Половодье чувств
Да, упорно сердце нашего соотечественника, но если бы только это. Наш человек еще обуреваем страстями. Вот он говорит: “Я полюбил другую, пойду к ней. Любовь! ничего не поделаешь…”
И в самом деле, что тут поделать?.. Любовь все оправдывает, смывает все следы. Все только и говорят: надо жить по любви! Это и песнопевцами повсеместно воспевается. Приглашают в мир чувств, эмоций, сильных душевных переживаний и душевных расстройств. Говорят, такая у нас изначальная привычка. Оттого, наверное, что такова и сама Россия – язычески чувственная, говорящая томным голосом с придыханием.
С этой Россией все понятно. Такая у нее метафизика.
* * *
Но вот что странно: и многие христиане приветствуют подобное, и действуют точно так же. Или близко к тому подбираются. А ведь, казалось бы, самые основательные на земле люди.
Да уж основательные... подойдешь поближе и слышишь: сладенькими голосами, голосами сладчайшими донельзя что-то поют про свою невыразимую любовь... Опять чувства, опять эмоции.
Зачем это? к чему это? Разве христианин не призван жить головой, разумом?
Стоп! Как это жить разумом? Это что же, не поддаваться чувствам?
Да, не поддаваться чувствам...
* * *
Христос собирает нас в Свою Церковь. Отовсюду приходят, и самые разные. Иной раз требуется усилие, чтобы к этой разноликости привыкнуть. И ко всем относиться равно, по-братски.
Пребывая среди народа Божиего, то есть в общине, мы видим то, что вряд ли где еще увидишь. Здесь все происходит одновременно. У одного родился ребенок, другой хоронит отца, третий готовится к операции, четвертый – к свадьбе, пятый едва сводит концы с концами, шестой приобретает новый дом. У каждого – свое, и все всё знают, все в гуще событий. Вот она – общинная жизнь наша протестантская, соборности первой категории.
Но как быть с чувствами, как на все реагировать, если все происходит в один день? Апостол говорит: “Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими” (Рим.12:15). Только как радоваться с радующимся, если рядом стоит плачущий? И наоборот?
Наверное, дело в том, что наша радость и наш плач должны быть особенными, если мы желаем в точности следовать словам апостола. Радость, не переходящая в ликование и буйство, но сдержанная, скромная... И плач не переходит в отчаяние с выпадением в истерику, даже если случилось большое горе... Христианин готов к утрате, он знает, что утрата – лишь разлука на время. Христианин не теряет головы и не отчаивается. Держит себя в руках.
Нам не следует забывать, что Господь приуготовляет для каждого из нас испытания. Это всегда присутствует в христианской жизни, даже в самой размеренной. Выдержка понадобится нам еще не раз...
Давид назидает Соломона: “Будь тверд и мужествен, не бойся и не унывай” (1Пар.22:13). И Христос говорит нам, что “должно всегда молиться и не унывать” (Лук.18:1). А еще Павел говорит: “Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего” (1Кор.7:29-31).
Итак, радоваться, но не быть радующимся, плакать, но не быть плачущим.
Послание к Евреям призывает христиан приучать свои чувства к различению добра и зла (Евр.5:14). Приучать, таким образом, к послушанию истине Слова. Не чувства ведут христиан по жизни, но Слово Божие. Вот где надо усматривать отличие христианских чувств от эмоциональных языческих выплесков.
... Пусть языческое общество распевает о страстях и чувствах, пусть оно живет, как хочет. Пусть делает, что хочет. Не станем ему подражать, поддаваясь напевам сладкоголосых, но устремимся к цели, указанной Господом.
Свидетельство о публикации №209050700305