7 правил христианина

Что создавал Христос, когда посылал апостолов проповедовать всему миру? Религиозную организацию (местную или централизованную), клуб любителей теологии или же Он все-таки создавал народ? Разумеется, Христос создавал новый народ, конкретным выражением которого является поместная община.

Этот народ должен был построить свою жизнь согласно заповедям Божиим, и если нужно – воевать за эту жизнь.

Здесь же укажем семь кратких правил, без исполнения которых немыслим христианин:
1) вступай в народ через крещение; 2) каждодневно молись и 3) читай Писание; 4) причащайся Святых Даров; 5) живи жизнью общины; 6) отдели один день в неделю исключительно для духовной жизни; 7) поддерживай свою религию материально.

Эти правила достаточно просты, чтобы их понимать и исполнять всякому человеку. Вместе с тем, исполнить их может только верующий человек. От христиан не требуется большое знание или умение красиво излагать свои мысли. От них, как от народа в целом, Господь требует распространения Своего порядка на всей земле.

Как ни странно, но именно эта библейская концепция о христианах как о народе до сих пор встречает непонимание. Современный христианин живет сам по себе и делает то, что кажется ему справедливым. Точно мы живем в эпоху судей Израилевых. Единственное, что всех объединяет – страсть поговорить. Люди способны целыми днями рассуждать о разных тонких вещах, упиваться спорами, доказывать превосходство своей точки зрения над соседской. Мы это вот как понимаем, а вы совсем неверно. Неужели болтовня – отличительное свойство христиан? И как искренно они горячатся из-за какого-нибудь вопроса, который в общем-то им и самим неинтересен, но из-за этого вопроса они готовы в пылу полемики разругаться вдрызг с лучшими друзьями. Болтают, болтают, прожигая время, отведенное Богом для дела.

Поневоле прислушаешься к противникам всякого интеллектуализма. Но вся беда в том, что и наши антиинтеллектуалы только и делают, что болтают. На своем медвежьем языке.


Рецензии
Удалось прочесть у Норта только анонс (запутался в платном торренте, так и не скачал); очень заинтересовало, что первые поселенцы-пуритане в Аменрике сначала поставили коммунистический эксперимент, но едва не померли с голоду. И тогда начали строить новую экономическую доктрину. Все-таки вот эта связка между культурой кропотливого труда и богословием мне остается непонятной: в Библии нет серьезного акцента на подобные добродетели; так, пара упоминаний вскользь. Первая попытка обобществить результаты труда говорит о честном поиске форм общинного жития в строгом соответствии с Евангелием (в Иерусалимской общине все было общим). Интересно, а Кальвин в Женеве не производил такого рода попыток?

Но все равно, остается неясной, как выработалась у пуритан их трудовая этика и насколько она имеет основания в догмах кальвинизма, а не в каком-нибудь историческом парадоксе. Пока что моя рабочая версия такова: трудолюбие пуритан появилаось в ходе поисков доказательств своей избранности. Все-таки, хотя Бог и не сообщает об избранничестве, он, с точки зрения обыденного человека, должен давать какие-то знаки. Пускай догматы кальвинизма этого и не допускают, но религия призвана давать людям утешение и они его найдут, хотя бы и в обход догматики. Верующий-кальвинист работает в поте лица, чтобы получить это утешение, успех как знак угодности Богу.

Но внешне это, наверное, представляется как простое исполнение завета Бога.

Где-то читал, что в пуританстве было распространено не содержавшееся в трудах Кальвина представление о членах пуританской общины как об избранных («община святых»). Это так? Существуют ли труды признанных богословов, в которых содержится такое утверждение?

Константин Дегтярев   04.08.2009 12:04     Заявить о нарушении
Константин! В Библии одни люди находят подтверждение своим желаниям бежать "в леса" и "на гора", другие - работе в поте лица и заботиться о будущем своих детей.

Евгений Каширский   04.08.2009 12:41   Заявить о нарушении
Кто бы спорил, что можно и то, и иное в Библии прочесть; однако когда речь идет о доктрине, основанной на божественном откровении, когда Библия считается единственным источником истины (sola scriptura), не требующим привлечения иных источников, как быть с самим фактом разногласий?
М.б. существует нечто вроде положения, что одним (избранным) Бог дает верную трактовку, а другим (неизбранным) нет? Т.е., мы опять упираемся в вопрос избранничества, вопреки утверждению, что он не так уж и важен в кальвинизме?
Извините за настойчивость :-)

Константин Дегтярев   04.08.2009 14:30   Заявить о нарушении
Кстати, упомянутые 7 правил можно и в "лесах-горах" исполнять, и в какой-нибудь инвестиционной компании, т.е. о трудолюбии в них ни слова. И, тем не менее, пуритане акцентировались на труде. Вопрос - почему? Так настойчиво его задаю по той причине, что Вы сами акцентируетесь именно на том, что кальвинизм требует от человека ответственности и трудолюбия.

Константин Дегтярев   04.08.2009 14:41   Заявить о нарушении
Константин!
7 правил написаны для тех, кто думает о себе, что он - христианин, но не затрудняет себя соблюдением элементарных норм христианской жизни. Вы правы в том, что эти правила универсальны, и подходят для всех школ христианства.

А для лучшего понимания отношения к труду, нам надо бы вспомнить и воскресный день: 6 дней работай и делай всякие дела твои - а 7ой день отдай Господу. Попробуйте в воскресный день 1 или даже 2 раза принять участие в богослужении, не покупать, ни продавать, не слушать радио и не смотреть телевизор, не посещать увеселительных мероприятий. Провести день в покое. Тогда легче будет понять и серьезное отношение пуритан к работе. Все должно быть во славу Божию. Даже спасение для кальвиниста вопрос не первой важности. На первом месте - слава Божия. Главное, чтобы Бог был прославлен...

Евгений Каширский   05.08.2009 13:58   Заявить о нарушении
Вот это действительно сильная мысль: что спасение не так важно, лишь бы Господь был прославлен. Мне кажется, в этом и есть квинтэссенция кальвинизма, не находите? То самое место, которое отличает его от прочих толкований христианства?
Ведь для всех прочих вера - это путь к спасению.
Мне кажется, это ближе к ветхозаветной тразиции, к иудаизму?

Константин Дегтярев   05.08.2009 17:15   Заявить о нарушении
Я бы не стал разделять: ВЗ и НЗ. Это все единое Слово Божие. Есть одна традиция - любить Бога и делать все, чтобы слава Его сияла по всей земле.

Евгений Каширский   05.08.2009 17:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.