Неслучайная система

(Прежде статья публиковалась под псевдонимом Сергей Макаров)


I. СЛУЧАЙНОЕ И ЗАКОНОМЕРНОЕ
Созданный Богом мир есть система, поскольку все в нем соединено воедино, и понять его по частям невозможно. Нужно Откровение Божие, чтобы увидеть всю систему, понять ее смысл.

Сотворенный мир отражает характер Творца. И поскольку Бог и случайность – вещи несовместные, то и в мире нет места случаю. В самом деле, никто не станет всерьез утверждать, будто у Бога (или в Боге) что-либо может оказаться случайным. Например, что Его сознание и поведение – случайны или, скажем иначе, подвержены случаю. Равно неосновательным было бы суждение о том, что Бог случайно задумал создание мира, или все детали этого мира были созданы Богом случайно.

Поэтому мы утверждаем, что мир, действующий по воле Бога, не имеет в себе случайного. Наш мир – в высшей степени рациональная Божия система, в которой нет ничего случайного, нет того, чего не было бы предусмотрено Богом в Его плане. Писание говорит, что “Ведомы Богу от вечности все дела Его” (Деян.15:18). Случайное же – это всегда что-то неизвестное.

Наличие случайного ставит под сомнение сами факты этого мира, ибо мы рассматриваем факты как закономерное следствие определенных событий. Одно вытекает из другого. Например, наказание идет вслед за грехом.

Вообще, случайность – враг истины и законов Божиих. Например, каждому школьнику известно правило: сумма внутренних углов треугольника равняется 180 градусам. Если в мире господствует случайность, то это правило превращается в случайный результат вычислений.

Итак, либо мир находится под контролем Бога и в мире все закономерно (все в соответствии с законами Божиими), либо в мире существует случайность, и тогда она, заметим, неизбежно господствует над закономерностью. Тогда в системе, созданной Богом, не находится места законам. Мир распадается на отдельные фрагменты.

В таком случае и Сам Бог становится подвластным случаю, хаосу явлений.

II. ЧЕЛОВЕК И СЛУЧАЙНОЕ
В мире все обусловлено взаимоотношениями Бога и Его творения. Если же в мире действует случайность, то она неизбежно будет оказывать влияние на эти взаимоотношения, препятствовать им.

Случайность становится непреодолимым препятствием целенаправленной человеческой деятельности. Если все может произойти в любой момент, тогда зачем к чему-либо стремиться? Как тогда можно что-либо планировать? Случайность снимает сам смысл человеческой жизни.

Человеческая история становится подвластной случаю. Теряется смысл различных событий, стран, цивилизаций. История перестает быть разумно познаваемой, интеллигибельной. История теряет концептуальность, если не считать концепцией указание на игру случая. Более того, история останавливается, поскольку не имеет цели движения. И отдельный человек теряет цель, ведь в его жизни может случиться что угодно, ни одно событие не связано с другим...

* * *
Христиане, согласные принять систему взглядов на мир, в котором господствует случай, не могут утвердить позицию о существовании Бога. Если все – случайность, то и существование Бога – случайно, и Бог попадает в категорию случайного.

Христианство в таком случае побеждается случайностью. Если мир, созданный Богом, подвержен случайностям, то случайность может нарушить не только законы, но и сам план Божий в отношении мира в целом и человека в отдельности. Случайность может помешать Провидению Божиему и, таким образом, быть выше Бога. Либо Бог всем управляет, либо всем управляет случай, и тогда Бог подчинен случайности. Тогда вполне может случиться самое невероятное, например, что решения Бога будут зависеть от причудливого выбора людей.

* * *
Если отсутствует высший закон, на его место приходит опыт, эксперимент, последний результат измерений, мода, взгляд, ситуативная этика. Можно поступить по закону, но в определенных обстоятельствах можно его и не соблюдать.

Например, законы этики становятся случайными. Моральные законы перестают быть незыблемой нормой. Подобным образом, незыблемость законов Св. Писания отвергается под предлогом их несоответствия духу времени, и т.п.

Представители сексуальных меньшинств недовольны тем, что Библия слишком категорично устанавливает нормы в области сексуальных отношений. Неудивительно, что они стараются обойти закон, внеся в мир элемент случайного. Поэтому они, как правило, говорят о наследственности, о педагогической ошибке, о жертве насилия, но только не о грехе, не о нарушении закона. Если принять их объяснения, то почему бы точно так же не принять и объяснения зоофилов? И если разрешать в обществе содомию, то почему бы не разрешить и более экзотические виды любви? Это мы говорим к тому, что, к сожалению, даже среди христиан сегодня есть те, кто прислушивается к подобным доводам.

ВЫВОДЫ
1. Наука может успешно решать поставленные перед ней задачи лишь потому, что пользуется общими для этого мира законами. Люди делают прогнозы, исходя из существующих тенденций и закономерностей. Но если ученые применяют законы, они должны признать библейскую пропозицию о Боге – Творце и Законодателе мира.

2. Случайное вступает в противоречие с определенным Планом Божиим. Случайность отвергает его. Наша собственная способность к размышлениям, законы логики, которыми пользуется человеческий разум, наконец, наше целеполагание – все становится игрой случайных комбинаций в череде случайных событий.


Рецензии