Импрессионизм в литературе
Импрессионизм стал проникать в музыку, в литературу, сейчас он есть в кино. Режиссер Учитель снимает свои фильмы, как импрессионист.
В литературе импрессионизм как направление не сложился утверждают "ученые мужи". Как направление? Да! Но их главная ошибка в том, что они ищут в произведении элементы импрессионизма. Произведения импрессионистов - художников не раскладываются на мазки. Тогда почему литературные произведения анализируются, раскладываются на части. Самое главное в литературных импрессионистских произведениях - это впечатление от размытости. В них нет чёткого и определённого, в них нет норм и правил литературных.
В "Темных аллеях" Бунина нашли даже философский и идеалогический подтекст. А ведь его тексты построены на впечатлении, на ощущении любви, на подсознании. Поэтому нет в них обобщения, законченности, а есть неуловимое чувство тревоги, волнения, утраты. Прочитаешь "Темные аллеи" и ходишь под "впечатлением". Разве с вами не было такого? Пройдет время, забудешь героев, а ощущение остается.
Импрессионизм литературный отличается от изобразительного искусства. Стилевых разновидностей здесь больше. Мысль в литературе восприятие, которое передаётся через слово. То, что в реализме было бы неточным, небрежным, несогласованным с предыдущим, и было бы отброшенно, как словесный мусор, здесь подбиралось и работало на ощущение.
Рассказы Чехова. Вроде туманность, зыбкость, недосказанность, мимолётность, умолчание, обрывочные фразы, а создается образ, цельное впечатление, а наше сознание только достраивает ощущение от его впечатления. Перечитайте Чехова и обратите внимание на его многоцветие, от которого щемящая тоска.
Имперессионизм в литературе - это отказ от обобщения, идеи, законченности, утверждение незначительного, но в то же время умножить изобразительное силу слова. Так "Степь" Чехова всегда в движении, всегда разная.
У Платонова в рассказе "Фро" через пространство раскрывается характер героини. Да! Было. И не раз. Но пространство трепетное, размытое, дымчатое, опустевшее, безмолвное и в то же время сияющее, оно совпадает с состоянием героини. Это фирменный платоновский стиль, когда сходятся два начала "уставшая трава" - это состояние души и состояние травы.
Импрессионизм в литературе стремился поднять "впечатление" до уровня новой философии жизни что и как, отбрасывая что, и беря за основу как, согласно которой ценно лишьто, что мимолетно, неуловимо, невыразимо ничем кроме ощущений.
Свидетельство о публикации №209051800868