Россия как придорожный отель евразийцев

1. С грустью (и одновременно с восхищением) отмечаем, что в России неутомимо продолжается поиск национальной идеи. Поначалу многие надеялись, что эта задача будет легко выполнена (в России да не найдется идеи!?), но оказалось, что снискать лавры на идейном поприще довольно трудно. Вот еще недавно бушевала мода на монархию, на восстановление дореволюционных стандартов. Серьезные люди дворянами стали себя вспоминать, родословные сочиняли… К счастью, эта блажь быстро прошла. Не поддержали в своей массе россияне идею прежней России с ее монархизмом. Какой может быть монархизм, если царь отрекся? Этого ему ни общество, ни армия так и не простили. Пусть кончина Николая Романова была мученической, но никакой военный человек не может понять сдачу государства.


Иные с любовью вспоминают Россию социалистическую, всматриваются в портреты ее вождей… но многого ли добьешься на этом направлении? Как бы ни разжигали себя сторонники сей идеи на митингах и собраниях, заранее ясно, что за советские идеалы массы уже не поднять. Срок годности этого идейного материала просрочен.


С националистическими идеями тоже проблемы. Волнуются идеологи: народ! нация! русский национальный воздух! а россиян не притягивает. Видать, мы все уже настолько перемешались, что настоящего русака не найти, вот и выветрился из нас ген национального самосознания и обособления. К тому же, как стало известно, лидеры национальных групп и партий между собой крепко перебранились. Говорили о единстве русского народа, а не смогли договориться о самых простых вещах.


Впрочем, на сером идеологическом фоне выделяется одна идейка. Не новая, но для многих политиков и военных достаточно привлекательная. Мы имеем в виду подновленное евразийство, представляющее собой смесь имперских вожделений с геополитическими рассуждениями. Идея уникальности российской территории льстит многим, ибо отсюда легко прокладывается путь к рассуждениям об уникальности России, ее особой судьбе и тому подобным приятным вещам.


* * *
Слово геополитика используется двояко. Во-первых, им заменяют надоевшие сочетания типа «мировая политика», «международная политика», а во-вторых, используют применительно к политическим воззрениям определенного направления. Вот об этих воззрениях и поговорим.


Вкратце суть геополитических концепций такова: территория государств влияет на их внешнюю и внутреннюю политику. Все различия можно свести к двум-трем универсальным цивилизационным типам. Одни государства естественным образом выражают идею Суши (прежде всего государства расположенные на евразийском пространстве), другие – Моря. Между ними идет постоянная борьба, поскольку геополитическая аксиома состоит в том, что государства стремятся к территориальному росту. У всякого приличного государства граница есть орган (точнее, рот). Разумеющий да разумеет. Стремление государств к росту и распространению (экспансия) следует считать нормальным. Государства стремятся выйти за рамки национального, захватывают или вводят в зону своего влияния другие народы, объединяют их, проводя через универсализацию, усваивают приобретенные территории, структурируют наиболее выгодным образом свое геополитическое пространство. В худшем случае пытаются сохранить свой геополитический объем. США – типичная страна Моря, Россия – страна Суши. Как сказал бы иной геополитик, наши цивилизации «пульсируют» по-разному.


Народы Моря своим характером и похожи, собственно, на море – не любят стабильности, им свойственно «текучее сознание». Все подвижно, зыбко, настоящей морали и культуры нет. Какая может быть мораль у морского жителя? Приехал, схватил, скрылся – вот и весь номос (закон) жителей морских стран. Напротив, народы Суши склонны к постоянству и порядочности. Не совсем, правда, ясно, как это связать с историей? Россия, можно сказать, центр Евразии, должно быть спокойствие Великой Суши, а Конституции ее словно морские волны – одна спешит сменить другую. Кто может объяснить эту загадку? (Да и мораль наша азиатская общеизвестна. Тут и доказывать ничего не надо, достаточно сходить на базар за покупками, а дома перевесить на своих весах.) Между тем, США имеют достаточно устойчивую Конституцию, у других стран Моря – тоже в законах крепость наблюдается. Даже евреи, которым наши теоретики отказывают в праве считаться народом Суши, обзавелись Десятью Заповедями – незыблемыми и крепкими, подобно граниту. Еще приходят на ум древние римляне, язык не поворачивается назвать Рим Великой Сушей, а жители его такие нормы создали, что до сих пор – всеобщий образец и восхищение.


Для успешной выживаемости того или иного государства геополитика предписывает создание большого пространства, это зависит от политической воли народа и его элиты, «распознающей историческую необходимость такого геополитического шага».


* * *
Итак, все в геополитике подводит нас к мысли о противостоянии. Возможно, кому-то такой подход покажется упрощенным, и он заметит, что народы взаимодействуют между собой не совсем так, а характеры народов не слишком вписываются в геополитические схемы. Например, немцы остались немцами, куда бы их ни забросило Провидение. Ничто не поменялось ни в культуре, ни в морали. Напротив, везде, будь то Казахстан или Парагвай, явлены пресловутые чистота и порядок, воспроизведены разумное устроение жизни и твердый внутренний закон. А вот еще рассуждение. Давайте представим, что станет с Россией, если всех американцев переселить сюда, а нас – на их место? Неужели характеры новых обитателей поменяются до основания? И американцы, прожив в Сибири несколько лет, станут походить на наших мужичков? примутся пить водку, красть все подряд, а на досуге будут рассуждать о грядущем величии России…


Впрочем, опытный геополитик обязательно найдет, что ответить на эти интеллигентские сомнения.


2. Российские теоретики выдвигают свою версию геополитики. Так сказать, взгляд из России о противостоянии народов Суши и Моря. Наш вариант таков: Евразия (центр которой есть «Святая Русь») против «загнивающего Запада», который гниет уже лет пятьсот, а то и всю тысячу. Россия есть особый мир, которым правят хорошие идеи. В России царствует Идея-правительница, пытающаяся всегда устроить что-то доброе и полезное. Потому российский порядок следует называть идеократией. Неповторимы цивилизационное пространство России, ее культурная география, архетип национального сознания, система мотиваций... все неповторимо. Если культура Запада – упадническая, то культура России, напротив, – возвышенная, духовная. Почему так? Да хотя бы потому, что на нас благотворно воздействует наша российская природа.


Как пишут теоретики этой концепции, Евразия обозначает не материк и не континент, но идею, «отраженную в русском пространстве и русской культуре, историческую парадигму, особую цивилизацию». Россия – естественный гегемон в Евразии, ее сердцевина, а Москва – естественная столица Евразии (хотя и расположена не строго в центре), поскольку более всего отвечает евразийской миссии России. Россия должна мыслить себя евразийским центром, она просто обязана доминировать в Евразии. Впрочем, расширение России не есть примитивная экспансия, расширение пределов России есть «воля истории», благо для всех окружающих народов.


Россия, говорится в программе евразийской партии, «самой географией поставлена в центр континентального массива и не имеет иной перспективы, кроме как служить осью консолидации всех держав, цивилизаций и культур, имеющих континентальный, сухопутный, евразийский характер». Но для реализации этой перспективы нужно много чего сделать. Например, постараться убедить соседей в том, что Россия по праву должна всех объединить и возглавить. В конечном итоге, с этим согласятся европейские страны и Япония и сделаются нашими технологическими спонсорами (последнее, как вы понимаете, особенно важно).


Со временем Евразия будет довлеть над всем миром, и это правильно, поскольку мы, в отличие от западных «атлантистов», несем миру свет, а не тьму.


* * *
Евразийцы признают, что в современных условиях народы Моря временно взяли верх. Их политика глобализации подчиняет весь мир своему стандарту. Какова эта политика? Вот что о ней говорится в Манифесте российских евразийцев «Евразия прежде всего»:


«Нормы космополитизма, индивидуализма, исчисления духовных и культурных ценностей через денежный эквивалент, полное отрицание нравственности, этики, гуманизма, заботы об окружающей среде, атомизация общества, презрение к традициям, насмешка над древними культами, прославление жестокой конкуренции, безразличие к слабому, злорадство в отношении обездоленных — все эти явления есть результат логичного вырождения западной цивилизации, пожертвовавшей прогрессом моральным ради прогресса материального и технологического».


Глобализм, то есть навязывание западного стандарта ведет к разжижению цивилизаций. На смену традиционным цивилизациям приходит что-то бездушное и безликое, мировое правительство, власть корпораций, неопределенность истинных источников власти.


Манифест Евразийцев предлагает утвердить над страной, материком, миром наши «солнечные русские идеалы — идеалы Свободы, Справедливости, Верности Истокам». Вместо глобализации по американскому образцу дать «веер альтернативных проектов — диалог культур, «многополярную глобализацию» и «региональную глобализацию», что позволит при развитии открытости стран и народов друг другу сохранить в то же время их самобытность, свободу и суверенность».


(Как видим, без глобализма все-таки не обойтись. Но это должен быть правильный глобализм, то есть наш глобализм. Выступая за многополярный мир, евразийцы, тем не менее, считают, что для пользы всего человечества, временно следует ограничиться двумя полюсами, то есть Западу противопоставить Евразию, а затем, если удастся взбаламутить западное Море…)


В интервью радиоканалу «Утренняя Волна» Свердловской ГТРК один из лидеров евразийства А. Дугин говорит о трудноуловимом цивилизационном настрое народов Евразии, но настрой есть. «Запад основан на принципе индивидуализма - это то, что объединяет все народы и все государства под знаком атлантизма, под знаком современного Запада. Евразийские общности, евразийские народы привыкли к той или иной форме общинности и коллективизма. Община у русских, община у мусульман - в любых формах речь идёт о коллективном, открытом миру, природе и людям мировосприятию, независимо от того исповедуют ли эти люди православие, ислам, буддизм или какие-то другие формы религии. И эти элементы традиционного общества, общинной психологи, единства географической цивилизационной судьбы при внимательном исследовании могут стать очень серьёзной базой для новой государственной солидарности».


Евразийцы говорят о необходимости возрождения традиции русского народа, восстановления устойчивого демографического роста русских. Без возрождения русской нации евразийский проект, как признают его теоретики, не имеет никаких шансов стать реальностью. Кроме того, в оставшемся на сегодня русском народе надо пробудить присущую ему органически духовность, нравственность, высокие идеалы, живой и страстный патриотизм (буквально так и пишут). То есть эти качества у народа есть, но они спят. Вы спросите, когда же эти качества заснули? Наверное, в последние лет десять-пятнадцать. Поскольку прежняя власть, вроде бы, действовала по евразийской схеме – тужилась доминировать на всем евразийском пространстве.


* * *
Перейдем от теории к практике. Для поддержания евразийского проекта нужны русские люди, которые бы добровольно расселились на стратегических направлениях, колонизировали определенные северные и восточные регионы. А. Дугин в своем учебнике по геополитике, например, советует усилить русскими колонистами Якутию, Иркутскую и Амурскую области. Но как их туда завлечь? А вот как: надо построить военные городки. Глядишь, инфраструктура завяжется, местному населению найдется стабильная работа – понадобятся водители, буфетчицы, уборщики мусора… В общем, нужна «направленная миграция и планомерная колонизация земель народами из более западных регионов».


Сейчас, однако, идет опасный процесс оттока русских с Дальнего Востока и Сибири. Недальновидные в стратегическом отношении россияне сидят на чемоданах в ожидании свободных контейнеров, чтобы отправить свой скарб на «большую землю».


Вот еще несколько практических советов А. Дугина, подаваемые им Кремлю. Башкирию, в которой проживает значительное число татар, надо заставить дружить не с Татарией, поскольку это вредно для евразийского геополитического проекта (контакты с Казанью надо всемерно ослаблять), ее следует повернуть к дружбе с Куйбышевым (Самарой) и Челябинском. В Средней Азии необходимо «поддержать регионалистские силы в автономных областях, усугубить трения между кланами, племенами, «улусами» и т.д». Китаю надо «вредить», провоцировать территориальную дезинтеграцию, дробление, добиваться политико-административного передела Китая. То же самое касается и Турции. (Китай и Турция – наши потенциальные геополитические противники, поскольку у них свои собственные планы насчет Евразии, да и столицей Евразии они видят соответственно Пекин и Анкару.)


Особенно нетерпима независимая Украина. А. Дугин пишет, что это «чудовищный удар по геополитической безопасности России», равнозначен вторжению врага на ее территорию. С ней тоже надо что-то делать…


3. Хорошо быть народом. Еще лучше быть народом со своей землей. А всего лучше – с землей полной богатств. О тебе заботятся, намерены осчастливить, предлагают модели благоустройства. Надо только принять одну из программ, поверив, что тебе действительно хотят добра.


Вот и евразийцы вдохновенно воспевают этносы. Учтиво пишут в своих программах: человек всё получает от своего народа. Знают, хитрецы, что народу приятно читать такое про себя. Но что делать отдельным его представителям, интересующимся мировой культурой? Вряд ли они согласятся с тем, что это евразийское «всё» содержит в себе весь список духовных потребностей человека. Самый обыкновенный обыватель, вроде меня, в вопросах культуры далеко не ограничивается исключительно сказаниями, песнями, былинами, творчеством поэтов-земляков, местных композиторов. Да что говорить! даже в российской глубинке сплошь и рядом распространена причудливая любовь не только к народным приметам, но и к французскому роману, к латиноамериканским танцам и даже к наследию Шаолиня. И кто это, интересно, будет определять, в чем именно я нуждаюсь? Неужели явится чиновник, твердо знающий, какой культурный продукт нужен мне, рядовой единице Евразии, для успешного труда и отдыха?


Чиновник запретит мне читать Шекспира с Уитменом? Запретит на основании того, что эти авторы – продукт культуры «чуждой нам» англо-американской расы.


В программе евразийской партии встречается напоминание о том, что задача индивидуума – достойно реализовать врученное наследство, выполнить «завет народа, породившего его, давшего ему форму и содержание». Завет народа сейчас трогать не станем, спросим лишь о реализации врученного наследства. Вы спросите, что означает реализовать «достойно»? И кто опять-таки будет определять: достойно или недостойно? Ответ очевиден: составители подобных программ и будут определять. И вот что выходит: если русак с услаждением почитывает англичанина Шекспира или, того хуже, американца Уитмена, это значит, что он не реализует наследство своего народа, но способствует реализации сомнительного англо-американского дара.


* * *
Льстя народам, евразийцы заявляют, что самобытность есть условие жизнеспособности. Слово-то какое вписали: самобытность! Живите, как хотите, свое бытие определяйте сами, трогать не станем. Как тут не согласиться народу? Народ уж тянется голосовать за эту партию, но тут евразийцы некстати проговариваются… Обещая дать народам широчайшие права, евразийцы оговаривают одну деталь: оставлять в распоряжении народов землю они не намерены. Поскольку земля нужна для геополитических маневров. В интересах большой геополитики богатства земли будут вывозиться в нужном направлении.


Теперь вам понятно, для чего потребовалось умасливание народов разговорами о самобытности? (Такие методы применяют иные фирмы, в договоре вам пообещают и то, и другое, поздравят с большой удачей, а где-нибудь внизу найдете напечатанное мелким шрифтом безрадостное сообщение о реальных условиях выплаты.) Вот выдержка из программы евразийской партии: «Этносы, образующие совокупность политических субъектов Евразии, не имеют юридические права на распоряжение по своему усмотрению землей (территориями), управление которыми находится в единоличном ведении «геополитической администрации». А вот еще из той же программы: «Ни один из этносов не будет иметь права распоряжаться самостоятельно ни одним из секторов территории Евразии, независимо от факта компактного проживания и исторической традиции. Все пространство России (Евразии) является общим достоянием всего сверхгосударства «демократической империи» и не может быть поделено на наделы, не может быть отчуждено или приватизировано. Безусловно, пространство, населенное представителями того или иного этноса будет пребывать – с точки зрения внутреннего устройства – под контролем политических инстанций данного этноса, но этот контроль будет ограничен там, где дело доходит до возможности сепаратизма, присвоения земель и недр, грубого нарушения основных политических принципов евразийской системы».


Как видим, этнос не имеет права распоряжаться землей, и даже историческая традиция ему не поможет. Если традиция не впишется в геополитический замысел, ее всегда можно отбросить. Ради высших полетов геополитической фантазии. Что же в действительности остается народам? Взамен земли народам остаются красивые разговоры о культуре, о самобытности, о духовности. Народы получают возможность широко участвовать в самодеятельности, водить туристов по этнографическим музеям, и прочее. А еще представители этносов получают шикарное право жить в пределах Евразии там, где хотят. Впрочем, и это право оговаривается интересами национальной безопасности и геополитической целесообразности. Вспомните мечты А. Дугина о плановом расселении колонистов в Иркутской области.


Не успеют народы привыкнуть к мысли о том, что земля у них будет отторгнута, и вот новое предписание: в их жизни «должен активно вступать в действие принцип геополитического централизма как высший надэтнический арбитр, решающий внутренние проблемы, исходя из жизненных политических и стратегических интересов евразийского целого». К примеру, захочет народ решить свои внутренние проблемы, а тут – надэтнический арбитр. Поясняет, консультирует, проверяет, есть ли отклонение от евразийского курса, и в случае отклонения предлагает вернуться, по-хорошему предлагает… Попутно заметим, что евразийцы заявляют, что право народов они ставят несравненно выше прав личности! Бедная личность! если евразийцы намерены столь непреклонно поступать с народами, то что ожидать тебе, дорогая? О твоей судьбе страшно и подумать…


Что же получается? Расхваливают народ, завлекают обещаниями расцвета, а в действительности лишают земли и свободы передвижения. Теперь давайте спросим всякий сколько-нибудь уважающий себя этнос, позволит ли он, чтобы его землей распоряжались по усмотрению элиты из Москвы? Интересно, что он ответит?


И последнее на тему о народах. Евразийцы согласны определять этническую принадлежность по самосознанию человека. Из программы партии мы узнаем: «Определение этнической принадлежности должно быть совершенно добровольным». Как вы думаете, зачем они так написали? Неужели не боятся, что половина запишется (ради смеха) атлантическими народами – американцами, англичанами? А то и того пуще – шерпами, готтентотами, маори? Наверное, боятся. Но надеются, что положительный эффект пересилит. Эффект вот в чем: многие из неопределившихся в своей национальности запишутся в русаки. О, это тонкий расчет на раскрепощение. Хотя, по всей видимости, со временем всех пригласят записаться в евразийцы. Чтоб не было метаний и беспокойства по поводу полезных ископаемых, да и геополитический расчет того требует.


4. В программе евразийской партии мы читаем: «Истинная культура пребывает в глубине Евразии, вдали от космополитических городов, потерявших национальный облик, охваченных зловещими знаками и символами глобализма. В больших городах истинная духовная культура народа гибнет и разлагается». Еще один реверанс в сторону народов и, я бы сказал, провинциалов. Хотя если бы евразийцы создали свой штаб где-нибудь в тихом (и, увы, подвыпившем) Скотопригоньевске, я бы поверил в искренность их писаний. Но на первом месте у них стоит Москва, самый космополитический город России. И именно Москву москвич же А. Дугин вдохновенно расхваливает в своей книге «Основы Геополитики». Москва у него – это и «базовое понятие богословия и геополитики», это и «печать богоносности русского народа», и «самая богоизбранная точка земли» (см. с. 607, 609). Далее мы находим: «Москва стоит в центре нашей Родины, нашей истории, нашей культуры. Это – сердце России, ее тайный нерв. Миссия Москвы […] священна и планетарна, она имеет духовный смысл. С точки зрения сакральной географии, Москва – центр Священного Круга, Круга Спасения» (там же, с. 626).


Что сказать? Любит человек свое родное местечко, и это многое объясняет… Только вот не все жители России согласны с таким безоглядным расхваливанием. В соседней Твери тамошние патриоты про своего более удачливого исторического соперника думают совершенно иначе: «Окаянная Москва коварством и лестью татарским ханам захватила первенство, по праву и по совести принадлежащее нашему славному городу на Волге». А уж какие искрометные мысли о Москве разлетаются по Казани и выговорить невозможно.


* * *
Перед выборами принято обещать населению поддержку. Евразийцы тоже примериваются к выборам, и намерены помогать населению решительно и жестко, в духе национал-большевизма пресекая несогласие бизнеса с их социальными проектами. Вообще-то к бизнесу у евразийцев отношение сложное. Ведь капитализм, по евразийскому определению, – детище лагеря атлантистов, несет с собой суетные мысли о прибылях, о законах рынка. Что делать? Запретить? Нет, сразу нельзя. Ненавистный капиталист в Евразии размножился повсеместно. Поэтому на первом этапе евразийцы сосредоточатся на отъеме средств. «В наиболее тяжелых случаях, успешные частные предприниматели, упорно отказывающиеся от добровольного перераспределения богатств в пользу неимущих и обездоленных, могут поражаться в гражданских правах».


Что ж, если вместо понятных и разумных налогов – «добровольное» перераспределение средств, далее жди ограничений экономической свободы и рынка, а закончится дело госзаказами по советскому образцу. Ничего другого евразийцы предложить не могут, поскольку рынок ими отвергается. Поэтому господам «успешным предпринимателям» следует приготовиться к тому, что евразийские отъемы средств станут перманентными. И ведь неплохо придумано: вас просят помочь обездоленным, разве можно отказать в такой просьбе? Великолепная программа: вести хозяйство со всеми проблемами и риском убытков будет предприниматель, а стоит ему выйти в успешные – слетятся «защитники» обездоленных.


Впрочем, евразийцы предлагают коллективный, общинный принцип ведения хозяйства. То есть самолично распоряжаться своей собственностью предпринимателю не позволят. От таких принципов становится тревожно за саму частную собственность. Даже если ее не отменят, но дадут право всем, кому ни лень, вмешиваться в ваши дела, хорошего мало. (Это в придачу к «справедливому» процессу распределения, что, якобы, является устойчивой чертой российской экономической истории.) Нет, это не просто разыгрался рецидив социализма. Здесь случай посерьезнее. При всем внешнем почтении к «традиционным» религиям в глубине души евразийцы благосклонны к идеям гностическим, которые на языке экономики выглядят так: рынок – это низкая греховная материя. Евразия пойдет другим путем – непрагматическим, нематериальным, некоммерческим. Евразийцы будут подниматься над миром материальной необходимости. О, это будет возвышенное идеократическое государство. Жаль, что предприниматели – народец подлый, устремляющийся вниз, к материальному. Очень жаль. Впрочем, разговор с ними еще впереди, и разговор будет принципиально евразийский.


В сущности, в экономике наш выбор невелик: либо рынок – либо конвульсии планового хозяйства. Если же мы вступаем на путь рынка, нам следует вести себя сообразно его законам и требованиям. Нарушение их ведет к экономическому поражению. Законы рынка столь же неумолимы, как законы ведения боевых действий. …Фукидид писал: «Только вид варваров страшен, страшна их численность, их воинственные боевые крики и бряцание их оружия. Но в рукопашном бою они никуда не годятся, ибо не сохраняют стройных рядов и не видят ничего постыдного в том, чтобы отступить со своих мест. А раз каждому из них предоставляется на усмотрение – драться или отступать, мотивы к уклонению от боя всегда найдутся». Так и в экономике – если не подчиняться законам рынка (дисциплина боевого строя), мотивы не работать упорно (убежать с поля боя) всегда найдутся. Но разве можно выиграть сражение с таким экономическим войском?


* * *
Хотя Запад, по мнению евразийцев, бездуховен, все же евразийцы разглядели там духовного противника. Это протестанты, учение которых вошло в плоть и кровь жителей Великого Моря. Вот что мы читаем о протестантизме в евразийских программных документах: «Евразийство в социальной сфере означает приоритет принципа общественного над индивидуальным, подчинение экономических моделей стратегическим, социальным задачам. Вся история хозяйства Евразии демонстрирует, что развитие хозяйственных механизмов здесь происходит по логике, альтернативной либерал-капиталистическим, индивидуалистическим моделям личного обогащения, жесткой конкурентной борьбы, развившимся на Западе на основе протестантской этики».


Индивидуализм, личное обогащение… Жаль, что писатели подобных программ представляют протестантов лишь по религиоведческим книжкам. Сколько раз им говорили: да побывайте вы в реальных протестантских общинах, посмотрите своими глазами, как там ведутся дела и какие это дела, лично почувствуйте, так сказать, дух протестантизма. Теперь уж и выезжать никуда не надо, и в России полно протестантов, только смотри. Но наши философы и так все знают. Что им российские протестантские общины, давно ставшие частью российской действительности? А между тем, стоило бы посмотреть... нет, только слепой не увидел бы в протестантских общинах (при всех их недостатках) взаимопомощь, поддержку друг друга. И еще прибавим наблюдение: самые обыкновенные россияне, ставшие протестантами, быстро усваивают добрые протестантские традиции – честность, трудолюбие, трезвый образ жизни. Сейчас протестантов в России уже более миллиона. На месте нашего правительства я бы пестовал этих людей, дал им зеленый свет. Разве неясно, что в ближайшее время протестанты станут реальной экономической и политической силой России, определяющей ее лицо?


* * *
По замыслу евразийцев, на территории Евразийского Пространства главная роль должна принадлежать некой загадочной Администрации. В руках этой Администрации, состоящей, дело понятное, из элиты евразийского человечества, будет сосредоточена вся реальная власть. Администрация грамотно (с точки зрения геополитической стратегии) распорядится богатством евразийских земель, их полезными ископаемыми и прочими нужными ресурсами. Все, что Администрации понадобится для претворения своих замыслов, она беспрекословно объявит евразийским (геополитическим) стратегическим интересом.


Разумеется, евразийцы не так простодушны и не так уверены в своих силах, чтобы сразу предложить народам прямое правление Администрации. Для смягчения эффекта они предлагают создать дополнительно «органическую (соборную) демократию, основанную на волеизъявлении авторитетных представителей этносов (и иных форм евразийских автономий)». Вопрос в том, кто будет слушать этих декоративных представителей? Ведь только Администрация обладает стратегическими знаниями и, главное, видением геополитической перспективы.


Если рядовым жителям надлежит подчиняться этническому праву своего народа, то для элиты будет разработано нечто особенное, что-то вроде универсальных принципов римского права. Да и несолидно элите подчиняться нелепым этническим предписаниям. Неудивительно, что она заблаговременно выговаривает себе особые условия, оправдываясь своим статусом «надэтнического арбитра». Разумеется, элиту возглавят «выдающиеся вожди», ибо без вождей (сверхчеловеков, «божественных» Августов) такие конструкции не держатся.


Это вам не какая-нибудь демократия западного типа с партиями, выборами, голосованием. Евразийское государство, согласно планам наших евразийцев, будет отличать жесткая централизация, направленная по нисходящей, сверху вниз – от «изначального духовного импульса», исходящего от особого класса духовных вождей. От самой Евразии будет исходить «духовно-созидательный импульс глобального исторического делания».


Итак, в общих чертах план государственного устроения понятен. Импульсивные вожди, жесткая централизация, чтобы не пропал ни один драгоценный импульс. Осталось только убедить россиян, что эта конструкция несравненно лучше демократии. Не удивлюсь, если россияне согласятся с предложенными доводами. У нас так часто бывает: чем невероятнее проект, тем больше шансов быть принятым.


Рецензии
Мне кажется, что все концепция противостояния "Левиафана" и "Бегемота" (по терминологии Шмитта) поданы в этой статье слишком абстрактно. В действительности, скорее всего либерально-кальвинистская идеология и система хозяйствования развилась из нужд морской торговли, которая во все времена позволяла резко повысить благосостояние какой-то сравнительно небольшой области засчет скрытой эксплуатации обширных районов, заселенных традиционным населением. Форма идеологии здесь вторична, а первична именно форма хозяйствования. Действительно, не были ведь кальвинистами:
1. Финикийцы
2. Афиняне
3. Средневековые ганзейцы, генуэзцы, флорентийцы и венецианцы
Страны, для которых по тем или иным причинам закрыта морская торговля, идут по другому пути (классические примеры - Россия и Германия). У них жесткая центральная власть, они опираются на армию из податного населения, а не наемников, отсюда высокая милитаризация общественного сознания. Много других признаков. Можно, конечно, нахваливать современную Германию, но и кайзеровская и фашистская Германии имели за плечами 300 лет лютеранства со всеми его протестантскими добродетелями - и что?
Еще хороший пример - Франция; как только она, во времена Кромвеля, получила фатального соперника на морях, тут же рухнула экономическая подпитка кальвинизма в этой стране и он был уничтожен, а сама страна пошла развиваться по пути абсолютизма и, затем - атеистического рационализма.
Роль религии умалять не следует, она важна, но все же она исторического, преходящего и вторичного характера.
Что же касается "игры по либеральным правилам", то она, при всем внешнем блеске либеральной теории, легко может превратить традиционную страну в кормушку для морского "Левиафана"; не всегда выгоды перевешивают выигрыш от либерализации.
Простой пример: при либерализме и работник, и предприниматель, как правило, имеют более высокий уровень жизни, чем при социально-ориентированной экономике, но только в том случе, если выработана система сдержек аппетита работодателя. Если ее нет - норма эксплуатации имеет тенденцию расти почти бесконечно в пользу работодателя. Левиафан путем монополии на морскую торговлю (сейчас ее роль играют финансовые потоки) неявно эксплуатирует Бегемота, но в то же время и делится с ним; если нет должного баланса, Бегемот, как пассивная сторона, всегда останется в убытке.
Это я к тому, что весь мир не может быть Левиафанами, как все люди не могут быть буржуа и благосостояние европейских стран лишь частично определяется их техническим и структурным превосходством; огромную роль имеют также скрытые и неявные формы эксплуатации традиционных обществ.

Торкель Клюпп   05.08.2009 17:56     Заявить о нарушении
Крайний пример неявной эксплуатации как раз кальвинистами и был преподан: это когда в Гвинее и на Мадагаскаре голландские и английские купцы покупали сотни рабов за килограммы стеклянных бус. Следует ли вождя, встретившего таких торговцев копьями и стрелами считать противником либерализма в экономике? :-))

Торкель Клюпп   05.08.2009 18:21   Заявить о нарушении
Конечно, покупка рабов - это грех, за который, между прочим, кальвинисты давно покаялись. Не берусь оправдывать людей 17 века, но вот факт, который я нашел в одной книжке: средняя продолжительность жизни работников на плантациях составляла 40 лет против 20 лет африканских туземцев (постоянные межплеменные войны, голод и т.п. причины). Работники принимали христианство вместо прежнего язычества. Когда Гарриет Бичер-Стоун написала свою книжку "Хижина дяди Тома", по которой многие в СССР судили о положении негров, то в Америке все искренне удивлялись - где же существует такое поместье? Поскольку писательница явно сгустила краски. Известно, что во время Гражданской войны негры добровольно служили в армии южан. Это я пишу так, для полноты картины.

Евгений Каширский   08.08.2009 11:22   Заявить о нарушении
Да я вообще-то не завываю насчет рабов, понятно, что хорошие хозяева заботились об имуществе. Кстати, те же побудительные причины (получение прибыли) заставляли экономить место на кораблях, идти на 30% потери рабов при перевозке (зато помещалось на 50% больше). Как говорится, - считать умеете?
Это вообщее вопросы вне морали, чистая экономика. Выгодно рабов хорошо кормить - будут кормить хорошо, невыгодно - просто утопят (был, как минимум, один такой прецедент).
Я про то говорю, что экономическая этика пуритан очень слабо коррелирует с духом НЗ. Психология пуританина - психология буржуа, эксплуататора, преследующего не личное обогащение и довольство, а метафизическую цель увеличения прибыли.
И все же мировоззрение пуританина глубоко религиозно. Вот вы замечательную мысль сказали, про необходимость славить Бога и все вокруг подчинять этой задаче; наверное, в этом и есть ключ к отгадке. Людям с практическим смыслом кажется нелепостью славить Бога одними молитвами, они хотят что-то построить на земле во Славу Господа. Вот вы, к примеру писали про цель - свободную и благополучную Россию; Даниэль Дефо (на мой взгляд - манифестатор пуританства) был по типу мышления типичным английским империалистом. Пуританину кажется, что doing his best он прославляет тем Господа, разве не так?
Между тем как традиционные религии придерживаются точки зрения, что царствие небесное не от мира сего.
Мне кажется, весь кальвинизм просто соткан из противоречий, создающих внутри верующего некое истерическое поле, высвобождающее мощную энергию, но т.к. человеческие силы не беспредельны, обратной стороной является некоторое опустошение, дисгармония. Но энергия, тем не менее, велика и , что Важно, направлена на преобразование мира.

Торкель Клюпп   08.08.2009 15:10   Заявить о нарушении
Встречался со многими кальвинистами, но истеричности ни у кого не замечал. Скорее, спокойствие и уверенность. Впрочем, это мое субъективное мнение.

Евгений Каширский   08.08.2009 15:44   Заявить о нарушении
Людям с атлетическим духом любое испытание на пользу. В то же время, английский, например, национальный характер считается истерическим, а в благополучных протестантских странах очень высокий процент самоубийств. Мне кажется, что кальвинистская (да и вообще протестантская) доктрина, если ее рассматривать во всей полноте - не для слабых нервов.
Акцент с утешения смещен к долгу перед Богом; а в классическом кальвинизме и вовсе нет никакого утешения, один только страх Божий (ну, или слава Божья, в лучшем случае). Где там человек себе кусочек выкраивает? Его призывают трудиться - а зачем, ради чего? Ради славы Божьей? А что ему с нее? Надо быть очень своеобразным человеком.ч тобы находить утешение в такой концепции.

Торкель Клюпп   10.08.2009 18:27   Заявить о нарушении
Константин! Интересно бы знать, какими данными по статистике самоубийств Вы пользуетесь? Мне встречалась информация о том, что как Россия входит в число печальных лидеров. А еще Китай, Япония. В Европе - традиционно Венгрия, Эстония, Швеция. В последних случаях подозреваю особенности национального характера.

Что касается радостей кальвинистской жизни, то здесь надо взять во внимание: утешение Писанием, радость пребывания в общине, но прежде всего - общение с Господом, непостыжаемая надежда на Царство Небесное. Впрочем, для понимания этого надо иметь религиозный опыт.

Евгений Каширский   10.08.2009 18:45   Заявить о нарушении
Эстония и Швеция - как раз благополучные протестантские страны, я их и имел в виду.
А что касается национального характера, так он ведь в глубочайшей связи с традиционной религией.
Англию и Германию тоже следует упомянуть в ряду стран с большими "традициями" в плане самоубийств: в XVIII веке самоубийства называли "английской модой", потом поветрие, после "Юного Вертера", перекинулось на Германию. Вертер, кстати, показан англоманом и даже одет по английской моде (т.н. "костюм Вертера"). Конечно, англичан можно лишь с натяжкой назвать кальвинистами, но предопределение к спасению они трактуют довольно близко к Кальвину (опять же, насколько я знаю из литературы, мне лично трудно судить).
Современное состояние национальных характеров в меньшей степени обусловлено религиозными причинами, так что примеры XVIII века даже более доказательны.
Человеку, воспитанному в православной традиции "доброго боженьки" (я именно так его представлял с детства, хотя и рос в атеистической семье; Бог казался мне очень добрым старичком, который всех любит; у русских он вообще часто замещается в сознании Николой Угодником) очень странным кажется лютеранское представление о заведомой греховности человека и кальвинистское - о непостижимом Боге, допускающем зло по своему неведомому промыслу. Здесь барьер, который Вы не преодолеете никакой проповедью, разве что будете замалчивать наиболее характерные доктрины - но тогда чем Вы будете отличаться от любой другой протестантской деноминации, от тех же баптистов?
Кстати, в кальвинизме тоже ведь есть (или было?) деление на гомаристов и арминиан? А Вы к какому относитесь? Арминиане вроде бы до сей поры существуют...
Существование в общине - да, это сильный довод; люди реально поддерживают друг друга. Но мне кажется, членам общины трудно не прийти к выводу, что они-то и есть избранные, т.е. для них вопрос спасения ставится в контекст принадлежности к общине, даже если это противоречит догматике. Отсюда и спокойствие и сдержанность, и внутренняя уверенность - и, как мне кажется, высокомерие к окружающим.
Естественно, все без перехода на личности, я говорю об обыденном сознании.

Торкель Клюпп   11.08.2009 16:55   Заявить о нарушении
Добавлю важную мысль: почти все мои рассуждения я группирую вокруг одной линии, гипотезы, что кальвинизм - это религия меньшинства, считающего себя избранным. И эта линия ведет происхождение из ВЗ, от иудейства.
На практике кальвинизм, как и еврейство, осуществим только в противопоставлении внешнему миру.
Это сказывается и на экономической модели кальвинизма, где "экономическая элита" противопоставляется "рабочей массе", при этом выбор в элиту осуществляется "невидимой рукой рынка" , т.е., по сути, непостижимым промыслом Бога.
Как Вам эта мысль?

Торкель Клюпп   11.08.2009 17:04   Заявить о нарушении
Константин! Предлагаю беседы о кальвинизме перевести в эпистолярный формат.

Евгений Каширский   11.08.2009 18:53   Заявить о нарушении
С удовольствием, если я Вас еще не "достал" своими "гипотезами".

Торкель Клюпп   11.08.2009 22:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.