Синергетика и национальные стратегии

Распад любой сверхдержавы или империи находится в сложной обратной связи с  генезисом и развитием национальных движений. Возникающие национальные движения  способствуют разрушению неустойчивого равновесия полинационального социального образования, и, напротив, разрушение последнего сообщает национальным движениям мощный импульс. В случае с деструкцией Советского Союза преобладал именно второй механизм: практическое отсутствие подлинно национальных движений в советскую эпоху, общесоветская "космополитичность" сменились резким ростом национального самосознания, ранее подавляемого государственной политикой, подчас нарочитой демонстрацией национальных особенностей, национальных менталитетов. В некоторых бывших советских республиках было достигнуто новое равновесие: население быстро стало практически мононациональным, гражданские права национальных меньшинств были сведены к минимуму. В самой многонациональной и "пестрой" Российской Федерации вот уже  более десятилетия развиваются "переходные национальные процессы", характеризующиеся свойствами неравновесности и неустойчивости. Наиболее существенной зоной национального неравновесия на сегодняшний день является Северный Кавказ и  Москва. В российских областях, далеких от этих двух, ситуация складывается по-разному: существуют области с национальной доминантой, например, Нечерноземье, и области, традиционно полинациональные. К числу последних  относится и Саратовская область.
Сколько-нибудь точный анализ любой полинациональной системы является чрезвычайно сложной задачей. Методология исследования динамики социальных систем в рамках классических социальных теорий опирается на статистические методы. В последнее десятилетие возникли новые направления социологии и социальной философии – социодинамика и социосинергетика, предлагающие постнеклассическую, в первую очередь, синергетическую методологию социальных исследований.  При синергетическом рассмотрении динамика социальной системы определяется как целостный процесс протекания и взаимодействия  самых различных социальных структур  В рамках постнеклассической синергетической парадигмы критикуется методологическая несостоятельность линейных моделей социальной развития   постулируются следующие методологические принципы социальных исследований:
а) социальный уровень организации материи является самым динамичным;
б) в обществе однозначно преобладают нелинейные процессы;
в) социум - одна из наиболее сложных, точнее, самая сложная из существующих систем, а чем сложнее система, тем в большей степени ей присуща открытость, поливариантность развития, бифуркации (резкие изменения состояния, кризисы), хаотическое развитие,  причем последнее предполагается закономерным, неизбежным и в ряде случаев положительным.
Принимая синергетическую методологию исследования, можно ввести представление  о национальной социодинамике и применить уже ставшие общепринятыми синергетические категории к анализу развития полинациональных систем. Следует отметить, что в этом случае возможно не только качественное, но и количественное рассмотрение возможных процессов, поскольку синергетика фундируется точными математическими методами и в настоящее время уже созданы нелинейные модели некоторых социальных систем. Два основных возможных механизма развития социальных систем со многими степенями свободы определяются  тем, существуют ли подобные системы в автономном режиме, т.е. при отсутствии внешнего воздействия, или в неавтономном.
Автономное развитие полинациональной системы. По-видимому, в первые годы постсоветского периода, когда на территории Российской Федерации (и Саратовской области, в том числе) возникли первые открытые проявления национальной идентификации различных народов, реализовывались именно автономные режимы развития полинациональных социальных сообществ. В это время естественно, "стихийно", без государственного регулирования, по  законам самоорганизации сложных систем были созданы национальные предприятия, школы, общественные движения, общины. Естественные национальные связи  привели к созданию сети необходимых национальных структур.
Неавтономный режим полинациональной социальной системы. Спустя время, государственная власть, в рассматриваемом случае областная, констатировав  факт появления национальныхструктур,  начала осуществлять активное внешнее воздействие на последние. В Саратовской области, например, была создана Комиссия по общественным отношениям при Губернаторе области, осуществляющая координацию действий национальных обществ и выработку  стратегии национального развития; в 2003 году была принята "Программа национально-культурного развития народов Саратовской области". С точки зрения  социосинергетики результат подобного вмешательства государства в  процессы национального самоопределения вполне определен и предсказуем. В этом случае помимо естественных ("собственных") национальных структур должны возникать (и возникают) множественные  "навязанные", "вынужденные" национальные образования, вступающие в  типичный для нелинейных самоорганизующихся систем процесс "конкуренции мод". Пример Саратовской области служит наглядной иллюстрацией этого типичного процесса. Стремясь получить государственную поддержку, национальные объединения Саратовской области начинают множиться и конкурировать. Так, в настоящее время на территории области зарегистрировано три национальных казахских общества,  два чечено-ингушских, несколько русских, еврейских и т.д. Конечно, рост числа национальных общин не определяется только фактом государственного регулирования национального процесса, сюда добавляются процессы религиозной идентификации, которая не всегда тождественна национальной, субъективные факторы. Однако государственная протекция, на наш взгляд, является причиной национальной мультистабильности. В результате возникают и "искусственные" национальные структуры, к которым следует отнести национальные организации, официально зарегистрированные, но, в силу .малочисленности соответствующей диаспоры активно, не функционирующие, например, греческая община.. Последующее увеличение внешнего (государственного) воздействия неизбежно должно приводить к слиянию мелких структур и образованию единого кооперативного режима динамики, что и наблюдается в действительности. Так, в Саратовской области в 2003 г. создана Общественная Палата, организация, формально координирующая все общественные отношения на территории области, в том числе, и национальные. С мая 2003 г. в Саратове ведется форсированное строительство Национальной деревни, обусловленное инициативой властей, а не национальных общин. Это, безусловно, красивое начинание представляется искусственным и не отражающим действительное состояние национальных дел. Создание "этнического рая" для многочисленных национальностей в отдельно взятой области выглядит весьма неубедительно и представляется полезным только для национальной элиты: руководителей общин, гостей области и пр. Очевидно, что  организация этнографического музея под открытым небом; каковым по первоначальному замыслу выступала Национальная деревня, - дело чрезвычайно сложное, требующее длительных усилий,  значительных затрат и участия специалистов даже в мононациональном случае. Такими же искусственными и не отражающими собственную внутреннюю динамику национальных процессов  представляются инициированные властями межнациональные праздники, форумы, конференции и т.д., во множестве проходившие в 2003 г. в Саратове.
Формальный синергетический анализ требует глубокого осмысления. Позитивным или негативным является сильное внешнее воздействие на естественную сложную полинациональную систему, сложившуюся в  Саратовской области? Является ли благом государственное регулирование национальной динамики? Правильно ли выбраны стратегии областной национальной политики? И синергетика, и печально известная советская история дают вполне определенные ответы на эти вопросы.  Успешно развиваться, совершенствоваться и длительно существовать нелинейной системе удобнее всего в режиме так называемого "социального странного аттрактора". Странные аттракторы - очень сложными динамические образования, существенными особенностями которых являются сочетание свободы движения и сложной, четко выраженной структуры, богатство внутренних режимов,  возможность выбора, свободная конкуренция множества возможных движений, приводящие к высокой эффективности и большому коэффициенту полезного действия. Подобными свойствами, например, обладают политические, экономические и национальные системы высокоразвитых демократических стран, в которых чрезвычайно сложное государственное и общественное устройство сочетается с внутренней свободой развития организаций и отдельных индивидов.  В этом случае власть (государство) четко и сложно функционирует и развивается, отдельные граждане, организации и объединения обладают значительными свободами и возможностями, существует конкуренция, в результате которой устанавливается наиболее выгодные режимы развития. Режим  социального странного аттрактора не только не исключает, но подразумевает и обеспечивает существование и развитие упорядоченных структур, в качестве которых в случае общественного развития могут рассматриваться государственные, политические, экономические, национальные структуры и т.д., из чего следует, что анархия и разрушение системам, развивающимся в хаотическом режиме, не грозят. Однако этот режим обусловливает определенную непредсказуемость развития, которую могут испытывать как отдельные элементы социальной системы, так и все государство.
Напротив, системы с навязанным упорядоченным развитием, плановым ведением хозяйства, строгой периодичностью (например, Советский Союз)  характеризуются низкой эффективностью и подвергаются опасности разрушения. Такие системы функционируют в единственно возможном,  жестко определенном периодическом режиме,  который не может существовать достаточно долго и при отсутствии различных возможностей развития  разрушается, что мы и наблюдали неоднократно в истории. Возможно, такую бифуркацию разрушения периодического режима и претерпела недавно наша страна.  С этой точки зрения назойливое вмешательство в национальные вопросы, выработка жесткой национальных стратегий представляется наследием нашего недавнего прошлого, губительным для полноценного саморазвития,  а мягкое, этичное регулирование национальных отношений и поддержка национальных инициатив – благоприятной.
Над чем же следует задуматься при разработке стратегий национального развития?  Во-первых, следует помнить, что в рамках синергетической парадигмы любое вмешательство в динамику сложной системы представляется праксичным: оно обязательно меняет условия развития самой системы и, в  силу обратной связи, саму внешнюю силу. Во-вторых, поливариантность развития нелинейных систем обуславливает появление все новых и новых возможностей, режимов,  степеней свободы. В-третьих,  хаотические режимы, столь типичные для нелинейных систем, вносят принципиальный запрет на возможность точных предсказаний и длительных прогнозов.
Поэтому следует избегать жестких детерминированных программ развития; любое планирование  должно быть мягким, эластичным, допускающим  появление новых вариантов, должны быть очерчены лишь возможные направления национальной динамики. В противном случае, в программах и планах не останется места для новых, постоянно рождающихся в нелинейных системах структур. Мы полагаем, что знание и использование вышеизложенных принципов синергетического исследования социальных систем может благотворно повлиять на разработку любых социальных стратегий, в том числе и национальных.


Рецензии