Яростный мир российских патриотов и кальвинизм

I
В газетах так называемой патриотической направленности мы заметили несколько статей, припоминающих пуритан-кальвинистов, то есть библейских христиан. И припоминают они кальвинистов словом недобрым. Признаться, мы были удивлены. Как говорится, только развернули работу по благоустройству России, а наши национал-коммунисты уже разгорячились и вознегодовали.


Конечно, в этих статьях не найдешь серьезной аргументации, нет в них и полезных знаний, нет интересной мысли, – ничего нет, разве что полеты злобной и неподготовленной фантазии, но зато материал подается громогласно, этого не отнимешь. С надрывом и пафосом подается. Что ж, порадуемся за наших сограждан из идеологического лагеря неприкасаемых: сбылась их мечта! обнаружили-таки новую напасть для России!


Эти борцы против здравого смысла соколино-зорко усмотрели в кальвинизме полную противоположность своим идеологическим построениям. Догадались, что кальвинизм несет принципиально иное мировосприятие и мироощущение, способствует появлению людей, имеющих библейское видение страны, библейское понимание того, что для нее полезно. И самое ужасное для национал-коммунистов: с утверждением кальвинизма отменяются вожди и фюреры – во френчах и кителях, с речами и поучениями, отменяются парады верноподданных и трибуны для почетных гостей...


Библейские христиане – народ особенный: свободный, независимый, индивидуальность каждой личности уважает. И если уж говорить о вожде, то он у них один на все времена: Вождь спасения Иисус Христос (Ев.2:10), “сей Бог есть Бог наш на веки и веки; Он будет вождем нашим до самой смерти.” (Пс.47:15).


* * *
Да, интересно разворачивается с кальвинизмом. Недаром он повлиял на формирование Европы и всего западного мира вообще. Не мог не повлиять. Поскольку кальвинизм – это система, основанная на победоносном Слове Божием. И можно с уверенностью предположить, что в России вся идейная борьба, несмотря на внешнюю множественность и пестроту течений и сил, неминуемо сведется к противостоянию библейского христианства и национал-коммунизма, за которым подмигивает древнее язычество.


II
Поскольку наши оппоненты не верят, что при помощи Священного Писания можно построить что-либо надежное, библейские аргументы кальвинистов не кажутся им убедительными. Не принимая всерьез того факта, что кальвинисты проверяют свою практику Библией, авторы статей пытаются объяснить деятельность кальвинистов по-своему, исходя из собственных понятий о человеке и обществе.


Вот первое, что можно расслышать из хора голосов. Кальвинисты, говорят наши оппоненты, думают только о личном обогащении, культ желтого тельца проповедуют. А для России – это гибель. Нашему народу думать о деньгах несвойственно. У россиян нет никакого интереса к материальной стороне жизни, у них – сплошная неприкрытая духовность.


Разговорами о духовности и незаинтересованности материальной стороной жизни они прикрывают свой тайный грех ненависти к быту и полезному труду. Здесь давняя беда национал-коммунистов. Если они и говорят о работе, то понимают под этим не то, что все люди, а громадье своих планов, воздвижение очередной Вавилонской башни. Мы же говорим о свободе для каждого иметь личную выгоду, то есть работать для того, чтобы обеспечить себя и свою семью всем необходимым, что подразумевает и хороший отдельный дом, с газоном, садиком и прочими приятными и нужными вещами.


Да, такая у кальвинистов приземленная невыразительная программа: дом, сад, газон. Работа, семья, Церковь... Ни взрывов угарного веселья, ни бурных производственных романов с чужими женами, лишь однообразное благоприличное и благочестивое хождение пред Господом, и так до самого последнего дня... никто не влезает в чужие дела, не любопытствует, не сплетничает, не скандалит... не тратит время на игру в трик-трак и бильбоке. Время, данное Господом, кальвинисты используют благоразумно, не без страха, зная, что Господь строго спросит со всякого, кому были даны разум, силы, образование. Спросит, как он потратил время своей жизни?


Конечно, такую программу наши оппоненты органически не приемлют. Им подавай героические планы и соответствующие лозунги. А лозунги такие: Мы сделаем Россию великой. А мы, – говорят другие, – сделаем Россию могучей и невероятно сильной. А мы, – выкрикивают третьи, – сделаем Россию страшной. Чтобы все окружающие народы испугались до икоты и заикания. Чтоб у них дети бились в истерике.


* * *
Кальвинисты проповедуют философию постоянного труда, и в этом их поддерживает Священное Писание. Одновременно Слово Божие обличает всех бездельников, прикрывающих свою никчемность громкими лозунгами: “Таковых увещаваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб” (2Фес.3.12).


Приведем некоторые библейские изречения, ставшие девизом пуританской трудовой этики:


“Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.” (Пс.103:23);
“имущество человека прилежного многоценно” (Пр.12:27);
“Ленивая рука делает бедным” (Пр.10:4);
“От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.” (Пр.14:23);
“Кто любит веселье, обеднеет” (Пр.21:17);
“Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник” (Пр.9:11);
“я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам” (Тит.3:8);
“Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны.” (Тит.3:14).


Надеемся, позиция библейских христиан в отношении работы понятна. Напомним, что пуритане, эти немногословные упорные труженики, где бы они ни жили, всемерно способствовали укреплению своих государств. Приносили ощутимую пользу, в отличие от наших радетелей за страну.


Впрочем, зря мы на российских патриотов нападаем, укоряя их в непрактичности. Практичные они люди, можете не сомневаться. Посмотрите на их вождей и лидеров, и сразу станет понятно, что уж они-то очень хорошо знают, с какой стороны хлеб маслом намазан. Сколько бы эти господа ни заявляли о своей духовности и незаинтересованности материальной стороной жизни.


* * *
Наши оппоненты указывают на кальвинистский тезис о призвании Божием. Убеждены, что кальвинисты изобрели это понятие, чтобы судить об избранности человека Богом. Между тем, здесь две разные вещи: призвание в жизни и избрание ко спасению. О последнем мы лишь косвенно судим по вере в Иисуса Христа, по тому, как человек следует Слову Божиему, ходит ли он в Церковь, молится ли? Другими словами, живет ли он, как подобает жить христианину?


Но о призвании человека мы судим по его способности освоить определенное ремесло, которое принесло бы ему общественное признание, то есть когда его товар стали бы покупать. Национал-коммунистам кажется, что разговоры о призвании – это хитроумная пропаганда капиталистов по отношению к наемному работнику: работай, где прикажут. Однако апостол Павел тоже говорит о призвании:


“каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал” (1Кор.7:17);
“Каждый оставайся в том звании, в котором призван.” (1Кор.7:20).


Призвание есть поручение Божие. Поэтому библейский христианин смотрит на свою жизнь как на арену приложения данных ему сил и способностей. Работая, например, землекопом, не смущается скромностью своего положения. Не комплексует, как сказали бы сегодня. Смысл призвания не в высоком общественном положении. Каждое полезное дело достойно похвалы. Мы уважительно относимся к плодотворной деятельности, как бы скромна она ни была, поскольку общество нуждается в удовлетворении многоразличных потребностей, и ответить этим потребностям могут лишь все члены общества.


Апостол Павел говорит: “Не может глаз сказать руке: “ты мне не надобна”; или также голова ногам: “вы мне не нужны” (1Кор.12:21). Этому же продолжали учить и пуританские проповедники XVII века: все члены общества взаимосвязаны друг с другом, все люди должны поступать так, чтобы приносить взаимную пользу. Для того и создано Богом различие в наших дарах и способностях. (См., например, книгу The Tradesman’s Calling пастора Ричарда Стила.)


* * *
Наши противники говорят, что кальвинизм – это религия богатых, выдумана богатыми для успокоения их совести. Вопреки этому утверждению, мы укажем, что кальвинизм, будучи библейским христианством, занимает доктринально иную позицию. Все люди равны пред Богом, считают кальвинисты, но дары и благословения получают разные. Одного Господь благословил материально, другому дал добрую и послушную жену, третьему подарил множество сыновей и дочерей. Да, бедность существует, и Господь знает о ней, и призывает нас относиться к бедным, как к равным. Именно так и поступают библейские христиане. Посмотрите на социальную заботу в западных странах, которая берет свои истоки в кальвинистских общинах Европы и Нового Света. Там бедный не злоумышляет на богатого, а богатый содействует бедному через различные общественные фонды.


Бог призывает поддержать бедного, и одновременно наставляет не потворствовать лености и праздности, и особенно социальному иждивенчеству. Послушаем слова Господа, которыми руководствуются кальвинисты:


“Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих.” (Вт.24:14);
“Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь.” (Пр.22:2).


* * *
Учат ли кальвинисты, что богатство указывает на избрание? Конечно, нет! Жаль, что в нашем варварском веке это приходится объяснять. Если бы кто из библейских христиан когда-либо вздумал проповедовать о Божием предпочтении богатых, его бы сразу уличили в незнании Писания и осмеяли, а если бы он стал упорствовать, подвергли бы мерам церковного воздействия, невзирая на все его богатство.


Тем не менее, не будет неправильным, если честный труженик рассматривает свой достаток как свидетельство благословения Божиего. Так думать не грех. Грех будет тогда, когда этот труженик начнет кичиться своим имуществом. Поэтому Церковь должна учить относиться к собственности, как вверенному Богом в распоряжение. Каждый даст отчет истинному Владельцу всего.


Вспомним притчу о богаче, который так и не помог нищему Лазарю (Лк.16:19-31). В ад он попал не за то, что имел богатство, но за неверие и черствость своего сердца по отношению к ближнему. И из другой притчи богач (Лк.12:16-23) оскорбил Бога не тем, что собрал много богатства, но тем, что принял программу бездельника: “покойся, ешь, пей, веселись”. Работать более он не собирался, но хотел на полученном богатстве дотянуть до конца своих дней. Естественно, что в его программу не входила помощь бедным, как это должно было быть согласно Закону Божиему. Да и в Боге он уже не нуждался, не нуждался в Том, Кто дал ему все это богатство.


III
Быть библейским христианином в России непросто. Приходится преодолевать агрессивную среду, идти против течения. Поскольку мы говорим о Слове Божием, а не об особенностях национальной традиции. Впрочем, можно поговорить и о традициях. У нас такое предложение: давайте сделаем национальной традицией любовь к Слову Божиему и его повседневное изучение.


Наши оппоненты упрекают нас в том, что мы хотим насадить новый порядок, небывалый в России. В этом мы с ними согласны: порядок этот действительно новый, ведь Россия никогда не жила по Слову Божиему. Только мы ничего не насаждаем. Мы лишь стремимся просветить народ, веря, что духовно просвещенный народ сам разберется и установит то, что будет угодно Вседержителю.


* * *
Что же взамен предлагают национал-коммунисты? Кажется, они крайне озлоблены... Все в этом мире, по их мнению, идет как-то не так... а тут еще библейские христиане. Сидели бы смирно, так нет, предлагают систему. И система работает. Сразу начинает работать, стоит только ее установить.


Потому так неутерпима злобная фантазия национал-коммунистов по отношению к библейским христианам – людям практическим, если хотите рациональным. Ведь как раз практическая сторона этим господам более всего не дается. Потому и не любят они практику. Знают, что на практике у них обязательно случится конфуз.


Вот, к примеру, в первых строках своих замыслов напишут они о своей большой любви к армии. Логика нехитрая: подольститься к военным, чтобы получить на выборах побольше голосов. Обещают сделать армию самой сильной в мире и обеспечить ее всем необходимым. Надеются, что каждому прапорщику будет приятно читать такие посулы. Но что на практике? Представим, что наши прожектеры станут выполнять свою программу. Что получится? Для начала, как водится, страну разорят, а потом – в оправдание раскормленной армады – начнут отыскивать внешних врагов. И найдут, можете не сомневаться. Кончится тем, что обязательно ввяжутся в военные действия, и вчерашние лейтенанты и капитаны, голосовавшие за политиков, обещавших двойные оклады и раздувание штатов, окажутся в лазаретах и госпиталях с рваными и колотыми ранами, с оторванными конечностями, обгоревшие, контуженные... А потом вместе со всеми будут проклинать войну, и тех, кто ее развязал.


Понятно ли теперь, почему негодуют на кальвинистов? Ведь мы говорим о трезвом обществе. Говорим о реальности, самой повседневной... когда утром надо идти на работу, и еще не забыть купить стиральный порошок и растительное масло, проверить уроки у детей, починить пылесос, заплатить налоги...


"Какая пошлость! – кричат нам патриоты, – как это мелко". Патриотам подавай Великий Проект! Ни больше, ни меньше. Они по-прежнему мечтают о великих свершениях, о героическом и яростном мире. Между тем, подобная мечтательность есть один из признаков варварства: сидеть в поле у костра, глядеть на огонь или на звезды, и мечтать, мечтать...


* * *
Возьмем сборник статей “О России” философа И. А. Ильина (издан в 1995 году Студией “ТРИТЭ” Никиты Михалкова совместно с “Российским Архивом”). Этим философом восхищаются многие наши патриоты. Ильин подает себя верующим человеком. Христианином. Но вот что насторожит любого христианина, живущего по Слову Божиему: о чем бы ни говорил философ, все у него отдает язычеством.


Например, говорит он о законе: закон, по Ильину, есть система героических поступков!! То есть закон запечатлевает геройства отдельных личностей, а не установления Божии. Чистой воды язычество, разве что с коричневым оттенком.


Россия, по Ильину, есть «выстраданные нами и открывшиеся нам Лики Божии...» Чтобы познать Бога, Евангелие, как вы понимаете, читать необязательно, достаточно лишь проживать в России. Россия, а не Бог, дает нам «религиозно-живую душу». Еще у него действуют национальные пророки, герои и гении... Этот выдающийся люд «выговаривает за нас и от нас» перед лицом Божиим “символ национального Боговосприятия”. “Это наши живые алтари, наши очаги, наши ангелы-хранители.” “Не к ним ли мы идем в минуту горя?”, – спрашивает философ на двадцатой странице. Мысль о том, что рассуждения о национальном Боговосприятии – совсем небиблейские рассуждения, его не беспокоит. Попутно заметим, что другие народы, населяющие Россию, Ильин ласково называет национально-младшими братьями русских (с.23). По отношению к ним он имеет непоколебимое мнение: эти народы сами по себе неспособны к государственности. К неспособным на государственность философ причисляет и армянский народ. Жаль, что армянское правительство этого не знает...


А вот что думает Ильин о самой христианской вере: “Вера же родится от того, что человек созерцает Бога любовью” (с. 9). Всякий знающий Писание человек скажет, что вера сама не может родиться в человеке, ее дарует человеку Бог. Как можно созерцать Бога любовью, если ты еще не веришь в Него? Впрочем, как и положено всем патриотам, в отношении веры Ильин, конечно, горячится: “Православная Россия верит иначе [чем Запад, Е.К.], глубже, искреннее, пламеннее” (с. 8) И это, заметим, написано после религиозной катастрофы 1917 года.


Вы скажете, нужно ли придираться к человеку? ну подумаешь, написал что-то не так, ведь не богослов... Да мы и не придираемся, мы только отмечаем небиблейские воззрения господина Ильина, сочинения которого так и брызжут языческим соком. Для нас важнее то, что именно этот писатель становится весьма популярным и даже авторитетным в определенных кругах российских интеллектуалов национал-патриотической ориентации. Чем и подтверждается наш тезис о языческой закваске всего их мировоззрения.


* * *
Сложите все программы национал-коммунистов, хорошенько их перемешайте, снимите пену, и вы получите однородную массу из наглых избитых обещаний всех осчастливить за казенный счет. Для этого нашим патриотам нужно раздуть государство. А посему жди повышения налогов, тотального контроля и учета каждого куска мыла. Сегодня такая жизнь налажена в стране испуганных зайчиков...


Эти господа обещают снять с нас бремя ответственности, а заодно и избавить от многих других забот, связанных с личностью. И конечно, они особенно восстают против индивидуализма, то есть неповторимости личности, о которой пекутся библейские христиане. Кальвинистский индивидуализм им не нравится, и они стараются его опорочить, выдав за эгоизм, будто это одно и тоже. Меж тем, индивидуалист – это человек, который самостоятельно решает, как поступить ему в своей жизни. Не смотрит на фюрера, генсека, батьку, атамана, чиновника, писателя земли русской... Сам определяет, каковы будут его воззрения и воззрения его детей. И можете не сомневаться, такой человек, если он библейский христианин, все определит правильно, поскольку руководствуется Словом Божиим, а не философом Ильиным.


IV
Итак, что мы имеем? Кальвинисты предлагают систему, опробованную на протяжении нескольких веков, успешно работающую во многих странах мира. Убеждены, что она будет наилучшей для нашего общества и государства. Позволит сразу приняться за дело. Золотых гор не обещает, но гарантирует, что и в России мы наладим нормальную жизнь. И не надо будет первую половину жизни тратить на поиски врагов.


Кальвинисты открыты всем людям доброй воли, то есть воли угодной Богу, людям, желающим жить по Слову Божиему. Конечно, наша проповедь не нравится тем, у кого еще остались пережитки социалистического иждивенчества. Не нравится она и новейшим национал-коммунистам. Ибо в их варварском мире ксенофобии, антисемитизма и прочей патологии не должно быть места ни правде Божией, ни свету, ни свежему воздуху.


Мы выступаем за развитие личности, а нам твердят, что не надо в России индивидуализма. Мы говорим, что следует установить порядок, основанный на Слове Божием, а нам говорят, что Божий порядок – это тирания, и при этом открыто прикармливают фюреров разной породы...


* * *
Мы проповедуем труд и семейные ценности, честную жизнь простого человека, приветствуем реальный повседневный мир труда и забот. А нашим патриотам реальный мир не подходит, и они создают свой психоделический мир Великих Проектов. Отрезвление, как справедливо говорят психологи, приводит их в ярость.


Мы приветствуем братское единение христиан всего мира, совместное празднование христианских праздников, и более того: одного и того же числа. Наши новейшие патриоты ценят лишь свои родовые отметины, то есть языческие знаки и символы. Потому они так и не могут подняться до понимания христианства как единой общемировой религии.


Да и человека они оценивают не по деловым качествам, а опять-таки по тайному знаку рода-племени. Поэтому и не рады они никому из приезжих, даже людям доброй воли и самых бескорыстных намерений. Все равно всякий приезжий воспринимается как опасный чужак, все равно за его спиной будут шептаться и переглядываться.


На все, что им непонятно и недоступно их уровню, они отвечают агрессией. Мы им покажем! – твердят они, грозя всему миру. Неудивительно, что и библейское христианство воспринимается ими так болезненно, ведь оно утверждает иное понимание жизни, недоступное их уровню национальных божков и кумиров.


* * *
Наши оппоненты с привычной демагогической сноровкой, и даже не без изящества, проворно толкут воду в ступе: Россия, Россия! Слава России! Им и в голову не приходит сказать вместе с библейскими христианами: Слава Богу! Ему вся слава и только Ему! Нет, такие слова произнести они неспособны. Нынешние патриоты по-прежнему укрывисто защищают свои языческие воззрения. За эти языческие грехи мы уже были наказаны коммунизмом, то есть были отлучены от истины всерьез и надолго, “только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем нет никакой пользы” (Иер.16:19).


Однако, теперь, по милости Господа, положение изменилось. У библейских христиан появилась благословенная возможность нести Слово Божие, проповедовать имя Господне, распространять христианское учение. И если сегодня кого-то еще смущает превосходящая численность разглагольствующих о почве, корнях и вере предков, и он, чтобы не выделяться, готов послушно следовать за ними, то пусть подумает вот о чем: по пути ли ему с язычниками, и куда они его заведут? И пусть подумает о том, как к этому отнесется Господь, Который предупреждает нас в Своем Слове:


“Не следуй за большинством на зло” (Исх.23:3); и еще:
“Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!” (Ис.8:12-13).


Рецензии
Что характерно, брат во Христе - Вы, как и те коммунисты ратуете за земную обустроенность жизни с домиком и кабанчиком. Последовательные "библейские христиане", коими кальвинистов назвать никак невозможно, руководствуются совершенно другими примерами. Христос учил вообще не заморачиваться насчет мирского благополучия, а душу спасать.
Вам процитировать? Так что для обустройства сытой жизни кальвинизм годится, а вот для спасения души никак. Кстати, вот несколько цитат из добрейшего библейского христианина Вани Кальвина:

“Бог определяет и предписывает в Своем Совете, чтобы некоторые уже от чрева матери несомненно предназначались к вечной смерти, дабы имя Его славилось в их погибели.”
“Он (Бог) не создает всех людей в одинаковых условиях, а назначает в удел одним жизнь, а другим - вечное осуждение.”
“Бог не только предвидел падение первого человека и происшедшее через это разрушение его потомства, но и хотел этого.”.

Вам не кажется, что Ваш учитель, как бы так сказать помягче, одержим дьяволом?
Бог всех предопределил ко спасению. Вот как говорит Священное Писание: Бог “хочет чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (1 Тим. 2,4). Или послание к Титу (2, 11): “Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков”.

Так что не надо учения свои бесовские выдавать за христианские.

Иван Придурков   19.12.2009 21:44     Заявить о нарушении
Иван! Спасибо за внимание к тексту и отзыв. Понимаю Ваши чувства. Но я все же думаю, Вы и сами понимаете, что с кальвинистами не так все просто: был некий Кальвин, который там чего-то понаписал, а простодушные люди, вроде меня, вместо того, чтобы читать Писание, читают его сочинения, не обращая внимания на приведенные Вами цитаты.

Евгений Каширский   20.12.2009 14:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.