Синергетика и виртуалистика как онтологии

Постнеклассический период развития науки  непосредственно  определяется  становлением и стремительным развитием двух междисциплинарных наук – синергетики и виртуалистики. Первая связана с открытием детерминированного хаоса, самоорганизации и фрактальных структур в системах самой разнообразной природы,  вторая – с открытием нетривиальных онтологических объектов, характеризующихся недовоплощенностью и неопределенностью существования.
Синергетика и виртуалистика легли в основу так называемой постнеклассической научной парадигмы,  позволившей по-новому взглянуть на многие философские, в том числе онтологические и гносеологические проблемы. Обе науки стали весьма популярными среди широкого круга исследователей. Так, гносеологические и методологические принципы и основания синергетики в настоящее время используются практически всем научным сообществом. В результате становления постнеклассической парадигмы глубоко укоренившиеся в научном сознании представления о возможных видах движения и развития, о формах пространственных объектов, об онтологических основаниях различных феноменов, и, возможно, о самих основах бытия изменились, а мир оказался гораздо более сложным, чем это представлялось совсем недавно.
Синергетические исследования показали, что  типичными  этапами процессов развития нелинейных систем различной природы являются не только образование упорядоченных структур, но и хаотизация движений. Детерминированный хаос  открылся как творческое начало, порождающее новое, дающее неожиданные возможности развития. Нелинейное рассмотрение позволяет выяснить взаимосвязь явлений, посмотреть на мир, как на очень сложную, но единую систему, не просто существующую, но постоянно развивающуюся по законам нелинейной динамики. Возможность предсказания, прогноза поведения рассматриваемой системы на больших временах – еще одна положительная особенность синергетического рассмотрения. Однако при этом исследователь предсказывает не точный ход процесса развития, а его возможные пути, а искусство исследования заключается в том, чтобы обнаружить все возможности и определить наиболее вероятную.
Подчеркнем важнейшую, на наш взгляд, особенность синергетики как науки. Синергетика не только дает определенную методологию исследований, что давно уже стало общим местом не только в естественных, но и в социальных  дисциплинах, синергетика  по сути своей является онтологией.  В самом деле, синергетика решает именно онтологические проблемы: описывает все системы в контексте их генезиса, развития, превращений и исчезновения, т.е. исследует рождение, существование и смерть; сообразно особенностям динамики систем делит их на классы, определяя условия их существования. Это и есть постнеклассическая онтология, отличающаяся от классической системой категорий и кругом решаемых проблем. Любое устойчивое состояние или движение в рамках синергетической онтологии представляется аттрактором, простым или странным, любое качественное  изменение состояние, в том числе, рождение  и смерть, – бифуркацией (катастрофой, кризисом). Процесс развития представляется поливариантной чередой сменяющих друг друга в результате бифуркаций аттракторов, связанных переходными процессами. Сказанное означает, что, проводя синергетическое исследование систем любой природы, в том числе социальных и гуманитарных, мы можем получить универсальное онтологическое знание об их возникновении, существовании, метаморфозах и исчезновении, т.е. о  бытии исследуемых объектах. Синергетические представления о таких нелинейных феноменах, как детерминированный хаос, самоорганизация, фрактальность меняют не только сложившиеся физические и естественнонаучные стереотипы о возможных процессах развития, о пространстве и времени, но и позволяют ввести постнеклассические представления о полионтичности бытия и поливариантности развития.
Синергетика выступает универсальной теорией развития, и основные ее понятия (такие как самоорганизующиеся структуры, странные аттракторы, бифуркации) позволяют рассмотреть исторические и социальные процессы не просто как смеяющие друг друга факты и события, а понять исторические и социальные феномены во всей их сложности и многообразии, объяснить явления, объяснение которых не дают гуманитарные парадигмы.  Представляется очевидным, что общественные процессы подчиняются неким общим законам, мало зависящим от общественных флуктуаций, и определяющим развитие  всего социума на достаточно больших временах, т.е. законам, которые вполне можно было бы назвать динамическими и задать математически. Главной целью синергетического  исследования является выяснение возможных связей между элементами рассматриваемой системы и анализ основных возможностей ее развития, при этом некоторые особенности предполагаемого  поведения заранее постулируются. В ряде случаев оказывается возможным фундировать подобное рассмотрение некоторыми более или менее точными динамическими моделями, иногда этого сделать нельзя. Итогом изучения должно оказаться построение стройной динамической модели изучаемой системы и прогноз вероятных тенденций ее развития, иногда удается дать рекомендации, позволяющие выбрать параметры и начальные условия, обеспечивающие реализацию желаемого направления развития. При таком рассмотрении на первый план выдвигаются не законы существования, а законы сосуществования и последовательной смены исторических этапов, государственных устройств и т.д. Нелинейное рассмотрение социума как саморазвивающейся системы позволяет наиболее точно объяснить основные закономерности общественного развития, объяснить характер исторических процессов, сделать некоторые прогнозы. Идеи и методы синергетики позволяют довести до логической законченности и целостности гениальные идеи философов прошлого, дают возможность решить определенные проблемы, возникающие в философии истории, истории, социологии. Законы нелинейного развития социальных систем могут формулироваться на основе некоторых аналогий с уже известными законами нелинейной динамики физических систем и проверяться путем анализа исторических данных.
Возникновение критических и катастрофических ситуаций, закономерность резкой смены существующих режимов,  существлвание переходных и стационарных хаотических состояний – необходимые особенности всякого нелинейного развития. Двадцатый век разрушил надежды на плавное, закономерное развитие социума, которые  остались в прошлом вместе с классической динамикой и разрушением долгоживущих тоталитарных империй. Умение прогнозировать смены регулярных и хаотических режимов в различных системах как раз и является одной из основных задач синергетики, в настоящее время вполне разрешимой. Анализ динамики даже приближенных моделей дает множество важной информации, в частности позволяет увидеть, что кризисы, приводящие к хаотическим режимам, во всех нелинейных системах, в том числе социальных и экономических, - вещь неизбежная, однако вполне предсказуемая. Например, всемирный экономический кризис 2008 года с точки зрения синергетики закономерен и вполне мог бы быть предсказан с помощью исследований синергетических моделей рынка. Кризисов нельзя избежать, но их можно прогнозировать, к ним можно подготовиться. Для этого достаточно построить более или менее  точную модель, определить, при каких значениях параметров в ней возникают бифуркации, переводящие ее в хаотический режим, и провести сравнительный анализ с реальной системой. Именно этим методом уже многие годы пользуются в биологии при построении прогностических моделей динамики популяций, в метеорологии при предказании погоды. Задача синергетики в подобных случаях сводится к тому, чтобы определить те параметры, при которых возникают те или иные режимы поведения, и дать конкретные рекомендации по их достижению или избежанию.
Другой знаковой постнеклассической наукой  является виртуалистика. Теоретическое осмысление виртуальности, виртуальной реальности, представляется чрезвычайно актуальным при анализе изменений, происходящих в современной цивилизации. Эти изменения, затрагивая города, страны, регионы, социум в целом, стимулируют интерес исследователей к масштабному анализу происходящего, разрушают классические, философские представления о реальности, мире, его онтологических основаниях, казавшихся до недавнего времени незыблемыми и единственно верными.
Удивительно, насколько основные идеи синергетики: о поливариантности и сложности развития, множественности возможных состояний, их резкой смене – оказываются близкими к основным представлениям более «молодой» и гораздо менее известной виртуалистики. Более того, мы полагаем, что при постнеклассическом рассмотрении любого значимого феномена синергетическое описание невозможно без виртуалистского, и наоборот. Постнеклассическая интерпретация действительности включает в себя и представления о полионтичности мира, связанные, прежде всего, с феноменом виртуальности. В концепциях виртуалистики виртуальность, в большинстве случаев, осмысляется в рамках постнеклассической парадигмы, определяющей объектом своего рассмотрения нелинейность, нестабильность, индетерминированность, поливариантность и полионтичность как неотъемлемые характеристики бытия.
Как любое интенсивно познаваемое явление, виртуальность рассматривается и изучается с междисциплинарных позиций. Проводимые в рамках виртуалистики исследования социальных систем сходятся на том, общество в целом активно виртуализируется, создание социальных моделей, использующих представления виртуалистики  связано с именами российских исследователей Д.В. Иванова,  К.К. Колина,  В.Н. Гасилина.  Культурологическое исследование виртуальной реальности постулирует, что вся мировая культура определенным образом связана с творимыми человеком виртуальными мирами. Сейчас общепринято, что гносеологический, теоретико-познавательный аспект любой человеческой деятельности может быть описан и описывается на основе творения виртуальных миров. Виртуальная реальность создается творцом-художником, творцом-музыкантом, творцом-поэтом, виртуальные миры позволяют исследовать процессы свободного становления, возникновения принципиально новых структур, столь характерные для любого творчества, любой субъект культуры не может обойтись без них в своем сознании.   Творение виртуальных объектов  рассматривается и как неотъемлемый аспект научные исследований и технического творчества.
Значимость виртуальных феноменов, неоднозначность представлений о виртуальном, отсутствие проясненных дефиниций и неопределенность свойств делают попытки философского осмысления этого феномена чрезвычайно важными и своевременными. Онтологический подход  к исследованию виртуальных объеуктов связан с рассмотрением виртуальности как универсального онтологического феномена. При этом постулируется, что существуют различные онтологические уровни виртуальности, как естественные, природные, так и сотворенные человеческой деятельностью. При этом сама виртуальность осмысляется в широком контексте как один из онтологических уровней бытия, определяющих его «тонкую структуру», на которые расщепляется единое, по классическим представлениям,  бытие, как онтологический «слой» сложного полионтичного мира в его разворачивании от бытия к небытию. Бытие при этом представляется структурированным, допускающим представление о степени бытия или небытия, а реальность мыслится многоуровневой. Последовательный онтологический анализ виртуальности позволяет рассматривать ее как недовоплотившуюся реальность, ввести представление о многоуровневой реальности. Более подробные исследования позволяют считать и саму виртуальность онтологически многоуровневой, выделив в ней различные бытийные подуровни. Попытки выделить существенные онтологические свойства виртуальности позволяют  обнаружить в ней онтологическую ущербность, отсутствие у виртуального бытия основных предикатов бытия реального.   У С.С. Хоружего рассматривается связь виртуальности и неопределенности, виртуальность мыслится как «недород» бытия, недо-выраженность, недовоплощенность, разрыв между выражающим и выражаемым. Нами показано, что виртуальность всегда определяет поле возможностей, но не просто предоставляет реальным объектам множество возможностей, а осуществляет переход к одной из них. Виртуальность действенна и объективна, она способствует реализации того, что соответствует законам природы или общественным законам, виртуальность – это всегда дорога к новой реальности, спутница всего нового, она сопровождает любой момент рождения, она есть движитель, переводящий реальный объект в новое состояние. Важнейшими онтологическими свойствами виртуальности, являются кратковременность существования, или короткое время жизни, неустойчивость, изменчивость, динамичность и ее сущностная связь с хаосом и неопределенностью, способность влиять на реальные объекты или даже превращаться в них.
Таким образом, синергетика и виртуалистика позволяют обосновать постнеклассическую онтологию – новое видение мира, закономерного и хаотичного одновременно,  непредсказуемого, поливариантно развивающегося, кризисного, постоянно бифурцирующего, полионтичного, заполненного объектами с разной степенью воплощенности. А это значит – увидеть мир во всей полноте его единства и сложности.


2008 г.


Рецензии