Рецензия на «Аморальные подкладки высокой морали. Кант» (Савин Альберт Федорович)

Довести до абсурда можно любую точку зрения. Эту возможность предоставляет нам сам язык, вспомнице лгущего ханьца.

Что касается Канта, то идея долга у него англоязычного происхождения, а в английской культуре проблему невыполненного из-за размышлений долга хорошо решил шекспир - гамлетом, разумеется. Как раз во времена Канта немцы страшно от шекспира пёрлись и уберзетцали как могли.
И вряд ли были неправы.

Теперь по содержанию: заслуга канта в том, что в категории долга он нашёл универсальный формальный критерий нравственности. Человек, сознающий долг в общем, способен (если захочет) найти нужный образ действия во всякой конкретной ситуации. И не нужны ему в таком случае громоздкие предписания попов и моралистов!

И ещё один момент: за категорией долга всегда у канта стоит другой человек - как цель, а не как средство. Это неверно?

Алексей Смехов   27.07.2009 21:46     Заявить о нарушении
Значит - идею долга Канта тоже можно трактовать как угодно, а его формальная з а с л у г а как раз и не имеет никакого конкретного содержания ни по ситуациям, ни по обстоятельствам, ни по самими субъектам - то есть предельно абстрактна, понимай кто как хочешь в меру своего уровня. В чём же и перед кем заслуга? А вот в чём: человек - сознающий долг в о б щ е м ( и много ли таких) - способен разбираться в ситуациях. Но Кант - для всех, из которых нормальные люди прежде чем отдавать долг по Канту - обязаны иметь приоритеты среди всех реальных долгов. Иначе они подпадают под категорию предательств. Последнее утверждение сомнению не подлежит. Спасибо за участие.

Савин Альберт Федорович   29.07.2009 12:39   Заявить о нарушении
Далеко пойдёте с такой моралью. А приоритеты расставляются как - от самого дальнего, или от самого ближнего, или по прихоти? Это можно оправдать и повязку им динст дер дойче вермахт, беленькую такую, на рукаве...

Алексей Смехов   30.07.2009 11:11   Заявить о нарушении
Приоритет у долга один: прежде чем отдавать жизнь по абстрактному долгу - надо быть свободным (рассчитатьс) со всеми остальными обязательствами. Я Вам про мораль, а Вы перескакиваете на политику, у которой вообще может быть никакой морали. Следите за собой. А далеко я уже сходил.

Савин Альберт Федорович   28.11.2009 23:32   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Савин Альберт Федорович
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Смехов
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.07.2009