее к резкому уменьшению ценности потребляемого. Оно  касается всего производимого человечеством:  сегодня перепотребляются пища, предметы быта, технические устройства, информация, коммуникации, PR-феномены, развлечения, удовольствия и многое другое.
  Перепотребление – феномен, известный с древности, но если прежде перепотреблять удавалось  лишь узкому кругу лиц, то сегодня потреблять более того, что необходимо человеческой природе,  и того,  что возможно усвоить, стало нормой для широких масс, практически для всех. В Древнем Риме перепотребляли избранные, сегодня перепотребляют целые мегаполисы и даже страны. Москва становится Третьим Римом, но не в смысле преемственности власти и основополагающих имперских идей, а смысле массового гедонизма и потребительских идеалов. Жители всех  развитых стран в большинстве своем, так или иначе,  перепотребляют  хоть что-нибудь, так, например,  от перепотребления коммуникаций и информации в Европейском Союзе и США сегодня несвободен практически ни один человек.
Перепотребление сущностно связано со своей противоположностью, недопотреблением, парадоксальным образом оно лишает самого необходимого не только других, но и самого перепотребляющего. Человечество перепотребляет,  не усваивая и лишаясь. Информационные потоки заставляют население целых стран огромными порциями поглощать информационный мусор, не  давая получать необходимые и ценные знания. Многочисленные агрессивные коммуникации не позволяют общаться с близкими. Горы продуктов, в том числе и продуктов питания, лишают возможность выбрать здоровое и полезное и навязывают подделки и суррогаты. В социуме, как и в физическом мире, действуют законы сохранения: если  что-то излишне прибывает, то с неизбежностью становится недостаточным нечто другое. Перепотребляя ненужное, человек  не получает важного сам и  лишает  жизненно необходимого других, заставляет их недопотреблять Монополии развитых стран на технологии и средства производства не позволяют прочим странам обеспечить собственное население даже необходимым. Обжорство развитых стран оборачивается голодом  в Африке и Латинской Америке.
Перепотребление всегда обесценивает потребляемый продукт: пища надкусывается и выбрасывается, техника используется лишь частично, отправляясь на свалку, как только появляется более сложная, информация не усваивается и чаще всего несет не истину, а ложь, коммуникации оказываются поверхностными. Производство работает не на потребности людей, а на мусорные контейнеры, где недопотребленного, недоеденного, недоиспользованного почти столько же, сколько произведенного. Утилизируется гораздо больше, чем потребляется.
Все это напрямую вредит человеческой  телесности, человеческой ментальности, человеческой личности, человеку в целом. Перепотребление  пищи и бытовых продуктов приводит к болезням тела, перепотребление информации и коммуникаций – к болезням души. Человек прекращает полноценно двигаться и теряет здоровье, потому что становится слишком толстым от переедания и слишком зависит от технических устройств; прекращает  свободно думать, потому что обременен  навязанной и ненужной информацией; прекращает получать  радость от человеческого общения, потому что общается чрезмерно; прекращает наслаждаться произведениями искусства, потому что  окружен псевдокультурными подделками. Человечество болеет, скучает  и умирает потому,  что перепотребляет.
Законы и механизмы перепотребления определяются, даже навязываются,  законами производства и рынка. Огромные промышленные мощности обеспечивают колоссальный, значительно превышающий нужды человечества валовый продукт. Стремясь сбыть производимое, промышленность и рынок изобретают все новые и новые модификации уже известных товаров, чтобы хоть как-то заинтересовать пресыщенного потребителя. В результате производство переходит в режим странного аттрактора - непредсказуемого, сложного состояния, возникающего на поздних стадиях развития системы и  характеризующегося наличием множества внутренних неустойчивостей. Неустойчивости, связанные с появление новых, все более и более продуктивных технологий, означают неумеренный рост  множества потребительских паттернов, ничем не оправданное увеличение количества видов производимых товаров. Слишком сложным и неустойчивым становится переполненный товарами рынок, вынужденный наращивать производство и перепроизводство рекламы для того, чтобы сбыть перепроизведенное.. Перепотребление рождает сложную систему социальных и экономических обратных связей,  появление новых продуктов или перепотребление  традиционных провоцирует рост, иногда неограниченный,  новых процессов перепотребления, вторичных волн перепотребления. Производя новые продукты, экономика включает их в круг перепотребления и одновременно изобретает антипродукты, нивелирующие чрезмерное потребление первых и очерчивающие новые перепотребительские круги. Так, перепотребление пищи рождает спрос на продукты,  лекарства и медицинские методики, способствующие похуданию, перепотребление коммуникаций – на покой и тишину, которые становятся очень дорогим товаром, перепотребление синтетического, искусственного – на натуральное и т.д. Подобные положительные обратные связи обеспечивают  генерацию все новых и новых потребительских феноменов, а перепотребление постоянно расширяет собственные границы, захватывая немыслимые прежде сферы, такие, как комические полеты, участки лунной поверхности и новую, производимую пластической хирургией телесность. В режиме перепотребления наука утрачивает свои идеалы, превращаясь из кузницы идей в фабрику технологий. Она больше не стремится к поиску невостребованных рынком истин, а старается заработать, изобретая все новые способы производства и продукты, не приближающие человечество ни к истине, ни к счастью.
Самыми  востребованными продуктами перепотребления становятся молодость, красота, сексуальная привлекательность. На производство этих продуктов направлены усилия многочисленных производств и наук. В результате недопотребляются здоровье, семейное счастье, покой, любовь. Чтобы  неумеренно потреблять молодость и красоту,  перепотребители перешагивают через пороги сметных грехов, не пренебрегают ничем: стволовыми клетками рожденных и нерожденных младенцев, чужими органами,  смертью других людей.
Расширяя свои горизонты, испытывая недостаток в поиске все новых и новых продуктов,  перепотребление  обращает внимание и на  то, что раньше принципиально не потреблялось: упаковки, ярлыки, этикетки, марки, метки и т.д. То, что совсем недавно считалось мусором, становится особым объектом потребления, знаковым, статусным товаром, предметом культа. Обладать ярлыком становится самоцелью, этикетка оказывается предпочтительнее того, что обозначает, марка оказывается вожделенной более маркируемого. Чтобы разнообразить самое себя, сделаться более значимым, перепотребление устанавливает  образцы и ритуалы: покупать следует в определенных магазинах, в определенном окружении, определенным образом подготовленным. Место продажи становится сакральным местом, практически храмом, и включается в систему перепотребления, становясь потребительским товаром.
От перепотребления чрезвычайно трудно уйти даже его противникам, перепотребление рождает потребительские парадоксы. Социальной реакцией на перепотребление оказывается альтернативное  перепотребление, перепотребление  продуктов, исключаемых из потребительских циклов. Стремясь  привлечь внимание общественности,  борцы с перепотреблением  изымают из мусорных  баков пригодные к употреблению продукты, и в результате потребляют более необходимого. Бегущие от перепотребления реальных продуктов, начинают перепотреблять продукты виртуальные: общение в интернете или духовные практики. Как и во времена Римской империи, откликом на массовое перепотребление пищи реальной становится перепотребление пищи духовной, в результате множатся маргинальные субкультуры и секты, в свою очередь, становящиеся потребительским товаром.
Пресыщенная часть человечества кидается на поиски все новых и новых продуктов, новых и новых развлечений и удовольствий, вынуждая себя изменить социальные правила,   мораль, систему ценностей. Мораль заменяется на правила, гарантирующее максимальное потребление, благим становится  приближающее к обладанию желаемого, истинным – полезное для приобретения того или иного продукта, ценности выражаются в единицах стоимости. Сообщество перепотребителей создает целые индустрии, насаждающие новые этические нормы и новые ценности. Особо   востребованным продуктом  становится запретное, но, приобретая цену, немедленно переходит в разряд дозволенного,  расширяя границы нравственности до немыслимых прежде рубежей, практически до вседозволенности. Человечество начинает потреблять пороки с той же откровенностью, с которой раньше потребляло достоинства.  Достоинства тоже перепотребляются, приобретая собственные этикетки: награды, дипломы, ученые степени, премии, регалии. Вечные ценности недопотребляются, но тоже превращаются в очень дорогой, хотя и дефицитный товар. Наряду с традиционными ценностями, утрачиваются  все метафизические  и рациональные смыслы. То, что мыслилось вредным, объявляется благим и завидным, например, голодание, излишняя худоба, нетрадиционная сексуальная ориентация.
В итоге рождается новый социальный тип – перепотребитель. Перепотребитель представляет собой парадоксальный  телеологический объект: с одной стороны, он хочет обладать всем, с другой стороны, ничего не желает, потому что пресыщен. Вечно жаждущий того, что рекламируется, вовлеченный в гонку за ненужным, стремящийся успеть всем насладиться, все попробовать, проглатывающий информацию, создающий новую систему ценностей,  перепотребитель, по определению, не  может быть счастлив, ибо в силу ограниченности человеческих возможностей никогда не достигает своего идеала – потребить все. В мире развлечений и удовольствий он скучает, в перекоммуникацированном  социуме одинок, в обществе с переизбытком товаров лищен самого необходимого.
Перепотребитель живет в особом, быстро текущем времени, он не успевает за всем и всюду, и всегда старается догнать и обогнать себе подобных. Время, в котором он существует, ничего общего не имеет с физическим или биологическим, не привязано к природным циклам, а  определяется графиками встреч, посещений, телепередач и т. п.   Столь быстрое течение времени  заставляет сиюминутное доминировать над Вечным. Перепотребителю  трудно ощутить собственную экзистенцию, поскольку некогда задуматься об опасностях или смерти. Сама смерть в эпоху перепотребления становится товаром, символически воплощаясь в элитные, заранее купленные места на кладбище и дорогие привлекательные надгробья.
Сообщество перепотребителей складывается в общество перепотребления. Это общество,  где  юридические, политические, нравственные законы  постепенно трансформируются  под нужды перепотребления, а власть имеет возможность перепотреблять более, чем все остальные. Жизненное пространство перепотребления  перенасыщено товарами, услугами, платными коммуникациями, в этом пространстве товаром становится все, даже свобода, совесть, телесность и жизнь человека.  В результате человек начинает зависеть от вещей и товаров, лишается идеалов и попадает в новое рабство, рабство  телесное и духовное.
Общество перепотребления – неустойчивая социальная конструкция,  она не оправдана ни экономически, ни этически, ни  психологически. Процессы, которые в нем происходят, бессмысленны, поскольку бессмысленно производить, чтобы выбрасывать, потреблять, чтобы оставаться неудотвлетворенным, общаться, чтобы быть одиноким. А это означает, что в глобальном мире найдутся силы, которые разрушат его,  переведут социум в новое, возможно еще более неустойчивое состояние.

2008 г.


Рецензии