Аморальные подкладки высокой морали. Кант
Иммануил Кант ответил бы так: если ты человек высокого морального долга и чести - бросайся в воду ни секунды ни о чём не раздумывая. Пусть ты пострадаешь и погибнешь - но долг выполнишь. Этому и принялись учить новые Педагоги от обществоведения - новое поколение россиян, взяв решительный курс на прозападный образ свободно-автономной и высокоморальной личности.
Конечно же - самому молодому поколению ещё не разобраться, как отличить долг моральный от долга за обучение науке как жить надо. Но вот спрашивается: где это сами Педагоги нашли такую личность, которая кроме морального долга умереть, не имеет вообще никаких долгов и обязательств перед возлюбленной или супругой, перед своими детьми и престарелыми родителями, перед друзьями и коллегами, перед предками и потомками, перед Родиной и Отечеством - которые самым циничным образом предаются в случае апофеозного прощания с жизнью во имя морали?? А что не исключено - и сами Педагоги предаются тоже.
Или всё же эти Педагоги начнут уточнять и Канта. В том смысле, что выполнение долга по Канту возможно только при высокой физической готовности и профессионализме, предоставляющих гарантии и самому не погибнуть и спасти утопающего.
А кроме этого- заслужить почёт, уважение и славу от своих родных и друзей, от родных и друзей спасённого и от общества вцелом, и конечно же - с чувством полнейшего удовлетворения долга, и слава Богу - не по Канту. А возможно и с благодарностью от Педагогов тоже.
Свидетельство о публикации №209051700363
Что касается Канта, то идея долга у него англоязычного происхождения, а в английской культуре проблему невыполненного из-за размышлений долга хорошо решил шекспир - гамлетом, разумеется. Как раз во времена Канта немцы страшно от шекспира пёрлись и уберзетцали как могли.
И вряд ли были неправы.
Теперь по содержанию: заслуга канта в том, что в категории долга он нашёл универсальный формальный критерий нравственности. Человек, сознающий долг в общем, способен (если захочет) найти нужный образ действия во всякой конкретной ситуации. И не нужны ему в таком случае громоздкие предписания попов и моралистов!
И ещё один момент: за категорией долга всегда у канта стоит другой человек - как цель, а не как средство. Это неверно?
Алексей Смехов 27.07.2009 21:46 Заявить о нарушении
Савин Альберт Федорович 29.07.2009 12:39 Заявить о нарушении
Алексей Смехов 30.07.2009 11:11 Заявить о нарушении
Савин Альберт Федорович 28.11.2009 23:32 Заявить о нарушении