Социальные институты, установленные Богом

(Прежде работала печаталась под псевдонимом Алексей Коновалов)


1. ИНСТИТУТЫ КАК ТВОРЕНИЕ БОЖИЕ
Бог сотворил “мир и все, что в нем” (Деян.17:24). “Все, что в нем” – выражение, не допускающее исключений. “Творение” подразумевает не только отдельные объекты – звезды, растения, звери, – но и все образования, появившиеся в результате социальной деятельности человека.


Таким образом, различные социальные институты – общественные, политические, культурные, национальные, – являются результатом творения. Например, Писание говорит, что народы созданы Богом (Вт.26:19), их деятельность получит всестороннюю оценку: “Господь судит народы” (Пс.9:9); “Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте” (Пс.7:9).


Библейский взгляд на общество позволяет снабдить исследователей критерием для различения законных и незаконных институтов, нахождения приемлемых и неприемлемых отношений между институтами. Так, брак может быть законным только в смысле его соответствия Слову Божиему: брак должен быть между одним мужчиной и одной женщиной. Между однополыми супругами брак является незаконным. То же самое может быть сказано и о приемлемых взаимоотношениях между различными институтами. Общность их креационистского генезиса препятствует установлению господства одного над другим, но подразумевает равенство и взаимозависимость.


Сами институты имеют, как правило, двустороннюю природу. Возьмем, к примеру, Церковь. С одной стороны – это народ Божий, с другой стороны - это форма организации религиозной жизни народа Божиего, ее устроение и распорядок.


2. ЗАКОНЫ ТВОРЦА
Бог – единственный Творец, Он является абсолютным Властителем над всем творением. Власть Бога абсолютна, постоянна и легитимна (по праву Творца). Бог управляет творением посредством определенных законов. Хотя Бог превыше закона и не подчиняется ему, Он обетовал нам в Завете, что будет сохранять верность Своим установлениям.


Поскольку власть Бога абсолютна и постоянна, постольку постоянны и установленные Им законы. Неизменность законов обеспечивает понимание их человеком, который во всей своей деятельности обязан их строго исполнять. Неисполнение закона влечет за собой гибель всякого института, в том числе и религиозного. Точнее сказать, одна религия неизбежно вытесняется другой – той, которая обязывает своих приверженцев строго соблюдать ее законы.


“Посему так говорит Господь Бог: за то, что вы умножили беззакония ваши более, нежели язычники, которые вокруг вас, по уставам Моим не поступаете и постановлений Моих не исполняете, и даже не поступаете и по постановлениям язычников, которые вокруг вас, – Посему так говорит Господь Бог: вот и Я против тебя, Я Сам, и произведу среди тебя суд пред глазами язычников” (Иез.5:7-8).


“За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святого Израилева. За то возгорится гнев Господа на народ Его [...] И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, – и вот, он легко и скоро придет” (Ис.5:24,25,26).


Итак, Писание говорит, что нежелание соблюдать закон Божий влечет за собой исполнение закона язычников. Если сегодняшние христиане не соблюдают библейские установления, Бог наказывает их, посылая им народы другой веры.


Сказанное о религии относится и к государству, юридические нормы которого безусловно основаны на религиозных воззрениях (к таковым мы относим и атеизм – разновидность гуманистической религии). Нет христианского законодательства – приходят законы иных религий.


* * *
Законы творения выражают волю Творца. Они обеспечивают порядок и постоянство вселенной. Поэтому в мире нет хаоса и неопределенности. Законы управляют всем множеством форм сотворенного. Одни управляют неорганической и органической природой, другие – разнообразной человеческой деятельностью – языком, логикой, юридической и общественной практикой, этическими отношениями. Третьи законы управляют становлением и деятельностью человеческих институтов (семьей, Церковью, государством).


В Кн. Бытие, 1 и 2 гг., мы читаем, что все творение, разделенное по роду своему, получило законное право на существование и распространение (экспансию). Подобное положение вещей обеспечивает и каждому социальному институту законное право на существование. Институты имеют правовую обязанность функционировать в соответствии с Божиими установлениями относительно творения и провиденциальным планом, исполнять свою задачу, или призвание в истории.


Законы творения, таким образом, обеспечивают возможность всего разнообразия общественных институтов, каждого с мерой автономии (или суверенности) по отношению к другим.


Суверенность любого института, тем не менее, всегда лимитирована суверенностью других сополагаемых сфер и лимитирована сообразно задаче, или функции, к которой она призвана. Ограничение свободы вероисповедания неизбежно влечет за собой ограничение свободы слова. Иначе право верующего всегда может реализоваться в печати. Общество, которое не хочет слышать вопль притесняемых верующих, лишается права на свободный голос печати, а затем и на свободу политических организаций.


Суверенность земных институтов подчинена абсолютной суверенности Бога, делегирована Богом и сохраняется зависящей от Него.


3. РАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Небиблейские социальные учения обосновывают гегемонию одного института над другим. Следуя им, Церковь и государство на протяжении истории постоянно стремились установить полный контроль над обществом. Но ни Церковь, ни государство не имеют права устанавливать господство над другими институтами. Например, таким как семья.


Семья – такой же полноправный институт, как Церковь и государство.


Это обусловлено тем, что каждое творение имеет определенные ему Богом модули бытия: количество, распространенность, способ жизнедействия, культурный формат, источники жизнеобеспечения. Каждый модуль четко определен, неуменьшаем, влияет на сферу суверенности определенного института. Признание этого позволяет обеспечить его независимость, сделать его статус незыблемым.


Нельзя менять модули бытия. Игнорирование этого ведет к ограничению прав творения. Например, человека недопустимо рассматривать только как полезную рабочую силу, и уж тем более как биомассу. В неменьшей степени это относится и к социальным устроениям. Каждой сфере деятельности того или иного института Творцом предоставлена суверенность. В частности, Церковь нельзя сводить к государственному ведомству, занимающемуся вопросами народной идеологии и культуры. Каждое творение Божие уникально, призвано играть в мире только ему предназначенную роль.


Рецензии