Кризис империи и народ Божий

ПРЕДИСЛОВИЕ О НАРОДАХ
Одной из причин возникновения новых народов является утрата прежних духовных ценностей. В особых условиях процесс образования народов может быть ускорен искусственно.

Объективная возможность формирования новых народов (со своей идеологией) и даже наций (под чем мы подразумеваем более высокую степень организации этноса) возникла в России в связи с кризисом Российской империи.

Как известно, народ Божий имеет много общего с любым другим народом. Как и другие народы, он должен иметь развитое самосознание, что, в свою очередь, будет способствовать определению его собственных интересов, даст возможность ответить на вопросы: как адаптироваться к внешнему миру? как обрести собственную нишу и распространиться вовне? как сохранить самотождественность? как повысить уровень своей организации? Понимание интересов неразрывно связано с пониманием окружающего мира, возможностей его преобразования, знанием баланса сил и интересов других народов.

Неравномерность развития народа Божиего в разных странах, различный уровень самосознания объясняются разными условиями его жизнедеятельности, степенью сплоченности, склонностью к обмену информацией (мыслями), наличием представителей во властных структурах страны. В настоящее время наиболее благоприятные условия для библейских христиан России имеются в областях, в которых значительный процент приходится на долю мусульманского населения. Здесь не редкость, когда второй-третьей силой, а то и первой становятся протестанты. Одним из таких городов является Уфа.

ИМПЕРИЯ
Идея империи вечна, как вечна идея универсализма, провозглашающая всеобщую единую истину или стандарт. Место такой идеи прежде часто занимала идея монотеизма. Империя выступала в качестве представителя единой Божественной истины, одновременно становясь механизмом утверждения и поддержания идеи. Большая и сильная империя наглядно подтверждает «истинность» представляемой идеи. Другое дело, что декларируемые великие цели, как правило, недостижимы, а идеи выдыхаются, и в таком случае, как говорится, «дух покидает империю».

Заметим, что идеология несет еще функцию своего рода приманки для окружающих народов. Неудивительно, что империя часто выставляет на первый план великие цели и идеалы, предпочитая умалчивать о конкретных интересах.

Империя, как и всякая иная социокультурная форма, проходит стадию рождения, жизнедеятельности и смерти. Народ поначалу охотно поддерживает имперскую идею распространения на соседние территории. Связанные с этим проблемы еще не осознаются. Когда империя захватывает столько, сколько она может удержать, наступает стадия «неустойчивого равновесия». Идея дальнейшего распространения сменяется идеей традиций, консервации. Подобная идея не бывает продуктивной, поэтому на смену консерватизму рано или поздно приходят закат и деструкция. Центр заселяют представители окраин – в качестве гастарбайтеров, наемников в войсках и милиции. Столица империи превращается в Вавилон. Стержневой народ империи растворяется в завоеванном мире.

Нечто подобное случилось с первыми христианами, когда после официального признания властью христианства, в Церковь хлынул поток язычников…

Империя устойчива до тех пор, пока втянутые в нее народы получают от центра передовой цивилизационный опыт. Империя привлекает их более высокой культурой, исполняя роль педагога. Со временем центр, тратя силы на охранение, начинает отставать, а окраины уравниваются в культурном отношении с центром. В покоренных народах усиливается тяга к самоопределению своей судьбы, это особенно характерно для богатых провинций. Как показывает история, решить проблему интеграции покоренных народов практически невозможно.

Всякая система жизнеспособна до того времени, пока она способна развиваться. Всякое государство жизнеспособно, если оно открыто инновациям, творчески их перерабатывает, применяет в своей жизни. В связи с этим обратим внимание на то, что традиция есть закрепление и воспроизведение определенного исторического опыта народа («бытийный автоматизм»). Однако со временем неизбежно превращение традиции в шаблон, что влечет за собой увеличение числа стереотипов, инерцию, негибкость подходов и методов. В сущности, традиция есть «запрограммированное самоубийство культуры». Страна, в которой делают слишком большую ставку на традицию, в конце концов перестает адекватно реагировать на окружающий мир. Склонность к шаблонам мешает действовать (и делать выводы) в постоянно меняющейся обстановке. А если к тому же обстановка меняется очень быстро, то для страны, ищущей опоры в традиции, вызов времени может обернуться катастрофой.

В продвижении к великим целям империя жертвует своим населением, привычно рассматривая население как средство. И поскольку достижение цели – главное, то затраты не принимаются во внимание. А затраты у империи огромны – ведь она обречена на бесконечное расширение своих границ. Признание незыблемости границ с соседями означает сомнение в Божественном характере породившей империю истины. Границы империи, как говорил В.О. Ключевский, лишь отражают баланс сил с соседями.

Со временем бюрократическая власть навязывает народу свои интересы и цели. По сути, целью империи становится охранение бюрократического аппарата.

В прошлом веке возникла империя нового типа – Соединенные Штаты Америки. Новым в имперской практике этого государства является установление в разных странах посредством силового вмешательства дружественных ей режимов с элементами демократии.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
Пришла к своему очевидному рубежу и Российская империя, которая, увы, также подлежит общим закономерностям. Налицо все симптомы третьей стадии: народы ропщут, бюрократический аппарат из последних сил борется за свое самосохранение, окостеневшие традиции препятствуют продвижению вперед. Особенно страдает стержневой народ империи – русские, до сих пор не избавившиеся от имперского сознания, убежденные в исключительном превосходстве своего опыта.

Многие века идеологической основой Российской Империи было православие. Сейчас позиции Православной Церкви (после 70-летнего пребывания на задворках компартии) восстановлены, но эта мера уже не сможет удержать империю от распада.

Нелишне будет сказать о двух органических пороках православия, которые усугубляют тяжелое положение одряхлевшей империи. Зададимся вопросом, почему светская власть, подпавшая под влияние православия, имеет проблемы во внешней и внутренней политике? Дело в том, что православие рисует иллюзорную картину политического мира, что влечет за собой ложное истолкование политических событий. Впрочем, речь идет не только о политике… Во-вторых, российское православие пользуется ложными воззрениями (вместо создания истинного народа Божиего посредством проповеди Евангелия таковым народом объявляется весь русский народ, а Церковь выступает не как народ, но как государственный институт и т.д.), что в свою очередь влияет на ценностные установки. Отметим еще ряд проблем: 1) Иерархический принцип как причина перерождения Церкви в корыстную корпорацию. 2) Явное предпочтение «экстенсивного ведения хозяйства»: не обучение народа Слову Божиему, но стремление к приращению территорий (выедают одну территорию – идут на другую). 3) Неспособность к восприятию западной цивилизации, составной частью которой является Россия.

Очевидно, что России давно пора обзавестись реальной картиной мира, реальными ценностными установками. Попытка провести в жизнь традиционную православную мифологию приведет к окончательному краху российской государственности.

Почему русский народ поддался на имперскую идею? И почему, например, эстонцы не создали империю? Может, такова качественная характеристика русских, что они изначально предопределены к имперскому мышлению и действию?

Очевидно, что в имперском порыве русский народ растратил себя, отстав в культурном и бытовом отношении от многих западных соседей – поляков, прибалтов, украинцев. Имперское сознание русских удивительным образом сочетается с апатией, вороватостью, цинизмом … Прибавим к этому социальные проблемы империи – уменьшение населения, высокий уровень алкоголизма, распространение социально опасных болезней. На окраинах империи «русскоязычные» представляют собой еще более печальное зрелище – это люди без корней, духовные люмпены. Когда-то эти люди были нужны империи, но теперь она их бросила. За ложные имперские идеалы всегда расплачивается народ… Попутно заметим, что многие российские публицисты убеждены, что народу следует льстить, чтобы он взбодрился и дотянулся до предлагаемых идеалов. Подобным методом пользуется, например, г-жа Н.А. Нарочницкая. Мы же полагаем, что здоровая критика народа есть лучшее для него лекарство. Это честнее, да и перед Богом не стыдно. Пример тому подает нам Священное Писание. Оно показывает нам, сколь сильно Бог любит Свой народ, и одновременно, сколь сурово Он критикует его. Подобным образом поступали пророки и апостолы.

Сможет ли российский народ жить без империи? И если сможет, то будет ли это тот же самый народ или трансформируется в другой? Возможно, ответ на этот вопрос мы узнаем в самое ближайшее время.

ИСЧЕРПАННОСТЬ ПРАВОСЛАВНО-КОММУНИСТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Проблемы России имеют в своем основании проблему российского человека. Огромная территория, которую нам необходимо не только осваивать, но и удерживать, требует нового человека. До поры до времени российская система подготовки личности справлялась с возложенным на нее геополитическим заданием, выставляя людей, способных к освоению и удержанию территории. Но теперь очевидно, что ресурс православно-коммунистического человека исчерпан. Православно-коммунистический россиянин уступает в историческом состязании человеку, сформированному протестантизмом.

После стольких лет лишений и затрат на освоение Сибири, Дальнего Востока и Кавказа мы начали откатываться назад. Протестанты же успешно продолжают освоение всего мира.

России нужны люди с новым менталитетом, которые были бы способны понимать новые исторические смыслы. Для этого нужно провести расчистку полей традиционного мышления, засоренных язычеством и византинизмом. Другими словами, российское общество должно пойти на перестройку сознания. Иначе мы задохнемся в нашей истории, в наших традициях, цепко держащих нас в плену иллюзий и самолюбования.

Возможно, обществу придется пожертвовать морально-психологическим комфортом. Но так поступали все народы после испытанных ими катастроф национального масштаба. Если хотели выжить.

Адепты православия говорят об уникальной роли своей Церкви. Утверждают, будто бы лишь она способна удержать страну от распада, сохранить ее целостность. Дескать, Православная Церковь хранила страну прежде, сохранит и теперь. Какую страну, позвольте спросить? Помогло православие сохранить Киевскую Русь? Нет. Русь распалась на независимые княжества. В каждом из них главенствовало православие. Сохранились ли эти государства? Нет, все погибли, кроме Москвы. Со временем Москва стала Российской империей. Может быть, православие сохранило эту империю? Нет, империя пала под натиском большевиков. Православная Церковь присягнула большевикам и стала им служить верой и правдой. Сохранила ли Православная Церковь страну большевиков – СССР? Нет, СССР пал, как и все предыдущие государства. Нетрудно сделать вывод, что, несмотря на все громкие заявления о роли Православной Церкви в деле сохранения России, она так же позорно провалит снова взятую на себя роль охранителя. Епископы будут лобызать своих удельных премьер-министров, как лобызали удельных князей в Древней Руси.

Нам указывают на роль православия в деле воспитания народа. Странно. Как раз нравственность на Руси никак не была связана с православием, да и вообще не была связана с христианской верой. Были некоторые понятия о нравственности, но отношение они имели, скорее, к язычеству да к природной человеческой гуманности. «Батюшек» воспринимали несерьезно, находя в их проповеди, как говорил Иван Грозный, лишь «претительные докуки со стороны духовенства».

Православный проект предлагает нам воспроизвести все прежние, отвергнутые самой жизнью программы. Все это было, было – и строительство помпезных храмов, и рассуждения о величии страны, и безудержное казнокрадство. Сегодня подтверждается диагноз, поставленный Православной Церкви историей: в жизни членов этой Церкви библейское учение не укоренено.

Да и как оно может быть укоренено, если насильственное введение православия нанесло родовую травму русскому народу? Религию ввели без проповеди, покаяния и желания переменить жизнь в соответствии со Словом Божиим. Народ заставили веровать. Трудно представить большее насилие над личностью, чем насилие в делах веры. Как можно было уверовать нашим предкам, если вера исходит от «слышания» Слова Божиего? Похоже, сегодня кое-кто мечтает вновь повторить «подвиг» князя Владимира – огнем и мечом заставить россиян принять православный проект.

Империя мечется в поисках ответа на свои главные вопросы: как быть и что делать? Прежний стандарт освоения организации пространства и общества не работает. Стране нужны новые взгляды и методы. Нужны для противодействия распаду страны.

По-прежнему остается проблемой создание внятной и привлекательной идеологии, пригодной для поддержания имперской политики. Москва обильно поставляет самые разные идеологические проекты, но в провинции и на окраинах они никого не убеждают. Достаточно посмотреть холодные и нелюбезные тексты на иных кавказских сайтах о России и россиянах.

Серьезные идеи могут дать только библейские христиане. И это не просто идеи. Наши духовные предки дали нам множество примеров успешного построения свободного общества.

Разумеется, это будет другая страна. Возможно, не империя...

Нашим соотечественникам трудно признать, что прежняя Россия неотвратимо уходит в небытие. Хотя до сих пор предостаточно энтузиастов, пытающихся найти способ «возродить великую Россию»… Давно отмечено, что характерной чертой русского патриота является любовь к недостижимым идеалам. Патриот мечтает о России, которой не было и нет на самом деле. Поэтому он одновременно и бодрится и заранее убежден, что ничего не получится. Начальство запретит или деньги разворуют. Он не верит своим соратникам, ибо они из слишком хорошо известного ему материала. Продадут за копейку и эту копейку тут же пропьют. …Выдумывают себе русскую цивилизацию, горячатся, а пессимизм так и вылезает из всех патриотических щелей.

ОБЩИНА И ГОСУДАРСТВО
Церковь и государство не совпадают ни по времени, ни по территории. Слишком разновеликие величины. Религиозная община не падает вместе с государством. Захватывается ли территория врагом, идет ли гражданская война, меняющая политический строй – как правило, община приспосабливается и выживает. Государства и страны исчезают, а Церковь Божия стоит, как и прежде. Религиозные общины гугенотов существуют во Франции до сего дня, пережив ненавидевшего их Людовика XIV и его абсолютистскую монархию. Советский Союз, боровшийся с христианством всеми доступными ему способами, пал еще в прошлом тысячелетии, а христианские общины продолжают успешно развиваться.

Народ Божий привык к политическим потрясениям, возникающим в той или иной части земли. За две тысячи лет христиане насмотрелись на самые причудливые политические создания.

Почему государство так неравнодушно к христианской общине? Почему община задевает его, казалось бы, самим фактом своего существования? Какая тайна есть у общины, что государство так боится ее? Возможно, оно боится, что община сама станет государством или, по крайней мере, попытается устроить его по собственному разумению.

Община – важнейший фактор духовной и общественной жизни страны. Неудивительно, что община помимо своей воли влияет на государство. Влияет самим фактом своего существования. Вот почему государство всегда вмешивается в общину. Влезает в нее своими технологиями, указами, инструкциями. Пытается встроить в нее свои структуры и встроить саму общину в государственную систему.

Если не удается разломать общину, разрушить ее единство, государство старается совратить ее с библейского курса, направив, к примеру, на путь строительства «велелепных» храмов. Пусть верующие почитают свои храмы, будто они стоят на небесах, восхищаются ими, кланяются им. Христиане часто поддаются этой уловке – построят зиккурат, потом озаботятся его содержанием. Храм превращается в идола, забирая все силы.

Сегодняшнее молодое российское государство старательно пытается управлять религиозным процессом. Не надо думать, что оно по-прежнему ничего не понимает… Впрочем, библейские христиане, проживающие на территории РФ, за последнее время тоже много чему научились. Выработали формы работы в агрессивной среде. И что более важно, стали осознавать необходимость гражданской дееспособности народа Божиего. Поняли, что жизнь не делается легче, когда мы делегируем государству свои права и полномочия.

ПРОТЕСТАНТ КАК ТИП ЛИЧНОСТИ
Противники протестантизма в России утверждают, что протестантский проект приведет к разделениям и регионализму. Они указывают на существование множества разнообразных протестантских Церквей. Нам говорят, вы этого хотите? Подразумевают, что религиозное множество протестантов расколет страну… Поверьте нам уж на слово, между протестантами гораздо более сходства, нежели различий. А если уж надо пример, то опять-таки посмотрите на США. В этой стране имеется величайшее разнообразие протестантских Церквей, но страна сильна и сплоченна, как никакая другая. США не боятся различий, зная, что различие дает разность потенциалов, необходимую для успешного развития страны.

Отметим некоторые особенности российских протестантов. У нас нет формального причисления себя к вере. Мы приходим в общину исключительно по религиозным убеждениям. Община не торопится принимать нового человека, но обучает его догматам, смотрит на его моральные качества. Поэтому можно говорить о серьезном влиянии нашей веры на повседневную жизнь каждого протестанта.

Два слова о пресловутом рационализме протестантов, за который нас почему-то бранят местные патриоты.. Да, протестантизму сопутствует рациональное мышление. Знаете, почему? Назову две причины. Во-первых, протестант уверен, что этот мир познаваем, а значит его можно рационально осмыслить. Отсюда вытекает принципиальная возможность рационального ведения дел и устроения самой жизни. Во-вторых, выработке рационализма способствует привычка постоянно анализировать библейский текст.

И что плохого в рационализме? Рационализм изменяет личность, заставляет относиться к себе критически. Рациональное мышление лучше подготовлено к изменениям, преподносимым «жизнью». Сегодняшней России это приобретение будет весьма кстати.

Протестантизм характеризуется уважением прав личности (ибо каждый человек получил свои права от Бога) и уважением правовых институтов. Протестант – сторонник свободы по определению, согласовывает свои поступки только с законом. Выступает за действительное право избирать себе власть и возможность устанавливать законы.

ЗАДАЧА РОССИЙСКИХ ПРОТЕСТАНТОВ
Мы не питаем иллюзий. На общественно-политической сцене все места уже заняты. Какой бы социо-культурный проект мы ни предложили, представители византийской России попытаются всеми доступными им способами дискредитировать нас и наши предложения. Только став реальной силой в обществе, российские протестанты смогут внести изменения в проект под названием «Россия».

Главной задачей российских протестантов (как и вообще всех христиан) является воспитание народа Божиего и забота о нем. Поэтому мы думаем о России прежде всего с точки зрения того, каково в ней будет народу Божиему? И как существующая культура повлияет на наших детей?

Не надо быть пророком, чтобы предвидеть агрессию в наш адрес. Множество запальчивых слов будет сказано (и уже сказано) о том, что мы – агенты влияния, деструктивный фактор. Будут извращать наше учение вкривь и вкось. Но пройдет время, и тот же кальвинизм еще станет предметом национальной гордости россиян. Мы в этом не сомневаемся.


Рецензии
Империя - это механизм хранения второй заповеди.

Почитайте у меня

"Религиозный смысл многонациональных Империй"
http://www.proza.ru/2009/04/01/731

Думающий   18.07.2009 16:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.