Мышление неверующего человека

(Прежде статья публиковалась под псевдонимом Сергей Макаров)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

I. ВЛИЯНИЕ ГРЕХА
Христианство не отрицает человеческий разум и его значение, ибо человек создан по образу и подобию Божиему, а Бог есть в высшей степени рациональное, мыслящее Существо. Однако христианское учение полагает, что на человеческий разум повлиял грех. Более того, грех не только нарушил интеллект, но и повлиял на человеческое знание. В Первом Послании к Тимофею (4:2) говорится о лжесловесниках, "сожженных в совести своей". Апостол Павел имеет в виду, что грех повлиял на мысли этих людей: они думают неправильно. Духи обольстители (4:1) нарушили их способность отличать добро от зла, правильное учение (Божие) от неправильного (бесовского). Писание говорит о том, что неверующие люди "осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце", "предал их Бог превратному уму" (Рим.1:21,28), они поступают "по суетности ума своего" (Еф.4:17; см. также Рим.3:11; Иер.17:9).

По причине влияния греха способность человека к познанию стала ограниченной. Однако, не только грех, но сам факт нашей тварности мешает нам познать все. Поэтому человек сам по себе почти ничего не знает о Боге и не понимает Его. (См. Иов.11:7; 36:26; Пс.138:6; Ис.55:8-9; Рим.11:33-34; 1Кор.2:11). Грех привел к потере человеком истинного знания.

Разумеется, неверующий человек не принимает во внимание грех, отделивший его от Бога - источника всех знаний.

II. "АВТОНОМНЫЙ" ЧЕЛОВЕК
Неверующий человек не считает себя творением Божиим и рассматривает себя существующим автономно, независящим от Бога-Творца. Отрицая зависимость своего существования от Творца, человек понимает автономность от Бога как необходимое условие свободы воли, а равно и ответственности. Человек считает себя самодостаточным для жизни и не нуждается в Боге как высшей силе или разуме. Поэтому все происходящее в мире неверующий человек оценивает собой, а не Богом.

Такой человек полагает, что его мышление ни от чего (и ни от кого) не зависит. Отрицает, что человеческий разум дан Богом, что наши мысли соединены с мыслями Бога посредством Откровения. Неверующий человек убежден, что может правильно себя понимать без Бога, что его мысли не связаны с Богом. Собственный разум представляется ему высшим судией в этом мире и этого мира, идеалом абсолютного сознания. Человек не признает заимствование своих знаний от Бога. Отрицает аналогичность человеческого знания, выведенного из знания Божественного.

Неверующий имеет автономную, не-теистическую концепцию реальности. Не считает, что мир есть система истины Божией. У неверующего человека - собственная интерпретация окружающего мира. По сути он сам конструирует свой мир. Отвергает мир как единую систему, замкнутую на Боге. Такое единство мира его пугает.

III. ЛОГИКА И ОПЫТ, ПРИВОДЯЩИЕ К ГОСПОДСТВУ СЛУЧАЙНОГО
Посредством логики, прежде всего применяя закон непротиворечивости, неверующий человек определяет, что возможно и что невозможно в этом мире. Неудивительно, что чудо для него - вещь явно недопустимая. В лучшем случае, чудо объясняется неверующим человеком как неоткрытое разумом явление, сверхъестественная реальность, но отрицается как деяние Божие. Нельзя не заметить противоречия в позиции неверующего человека: он пользуется законами, данными Творцом, в том числе и законами логики, но отрицает самого Творца.

Для неверующего человека характерно такое отсутствие единства мыслей. Заметьте, что упомянутый закон непротиворечивости выводится из ограниченного человеческого опыта. Но в самом своем опыте человек поневоле опирается на случайное, ибо он не знает, что находится за пределами опыта. Скажем иначе, неверующий человек базирует свои основные положения на случайном (руководствуясь тезисом всякое бывает: возможно, что есть Бог и было воскресение Христа).

Позиция допущения случайного ставит случайное в основание мира. Эта позиция непоследовательна и противоречива, поскольку случайное отрицает закономерное: допущение случайного в одном аспекте, требует допущения случайного во всем мире. Законы логики в таком случае тоже становятся случайными. Случайное уничтожает единое универсальное творение единого Творца, уничтожает закономерное, разламывает всю картину мира на фрагменты и придает миру противоречивый характер.

Признавая случайное, неверующий человек удаляется от познания истины. Но почему же в таком случае неверующий человек способен обладать некоторым знанием истины? Как ни парадоксально, этому способствует его собственная непоследовательность: он постоянно отступает от своих собственных принципов, поскольку принимает этот мир как систему (что должно бы вести к признанию Творца этой системы) и пользуется законами, данными Богом. Таким образом, строгая логическая последовательность, ведущая от творения (мир как система) к его Творцу, для неверующего человека неприемлема, поскольку он будет вынужден подчиниться Откровению, в том числе и тому, что оно говорит о самом неверующем человеке: он есть восстающий против Бога грешник.

Тем не менее, он убежден, что может правильно понимать окружающий мир, используя опыт в качестве критерия истинности. На деле у неверующего человека нет ничего определенного, ибо человеческий опыт не может дать истинной определенности. Невозможно проверить опыт, чтобы убедиться, что он абсолютно соответствует истине. Для такой проверки нужен максимальный учет всех фактов, что, разумеется, невозможно. Опыт требует опоры на всезнание, максимальную полноту знаний, а это стремление не может быть реализовано. Всегда остаются сомнения в истинности выводов.

Таким образом, человек утверждает, что выводы не могут быть определены заранее, без опыта, но никогда не имеет уверенности, что новый факт не опровергнет предыдущий опыт. Между тем, именно такими несовершенными (и более того, ненадежными) средствами, как опыт и логика, человек желает проверить Библию - Откровение Божие.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ
1. Опора лишь на опыт есть противоречивый порочный метод познания и ведет к признанию власти случайного. Неудивительно, что в мире неверующего человека господствует случайность. Неверующий человек вынужден признать случай в качестве высшей силы.

2. Взгляд неверующего человека на мир характеризуется противоречи востью. Признавая существование природных законов, он одновременно готов допустить существование в этом мире игры случая. Допускает наличие сферы неопределенного, в которой возможно случайное. Наряду с этим, он склонен признавать существование судьбы - некой закономерности в отношении человеческой жизни. Таким образом у неверующего человека уживаются рациональная философия логики и иррациональная философия случайного.

IV. ТРЕБОВАНИЯ НЕВЕРУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА К ХРИСТИАНСТВУ
Однако от христиан неверующий человек требует логически непротиворечивой христианской доктрины. Требует, чтобы она основывалась не на Откровении, но на логике. Доктрина, не отвечающая всем требованиям логики, неверующему человеку представляется слабой, отражающей слабость всей христианской системы. Неверующий человек обвиняет христиан в нерациональности и авторитарности, заявляет, что не может принять в качестве системы истины то, что не согласуется с законом непротиворечивости.

Неверующий человек полагает, что христианская вера - удел нелогичных людей, допускающих существование того, что не подтверждено опытом. Поэтому он редуцирует предлагаемое ему христианство: уменьшает его всеохватность (тотальность), оставляя только то, что согласуется с его опытом. Неверующий человек отвергает христианскую доктрину на основании утверждения, что никто не знает, существует ли что-либо за пределами материального мира (хотя он заранее убежден, что там ничего нет, то есть отрицает духовный мир, отрицает существование Бога).

Для него существует лишь то, о чем он знает, и что он может проверить на практике.

V. НЕБИБЛЕЙСКИЙ ХРИСТИАНИН
(Мы называем библейским христианином такого верующего, взгляды которого проистекают из Священного Писания.) Небиблейский христианин склонен исповедовать частичную автономность от Бога. Например, в определенных сферах деятельности. По этой причине его позиция совпадает с человеком, который признает неведомого бога.

Вот типичные тезисы небиблейского христианина:
1. Бог нуждается в творении, поскольку мысли Божии будут неполны без мыслей творения. Богу нужна полнота, которая может быть достижима только с участием творения. Бог нуждается в человеке, чтобы лучше понять творение. Бог и человек - равные партнеры, соработники. Если нам нужен Бог, то и мы нужны Богу.

2. Поскольку Бог соприкасается с материальным миром, Он может быть подвержен изменениям. Иначе Его сознание не могло бы воспринимать постоянно изменяющийся мир.

3. Неверующий человек может одинаково правильно наряду с верующим интерпретировать мир. Поскольку тот и другой видят одинаково одни и те же вещи, они могут делать равнозначные правильные выводы. Стало быть, христианство можно объяснить, и что еще более важно, посредством объяснения можно привить христианскую веру.

Человеку, не имеющему библейского мышления, свойственно мечтать об изменении своего статуса, ибо его не устраивает статус человека сотворенного. Он стремится стать Богом (или хотя бы богом). Это желание наглядно проявляется при соприкосновении человека с Откровением, из которого он узнает о своей тварности. Человек, недовольный статусом тварности, желает обожения. Между тем, Писание учит, что даже в состоянии славы человек все равно остается творением.

Небиблейский христианин вместе с неверующим признает случайность. Но случайность, как мы показали, всегда оказывается выше Бога, поскольку все становится зависимым от случая: воля отдельного человека, его решение подпадает под категорию случайного. Например, он может уверовать, а может и не уверовать. Уверование делается зависимым от сочетания случайных факторов, например, убедительности проповедника или настроенности слушателя в данную минуту.

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Человек не есть высший разум, не есть высший Судия, на суд которого представлен этот мир. Опираясь исключительно на опыт своего существования, человек не может даже адекватно оценить окружающий его мир. Поэтому ему надо начинать не с опыта, а с познания Откровения Божиего. Человек должен подчиниться Откровению (Откровению Св. Писания и Откровению природы). Откровение Божие, со своей стороны, не подчиняется закону непротиворечивости, выведенному из опыта неверующего человека.

2. Без Бога человек не способен сознавать значение своей мысли. Мы, люди, только тогда сможем себя понять, если будем полагать себя творениями Божиими. Отрицание своей сотворенности препятствует понять неверующему человеку истину в отношении себя самого. Подобная позиция приводит к утрате смысла человека как такового, сам человек оказывается случайностью. Его значение становится невозможным определить. Отсутствие в обществе библейского понимания сущности человека подвергает человека наибольшей опасности. В таком обществе человек всегда оценивается по заниженной шкале.

3. Жизнь человека протекает в плановой системе, данной Богом. Находясь внутри системы, человек не может жить изолированно от нее. План Божий охватывает все, поэтому в мире нет ничего бессистемного, отрывочного, изолированного, состоящего из отдельных фрагментов. Библейское христианство не принимает гипотезу о мире, в котором нет плана. Выводы Божии существуют до нашего опыта, ибо они основаны на предопределении Божием относительно развития сотворенного мира. Поэтому, строго говоря, вероятности событий не существует, происходит лишь то, что пожелал Бог (Совет Божий): "Ведомы Богу от вечности все дела Его" (Деян.15:18).

4. Через созерцание окружающей природы человек не может сделать вывод о Боге-Троице и о спасении через Христа. Поэтому без Откровения Св. Писания у человека нет полной картины объективной реальности. На основании изучения окружающего мира человек может приобрести лишь знания о некоем боге, который, возможно, существует; без Слова Божиего даже совет мудрецов может достичь понимания лишь неведомого бога.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

I. НЕВЕРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК
И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
Все объекты этого мира таковы, как им положил быть Творец. Соответственно, их оценка зависит от оценки Творца. Неверующий человек, не понимая сущности христианской доктрины, изложенной в Священном Писании, не понимает окружающий мир и самого себя.

Неверующий человек проверяет Библию своей системой логических построений (прежде всего законом непротиворечивости) и собственным опытом. Пытается проверить, что в ней истинно, и что неистинно. Проверяет духовное недуховным. Но такая проверка по своей сути есть попытка уничтожить истину Откровения, поскольку в отношении духовного у человека нет аналогичного опыта. Вера не укладывается в систему опыта. Проверив Библию, такой человек делает вывод, что она не может служить надежным источником знаний о мире.

Правомерен вопрос: разве непонимание духовных истин ведет к непониманию Св. Писания? Разве у неверующего человека отсутствует способность познавать истину? Разумеется, филистимляне мгновенно осознали, что Давид убил Голиафа, поскольку логическое мышление у них не было повреждено. Но они не увидели связи между поступком Давида и тем, что его руку направил Бог, и что все это служило исполнению плана Божиего. Так и сегодняшний читатель Св. Писания, если он неверующий человек, способен воспринимать чудеса, упоминаемые в Библии, лишь как иррациональные факты (иррациональные феномены). Он может согласиться с тем, что подобные необъяснимые иррациональные феномены существуют, но он не согласен признать эти феномены происходящими от Бога.

Нельзя не упомянуть этическую сторону в отношении неверующего человека к Писанию, ибо грех есть прежде всего проблема этическая. Стремление неверующего человека отринуть Откровение Божие в немалой степени вызвано тем, что Слово обличает его во грехе, обличает в восстании против Бога. Неверующий человек этически неспособен быть в мире с Богом. Примириться ему мешает желание самому определять, что есть добро и что зло. Именно отсюда проистекают субъективизм и скептицизм в отношении незыблемых истин Божиих. Таким образом, вопрос познания истины - не только гносеологический вопрос, но и вопрос этический, поскольку истинное знание о Боге и Его творении невозможно обрести без духовного возрождения и любви к Богу.

Неудивительно, что христианство неверующий человек соглашается принять лишь в усеченном, редуцированном виде, в качестве морального дополнения к своей деятельности. Неверующий человек сам дерзает определять, какое христианство он будет принимать и в какое христианство веровать, и чем большей он обладает способностью к логике, чем более изощрен его греховный разум, тем более он склонен отрицать христианство. Таким образом, даже если неверующий человек соглашается принять что-либо из христианского учения, его позиция не меняется по своей сути: человек хочет оставаться автономным, независимым от Бога. И поскольку Библия говорит о нашей полной зависимости от Творца, неверующий человек никогда по-настоящему не примет Библию. Бог Библии для него слишком авторитарен.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ
1. Неверующий человек согласится с Библией лишь в том, что подтверждается его собственным опытом.

2. Рассматривая установления Божии как манифестацию репрессии и контроля со стороны Бога, человек заранее отрицательно настроен к Слову Божиему.

II. ВАЖНОСТЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СВ. ПИСАНИЯ
Невозрожденный человек не принимает пропозиций Божиих и не признает их природы, оставаясь вне системы истинного знания. Возрожденный человек, напротив, обретает в Писании истинное знание о Боге, о себе и о мире. Само его мышление теперь определяется Священным Писанием. Библию он стремится положить в основание своей личной культуры и культуры своего общества.

Однако, нам следует иметь правильное представление о том, как именно духовное возрождение воздействует на человека, позволяя ему понять Писание. Что с ним происходит? Обретает ли он новое понимание слов Библии? Разве невозрожденный не читает те же слова, что и верующий? Разве он иначе понимает одни и те же слова, и слова для него имеют другой смысл?

Разумеется, смысл слов для того и другого один и тот же, иначе бы люди вообще не смогли пользоваться этими словами (системой этих слов). Тем не менее, хотя неверующий человек и может понимать слова, и даже может понимать притчи, но он не понимает, что эти притчи иллюстрируют, поскольку картина мира у неверующего человека выглядит принципиально иной.

Напомним, что у неверующего человека в качестве высшего судии выступает его собственный разум. Разумом он оценивает Писание, его значение, смысл, мораль, свидетельство. Но оценка Откровения одним лишь разумом есть ничто иное, как попытка уничтожения Откровения, ибо неверующий человек сначала низводит Писание до своего уровня, объясняя его по-своему, а затем отвергает его, как несоответствующее опыту. Проверка Священного Писания была бы возможна лишь в том случае, если бы удалось провести экспертизу, независимую от источника знаний, то есть от Бога. И при условии, если бы сама экспертиза была независимой. Таким образом, неверующий человек, не доверяя Богу и Его Слову, обречен доверяться сомнительным авторитетам (экспертам).

Оценивая Писание слишком низко, он не считает нужным его постигать. (Точно так же выдают себя верующие, не читающие Писание: они имеют слишком низкое мнение о Слове Божием.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Христос восстанавливает падшего человека. Восстановленный человек становится таким, каким он должен быть. Имеет единство с окружающим миром, интерпретирует его с точки зрения вечного, а не временного. Жизнь возрожденного человека становится целостной.
Христос есть наша единственная мудрость. Человеку невозможно найти смысл жизни, если вначале не найден Христос.


Рецензии