Аморальные подкладки высокой морали. Кант

Если ты идёшь по берегу и видишь - как тонут двое: знакомый академик и неизвестный слесарь, то кого бросишься спасать? Один ответит - академика, второй задастся вопросом - а хватит ли сил вообще кого-нибудь спасти, а третий притворится плохозрячим и тугим на слух.

  Иммануил Кант ответил бы так: если ты человек высокого морального долга и чести - бросайся в воду ни секунды ни о чём не раздумывая. Пусть ты пострадаешь и погибнешь - но долг выполнишь. Этому и принялись учить новые Педагоги от обществоведения - новое поколение россиян, взяв решительный курс на прозападный образ свободно-автономной и высокоморальной личности.

  Конечно же - самому молодому поколению ещё не разобраться, как  отличить долг моральный от долга за обучение науке как жить надо. Но вот спрашивается: где это сами Педагоги нашли такую личность, которая кроме морального долга умереть, не имеет вообще никаких долгов и обязательств перед возлюбленной или супругой, перед своими детьми и престарелыми родителями, перед друзьями и коллегами, перед предками и потомками, перед Родиной и Отечеством - которые самым циничным образом предаются в случае апофеозного прощания с жизнью во имя морали?? А что не исключено - и сами Педагоги предаются тоже.

  Или всё же эти Педагоги начнут уточнять и Канта. В том смысле, что выполнение долга по Канту возможно только при высокой физической готовности и профессионализме, предоставляющих гарантии и самому не погибнуть и спасти утопающего.

  А кроме этого- заслужить почёт, уважение и славу от своих родных и друзей, от родных и друзей спасённого и от общества вцелом, и конечно же - с чувством полнейшего удовлетворения долга, и слава Богу - не по Канту. А возможно  и с благодарностью от Педагогов тоже.


Рецензии
Довести до абсурда можно любую точку зрения. Эту возможность предоставляет нам сам язык, вспомнице лгущего ханьца.

Что касается Канта, то идея долга у него англоязычного происхождения, а в английской культуре проблему невыполненного из-за размышлений долга хорошо решил шекспир - гамлетом, разумеется. Как раз во времена Канта немцы страшно от шекспира пёрлись и уберзетцали как могли.
И вряд ли были неправы.

Теперь по содержанию: заслуга канта в том, что в категории долга он нашёл универсальный формальный критерий нравственности. Человек, сознающий долг в общем, способен (если захочет) найти нужный образ действия во всякой конкретной ситуации. И не нужны ему в таком случае громоздкие предписания попов и моралистов!

И ещё один момент: за категорией долга всегда у канта стоит другой человек - как цель, а не как средство. Это неверно?

Алексей Смехов   27.07.2009 21:46     Заявить о нарушении
Значит - идею долга Канта тоже можно трактовать как угодно, а его формальная з а с л у г а как раз и не имеет никакого конкретного содержания ни по ситуациям, ни по обстоятельствам, ни по самими субъектам - то есть предельно абстрактна, понимай кто как хочешь в меру своего уровня. В чём же и перед кем заслуга? А вот в чём: человек - сознающий долг в о б щ е м ( и много ли таких) - способен разбираться в ситуациях. Но Кант - для всех, из которых нормальные люди прежде чем отдавать долг по Канту - обязаны иметь приоритеты среди всех реальных долгов. Иначе они подпадают под категорию предательств. Последнее утверждение сомнению не подлежит. Спасибо за участие.

Савин Альберт Федорович   29.07.2009 12:39   Заявить о нарушении
Далеко пойдёте с такой моралью. А приоритеты расставляются как - от самого дальнего, или от самого ближнего, или по прихоти? Это можно оправдать и повязку им динст дер дойче вермахт, беленькую такую, на рукаве...

Алексей Смехов   30.07.2009 11:11   Заявить о нарушении
Приоритет у долга один: прежде чем отдавать жизнь по абстрактному долгу - надо быть свободным (рассчитатьс) со всеми остальными обязательствами. Я Вам про мораль, а Вы перескакиваете на политику, у которой вообще может быть никакой морали. Следите за собой. А далеко я уже сходил.

Савин Альберт Федорович   28.11.2009 23:32   Заявить о нарушении