Что Твери и Владимиру до окаянной Москвы?

Я родился и живу в городе, судьба которого странна и трагична. Быть всем и стать ничем. Возглавлять Русь и скатиться до положения провинции, то есть ничего не значащего нуля.

Я говорю о Твери и вспоминаю Тверское княжество, сгинувшее в 1485 году под натиском Москвы. Почему-то память о незадачливом княжестве сильно задевает меня. Наверное, это и есть та самая родовая память, которая время от времени всплывает, заставляя ощущать что-то вроде фантомной боли … это боль плененных тверичан, вывезенных на поселение в ярославскую слободу.

Можно обойти город вдоль и поперек, и ничто здесь не напомнит о былом княжестве. Нет тверского кремля, нет вообще ничего, кроме торопливо воздвигнутых памятников, созданных в последнее время. Так, для туристического баловства. Не думаю, чтобы это имело потаенный смысл.

И что сегодня? Получаем дотации из бюджета. Сидим, значит, на казенной шее, словно мы – бездельники и неумехи. Как же так? Тверское княжество обходилось всем своим и процветало, а тверская область – вечно в нужде. Что-то здесь не сходится… Я понимаю, что такая политика. Но все равно обидно. Вот до чего докатились. Клянчим на самое необходимое.

Мой друг, такой же тверофил, как и я, убежден, что у тверичан – самые красивые в мире брови. Эту теорию он вывел, изучая старинные картины. Но хоть это…

* * *
Нет, я не сержусь на москвичей. И понимаю их пафос, когда они с гордостью выговаривают: я – коренной москвич! Они имеют на это право. Они сделали это!

Но это означает, что у других, подобных нам – новгородцев, псковитян, владимирцев, рязанцев – не получилось. Победителю – всё, проигравшим – ничего.

Но хотя бы… пусть нам останется память. Пусть города, не обязанные своим возникновением Москве, соединятся в доброкачественном союзе. Да, союз Твери, Рязани, Пскова, Новгорода, Владимира… Это будет данью памяти нашим предкам… Или что, уже поздно затевать эту сентиментальную бодягу?


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.